Канны-2012: За что хвалят и ругают героев главного кинофестиваля планеты
Великая «Любовь», скучный Кроненберг, Керуак без яиц, нарядный Ксавье Долан и другие
В воскресенье отгремел 65-й Каннский фестиваль: на церемонии закрытия раздали награды, из которых стало понятно, что в Каннах по-прежнему любят Ханеке и румынов, а новый тренд — кино из Латинской Америки. Look At Me изучил, как вкусы членов жюри отразились на выборе победителей и что по этому поводу думали кинокритики. А также посмотрел, какие прогнозы у мировой прессы были насчет других участников фестиваля, оставшихся ни с чем.
В этом году жюри основной программы фестиваля возглавлял Нанни Моретти — итальянский режиссер-гуманист, автор прошлогоднего драмеди про нервный срыв новоизбранного римского папы «У нас есть Папа!». Под его началом фильмы судили Андреа Арнольд (о которой мы писали), Юэн МакГрегор, актриса и режиссер Хиам Аббас, режиссер и глава французской киношколы FEMIS Рауль Пек, автор «Потомков» Александр Пэйн, звезда «Читай по губам» Одийара Эммануэль Дево, а также Дайан Крюгер и Жан-Поль Готье, которых, кажется, взяли для красоты.
Чтобы предсказать итоги основного конкурса, не обязательно оглядываться на состав жюри — у Канн есть довольно последовательная, хоть и негласная, политика фестиваля. В последнее время на пьедестал обязательно поднимается что-то душеспасительное (в прошлом году это был «Мальчик с велосипедом» братьев Дарденн), поощряются масштабные визуальные эксперименты («Древо жизни» Терренса Малика) и региональная кинематография, накатывающая волнами, — от азиатской до восточноевропейской. Участие фаворитов фестиваля (Джейлана в прошлом году или Ханеке в этом) — тоже тревожный сигнал для других претендентов. Впрочем, члены жюри способны внести неожиданные правки: Андреа Арнольд, к примеру, отчаянно рубилась за «После мрака свет» Карлоса Рейгадаса. Ну и несмотря на заявление Александра Пэйна, что на фестивале фильмы не судят по национальности, есть основания подозревать, что именно Нанни Моретти пролоббировал приз своему соотечественнику Маттео Гарроне.
Вторая по важности программа «Особый взгляд» появилась аж в 1978 году, но два десятилетия была лишь смотром — призы начали вручать лишь в 98-м, и тогда же появилась необходимость в жюри. Конкурс обычно судят кинокритики и работники индустрии под предводительством какого-нибудь признанного режиссера или актера (председателями в свое время были Клер Дэни, Паоло Соррентино и Джейн Биркин). Собственно программа обычно состоит из работ молодых режиссеров или фильмов, которые оказались слишком необычными для основного конкурса, хотя в целом формат довольно плавающий — так, в прошлом году жюри под предводительством Эмира Кустурицы наградило Ким Ки Дука. Для новичков же победа в конкурсе зачастую гарантирует будущее участие в основной программе — позапрошлогоднего обладателя «Пальмовой ветви» Апитчатпона Вирасетакуна впервые открыли именно в «Особом взгляде».
«Золотая пальмовая ветвь»
|
|
«Любовь»Михаэль Ханеке В пожилой интеллигентной паре жену хватает удар, муж за ней ухаживает. Австрийский моралист (точнее, кажется, под этим скрывается гуманизм, но в сложной форме) Ханеке снял фильм о силе любви на последнем дыхании, проходящей испытание физиологией, бытом и, по общему счету, смертью. В главных ролях ветераны французского кино Жан-Луи Трентиньян и Эммануэль Рива, их дочь (пианистка!) — Изабель Юппер. Общее мнение: Ханеке опять круче всех. |
Питер Брэдшоу, The Guardian
Гран-при
|
|
«Реалити»Маттео Гарроне Автор «Гoморры» — впечатляющей экранизации нон-фикшна про современную коза ностра, после которой его посчитали спасителем итальянского кинематографа. На этот раз Гарроне взялся за сатиру и юмор — историю неунывающего торговца рыбой, которого родственники делегировали на реалити-шоу. Вручение приза прошло под дружное «бууу» кинопрессы. Общее мнение: Полный провал. |
Фернандо Ганзо, Lumiere
Приз жюри
|
|
«Доля ангелов»Кен Лоач Убежденный левак и представитель английского «кухонного реализма», Лоач бесперебойно снимает про местный рабочий класс, иногда с юмором. «Доля ангелов» как раз такой случай: про приключения четверки гопников в мире элитного алкоголя. Это одиннадцатый фильм Лоача в истории фестиваля, он три раза брал призы жюри и один раз «Ветку» — за «Ветер, который колышет вереск». Общее мнение: Как-то легкомысленно. |
Саймон Абрамс, Indiewire
Лучший режиссер
|
|
«После мрака свет»Карлос Рейгадас Экспериментальное визуальное полотно, кажется, автобиографическое — о семье, Мексике, дьяволе, прошлом и будущем. Четвертый фильм мексиканца Рейгадаса, автора прекрасного «Безмолвного света» (да, у него есть пунктик с названиями) и одного из лучших нынешних режиссеров-авторов, каждый фильм которого показывали в Каннах, но до сих пор не награждали. Общее мнение: Что это было?! |
