Роковые яйца: Все клише рок-н-ролла в кино
Стильные моды, фанаты бандан и косух, рокеры-лузеры, группиз и другие киногерои, неразделимые с музыкой
В российский прокат вышел фильм «Рок на века», где Том Круз пытается примерить на себя образ рок-идола — к счастью, не настоящего. Как ни странно, именно фантазиям на тему рок-эстетики зачастую удавалось передать дух, клише или мифы рок-н-ролла точнее, чем байопикам реальных музыкантов (часто выстроенным по однообразному канону «тяжелое детство — путь к славе — смерть или творческий кризис»). Нельзя забыть и про отдельный поджанр — фильмы про поклонников разных групп или стилей, с которыми зрителям легче ассоциировать себя и которым, соответственно, еще приятнее сопереживать. Look At Me попытался вспомнить самые знаковые и примечательные из подобных кинокартин.
|
|
«За долиной кукол» / Beyond the Valley of the DollsГод: 1970Режиссер: Расс МайерВ ролях: Долли Рид, Синтия Майерс, Марсия МакБрум, Джон Лазар, Майкл Блоджет, Дэвид Гуриан, Эди Уильямс, Эрика Гэвин, Филлис Дэвис, Харрисон ПейджТрейлер |
Герои: Три злополучные участницы девчачей рок-группы. |
|
Антураж: Платья (яркие и в горошек), отложные воротники и водолазки. |
|
Саундтрек: Актрисы не исполняли сами звучащие в фильме песни. За голос отвечала Линн Кэрри, соул-певица из Лос-Анджелеса, за музыку — группа Strawberry Alarm Clock. Большинство песен были написаны Стью Филлипсом. |
Фильм рассказывает о тернистом пути женской рок-н-ролл-группы, которая сначала называется Kelly Affair (по имени фронтвумэн), а затем — The Carrie Nations. Девушки играют отличные песни, ни капли не устаревшие и поныне, а клиповый монтаж с психоделическими эффектами по поводу и без повода весьма уместен в передаче того самого «духа 60-х». Снят главным auter'ом фильмов категории «Б» Рассом Мейером по сценарию будущего столпа кинокритики Роджера Эберта. В финале история взлета прерывается падением и скатывается к типичному моралите, что вполне логично — мир случайных связей, наркотиков, предательств и убийств во время кислотных бэдтрипов нельзя назвать правильным и хорошим. Зато до чего же весело за ним наблюдать!
|
|
«Шоу ужасов Рокки-Хоррора» / Rocky Horror Picture ShowГод: 1975Режиссер: Джим ШарменВ ролях: Тим Карри, Сьюзен Сарандон, Бэрри Боствик, Ричард О’Брайэн, Патриция Куинн, Нелл Кэмпбелл, Джонатан Адамс, Питер Хинвуд, Мит Лоуф, Чарльз ГрейТрейлер |
Безусловно, «сладкий трансвестит из Трансильвании», доктор Фрэнк-эн-Фуртер. |
|
Чулки, корсеты, шпильки, кружевное нижнее белье и много обнаженной плоти. |
|
Оригинальная музыка и тексты Ричарда О'Брайена, адаптировавшего собственный театральный мюзикл. |
Формально комедия, но по сути один из самых безумных мюзиклов в истории кино и любимый фильм представителей самых разных субкультур и сексуальных ориентаций, обладающий к тому же рекордом по непрерывающемуся кинопрокату (34 года подряд). Будущий Пенниуайз из «Оно», Тим Карри, в роли доктора Фрэнк-эн-Фуртера, «сладкого трансвестита из Трансильвании», щеголяет в корсете и чулках, дебютировавшая в кино Сьюзан Сэрандон постоянно обнажается, а Мит Лоаф в роли байкера Эдди получает ледорубом по спине. Don’t dream it, be it — поет нам Фрэнк-эн-Фуртер во время сессии водного балета. В самом деле, лучше не скажешь.
