Что смотреть: Кинокритики советуют лучшие фильмы — 2
Еще 70 фильмов, про которые вы могли даже не слышать, но просто обязаны их увидеть
Look At Me продолжает серию материалов о том, где и как узнавать про кино — от англоязычных сайтов и блогов до русских кинопорталов. Мы попросили редакторов и кинокритиков лучших русскоязычных киносайтов составить списки фильмов, которые всем стоит посмотреть, — самых интересных, неизвестных, великих, странных или просто любимых — и рассказать о каждом в паре предложений. В понедельник мы опубликовали первую часть этого списка, теперь предлагаем изучить вторую.
Станислав Зельвенский
«Афиша»
10 лучших фильмов на свете
|
|
К северу через северо-запад / North by NorthwestАльфред Хичкок, 1959
Особенно первые полчаса. |
Неистовый / FranticРоман Полански, 1988Или любой другой Полански вплоть до «Девятых врат», но этот почему-то самый родной. |
|
|
Воспитание крошки / Bringing Up BabyХовард Хоукс, 1938Или любой другой фильм с молодой Кэтрин Хепберн. |
|
|
Рыбка по имени Ванда / A Fish Called WandaЧарльз Крайтон, Джон Клиз, 1988Ну это понятно: самый смешной фильм на свете. |
|
На гребне волны / Point BreakКэтрин Бигелоу, 1991Насколько я равнодушен к экстремальному спорту и мужчинам вообще, настолько его люблю. |
|
Странная парочка / The Odd CoupleДжин Сакс, 1968Потому что из фильмов Билли Уайлдера один никак не выбрать. |
|
|
После работы / After HoursМартин Скорсезе, 1985Или «Король комедии»; вообще, Скорсезе погубила серьезность. |
|
Долгое прощание / The Long GoodbyeРоберт Олтмен, 1973Или любой настоящий фильм по Чэндлеру. |
|
|
Суспирия / SuspiriaДарио Ардженто, 1977Или «Темно-красный», или «Феномены», или «Травма». |
|
|
Профессия: репортер / Professione: reporterМикеланджело Антониони, 1975Главное пособие для путешествующих. |
|
Станислав Битюцкий
Cineticle
10 фильмов, которые вдохновляют
|
|
Вселяющий страх / The TerrorizersЭдвард Янг, 1986Фильм, в котором есть все — история, драма, мелодрама, триллер, детектив. Есть множество отсылок — от поп-культуры до фильмов Антониони и неореалистов. Но главное, есть множество скрытых пластов, которые открываются с каждым новым просмотром. |
|
|
Высокие мужчины / The Tall MenРауль Уолш, 1955Рауль Уолш — режиссер, создававший настоящие величественные полотна. Сегодня такое уже невозможно и это то, что еще больше возвеличивает его фильмы. |
|
|
Девушки из Челси / Chelsea girlsЭнди Уорхол, 1966То ли в шутку, то ли в серьез Уорхол предвосхитил столько всего в независимом кинематографе — от прекрасного Марка Раппапорта до «медленного кино». А «Девушки из Челси» — самый совершенный из его киноэкспериментов. |
|
Ирма Веп / Irma VepОливье Ассаяс, 1996Есть теория, согласно которой возможны две полярные модели фильмов о кино — романтический, как «Американская ночь» Трюффо, и пессимистичный, как «Предостережение святой блудницы» Фассбиндера. Так вот, «Ирма Веп» объединяет оба этих полюса. А ее режиссер, Оливье Ассаяс, на мой взгляд, является одним из лучших режиссеров нашего времени. |
|
Lost, Lost, LostЙонас Мекас , 1975Грустное, завораживающее, волшебное, полное свободы путешествие между мирами, людьми и ощущениями. |
|
|
Безумная любовь / L'amour fouЖак Риветт, 1969
Четырехчасовой фильм главного идеолога французской «новой волны» — о единении жизни и театра, кино и реальности. |
|
|
Дамский угодник / The Ladies ManДжерри Льюис, 1961Льюис — самый восхитительный комедиограф Америки и The Ladies Man — его главный шедевр. |
|
Наше Рождество / ‘R XmasАбель Феррара, 2001Фильм, каждый просмотр которого похож на задушевный разговор со старым другом. Ты вроде бы все о нем знаешь и угадываешь каждое его слово, но он все равно не перестает тебя удивлять и становится еще ближе и роднее. Очень лиричное и предельно искреннее кино. |
|
|
Лед / IceРоберт Крамер, 1970Незабываемый слепок целой эпохи и пример связи кино и политики, и того, каким может и должно быть «политическое кино». |
|
|
