Не ходи туда! Гид по обманчиво безопасным местам из кино
Банкомат, телефонная будка, радиостанция, горнолыжный подъемник и другие смертельно опасные кинолокации
На российские экраны вышел «Банкомат» — докрученный до смехотворности survival-триллер Дэвида Брукcа о том, как маньяк терроризирует трех клерков, заехавших снять денег в круглосуточный банковский терминал. Замкнутые пространства, ограниченный набор подручных спасательных средств и зловещие силы снаружи — вот типичные клише клаустрофобичных триллеров и хорроров, герои которых обрекают себя на погибель, ступив на порог проклятых домов, хижин в лесу, зловещих отелей или пещер. Но изобретательные режиссеры не перестают напоминать, что опасным может стать даже самое невинное место. Look At Me решил вспомнить несколько вроде бы заурядных локаций из фильмов, в которые после просмотра становится страшно соваться.
«Банкомат»
|
Место: Круглосуточный банкомат на шоссе Жертвы: Трое банковских служащих Чего нельзя делать: Далеко парковаться и оставлять мобильный телефон в машине |
Молодой режиссер Дэвид Брукc пал типичной жертвой «синдрома дебютанта», постаравшись запихнуть в «Банкомат» все пришедшие на ум клише страшного жанра: необъяснимого маньяка, блондинку, замкнутый стеклянный куб (привет Большому Брату), а героям тут грозит опасность замерзнуть, утонуть и просто умереть от идиотизма. Полуторачасовую историю о том, как сотрудники банковской сферы пытаются выжить в четырех стенах рядом с бесполезной машиной, набитой деньгами, можно было бы расценить как критику в адрес капитализма, но, скорее всего, авторы просто решили соригинальничать и заодно намекнуть, что смерть может поджидать где угодно. Как ни странно, сценарий к картине написал Крис Спарлинг — автор более стоящего фильма про клаустрофобию «Погребенный заживо» с Райаном Рейнольдсом.
«Телефонная будка»
|
Место: Телефон-автомат на оживленном нью-йоркском перекрестке Жертвы: Неверный супруг Чего нельзя делать: Вешать трубку и ругаться с другими желающими позвонить |
Герой Колина Фаррелла, надумав изменить жене, звонит молодой актрисе из телефона-автомата. Главная забота обманщика — скрыть адюльтер от супруги, но он не подозревает, что его уже взял на мушку одержимый идеей правосудия снайпер и из будки он так просто не выйдет. Клаустрофобичный сюжет, где герои от начала и до конца заперты в одной декорации, — идеальный сценарный трюк для малобюджетных картин, который в ответ требует немалого режиссерского и актерского мастерства. Автор «Огней святого Эльма», пары «Бэтменов» и «8 миллиметров» Джоэл Шумахер пошел с «Будкой» ва-банк, чтобы доказать, что с хорошей историей (позаимствованной у мастера саспенса Альфреда Хичкока) можно обойтись без большого бюджета. И не проиграл: фильм снят в режиме реального времени, и почти все его восемьдесят напряженных минут держатся на игре Фаррелла.
«Понтипул»
|
Место: Радиостанция в захолустном канадском городке Жертвы: Диджей, его ассистентка и менеджер станции Чего нельзя делать: Слушаться властей, сочувствовать свежеобращенным зомби |
Почти неизвестный в России, но выдающийся и умный малобюджетный канадский фильм — редкий (если не единственный) представитель жанра «лингвистический хоррор». Резкий на язык диск-жокей захолустной канадской радиостанции и пара его коллег оказываются отрезаны от цивилизации снежной бурей. Тем временем в городке развивается языковая эпидемия: жителей поражают случайные слова, которые они начинают повторять снова и снова, пока не превращаются в зомби. Автор картины Брюс Макдональд играет, во-первых, на том, что радиотрансляция — сама по себе разносчик инфекции, а кроме того, остроумно делает вирусом только английский язык, что выглядит провокацией в двуязычной Канаде и превращает этот разговорный фильм ужасов почти что в политическое высказывание.
«Замерзшие»
|
Место: Горнолыжный подъемник Жертвы: Друзья детства — лыжник и сноубордист, а также его девушка, только вставшая на доску Чего нельзя делать: Экономить на подъемнике, игнорировать прогноз погоды, прыгать с пятиметровой высоты |
Один из самых травматичных фильмов для любителей экстремальных видов спорта, при этом страдающих боязнью высоты. Как выясняется, самое страшное — не упасть с креселки, а застрять на ней. Трое молодых любителей снежных вершин отправляются покататься на выходных и, невзирая на предупреждение о снежном шторме, уговаривают смотрителя подъемника запустить их на гору последний раз. Разумеется, электричество отключают, с каждой секундой крепчает мороз, внизу собираются волки — а курорт снова заработает только через неделю.