|
|
«Высшая школа рок-н-ролла» / Rock & Roll High SchoolГод: 1979
Режиссер: Аллан Аркуш, Джо Данте, Джерри Цукер
|
Рифф Рэндел, самопровозглашенная главная фанатка The Ramones. |
|
Кожаные куртки и штаны. |
|
The Ramones, естественно. |
Низкобюджетный ривайвал фильмов 50-х и 60-х про «дикую молодежь», только вместо бриолина и пляжных вечеринок — концерт группы Ramones и толпа фриков, облаченных в кожу. Враг, впрочем, как и всегда в таких фильмах — представитель власти, в данном случае фашиствующая директриса школы (прекрасная роль Мэри Воронов). Ее попытки запретить героине попасть на концерт любимой группы приводят к школьному бунту с громкой музыкой, безумными плясками, порчей имущества — в общем, со всеми вытекающими. Имеется и эпизод раскуривания трубки мира с огромной белой мышью. Продюсером выступил гений фильмов категории «Б» Роджер Корман.
|
|
«Я хочу держать тебя за руку» / I Wanna Hold Your HandГод: 1978
Режиссер: Роберт Земекис
|
Ярые битломанки, из которых выделяется прежде всего персонаж Нэнси Аллен. |
|
Ее чудесное синее платье. |
The Beatles, надо думать. |
Еще до трилогии «Назад в будущее» Роберт Земекис обращался к теме ностальгии по счастливому миру прошлого и молодежным приключениям. В своем полнометражном дебюте он показывает мир битломанов с такой симпатией и теплотой, что впору растрогаться и человеку, не разделяющему любви к The Beatles. В центре сюжета — подружки, во что бы то ни стало старающиеся попасть на первый концерт своих кумиров в Соединенных Штатах. Главная роль у будущей жены Брайана Де Пальмы и девушки Робокопа, совсем молодой Нэнси Аллен, и она чудо как хороша.
|
|
«Квадрофения» / QuadropheniaГод: 1979
Режиссер: Фрэнк Роддэм
|
Мод Джимми Купер и рокер Кевин. |
|
«Веспы» и вся та одежда, что до сих пор в фаворе у любителей английской музыки. |
|
Кроме The Who — песни The Ronnettes, The Kingsmen и Джеймса Брауна. |
Любимый (заслуженно) фильм всех модов, хулиганов и старающихся быть таковыми. История столкновения банды модов с бандой рокеров проста как три копейки, но с рок-оперой группы The Who в качестве саундтрека сцена драки противоборствующих субкультурных движений в Брайтоне является одной из самых зрелищных в молодежных фильмах. Главный герой, Джимми Купер, успевает посреди схватки совокупиться с девушкой, но к финалу его все равно ждет разочарование. Прекрасные роли Рэя Уинстона, в том же году появившегося в фильме Алана Кларка «Мразь», и Стинга в подходящей ему ипостаси молодежного идола.
|
|
«Это — Spinal Tap!» / This is Spinal Tap!Год: 1984
Режиссер: Роб Райнер
|
Все участники группы, хотя басиста с шикарными усами хотелось бы выделить особенно. |
|
Лосины и другие безумные вариации на тему мужского костюма. |
|
Хиты Spinal Tap, похожие на лучшие песни худших глэм-рок и хэви-метал коллективов. |
Культовое мокьюментари Роба Райнера (он, собственно, и придумал этот термин) про играющую в стиле «лосины-рок» английскую группу, вышедшую в тираж и отправляющуюся в тур по Америке с целью вернуть былую славу. Рассказывать про фильм сейчас уже смешнее, чем его смотреть, но, во-первых, он был первым в таком жанре, а во-вторых — когда еще доведется увидеть все клише стиля хэви-метал и глэм-рок в одной упаковке? Spinal Tap сочетают в себе все худшее от Motley Crue, Poison, Guns & Roses, группы «Рондо» и даже Iron Maiden, поэтому сцены с их концертными выступлениями доставляют особое наслаждение. Вышедшие позже сиквелы, состоящие в основном из концертных записей, смотреть не имеет смысла, а вот фильм Anvil! про тур группы, повлиявшей на «Металлику» и «Слэйер», но так и не выбившейся в высшую лигу, интересен прежде всего эмоциональным контрастом. Вроде бы он про самый настоящий «Спайнал Тэп», однако смотрится не смешно, а грустно.
