Все, что вам нужно знать о M.I.A.
«Какую часть fuck you во мне вы не уловили?»
9 июня в Москве выступает одна из главных поп-звезд наших дней — M.I.A. Look At Me пытается выяснить, откуда взялась M.I.A., у кого она научилась тому, что умеет, за что ее ненавидят и против чего она борется.
M.I.A. — музыкально-медийный феномен с корнями из Юго-Восточной Азии, детством в лагере беженцев и статусом суперзвезды в свои 36 лет. До нее поп-звездами тоже становились обычные ребята из рабочих семей, которые долго карабкались вверх (вспомнить Мадонну или Майкла Джексона), но именно M.I.A. решила сделать свои корни собственным манифестом и играть в поп-музыку по-взрослому, придумывая как не подстроиться, а использовать массовую культуру в свою пользу. M.I.A. работает медиа и сообщением в одно и то же время, собирая глобальные тенденции и вайб этнических комьюнити из стран третьего мира, которые из меньшинства на наших глазах превращаются в большинство. Все это она докручивает до предела, то кичась своим происхождением, то используя самые грубые и жирные методы поп-культуры, чтобы терроризировать миллионы глаз жутко привлекательным, прямолинейным и очень игровым наступлением.
Нашествие M.I.A. — на альбомах, в клипах, по телевизору, во время лайвов — «революция в конфетной упаковке», которой она занимается, — это единственный из ныне существующих видов суперпопулярного бунта — на грани дурного вкуса, поп-музыки, мемов, коллективного бессознательного и паранойи современного мира. И пока мы ломаем голову над тем, M.I.A. тру или трикстер, она снимает видео о культе насилия, позирует в размножающихся окошках YouTube и гоняет на машине по пустыне под музыку арабской весны.
10 фактов из биографии M.I.A.
- Матанги (Майя) и ее сестра Кали названы в честь махавидий — тантрических богинь в индуизме.
- Отец Майи учился на инженера в Москве.
- Мама содержала Майю с сестрой и братом на заработки, которые ей приносила работа на королевскую семью. Она пришивала медали на кители коронованных особ.
- При поступлении в известный колледж Сент-Мартинс на факультет искусства и кино Майя шантажировала приемную комиссию тем, что если не поступит, то станет проституткой на Кингс-Кроссе и снимет об этом фильм лучше, чем кто-либо из тех, кого взяли на курс.
- Джуд Лоу был одним из первых покупателей работ M.I.A., после того, как она выиграла альтернативную Премию Тернера.
- Если судить по неофициальной хронике и старым рецензиям, Майю открыл миру Дипло. Однако после того, как певица рассталась с ним, из ее страницы на «Википедии» пропала вся секция, которая рассказывала об их отношениях — рабочих и личных.
- Из-за текстов песен на «Arular» Майа обвинили в поддержке террористических организаций и закрыли ей въезд в Америку: почти весь 2006 год она значилась в списках нежелательных приезжих — U.S. Homeland Security Risk List.
- Майа можно увидеть на довольно редком видео «Buraka Som Sistema's», где она танцует и поет в Анголе.
- Картошка в трюфельном соусе — блюдо, которое заказала (или не заказала) М.I.A. во время интервью со своим главным обличителем, журналисткой Линн Хиршберг из The New York Times. Хиршберг написала самую едкую и критическую заметку о М.I.A. за всю ее карьеру, обвинив ее в лицемерии и двойной игре.
- Вопреки мнению многих, Майа сама придумывает и пишет сценарии клипов — обоих скандальных видео Романа Гавраса, видео «Bird Flu», «Boyz», «S.U.S. (Save Ur Soul)», «Space» и «XXXO».
9 образов Майи
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дискография
«Piracy Funds Terrorism»
|
|
Self-released-микстейп Майа и ее звездного бойфренда Дипло стал первым. Как только они закончили запись «Galang», Дипло уже через час сыграл его во время своего диджей-сета, благодаря чему он стал ultimate клубным хитом и позже обратил на себя внимание лейблов XL и Interscope. |
Одно из немногих сокранившихся видеосвидетельств отношений M.I.A. и Дипло, где они делают будущий хит Paper Planes.
«Arular»
|
|
Название дебютного альбома, тяготеющего к бразильскому лоу-фай фавела-фанку, обусловлено сложными отношениями Майи с отцом, с которым она почти не виделась. С началом гражданской войны на Шри-Ланке он возглавил повстанческую организацию EROS и несколько десятилетий занимался подпольной борьбой за освобождение тамилов, за которые лишь несколько раз встретился с дочерью. Большую часть своей жизни Майа жила с мыслью о том, что единственное, что дал ей отец, — это имя, которое она и решила использовать. Впервые за десять лет после выхода альбома он написал ей письмо: «Привет! Это твой папа. Смени название альбома. Пока». |
M.I.A. репетирует знаменитый танец на Galang перед зеркалом в танцклассе.
«Kala»
|
|
Второй альбом «Kala» назван в честь мамы M.I.A., которая вырастила ее одна. При записи этого альбома она стремилась к более африканскому звучанию: M.I.A. сама характеризует его как руанда-бит, а еще в записи участвовали индийские барабанщики. Из-за проблем с въездом в США альбом записывался в Индии, Тринидаде, Ямайке, Японии, Австралии и Англии. Настоящая слава приходит к M.I.A. благодаря синглу «Paper Planes», который играл в 2007 году везде — от супермаркетов до палаток с шаурмой. |
Оригинал болливудского диско-хита Jimmy Adja, который на альбоме Kala перепела M.I.A.
