Лист ожидания: 15 главных русских фильмов года
Новые фильмы Ренаты Литвиновой, Кирилла Серебренникова, Ивана Вырыпаева и других героев актуального русского кинематографа
Пока деятели киноиндустрии обсуждают на круглых столах отсутствие зрителей, авторов и будущую участь российского кино, сеть ограниченного проката продолжает расширяться: достойных режиссеров становится все больше, они регулярно получают награды на международных фестивалях, и имена их все больше на слуху. Look At Me выбрал 15 главных русских фильмов, выхода которых мы с нетерпением ждем в этом году.
Проводя ревизию предстоящих отечественных релизов этого года, нельзя не подивиться такому большому количеству интересных и разнообразных фильмов: нас ждет авторское кино в диапазоне от масштабных долгостроев до радикальных экспериментов, которые, скорее всего, можно будет увидеть только на отдельных показах и в альтернативном прокате. А кроме того — неглупые и качественные зрительские фильмы вроде «Кококо» Авдотьи Смирновой или главного победителя последнего «Кинотавра» «Я буду рядом» Павла Руминова (который, правда, может и не выйти на большой экран и остаться фильмом для ТВ). Если же говорить о каких-то общих тенденциях этого года, политический ажиотаж последнего полугода отразился и на кино — в нем появилось больше социальной критики и политической рефлексии.
«История арканарской резни» Алексея Германа
В этом году наконец должен выйти фильм Алексея Германа-старшего по повести братьев Стругацких. Работа над ним началась еще в далеком 1999-м, а последние годы ушли на постпродакшн — режиссер, чувствуя, что фильм будет для него последним, постоянно откладывал его выход, но дольше тянуть уже невозможно. Продиктованные первоисточником и характерные для режиссера предельная реалистичность, вещественность и физиологичность изображения обещают, что фильм будет не самым легким для восприятия. Несмотря на это, он однозначно является самым ожидаемым российским проектом не только этого года, но и всех последних, ведь Герман, снимающий раз в 10 лет, — главный мастодонт отечественного кино.
«Дау» Ильи Хржановского
Автора фильма «4», в отличие от Германа, закончить работу над долгостроем (фильм был запущен в 2005-м) обязало в этом году правительство — режиссер будет вынужден наконец представить на суд зрителей свою кинобиографию физика Льва Ландау. Каких только слухов не было со съемок этой масштабной сюрреалистической драмы, в работе над которой принял участие Владимир Сорокин: декорации для фильма заняли несколько кварталов Харькова, а всех актеров и работников площадки заставляли ходить в аутентичных костюмах и исключить использование современных гаджетов. О Хржановском говорили как о свихнувшемся полковнике Куртце, деспоте с безграничной властью, пачками увольняющем людей, неспособных целиком и полностью разделить его идеологию. Как это отразилось на конечном результате, увидим в этом году.
«В тумане» Сергея Лозницы
Известный во всем мире документалист Сергей Лозница, дебютировавший в игровом кино фильмом «Счастье мое», свой новый фильм опять представил в Каннах. Эта экранизация повести Василя Быкова о невиновном, но не оправдывающемся предателе, противопоставляется автором современному и советскому военному кино. За медитативную картинку и «туманную» атмосферу снова ответственен один из главных героев «новой румынской волны» — оператор Олег Муту. Мнения критиков после премьеры разделились: одни обвинили режиссера в русофобии, в то время как другие говорили о том, что Лозница подтвердил свой статус одного из главных интеллектуалов российского кино.
«Дом 2012» Марии Саакян
«Дом 2012» — самый загадочный проект этого года. Об этом мистическом триллере известно не так много: герои (два режиссера, актриса, продюсер и молодой человек по кличке Овощ — единственный персонаж фильма, не имеющий никакого отношения к киноиндустрии) заперты в доме и весь фильм ожидают апокалипсиса. Сценарий был написан пресс-секретарем клуба «Синефантом» Григорием Матюхиным в результате многолетнего наблюдения за киносообществом, в качестве художника выступил Андрей Бартенев, а самым любопытным является, пожалуй, актерский состав: Ксения Собчак, Валерия Гай Германика, Евгений Цыганов, Диана Дэлль и Данила Поляков, альтер эго Саакян, играющий артхаусного режиссера, рассуждающего о смысле кинематографа. Посмотрим, что же будет из себя представлять эта абсурдистская версия «Меланхолии».