|
|
«Лак для волос» / HairsprayГод: 1988
Режиссер: Джон Уотерс
|
Неунывающая толстушка Трейси. |
|
Яркие наряды Дивайна и вынесенный в название лак для волос. |
|
Одноименная оригинальная песня Рэйчел Суит вместе с Дебби Харри и множеством хитов 60-х годов. |
Самый добрый, но не ставший от этого менее издевательским фильм короля трэша Джона Уотерса про толстуху Трейси, мечтающую победить на танцевальном конкурсе в Балтиморе начала 60-х и завоевать сердце юного Линка. Ее противная соперница, красотка Эмбер, готова на все, лишь бы помешать ей. Тогда Трейси со своей подружкой Пенни проявляют чудеса терпимости и приводят на шоу своих чернокожих друзей. Самые занимательные персонажи, впрочем, не соревнующиеся за корону девушки, а их родители — прекрасный как всегда трансвестит Дивайн в роли мамы Трейси и Сони Боно (муж Шер) и Дебби Харри из Blondie в роли расистски настроенных родителей Эмбер. Римейк 2007-го года интересен прежде всего Джоном Траволтой, перехватившим эстафету у Дивайна, а вот то, что все актеры вдруг запели (в оригинале песни звучали саундтреком в оригинальном исполнении), не добавляет ему лишних баллов.
|
|
«Плакса» / Cry-BabyГод: 1990
Режиссер: Джон Уотерс
|
Настоящий рок-идол «Плакса», умеющий проронить всего одну слезу и сразить этим наповал всех девушек. |
|
Набриолиненные волосы, узкие брюки, кожаная куртка и гитара наперевес. |
|
В основном песни в исполнении группы Baldwin and the Whiffles, состоящей из участников The Eagles и America. |
Уотерса много быть не может, поэтому еще один его культовый фильм, и снова стилизация под молодежные музыкальные фильмы 50-х, прежде всего — с Элвисом Пресли. Здесь его нишу с успехом занимает молодой Джонни Депп в роли вынесенного в название бунтаря без причины, рок-н-ролльщика «Плаксы». Идеально стилизованный мюзикл с яркими костюмами, прекрасными песнями и Игги Попом в роли дяди Деппа. Позже они еще не раз встретятся в кино.
|
|
«Группа "Коммитментс"» / The CommitmentsГод: 1991
Режиссер: Алан Паркер
|
Напористый и уверенный в себе менеджер группы Джимми Рэббит. Изначально, кстати, играющий его Роберт Аркинс пробовался на роль вокалиста коллектива. |
|
Сырые и неуютные улицы Дублина, темные и пыльные залы репетиционных баз, пабы. |
|
Песни Аретты Франклин, Эла Грина и Отиса Реддинга, взаправду перепетые The Commitments. |
Трогательный и душевный фильм Паркера, экранизация первого романа Родди Дойла про семейство Рэббитов (остальные два впоследствии экранизировал никто иной, как Стивен Фрирз). По признанию самого режиссера, это его самый любимый фильм, потому что совмещает две вещи, которые он любит больше всего — музыку и работу с молодежью. История становления, взлета и распада группы The Commitments глазами их менеджера подана с юмором, теплотой и обильным использованием слова fuck и всех его производных. Все актеры и актрисы с большим удовольствием пели и играли на музыкальных инструментах, что в дальнейшем помогло в карьере некоторым из них: участники несуществующего коллектива (точнее — ритм-секция) собрали группу Stars from the Commitments и до недавнего времени давали концерты по всему миру.
|
|
«Мир Уэйна» (1 и 2) / Wayne's World (1 & 2)Год: 1992, 1993
Режиссер: Пенелопа Сфирис
|
Трогательные раздолбаи Уэйн Кэмпбел и Гарт Элгар, верные друзья и любители рока старой школы. |
|
Клетчатые рубахи, бейсболки с задранным вверх козырьком, кроссы с огромными язычками и «воздушные гитары». |
|
Alice Cooper, Black Sabbath, Jimmi Hendrix Experience, Red Hot Chili Peppers, Ugly Kid Joe, Aerosmith и, конечно же, Queen. |
Два неунывающих лоботряса, Уэйн и Гарт, слушают рок, бездельничают и ведут собственное развлекательное шоу на кабельном канале. В первый части комик Майк Майерс борется за свою любовь по имени Кассандра (Тиа Каррера) и даже уводит ее из-под венца в сцене из «Выпускника», во второй — тоже борется за любовь Кассандры, но к тому же организовывает рок-фестиваль с Aerosmith в роли хедлайнеров. Главное при этом, конечно же, набор абсурдистских шуток (чуть менее пошлых, чем у братьев Цукер, но потупее, чем у «Монти Пайтон») и эталонный эпизод с пением «Богемской рапсодии» группы Queen под магнитолу. Главная молодежная «комедия в стиле "рок"» собрала большую кассу и получила культовый статус в Америке, хотя образ двух веселых «метал-хедов» со временем как-то успел позабыться.