«/\/\/\Y/\»
|
|
Название третьего альбома, извращенный self-titled времен интернета, на самом деле объявление войны интернет-титанам вроде Google: это название нельзя забить в поисковую строку всеми любимого сервиса — поисковик не сможет найти результата. Однако Google успешно предлагает почти в самом начале «/ / / y/ mia» в строке подсказки. |
M.I.A. на выступлении со своей самой сильной программой к последнему альбому.
«ViCKi LEEKX»
|
|
Бесплатно распространяемый микстейп Майа — ответ на вялую реакцию критиков, холодно отнесшихся к «/\/\/\Y/\», очевидно, продолжает вскрывать проблематику, затронутую в своем предшественнике. Даже для M.I.A. уровень ярости и желчной сатиры в текстах просто зашкаливает. Почти сразу после этого она записывает саундтрек для авторской передачи создателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа — «The World Tomorrow». |
Вступление к передаче Джулиана Ассанжа, записанное M.I.A.
8 главных клипов M.I.A.
«Galang» # граффити, война, стрит-арт, неон, полиция, бунт |
|
«Sunshowers» # джунгли, Юго-Восточная Азия, труд, страна третьего мира, тропики |
«Paper Planes»
|
|
«Jimmy»
|
«Boyz» # мальчики, трайбал-дэнс, асфальт, спортивные костюмы, 8-bit |
|
«Born Free» # рыжие, пушки, насилие, полицейское государство, Америка, полигон, бег, мины, война |
«XXXO» # губы, арабский, золото, гиф, поздравительные открытки 90-х, первая интернет-графика, глитер, единороги, лебеди, розы |
|
«Bad Girls» # Ближний Восток, терроризм, пустыня, нефть, «арабская весна», исламофобия |
За что можно не любить М.I.A., если очень захотеть
- За то, что не очень умеет петь, плохо играет на музыкальных инструментах и не очень здорово двигается.
- За то, что любит часто появляться в телевизоре и рассказывать о вторжении в ее собственную жизнь.
- За то, что она встречалась с владельцем Warner Music, провозглашая при этом войну системе и корпоративной культуре.
- За то, что танцевала на церемонии «Грэмми» за два дня до родов, а потом родила ребенка при максимальном хайпе вокруг собственной персоны.
- За стиль одежды.
- За громкие и пафосные заявления о политике, корнях и партизанском движении, которое должно стать новой мировой идеей и захватить все — от интернета до реальности.
15 лайков M.I.A.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
M.I.A. о себе
Это был 1987 год, и хип-хоп только попал в Англию. Когда я приехала туда, я не знала английский, а все, что я знала о музыке, — Майкл Джексон. По соседству с нами жила одна черная семья, и их сын все время слушал хип-хоп с приятелями. Это было немного скандальным, немного опасным — слушать незнакомую музыку, — но я очень хотела тусить с ребятами.
Некоторые считают, что мне нужно иметь политическое образование для того, чтобы говорить: «В моей школе были бомбардировки, и я это помню, потому что мне было десять лет».
Я не хочу жить в мире, где для людей ничто не значит. Никто не хочет танцевать под политические песни. Девяносто девять процентов музыки, попадающей в мейнстрим, вообще не о чем. Я хотела попробовать писать песни о чем-то важном, но они звучали как будто они ни о чем. И это вроде сработало.
Какую часть fuck you во мне вы не уловили? Я на MTV — это больше fuck you, чем если бы меня на MTV не было. Из-за того, откуда я родом. Я никогда не видела на MTV никого вроде меня. Поэтому будет очень здорово это провернуть.
Когда я садилась написать что-то, я понятия не имела, где такт начинался, а где заканчивался. Я не знала, что такое четыре, восемь или шестнадцать тактов. И я не могла петь. Я не знала, что такое строй, напев или высота тона. Я до сих пор не знаю. Это все угадывание.
Мне хочется сказать: будьте осторожны, когда судите людей, потому что вы никогда не знаете наверняка. И я живое доказательство этому. На каждом шагу моей жизни люди думали, что я дерьмовее, чем я на самом деле была, хуже, чем я была, или они думали, что я — лишнее существо на этой земле.
Я правда думаю: это очень печально, что я единственный человек на этом поле, хотя нас могло бы быть до черта и больше. Больше людей, которые скрещивают звуки между собой и обращаются к комьюнити друг друга. Но так не происходит. Азиаты держатся с азиатами, сомалийцы с сомалийцами, палестинцы с палестинцами, марокканцы с марокканцами. Белые ребята тусуются с белыми, а черные с черными.
У меня никогда не было своего места, даже сейчас. Я нигде не задерживаюсь подолгу. Получается в каком-то смысле искусство, имитирующее жизнь, и жизнь, имитирующая искусство. Я пою о том, как приходится беженцам, и я по-прежнему один из них.
Читайте также:
Текст — Алиса Шнайдер, Алиса Таёжная
Комментарии
Подписаться