По направлению к Оруэ / Du côté d'OrouëtЖак Розье, 1973Еще задолго до движения «мамблкор» во Франции был Жак Розье и его Du côté d'Orouët — прекрасный забытый фильм режиссера с не менее печальной судьбой. |
Василий Корецкий
OpenSpace
10 лучших фильмов о любви, смерти и экзистенциальном ужасе
|
|
Маленькая ВераВасилий Пичул, 1988Великий документ эпохи, целиком состоящий из мемов, почти античная трагедия о неразрешимости двух вечных вопросов русской жизни — полового и жилищного. |
|
|
Познавая белый светКира Муратова, 1978«Дома бывают большие и маленькие. А счастье у человека одно, и его на заводах не делают — даже на самых лучших конвейерах. И уж если выпало вам счастье полюбить друг друга, так ничего лучше этого и быть не может!». Вся правда жизни в навязчиво повторяющихся монологах штукатурщицы-общественницы |
|
|
Угрюмый / SombreФилипп Гранрие, 1998Все, что вы не хотели бы знать о сексе. |
|
|
Красная пустыня / Il deserto rossoМикеланджело Антониони, 1964«В реальности есть что-то ужасное, но мне не говорят что» — жалуется героиня Моники Витти. Да, не говорят, зато как показывают! |
|
|
МолохАлександр Сокуров, 1999Фактически документальный анализ германской сексуальности, проведенный режиссером, с одинаковой решимостью рассуждающим о судьбах России и особенностях национального порно. |
|
|
Орли / OrlyАнжела Шанелек, 2010Лучший режиссер «берлинской школы» — о том, что делает человека самим собой. |
|
|
Красная роза, белая роза / Red rose, White roseСтенли Кван, 1994«Любовное настроение» Кар-вая — только в десять раз дешевле, откровенней и сентиментальней(и на 6 лет раньше). Оператор, разумеется, — Кристофер Дойл. |
|
|
Волчья пасть / La Bocca del lupoПьетро Марчелло, 2010Документальный фильм о великой любви между бандитом и транссексуалом, фоном которой служат опасные трущобы Генуи. |
|
|
Открытая пасть / La gueule ouverteМорис Пиала, 1974Смерть в реальном времени, с перерывами на адюльтер и аперитив. |
|
|
Я тебя люблюКостомаров и РасторгуевКажется, единственный отечественный фильм прошлого года, так и не получивший прокатного удостоверения. А плохую вещь у нас не запретят. |
Нина Цыркун
«Искусство кино»
10 любимых фильмов
|
|
МФриц Ланг, 1931Парадокс об убийце, сжираемом страхом; анатомия массового поражения синдромом уничтожения в момент зарождения нацизма. Триллер без саспенса; первый звуковой фильм Ланга: вместо звуковой какофонии, присущей большинству фильмов той поры — только легкий свист как знак неотвратимо приближающейся беды. |
|
|
СчастьеАлександр Медведкин, 1935Последняя российская немая комедия, сатирическая сказка, снятая в пластических законах народного лубка, иначе говоря —первый русский кинокомикс, снятый на год раньше «Флэша Гордона»! |
|
|
Веселые ребятаГригорий Александров, 1934Конечно, фильм снят по канону голливудской музкомедии, но мелодраматический сюжет «из грязи в князи» вопреки идеологическому заказу обрастает метафизикой преображения, приобретающей жутковатый подтекст хоррора, который выступает на первый план в пародийном аттракционе с катафалком. |
|
|
Моя дорогая Клементина / My Darling ClementineДжон Форд, 1946Рождение новой цивилизации метафорически укладывается в единственный кадр, где Генри Фонда в роли помощника шерифа Уайетта Эрпа сидит на террасе своего дома, упершись ногами в перила — зыбкое равновесие еще нескоро устаканится. |
|
|
Дневник сельского священника / Journal d'un curé de campagneРобер Брессон, 1951Тарковский восторгался Брессоном, но извратил его поэтику расхожим символизмом. У Брессона пролитый кофе — всего лишь пролитый кофе, но из множества вроде бы незначащих материальных деталей создается фильм о богооставленности и о благодати. |
|
|
Угэцу моногатари / Ugetsu monogatariКэндзи Мидзогути, 1954Мидзогути как никому другому удалось использовать специфическое качество кино — не видеть границы между реальным и ирреальным мирами. И никому другому не удалось повторить трюк с лодочными веслами, которые не дают всплеска воды. |
|
|