«Измена» Кирилла Серебренникова
Режиссер МХТ имени Чехова Кирилл Серебренников закончил работу над своей третьей полнометражной лентой после «Изображая жертву» и «Юрьева дня», снятого по сценарию Юрия Арабова. На этот раз это минималистичная драма об адюльтере с элементами эротики, поставленная по сценарию Натальи Назаровой («Русалка», «Дура»), а играют в фильме исключительно неизвестные отечественные и европейские (таковых больше) актеры. Что из этого получится, опять же не совсем понятно, но, судя по тому, насколько сильно фильмы Серебренникова отличаются от работ остальных молодых российских режиссеров, можно предположить, что это будет какой-то эстетский формализм. Особенно если иметь в виду, что оператор картины — Олег Лукичев, снимавший «Юрьев день» и Garpastum Германа-младшего.
«Танец Дели» Ивана Вырыпаева
Экспериментатор Вырыпаев, как Сигарев и Серебренников, — выходец из театральной среды, причем продолжающий работать и как драматург, и как театральный постановщик. Его третий полнометражный фильм снова основан на собственной пьесе: действие происходит в больнице в Дели, а история о том, как искусство рождается из сора, боли и человеческих страданий. По структуре фильм будет представлять собой что-то типа альманаха, состоящего из различных интерпретаций одних и тех же событий, а в главной роли снова полячка Каролина Грушка. Амбициозность его предыдущего проекта «Кислород» так и не оправдала себя, и фильм сильно подорвал доверие к автору, но, возможно, на этот раз ему удастся реабилитироваться.
«Последняя сказка Риты» Ренаты Литвиновой
Рената Литвинова — самая эксцентричная и самобытная звезда отечественно небосклона, более всего известная как киноактриса, но для кино больше сделавшая как сценарист: она писала для Киры Муратовой, братьев Алейниковых, Валерия Тодоровского и Веры Сторожевой, а сама сейчас сняла свой второй полнометражный фильм. О сюжете известно немного — только то, что это мифологическая история о смерти и о трех женщинах, мистическим образом связанных между собой. Главные роли в фильме сыграли Татьяна Друбич, Ольга Кузина и сама Рената Литвинова, а в одной из мужских ролей задействован Николай Хомерики. Саундтрек? Конечно, Земфира. Что конкретно это будет, представить невозможно, но, определенно, можно сказать, что это будет нечто, что способна выдумать и создать только Рената Литвинова, и что это точно стоит увидеть. Фильм сейчас находится в конкурсе Московского Международного кинофестиваля.
«Кококо» Авдотьи Смирновой
Авдотья Смирнова, дочь режиссера Андрея Смирнова, сценарист, ведущая «Школы злословия» и с недавних пор супруга Анатолия Чубайса, поставила свой третий полнометражный фильм как режиссер. В неглупой и хорошо сделанной комедии «Кококо», актерском бенефисе Анны Михалковой и Яны Трояновой, она, вслед за предыдущей своей работой «2 дня», продолжает рефлексировать над положением современной интеллигенции. Но если в предыдущем фильме речь шла о взаимоотношениях интеллигенции и власти, то в новом — о сложностях любви-ненависти между интеллектуалами и народом. Музейная работница, которую играет Михалкова, чувствуя свою ответственность перед простым людом, решает приютить у себя «хабалку» из Екатеринбурга, которая быстро садится ей на шею, но до поры до времени питает своей витальностью. Однако бесконечно это продолжаться не может, и рано или поздно ситуация должна взорваться.
«Пока ночь не разлучит» Бориса Хлебникова
Автор «Свободного плавания» и «Сумасшедшей помощи» Борис Хлебников должен выпустить в 2012 году сразу два своих фильма. Первым должен выйти только что показанный на «Кинотавре» киносборник «Пока ночь не разлучит нас», снятый по мотивам материала в журнале «Большой город». Это вольная экранизация разговоров, подслушанных в ресторане «Пушкин», со звездным актерским составом: в фильме приняли участие Алиса Хазанова, Александр Яценко, Евгений Сытый, Алена Долецкая, Сергей Шнуров, Анна Михалкова, Авдотья Смирнова и многие другие, а в работе над сценарием помог главный драматург современного российского кино Александр Родионов.
«Концедворье» Бориса Хлебникова
«Концедворье» же является полной противоположностью предыдущему фильму. Это вольный ремейк культового вестерна «Ровно в полдень», перенесенного в российскую глубинку, в котором герой Александра Яценко, любимого актера Хлебникова, сопротивляясь нападкам местных ментов, чиновников и соседей-завистников, оказывается один против всех и выходит на тропу войны. В качестве оператора в этом «колхозном вестерне» выступил известный документалист Павел Костомаров, а над сценарием работал все тот же Александр Родионов. Из двух этих фильмов ждать стоит, скорее, второй, хотя оба обладают неплохим зрительским потенциалом.