|
|
«Пустоголовые» / AirheadsГод: 1994
Режиссер: Майкл Леманн
|
Трио музыкантов-«террористов», вооруженных водяными пистолетами. |
|
Косухи, клетчатые рубашки и шапка-«пидорка» героя Адама Сэндлера. |
|
Motorhead, White Zombie, Primus, Anthrax, 4 Non Blondes, Ramones. |
Трое пустоголовых хэви-металлиста (Брендан Фрэйзер, Стив Бушеми и Адам Сэндлер) захватывают радиостанцию, чтобы поставить в прямом эфире демозапись своей группы. Глуповато и без особых откровений, но Сэндлер в дурацкой шапочке и патлатый Бушеми все же являются достаточными бонусами просмотра. Кроме того, радует появление участников группы White Zombie во главе с Робом Зомби, голоса дозвонившихся в эфир Бивиса и Баттхеда от Майкла Джаджа и Лемми Килмистер, в титрах указанных как «Лемми Вон Моторхед».
|
|
«Эмблема тяжелого рока» / Hard Core LogoГод: 1996
Режиссер: Брюс МакДональд
|
Участники группы Hard Сore Logo, один лучше другого. |
|
Разваливающийся на части минивэн группы. |
|
Существует аж в двух экземплярах — с песнями из фильма, перепетыми канадскими панк-группами, 1996-го года, и с оригинальными версиями, в том числе каверами на Dead Boys и Young Canadians, вышедший в 1998-м. |
Малоизвестный канадский мокьюментари про тур, как следует из названия, хардкор-группы, довольно неглупый и очень понравившийся Квентину Тарантино. Режиссер Брайан Макдональд вдохновлялся как раз This is Spinal Tap и поначалу посмеивался в похожей манере, но ко второй половине ушел в отрыв. Лидер группы — панк и отморозок, басист-шизофреник, которого чудовищно плющит без прописанных врачом таблеток, да тут еще и гитарист грозит уйти в более успешную группу. В общем, беды не миновать. Пару лет назад вышел сиквел.
|
|
«Детройт - город рока» / Detroit Rock CityГод: 1999
Режиссер: Адам Рифкин
|
Четверка верных поклонников Kiss. Из них больше всего выделяется Хок, герой Эдварда Фурлонга. |
|
Джинсы и банданы. |
|
Kiss, Van Halen, Thin Lizzy, Cheap Trick, Sweet, The Runaways, Black Sabbath и исполняющий Highway to Hell Мэрилин Мэнсон. |
Снова фильм про поклонников, на сей раз группы Kiss. Четверо друзей больше всего на свете хотят попасть на концерт своих кумиров, и такой шанс предоставляется им прекрасной осенью 78-го года. Беда в том, что излишне религиозная мамаша одного из них сжигает с таким трудом добытые билеты. Дальше ребята во главе с уже сидящим на героине, но еще не выглядящим как живой труп Эдвардом Фурлонгом отправляются в долгий путь. Есть сцена, где «Джон Коннор» танцует стриптиз для дам средних лет (одну из них, кстати, играет жена лидера Kiss Джина Симмонса) в женском стрип-клубе. В контексте его дальнейшей судьбы это выглядит довольно удручающе.
|
|
«Неудачники» / Garage DaysГод: 2002
Режиссер: Алекс Пройас
|
Юные музыканты австралийской рок-группы. |
|
Ненатурально яркие улицы Сиднея. |
|
The Cure, The Jam и Roxy Music. |
Неожиданный экскурс в мир австралийского панк-рока от создателя мира «Ворона» и «Темного города» с модной на тот момент «кислотной» картинкой и переходящим все приличия кривлянием всех актеров. Очередная история про «группу, которая пытается пробиться», на этот раз из Сиднея, но, в отличие от героев приведенного выше фильма Алана Паркера, симпатии и интереса не вызывает ни один из персонажей. Имеются неожиданные анимационные вставки, эпизод Fun with Drugs-2, во время которого можно наблюдать семейный ужин под кислотой с родителями басиста группы, и щедро разбросанные на весь хронометраж сцены секса, то есть все, что нужно молодежной аудитории. Есть и приятности в виде The Cure, The Jam и Roxy Music на саундтреке.