Подглядывающий Том / Peeping TomМайкл Пауэлл, 1960Автометаописание искусства кино. Забавно, что в роли отца вуайера-убийцы снимался сам режиссер. |
|
Анна КаренинаАлександр Зархи, 1967Фильму присуща та амбивалентность рецепции, которая свойственна настоящему кино. В советскую эпоху Анна казалась примером независимости; теперь — буржуазной дамочкой-истеричкой, замучившей двух достойных мужчин. |
|
|
Завтрак у Тиффани / Breakfast at Tiffany'sБлейк Эдвардс, 1961Экранизация новеллы Трумана Капоте не имеет ничего общего с литературным источником кроме имен персонажей и места действия. Но пронзительный дуэт Одри Хэпберн с ее альтер эго — рыжим Котом говорит неизмеримо больше, чем подогнанный под хэппи-энд сюжет. |
|
|
Контракт рисовальщика / The Draughtsman's ContractПитер Гринуэй, 1982Притча о вечной жажде и недостижимости совершенства. История, как у всякой притчи, проста, но размышлять о ней можно бесконечно. Визуальный маньеризм режиссера, дебютировавшего в полнометражном кино, и музыка Майкла Наймана создают ту гипнотическую атмосферу, которая станет трейдмаркой Гринуэя. |
Владимир Лукин
Interview
10 лучших работ киноклассиков
|
|
Как зелена моя долина / How Green Was My ValleyДжон Форд, 1941Джона Форда, по моим впечатлениям, у нас знают преступно мало. Если вспоминают, то только вестерны с Джоном Уэйном. Жаль, он, разумеется, снимал не только вестерны и был универсальным режиссером, одним из самых главных в первой половине XX века. |
|
|
Токийская история / Tôkyô monogatariЯсудзиро Одзу, 1953Для меня Одзу — это предел ясности и простоты в кино. В принципе, вместо «Токийской истории» подойдет любой другая картина: все его фильмы (ну хорошо, все фильмы, которые я успел посмотреть) — так или иначе вариация на одну и ту же тему, при этом смотреть их можно бесконечно. |
|
|
Слово / OrdetКарл Теодор Дрейер, 1955Есть красивая легенда (хотя история, скорее всего, выдуманная): однажды Дрейер показывал «Слово» своим студентам и, когда те засмеялись, он резонно заметил: «Если Вы смеетесь над словом "Бог", вам нечего делать в кинематографе». Вы будете смеяться, но я с этим согласен. |
|
|
Ночь / La notteМикеланджело Антониони, 1961Одновременно самая прекрасная и опустошающая ночь в истории кино. |
|
|
Мюриэль, или время возвращения / Muriel ou Le temps d'un retourАлен Рене, 1963Самое впечатляющее исследование природы памяти в кино. «Хиросима, моя любовь» и «В прошлом году в Мариенбаде» известны, конечно, больше, но в них чувствуется излишняя литературность, от которой Рене в «Мюриэль» наконец-то избавился. |
|
|
Наудачу, Бальтазар / Au hasard BalthazarРобер Брессон, 1966До этого фильма синефильский культ Брессона оставался для меня загадкой. "«Наудачу, Бальтазар» — это весь мир за полтора часа", — Годар, конечно, тот еще болтун, но в данном случае к нему стоит прислушаться. |
|
|
Теорема / TeoremaПьер Паоло Пазолини, 1968Фильм-притча, фильм-манифест, фильм-загадка. Киноведы, кажется, намучились с этим фильмом больше, чем математики с теоремой Ферма. По крайней мере та уже доказана, а к фильму Пазолини никто до сих пор адекватного ключа так и не подобрал. Этим и интригует. |
|
|
Премьера / Opening NightДжон Кассаветес, 1977Для исследования чувств кинокамера, если подумать, инструмент достаточно грубый и громоздкий. Актер перед объективом начинает играть, простой человек — фальшиво улыбаться. В общем, все что-то отчаянно изображают, а человек при этом остается за кадром. А Кассаветис, такое ощущение, снимет без камеры — у него не играют актеры, у него вдруг обнажается человек. |
|
|
Обретенное время / Le Temps retrouvéРауль Руис, 1999Главный роман XX века, экранизированный главным сюрреалистом и специалистом по снам. |
|
|
История[и] кино / Histoire(s) du cinémaГодар, 1988-1998С Week-end началась моя синефилия, а «Новую волну» я чаще всего пересматриваю. Но пусть будут «История[и] кино». Хотя бы потому, что там собраны те фильмы, которым здесь не хватило места (братья Люмьер, Ренуар, Мидзогути, Хоукс...). Но это, конечно, не просто история. Скорее, радикальный эксперимент по новой форме мышления — с помощью кинообразов. |