«Заноза»
|
Место: Автозаправка Жертвы: Биолог, его девушка, сбежавший заключенный и наркоманка Чего нельзя делать: Подвергать сомнению факт существования зомби, поджигать лес рядом с заправкой, пытаться спасти инфицированную возлюбленную |
Остановка на безлюдной трассе — один из самых часто используемых двигателей сюжета, но что страшного может быть на автозаправке, кроме вонючего туалета? Даже если перед этим на обочине попалось странное дерево, под колеса бросился окровавленный зверь, а в машину подсели беглый преступник и его женщина в наркотическом делириуме. В «Занозе» Тоби Уилкинса герои сталкиваются с ожившим трупом автозаправщика, из которого торчат черные иглы, и с неведомой заразой-мутацией. Любой фильм, где персонажам приходится обучаться командному выживанию, рано или поздно оборачивается психологической зарисовкой о человеческих нравах и ценностях. Так и тут — можно делать ставки, кем сценаристы пожертвуют первым и кто проявит себя героем, а кто — слабаком.
«Конец пути»
|
Место: Метро Жертвы: Пассажиры последнего ночного поезда Чего нельзя делать: Сидеть на месте при виде группы одинаково одетых людей с распятьями в руках |
Спускаясь в ночное метро, ожидаешь встретить там в худшем случае бомжей, навязчивых пьяниц или полуночного грабителя — но никак не красноглазых монстров и членов секты, решивших отметить наступление Cудного дня торжественной массовой резней. «Конец пути» — еще один независимый канадский хоррор, который триумфально проехался по ряду мировых кинофестивалей (не только профильных, но и, например, Торонто), взял кучу призов и вошел в список Variety «10 самых недооцененных фильмов 2009 года». Критикам фильм особенно полюбился за то, как режиссер Морис Деверо вложил в картину сатирический подтекст о поп-религии и одержимых телепроповедниках, чьими посредниками служат современные медиа. Вообще, в Канаде режиссерам, кажется, что-то подмешивают в молоко: оттуда регулярно накатывают волны артовых хорроров — к примеру, культовый клаустрофобический «Куб» Винченцо Натали, не говоря уже о Кроненберге.
«Дьявол»
|
Место: Лифт в офисном здании Жертвы: Пять случайных людей с нечистой совестью Чего нельзя делать: Выяснять отношения в коллективе перед лицом смерти
|
Мистический хоррор, снятый режиссером «Карантина» по идее М. Найта Шьямалана, — первый в серии фильмов «Ночные хроники», посвященной сверхъестественному в обыденной городской жизни. Действие происходит в здании, которое не особенно подходит под описание «проклятый дом» — деловом небоскребе, где тем не менее бродит дьявол. Вот только охранник, мошенник, механик, пожилая клептоманка и корыстная жена богача, оказавшись в четырех тесных стенах застрявшего лифта, до последнего не задумываются о потустороннем и грешат друг на друга. А адские силы тем временем уничтожают их по одному.
«247 градусов по Фаренгейту»
|
Место: Сауна Жертвы: Две подруги с непростыми отношениями, бойфренд одной из них и его приятель Чего нельзя делать: Разбивать стекло в двери сауны — струйка холодного воздуха заставит термостат поддать жару |
Удивительный объект — прошлогодний грузинский триллер, снятый двумя режиссерами-дебютантами в Тбилиси, с известными американскими актерами (в том числе Скаут Тэйлор-Комптон и Тайлером Мэйном из «Хэллоуина 2007» Роба Зомби) и про исконно финское развлечение. Фильм стартует по обманчивой колее: молодая компания отправляется на уик-энд в уединенный лесной домик. Звучит предсказуемо, но опасность поджидает героев не в лесной чаще, погребе или озере, а в уютной теплой сауне. А после того как потная компания в полотенцах обнаруживает, что дверь заперта снаружи, атмосфера начинает в прямом смысле накаляться. Фильм вышел под слоганом «Важен каждый градус» и заставляет порадоваться, что герои перед парилкой хотя бы не приняли на грудь градусы другого характера.
«Нападение на 13-й участок»
|
Место: Полицейский участок Жертвы: Коп, две секретарши, отец убитой девочки, водитель тюремного автобуса, охранники и трое заключенных Чего нельзя делать: Надеяться привлечь внимание жителей неблагополучного района звуками выстрелов, вылезать через канализацию |
Классический фильм мастера ужасов Джона Карпентера (не путать с ремейком 2005 года с Итаном Хоуком, Марией Белло, Лоренсом Фишберном и Джоном Легуизамо). Карпентер тут покушается на один из базисов американского общества — что в церкви и полицейском участке всегда можно найти укрытие и защиту. Но только не в том, который вот-вот закроют, уже отключили телефон, куда подвозят автобус с тремя преступниками и обращается отец убитой девочки, объявивший войну уличной банде. Вся эта разношерстная компания отчаянно пытается отстоять обесточенное здание, которое штурмует озверевшая преступная группировка, и в этой войне коп и осужденный неожиданно оказываются на одной стороне.
Комментарии
Подписаться