|
|
«Почти знаменит» / Almost FamousГод: 2000
Режиссер: Кэмерон Кроу
|
15-летний Уилльям Миллер, молодой журналист из Сан-Диего в поисках приключений. |
|
Меховая кофта Кейт Хадсон. |
|
Led Zeppelin, The Beach Boys, The Who, Lynyrd Skynyrd, Yes, Simon & Garfunkel, David Bowie, Rod Stewart, Elton John. |
Один из наиболее знаковых фильмов о рок-группе и ее поклоннике, снятый бывшим журналистом «Роллинг Стоуна» и талантливым сценаристом и режиссером Кэмероном Кроу. В большей степени история взросления, чем лихой репортаж с рок-тура с прилагающимися сексом и дебошами, это автобиографичная история о 15-летнем пареньке по фамилии Миллер, получившем задание от журнала написать о некой группе Stillwater во время ее турне. В пути он влюбляется в симпатичную группи Пенни Лэйн (Кейт Хадсон), которая, понятное дело, больше увлечена гитаристом. Тем не менее, она следит, чтобы начинающий журналист не пробовал в пути наркотики. По ощущениям, из фильма получился настоящий «Портрет журналиста в юности».
|
|
«Секс, наркотики и Сансет Стрип» / Sunset Strip
|
Костюмерша, фотограф, продюсер и куча рок-музыкантов. |
|
Клеш, цветастые рубахи и Эл-Эй 70-х во всей его красе. |
|
Музыку к фильму написал Стьюарт Коупленд, ударник The Police. |
И снова ностальгия по 70-м, на сей раз привязанная к культовому лос-анджелевскому клубу на бульваре Сансет Whisky a Go Go, где играли The Doors и Led Zeppelin. Жизнь четырех его завсегдатаев подается, как водится, через череду комичных и драматичных ситуаций. Юная костюмерша никак не может выбрать наилучшего партнера среди отвязных рокеров, влюбленный в нее фотограф пытается запечатлеть их всех на пленку, а депрессивный музыкант хочет закончить свою жизнь от передозировки алкоголем и наркотиками. Ироничное и в меру мелодраматичное кино про ушедшее время с забавным Джаредом Лето в роли безумной рок-звезды.
|
|
Рок-звезда /Rock Star (2001)Год: 2001
Режиссер: Стивен Херек
|
Крис «Иззи» Коул. |
|
Косухи, банданы, джинсовые куртки с нашивками и напульсники. |
|
Кроме песен Steel Dragon, хиты Bon Jovi, Motley Crue, Теда Ньюджента и, хм, INXS. |
История взлета вокалиста трибьют-группы Криса Коула (Марк Уолберг), пришедшего на прослушивание своих кумиров Steel Dragon и получившего от музыкантов зеленый свет. Теперь у него прозвище Иззи, куча поклонниц и вообще новая жизнь, которая не очень устраивает его верную девушку (Дженнифер Энистон). Куда именно приводят мечты становится ясно довольно скоро: Иззи расстается с подружкой, да еще и понимает, что для музыкантов группы он не более, чем поющий манекен, с творческими идеями которого никто не будет считаться. Остается только вернуться назад, к той, которая его еще может простить. Банальный сюжет с не менее банальной моралью скрашивается забавными попытками Уолберга, уже отметившегося потешными песнями в «Ночах в стите буги», петь метал-баллады и настоящими музыкантами из хэви-металлических легенд Dokken и Foreigner в роли участников «Стального Дракона». Ко все прочему гитариста играет Закк Уайлд, легендарный музыкант, работавший с Оззи Озборном. Фильм снят по мотивам реальной истории, которая произошла с Тимом Оуэнсоном, певшим в трибьют-группе песни Judas Priest и получившем место вокалиста в любимом коллективе после ухода из него Роба Хэлфорда.