Денис Данилов
The Hollywood Reporter
5 любимых навека фильмов и еще 5 — на данный момент
|
Челюсти / JawsСтивен Спилберг, 1975Эталонный мейнстрим, этот самый мейнстрим и породивший. Отличный пример того, как хорошо рассказанная история наделяет фильм бессмертием — на дворе давно эра CGI, а резиновая Большая белая по-прежнему внушает ужас. |
|
|
Донни Дарко / Donnie DarkoРичард Келли, 2001Нет более притягательного направления в фантастике, чем пространственно-временной континуум. Накидываем неглупый сценарий, отличных актеров и восьмидесятнический саундтрек, и идеальное кино готово. |
|
|
На гребне волны / Point BreakКэтрин Бигелоу, 1991Вообще забавно, что самый главный боевик стыка 80-90-х поставила женщина. Нынешний конвейер деловито пустил его в оборот («Форсаж» не стесняясь копирует сторилайн чуть более, чем полностью), но пока никому не удалось воспроизвести накал сцены, в которой Киану Ривз преследует Патрика Суэйзи. |
|
|
Поцелуй навылет / Kiss Kiss Bang BangШэйн Блэк, 2005Человек, сформировавший экшн 80-х, наконец-то сел в режиссерское кресло и нахально деконструировал жанр. Это примерно то же, что «Крик» для слэшеров, только остроумнее. |
|
|
Назад в будущее / Back to the FutureРоберт Земекис, 1985 Кажется, лучшее, что было снято в 80-е. |
|
|
Измененные / AlteredЭдуардо Санчез, 2006Нахально вывернутое наизнанку клише о похищении людей инопланетянами. Да, есть к чему придраться по исполнению, но как хай-концепт не может не восхищать. |
|
|
Супер 8 / Super 8Дж. Дж. Абрамс, 2011Фанфик на раннего Спилберга, пусть и с нарушением традиций. |
|
|
Парк культуры и отдыха / AdventurelandГрег Моттола, 2009Уютное оптимистичное инди, основанное на биографии самого Моттолы. Джесси Айзенберг всегда хорош, а Кристен Стюарт демонстрирует, что «Сумерки» ей только для бабла. Играть она еще как умеет. |
|
|
Экспорт Реймонда / Exporting RaymondРозенталь, 2010 Сумасшедшая документалка про Розенталя, приехавшего в Москву адаптировать сериал «Все любят Реймонда». Исчерпывающий ответ на вопрос, почему наши ситкомы так несмешны. |
|
|
Фрики и гики / Freaks and GeeksДжадд Апатоу, 1999Вся апатовщина, сеты рогены и джейсоны сигелы вышли отсюда. Примерно также выглядел бы Кевин Смит в телеформате, реши он его освоить. |
Антон Третьяк
«Перемотка»
10 любимых фильмов
|
|
Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса / The Assassination of Jesse JamesRobert Ford, 2007Длинный фильм с грустным Брэдом Питтом про грабителей на Диком Западе. Саундтрек рекомендуется включать, когда накатывает тоска. |
|
|
Призрачный мир / Ghost WorldТерри Цвигофф, 2001После окончания школы девушки решают побездельничать какое-то время. Одна из — язва в очках, другая — Скарлетт Йоханссон. |
|
|
Однажды в Ирландии / The GuardДжон Майкл МакДонах, 2011
Толстый полицейский, у которого к концу жизни мало чего накопилось, борется с наркоторговцами. |
|
|
Мгла / The MistФрэнк Дарабонт, 2007
Представители разных социальных групп собираются в супермаркете, окруженном подозрительным туманом. |
|
|
Адам / AdamМакс Майер 2009Молодому человеку космос заменяет общение с людьми. Любовь здесь неловкая. |
|
|
Неуправляемый / UnstoppableТони Скотт, 2010Неуправляемый локомотив, перевозящий химикаты, отправляется в путь. Приятно, что герои мало говорят и много делают. |
|
|
Возврат / CashbackШон Эллис, 2006В супермаркете останавливается время, но не жизнь. |
|
|
Остров проклятых / Shutter IslandМартин Скорсезе, 2009Ди Каприо в шляпе ведет расследование в тюрьме для душевнобольных, расположенной на острове. |
|
|
Однажды / OnceДжон Карни, 2006Два музыканта влюбляются на улице и почти весь фильм поют об этом песни. Ручная съемка добавляет происходящему документальности. |
|
|
Город воров / The TownБен Аффлек, 2010Влюбившийся вор с принципами хочет измениться. Место жительства ему в этом сильно мешает. |
|
Комментарии
Подписаться