Пособие по эксплуатации: 10 главных вещей, которые надо знать о жанре эксплотейшн
Грайндхаусы, байкеры, Расс Мейер, негры, каннибалы и волчицы СС — все, что делает кино категории «Б» невероятно интересным зрелищем
В российский прокат вышел «Бомж с дробовиком» — часть проекта «Грайндхаус» Родригеса – Тарантино, выросшая из фальшивого трейлера, снятого режиссером-любителем Джейсоном Айзенером. Герой боевиков 1980-х Рутгер Хауэр здесь выступает в роли рассерженного бродяги и вступает в борьбу с несправедливостью с помощью шотгана: людям отрезают головы, выпускают кишки, во все стороны летит кровь и мясо — в общем, перед нами классический образчик жанра эксплотейшн, к которому теперь лишь изредка обращаются режиссеры-постмодернисты. По такому случаю Look At Me вспоминает 10 главных вещей, которые надо знать об экплотейшне.
Грайндхаусы
|
Эксплотейшн не показывали в обычных кинотеатрах, поэтому именно на этот период приходится расцвет драйв-инов и грайндхауcов — старых театров бурлеска, переоснащенных с учетом новых нужд публики. В стоимость билета порой входило сразу несколько сеансов для любителей бульварной киножвачки: вся 42-я улица в Нью-Йорке была увешана афишами фильмов про секс, насилие, бунтарей-мотоциклистов, голых красоток, уродов, каннибалов, нацистов и зомби (а зачастую про все сразу). Все они, как правило, были плохо сняты на мизерные деньги и безобразно сыграны. Расцвет жанра пришелся на конец 1960-х и 1970-е в связи с ослаблением цензурного гнета и общим ощущением раскрепощенности, а к 1990-м грайндахаусные кинотеатры фактически исчезли как вид. |
Роджер Корман
|
Продюсер и режиссер низкобюджетного кино категории «Б», основатель компании New World Pictures, где выходили настоящие вехи жанра — «Женщины в клетках» и «Смертельные гонки – 2000». Дал путевку в жизнь не одному талантливому режиссеру: на его студии (и в жанре эксплотейшна) дебютировали Скорсезе и Коппола, через его «киношколу» прошли Джеймс Кэмерон и Джонатан Демме. Корман умудрялся делать на одних и тех же локациях по несколько фильмов сразу, лично снял более пятидесяти картин и спродюсировал несколько сотен. Самые отвязные и любопытные из них были сняты на Филиппинах, где работать можно было быстро, дешево и не думая о цензуре. Подобные жемчужины сразу же отправлялись в драйв-ины. |
«Смертельные гонки – 2000»
|
Фильмы про погони на быстрых тачках тоже относятся к субжанру эксплотейшена. Основные: «Точка исчезновения», «Грязная Мэри, безумный Ларри», «Двухполоска» — фильмы про бунтарей без причины, вжимающих педаль газа в пол и пытающихся оторваться не от преследующей полиции или других гонщиков, а от самих себя. Однако самый одиозный пример — выпущенная Корманом в 1975-м треш-антиутопия, где в Америке 2000 года гонки стали главным национальным развлечением, а суть их сводится к количеству сбитых людей. На этом фоне противостояние Каррадэйна в роли гонщика Франкенштейна и Сильвестра Сталлоне в роли «Пулемета» Джо Витербо, одетого в нацистскую форму, смотрится особенно ярко. |
Байкеры
|
Жанр «фильмы про байкеров» стартовал в 1950-е годы благодаря «Дикарю» с Марлоном Брандо. Но для понимания жанра вспоминать нужно не его, и не контркультурный хит Денниса Хоппера «Беспечный ездок», а фильмы «Ангелы ада на колесах», «Садисты сатаны», «Голые ангелы» и «Моторсайко». Объединяет их то, что байкеры в них выставлены тупыми и омерзительными подонками, готовыми к насилию над женщинами и осквернению церквей. Добавим к этому униформы, свастики и немецкие каски, и тут поблекнет даже харизма Питера Фонды, который периодически появлялся в подобных фильмах. В «Моторсайко» Расса Мейера впервые появился персонаж — «вьетнамский ветеран с проблемами», который мстит банде негодяев за изнасилованную жену. |
Faster Pussycat! Kill!Kill!