«Жить» Василия Сигарева
Новая работа автора нашумевшего «Волчка» и бывшего драматурга «Театра.Doc» оказалась произведением намного более зрелым и еще более беспросветным. В фильме на фоне бесцветной и слякотной, ставшей традиционной для молодого кино, российской провинции параллельно разворачиваются три истории о потере и насилии. Эта тяжелая, как брошенный в воду труп, экзистенциальная драма обладает уникальной и яркой образностью, созданной вместе с выдающимся оператором Алишером Хамидходжаевым, а одну из главных ролей исполнила супруга режиссера Яна Троянова, которая, судя по всему, вскоре станет одной из лучших актрис российского кино. Маловероятно, что эта лента, показанная в Роттердаме, станет прокатным хитом, но тем не менее она однозначно стоит просмотра.
«Конвой» Алексея Мизгирева
Самый маскулинный российский режиссер среди поколения тридцатилетних уже успел показать свой новый фильм на Берлинском фестивале и «Кинотавре», где, как и с двумя предыдущими работами («Кремень» и «Бубен, Барабан»), снова отхватил приз — на этот раз за лучшую мужскую роль. Сюжет строится вокруг офицера, не чувствующего боли, но мучимого чувством вины, которому дают задание вернуть двух дезертиров. Про кинематограф Мизгирева нельзя сказать, что он реалистичен, но реальность в нем настолько монолитна, что вся поэзия оказывается вытеснена за пределы кадра. Он снял фильм «неудобный» и, по собственным словам, в предельных категориях, в котором все зло, в отличие от предыдущих работ, явлено наружу и с которым зрителя сталкивают лбом.
«Завтра» Андрея Грязева
Совсем скоро, что удивительно для нашей страны, в прокат выйдет документальный фильм, вызвавший большой резонанс на Берлинском кинофестивале. «Завтра» посвящен жизни участников арт-группы «Война», вызывающих одинаковый интерес у зарубежных арт-критиков, граффити-активиста Бэнкси и российских правоохранительных органов. В нем наравне с подготовкой к акциям группы нам показывают будни ее участников с воровством продуктов, внутренними конфликтами и, что самое главное, воспитанием сына по имени Каспер — весь фильм строится вокруг взаимоотношений матери и ребенка, а детские игры режиссер монтирует с «серьезным» политическим активизмом. Видимо, как раз к заложенной автором амбивалентности и личностному подходу не были готовы участники группы, у которых фильм вызвал жесткое неприятие. Они даже обратились к руководству Московского кинофестиваля с требованием отменить его показы, но ответной реакции не последовало.
«Я тебя не люблю» Павла Костомарова и Александра Расторгуева
«Я тебя не люблю» — фильм-эксперимент, идейное продолжение работы «Я тебя люблю», запущенной параллельно в 2010-м, но завершенной годом ранее. Режиссеры долго проводили кастинг в Ростове, выбирая будущих героев, чтобы потом раздать им маленькие камеры, на которые они бы сами фиксировали свою жизнь. В процессе работы вычленяя из этого материала историю, они впоследствии давали им свои задания, так что в фильме есть и сцены условно постановочные. Режиссерам удалось придумать совершенно новый способ создания фильма, способный вывести совсем на другой уровень достоверности. Если предыдущий фильм был настоящей «народной комедией», то этот вышел куда более лиричным и пронзительным, а главная героиня фильма Вика, мечущаяся между безэмоциональным «колбасным магнатом» и творческим, но бедным парнем, получила на «Кинотавре» приз с формулировкой «за невыносимую легкость бытия».
«За Маркса…» Светланы Басковой
Первая относительно кинематографичная работа автора скандального «Зеленого слоника», ориентированная, по ее задумке, на широкую аудиторию. В отличие от предыдущих фильмов Светланы, в этой истории противостояния независимого профсоюза демоническому капиталисту Епифанцеву есть сюжет в привычном понимании этого слова, однако, как показал «Кинотавр», зритель оказался не готов к столь свободной манере изложения, поэтому фильм вряд ли можно будет увидеть в обычных кинотеатрах. Вслед за доком «Одно решение — сопротивление», этот фильм, снятый на деньги художника Осмоловского, используя брехтовское отстранение, существует на границе между документальным и игровым, видео, перфомансом и кинематографом. В главной роли, как всегда, Сергей Пахомов.
Комментарии
Подписаться