Победители и проигравшие: За что хвалят и ругают фильмы Венецианского кинофестиваля
Ким Ки Дук вернулся к истокам, Де Пальма постарел, Пол Томас Андерсон круче всех, а также другие мнения о фестивальной программе
В субботу торжественно завершился 69-й Венецианский кинофестиваль. Как на любом подобном мероприятии, в программе были свои достижения и свои неудачи. Look At Me изучил, насколько решения жюри совпали с мнением мировой прессы, освещавшей смотр.
Главным судьей конкурса стал американский режиссер Майкл Манн, и уже одно это подтвердило, что курс Венеции на сближение с Голливудом продолжается. Еще совсем недавно Мостра была известна своим осторожным отношением к Соединенным штатам, в отличие от исторически дружелюбного к ним Каннского фестиваля. Теперь ситуация изменилась, и уже третий год подряд венецианское жюри возглавляет американец (в прошлом году это был Даррен Аронофски, в позапрошлом — Квентин Тарантино). Призы голливудским и окологолливудским фильмам тоже перестали быть редкостью. Тем не менее в Венеции совсем не забывают и об остальном мире: как это принято на топовых фестивалях, судейский состав был весьма разнообразен. Манну помогали раздавать призы югославско-нидерландская художница Марина Абрамович, французская актриса и модель Летиция Каста, британская актриса Саманта Мортон, а также целая компания режиссеров со всего мира: таиландец Питер Чан, израильтянин Ари Фольман, итальянец Маттео Гарроне, аргентинец Пабло Траперо и швейцарка Урсула Майер.
Фестивальную политику подтвердили и главные призы. Голливуд в списке лауреатов представлен «Мастером» Пола Томаса Андерсона — самой громкой премьерой конкурса. Члены жюри собирались дать «Мастеру» добрую половину главных наград и наверняка бы это сделали, если бы не сложности фестивального регламента. «Фишкой» Венеции считается особый интерес к восточноазиатскому кино (сейчас оно вообще в моде, но Мостра награждает фильмы из Китая, Кореи и Японии чаще остальных) — отсюда главный приз Ким Ки Дуку, который в свое время стал человеком, открывшим корейский кинематограф западному миру. Еще один режиссер из Восточной Азии получил главную премию второй по значимости программы «Горизонты». Европейский арт-мейнстрим представляют Ульрих Зайдль и Оливье Ассайяс (спецприз жюри и приз за сценарий соответственно). Награда молодой актрисе из дебютного фильма израильтянки Рамы Берштайн символизирует связь поколений. Ну и на любом фестивале принято выделить хотя бы один приз для представителей принимающей страны — и на этот раз дело не обошлось без небольшой награды итальянскому актеру Фабрицио Фалько.
Главной темой фестиваля, кажется, стал фанатизм. Большинство фильмов, получивших призы, рассказывают о людях, чрезмерно увлеченных своими идеями — порой до помрачения разума. У героя Хоакина Феникса из «Мастера» едет крыша под влиянием властного религиозного лидера; у Ульриха Зайдля действует истовая христианка; «Что-то в воздухе» повествует о левых радикалах начала семидесятых.
Победители
|
«Золотой лев»
«Пьета» Ким Ки Дук Общее мнение: качественная и интересная, но предсказуемая чернушная драма от модного режиссера-экстремала |
Не будет преувеличением сказать, что в первой части фильма нет ни одного приятного момента. Большую часть фильма зрителям приходится прикрывать глаза.
Дебора Янг, The Hollywood Reporter
Жалко только, что во второй половине фильма интересно закрученная драма отношений вдруг превращается в кино о мести, что стало у корейцев общим местом. Это не совсем жанровое упражнение, но ближе к таковому, чем любой предыдущий фильм Кима; и хотя у режиссера имеются свои собственные фокусы, в концовке фильм разочаровывает своей предсказуемостью.
Суровые городские декорации и умное использование тем мести, жертвы и спасения отсылает нас к фильмам типа «Плохого парня» и «Самаритянки», которые принесли Киму репутацию одного из самых талантливых и оригинальных корейских режиссеров.
|
Специальный приз жюри
«Рай: Вера» Ульрих Зайдль Общее мнение: не очень интересно и довольно бессмысленно |
Как и в случае с любовью, которой была посвящена первая часть трилогии, вера предполагает более глубокие и сложные аспекты, которые сатирический фильм Зайдля даже не пытается раскрыть.
Это аскетичное кино, которое ищет красоту в грубости и уродстве. Что оно делает для того, чтобы осветить тему религиозного фанатизма, — вопрос открытый.
Дэвид Руни, The Hollywood Reporter
|
Лучший режиссер
Пол Томас Андерсон «Мастер» Общее мнение: мощная и эпохальная картина, берет за душу |
«Мастер» — лучший фильм, показанный в Венеции в этом году, и, возможно, пока что высшая точка среди кинопремьер этого года. Шедевр? С этим пока подождем, но это точно важная, умная, одновременно эпическая и глубоко личная работа мастера на пике формы.
Довольно трудно рапортовать о подобном зрительском опыте, тем более с колес, не подумав и не изучив контекст, но каждый кадр этой картины оставляет ощущение соприкосновения с чем-то огромным, пугающим. Люди любят смотреть на экран и узнавать себя — свои чувства и мысли. Немногим художникам (особенно теперь) удается вызвать эмоции, о существовании которых ты никогда не догадывался раньше.
|
Лучшая женская роль
Хадас Ярон «Заполнить пустоту» Роны Берштейн Общее мнение: простая, но достойная романтическая драма, Джейн Остин на экзотическом материале ортодоксальной иудейской общины |
В отличие от многих участников фестиваля, фильм говорит прямо о сути дела и ни разу не отвлекается от нее. Актеры играют замечательно, и хотя почти весь фильм снят в тесных интерьерах, в нем есть отличное чувство композиции, позволяющее раскрыть отношения героев без лишних наворотов.