|
|
«Девять песен» / 9 SongsГод: 2004
Режиссер: Майкл Уинтерботтом
|
Живущий воспоминаниями по ушедшей любви молодой человек Мэтт. |
|
Концертный зал и спальня. |
|
Franz Ferdinand, The Dandy Warhols, Primal Scream, Black Rebel Motorcycle Club, Super Furry Animals, The Von Bondies. |
Концерт девяти модных по тому времени команд с порно-сценами, или, если смотреть иначе, — история личной жизни одной пары, которая проводит время исключительно в постели и на выступлениях инди-групп. Показать высокие отношениях через откровенные сцены брались многие, но не у всех это получалось. В картине режиссера-многостаночника Уинтерботтома лучше получились съемки выступлений рок-групп, поэтому мы его и ставим в этот список, хоть фильм и отличается своей несколько заунывной манерой от большинства «рок-н-ролл-фильмов», ностальгических или залихватских. Когда главный герой, вспоминая где-то в Антарктике свои сексуальные опыты с неутомимой партнершей, говорит многозначительную фразу: «Агорафобия и клаустрофобия — это как двое любовников в одной постели», хочется спрятаться под стол. Однако когда репортаж со льдины прерывается концертным выступлением Dandy Warhols, это, безусловно, спасает от страданий.
|
|
«Экс-ударник» / Ex-DrummerГод: 2007
Режиссер: Коэн Мортье
|
Писатель и бывший ударник по имени Дрис. |
|
Убогие квартиры в спальных районах и не менее убогие рок-клубы. |
|
Isis, Lightning Bolt, Mogwai и группа Millionaire с кавером на Mongoloid Devo. |
Бельгийский фильм Коэна Мортье по роману Хермана Брюссельмана у одних вызывает неприятие и отвращение, у других — неподдельный восторг. Крайне болезненное и неполиткорректное кино с чернейшим юмором. В группу, состоящую из полуглухого вокалиста, насильника и убийцы со стажем и гомосексуалиста, держащего собственного умалишенного отца дома на привязи, приходит ударник. Группа вроде бы становится с ним успешной, однако цель нового участника — моральное и физическое уничтожение своих и так неполноценных коллег. В общем, как пел Егор Летов, пощады никому, никому, никому.
|
|
«Глоток» / SuckГод: 2009
Режиссер: Роб Стефанюк
|
Формально — участники рок-группы с готическим макияжем The Winners, по факту — персонаж Элиса Купера. |
|
Помада, тени, кровь. |
|
The Stooges, Alice Cooper, The Velvet Underground, The Burning Brides и сами The Winners. |
Участники рок-группы один за другим превращаются в вампиров в этой непритязательной канадской трэш-комедии ужасов. Из приятных неожиданностей —появления Элиса Купера, недавно засветившегося в «Мрачных тенях» Бартона, Моби, Генри Роллинза и нестареющего Игги Попа. Автор сценария и песен и режиссер по фамилии Стефанюк снялся еще и в главной роли. Хочется пошутить по поводу названия, но на поверку фильм не так уж плох, хотя бы из-за уже упомянутых «приятных неожиданностей».
|
|
«Побег из Вегаса» / Get Him to the GreekГод: 2010
Режиссер: Николас Столлер
|
Работник музыкальной компании Аарон Грин и никогда не трезвеющий Алдус Сноу. |
|
Костюм офисного работника и неизменные лосины глэм-рок-музыканта.
|
|
Все песни исполнены группой Infant Sorrow, тексты писал в основном Джейсон Сигел, а к одной – Джарвис Кокер (Pulp). Также в фильме звучат композиции Mars Volta, The Clash, The New York Dolls, The Sex Pistols и The Rolling Stones.
|
Еще упитанный на тот момент Джона Хилл играет сотрудника музыкального агенства, который должен доставить на концерт из Лондона в Лос-Анджелес постоянно находящуюся в невменяемом состоянии рок-звезду (Рассел Брэнд). Так как продюсером выступил Джадд Апатоу, необходимое соотношение грубого юмора и сентиментальности соблюдено. В финале рок-музыкант понимает, что жил неправедной жизнью, и пересматривает свое отношение к двум основным приложениям к рок-н-роллу — сексу и наркотикам. Как говорится, сказка ложь, да в ней намек.
Комментарии
Подписаться