|
Пожалуй, главный фильм в поджанре «сексплотейшн» про банду грудастых сексапильных девиц, любительниц быстрой езды, безжалостно расправляющихся с мужчинами. Одна группа позаимствовала у фильма название, другая — имя главной героини, Туры Сатаны. Наряду с ним принято вспоминать «Супермегер», где количество грудастых героинь превышает допустимые нормы, а герой Чарльза Нэпиера, безумный шериф-импотент, скачет козлом по горам в трусах и ковбойских сапогах и кидается динамитными шашками. Мейер снимал не только про голых девиц (так называемые nudies) и «сексплотейшены», но и попробовал себя в «блэксплотейшене» с говорящим названием «Черная кобра». |
Блэксплотейшн
|
Криминальное кино с отличным фанковым саундтреком про крутых черных парней в классных прикидах и на стильных тачках, которых любят «киски» и побаиваются белые. Всегда есть, конечно, и главный белый злодей, как правило, расист — ему достается по первое число. Звезду подобных фильмов Пэм Гриер Тарантино пригласил в свой оммаж этому жанру «Джеки Браун». В числе шедевров жанра — «Крепкий кофеек» и «Клеопатра Джонс» (оба с Гриер), «Шафт», «Суперфлай», «Грузовик Тёрнер» и, конечно же, Sweet Sweetback’s Baaaadaaass Song (по-русски звучит более блекло — всего лишь «Свит Свитбэк: Песня мерзавца»). В блэксплотейшн мутировали даже фильмы ужасов: на свет появились «Блэкула» и «Блэкенштейн». |
«Триллер: Жестокое кино»
|
Самый интересный фильм другого поджанра экспло: rape and revenge movies. Хотя родоначальником принято считать далекий от совершенства дебют Уэса Крейвена «Последний дом слева», в свою очередь, являющийся вольным римейком «Девичьего источника» Бергмана. Название жанра говорит само за себя — сначала героиню жестоко насилуют, затем она безжалостно мстит. Шведский фильм Бо Вибениуса запоминается не только кусками из хардкор-порно, вставленными в нужные моменты, но и снятыми в рапиде а-ля Пекинпа сценами перестрелок и, конечно, главной героиней с черной повязкой на глазу — красавицей Кристиной Линдберг. Этот образ впоследствии использует Тарантино в дилогии про Билла. |
Хершелл Гордон Льюис
|
Король жанра gore, известный прежде всего своими «Кровавым пиром», «Кудесником крови» и «Раскрась меня кроваво-красным». Как можно догадаться из названий, фильмы были весьма кровавы. Льюис, журналист по профессии, поначалу преподавал английский язык в колледже и работал на радио и в рекламе. Снимать вместе с другом Фридманом ему помогли еврейские корни — на вопрос одного из продюсеров о еврейском происхождении он дал утвердительный ответ и получил таким образом первый бюджет. Его фильмы смотрятся как картины Эда Вуда, только в цвете и с обилием обнаженных тел и крови. Ему же принадлежит главный фильм hicksploteishen — «2000 маньяков», где компания молодых людей попадает в деревню реднеков-каннибалов. |
«Ад каннибалов»
|
Пальма первенства по части каннибалов, бесспорно, принадлежит итальянским режиссерам, прежде всего — Руджеро Деодато. Его «Ад каннибалов», выдаваемый поначалу за найденную в джунглях документальную пленку пропавшей съемочной группы, до сих пор может вызвать шок, не говоря уж про 1980-е. Деодато чуть не сел в тюрьму, а фильм запретили к показу в ряде стран. Хотя людей там по-настоящему не едят, шесть или семь животных были убиты взаправду. По сути, фильм доводит до предела возможного идеи «мондо-фильмов», псевдодокументалок о жизни в «Шокирующей Азии» или о «Ликах смерти». В дальнейшем идея «найденных пленок» будет успешно использоваться режиссерами — достаточно вспомнить «Ведьму из Блэр» и чертову дюжину менее удачных подражаний. |
«Ильза. Волчица СС»
|
Начальница концлагеря Ильза, грудастая садистка-нимфоманка, — основная героиня еще одного поджанра, nazisploitation. У фильма есть несколько продолжений, в одном из которых Ильзу пытается ублажить русская хоккейная команда, и множество подобий вроде «Последней оргии СС» и «Течной суки СС» (также известной как «Зверь в горячке»). По сути, этот жанр очень близок другому ответвлению экспло — «женщины в тюрьме», из-за обилия женщин за колючей проволокой, которые часто раздеваются и еще чаще подвергаются сексуальному насилию. |
Комментарии
Подписаться