Нил Янг, The Hollywood Reporter
Лучший сценарий
|
|
«За холмами»Кристиан Мунджиу Флагман нового румынского кинематографа, который брал «Пальмовую ветвь» пять лет назад с «4 месяца, 3 недели и 2 дня» про женскую дружбу, нежелательную беременность и режим Чаушеску. Сценарий «За холмами» Мунджиу сочинил по мотивам реальных событий — фатального случая экзорцизма в Молдавии, случившегося в 2005 году Общее мнение: Про Бога у Мунчжиу получается не хуже, чем про аборты. |
Джастин Чанг, Variety
Лучший актер
|
|
Мадс Миккельсен«Охота» Приз за роль в драме «Охота» Томаса Винтерберга (автора «Торжества» и «Дорогого Венди», который давно не снимал ничего хорошего) — про воспитателя детского сада, которого вредная девочка обвинила в педофилии, а все взрослые зачем-то ей поверили. Миккельсен блестяще изобразил жертву охоты на ведьм, а во-вторых (хотя на самом деле во-первых) — самый прекрасный мужчина на свете. Ура. Общее мнение: Сильный претендент на приз за режиссуру или лучший фильм. |
Дэн Мекка, The Film Stage
Лучшие актрисы
|
|
Космина Стратан, Кристина Флутур«За холмами» Мунджиу прекрасно снимает про женщин (а они у него отлично играют). Космину Стратан и Кристину Флутур, играющих в «За холмами» подруг, одна из которых приезжает спасать вторую из монастыря, буквально сняли с самолета перед церемонией награждения — девушки, по-видимому, совершенно не ожидали тут что-либо получить. Общее мнение: Обе лучше. |
Стивен Далтон, The Hollywood Reporter
«Золотая камера» за дебют
|
|
«Звери дикого Юга»Бен Зайтлин Удивительная и несколько благостная картина, выпадающая из всех современных трендов, — про маленькую чернокожую девочку и большой дикий мир, снятая в духе магического реализма. Чрезвычайно удачливый дебютант Зайтлин уже взял за «Зверей» главный приз«Сандэнса» и теперь увезет домой каннскую «Золотую камеру». Общее мнение: Лучше один раз увидеть. |
Дональд Кларк, Irish Times
Приз FIPRESCI
|
|
«В тумане»Сергей Лозница Экранизация повести Василя Быкова о Великой Отечественной на примере взятой немцами белорусской деревни, партизан и патологически порядочного (чуть ли не до святости) местного жителя. Снятый постоянным оператором Мунджиу, «В тумане» вызвал одобрение у иностранцев и очередной раскол у русских критиков: прошлый фильм Лозницы «Счастье мое» многие посчитали русофобским, новый, похоже, ждет та же судьба. Общее мнение: Мощное, красиво снятое высказывание. |
Приз «Двухнедельника режиссеров»
|
|
«No»Пабло Ларрейн Картина Пабло Ларрейна с приятелями Гаэлем Гарсия Берналем и Диего Луной в главных ролях — заключительная картина чилийца об эпохе Пиночета. Точнее о том, как рекламщик придумал кампанию, которая привела к первым по-настоящему демократическим выборам в стране и краху диктатора. Общее мнение: Достойное фестивальное кино. |
Дэвид Руни, The Hollywood Reporter
Приз недели критиков
|
|
«Там и сям»Антонио Мендес Эспарса Еще один мексиканский победитель этого года — дебют испанца Эспарсы в программе, отданной на откуп первым и вторым фильмам молодых режиссеров. Драма об отце мексиканского семейства, который ездит на заработки в США, мечтая обеспечить семью и собрать группу, а также о преемственности поколений, мечтающих перебраться через границу. Общее мнение: Неожиданно. |
Джонатан Холланд, Variety
Главный приз программы «Особый взгляд»
|
«После Люсии»Мичел Франко В этом году жюри спецпрограммы возглавлял Тим Рот, а главный приз достался мексиканской драме «После Люсии» — про отца-одиночку, который после смерти жены переезжает с дочкой из курортного города в столицу (и про все вытекающие из этого проблемы). Дочку обижают в школе, но она не хочет расстраивать папу. Общее мнение: Не так прост, как кажется по описанию. |
Доменико Ла Порта, Cineuropa
|
|
«Королевство полной луны»
|
Роберт Келер, Film Journey
|
|
«Космополис»Дэвид Кроненберг Экранизация слегка претенциозного, но меткого романа живого американского классика Дона Делилло, точно уловившего дух миллениума. Молодой миллиардер (Паттинсон) целый день едет по манхэттенским пробкам стричься: вокруг бушуют антиглобалисты, хоронят рэп-звезду, мировые котировки рушатся, и жизнь героя (не без его желания) тоже. Общее мнение: Скучнее, чем трейлер. |
Раффи Асдурян, The Huffington Post
|
|
«В любом случае Лоуренс»
|
Карина Лонгворт, The Village Voice
|
|
«В дороге»
|
Манола Даргис, The New York Times
|
|
«Священные моторы»
|
Майк Д'Анджело, A.V. Club
|
|
«Самый пьяный округ в мире»
|
Джейсон Соломонс, The Guardian
|
|
«Ржавчина и кость»
|
Комментарии
Подписаться