Персонажи связаны социальными условностями, которые находятся вне их власти; диалоги скорее скрывают, чем раскрывают их мысли и желания. Берштейн сообщает все, что ей нужно, с любовью и внимательностью, в чем ей помогают хорошо подобранный актерский состав, продуманная операторская работа и тщательно проработанные декорации и костюмы.
|
Лучшая мужская роль
Хоакин Феникс и Филип Сеймур Хоффман «Мастер» Пола Томаса Андерсона Общее мнение: два великих актера встретились у великого режиссера |
Хоффман, уже пятый раз играющий у Андерсона, здесь просто гипнотизирует: его речь одновременно сладкозвучна и нелепа, в его улыбающихся глазах — возможность чуда, в то время как в словах слышна непререкаемая власть.
Фильм займет свое место в том, что Мишель Фуко называл «историей безумия» — различных форм сумасшествия, не включенных в официальную историю европейского просвещения. Это кино кому-то не понравится, кого-то разозлит, но смелость его формы и игра Хоакина Феникса делают «Мастера» фильмом, который нельзя пропустить.
|
Лучший сценарий
Оливье Ассайяс «Что-то в воздухе» Общее мнение: интересное размышление об эпохе семидесятых |
Ассайяс нашел правильную дистанцию, которая позволила ему точно воссоздать тот водоворот событий, не впадая ни в ностальгическую сентиментальность, ни в соблазн отделаться иронией. «Что-то в воздухе» — огромный успех, большой фильм о молодости и об эпохе семидесятых.
Эта деликатная, но беспристрастная полуавтобиографическая драма мягко ставит под сомнение триумфальный настрой многих фильмов про 1968 год.
|
Премия Марчелло Мастроянни лучшему молодому актеру
Фабрицио Фалько «Спящая красавица» Марко Беллокьо Общее мнение: Беллокьо, на этот раз занявшийся вопросом об эвтаназии, не прыгает выше головы, но получается у него все равно хорошо |
«Спящая красавица» отказывается давать простые ответы, но снята таким образом, что ей и не нужно занимать четко обозначенную позицию по отношению к вопросу: как и остальные работы режиссера, фильм пытается не убедить в чем-то, а исследовать современное итальянское общество.
Дебора Янг, The Hollywood Reporter
|
Приз Луиджи ди Лаурентиса за лучший дебютный фильм
«Глина» Али Айдын Общее мнение: претенциозное занудство |
Айдыну можно предложить в следующий раз попробовать что-нибудь более оригинальное. Пока что он уверенно занимается тем, что давно стало стандартным способом выражения для глубокомысленных режиссеров по всему миру — вплоть до многозначительной неясности названия.
Нил Янг, The Hollywood Reporter
|
Главный приз программы «Горизонты»
«Три сестры» Ван Бин Общее мнение: впечатляющая и мастерски сделанная документалка для выносливых зрителей |
«Три сестры» скрупулезно документируют жизнь семейства в отдаленной нищей китайской провинции — мощная, достойная восхищения и очень нужная хроника. Сцены на ферме ужасают: кажется, будто они сняты в девятнадцатом веке, а не в двадцать первом.
|
Специальный приз жюри программы «Горизонты»
Tango libre Фредерик Фонтейн Общее мнение: славное романтическое кино про танцы, которому сильно не хватает хорошего сценария |
Tango libre пытается удерживать все нити сюжета, но совершенно их теряет в непонятно откуда взявшейся концовке — она милая, но никак не сочетается со всем, что было до нее: ни по жанру, ни по интонации.
Остались без призов
|
«К чуду»Терренс Малик
Общее мнение: не сложилось. Новый шедевр мэтра/невнятная самопародия |
Начиная с середины фильма, лирическая банальщина заслоняет собой все, и «К чуду» проваливается в пучину претенциозности. То, что до этого маскировала впечатляющая картинка, обрушивается на голову зрителя, и карточный домик разваливается за несколько минут.
В свои лучшие моменты кинематографическая рапсодия Малика великолепна; в некоторые более сомнительные минуты кажется, что он занимается самоповтором. Но какое все-таки наслаждение вызывает этот фильм!
Кто не понял «Древо жизни», еще больше возненавидит «К чуду». Но оба фильма менее великими от этого не станут. Диалогов в фильме практически нет, зато все танцуют, и на душе становится как-то совсем хорошо.
|
«Страсть»Брайан Де Пальма
Общее мнение: полный провал — камбэка Де Пальмы не случилось |
Ремейк французского нуара «Преступление из-за любви» выглядит не как возвращение Де Пальмы, а как то, что экономисты называют «судорогами мертвого кота». Де Пальма тешит себя оммажами своим собственным хичкокианским хитам: результаты близки к самопародии и лишь подчеркивают то, как глубоко закатилась звезда когда-то талантливого режиссера.
Нил Янг, The Hollywood Reporter
В «Двойнике тела» (1984) сцена поцелуя буквально прожигала экран, а теперь — полный шкаф вибраторов, полуодетая Рэйчел МакАдамс обещает всяческий разврат, но все впустую. Времена изменились. Лесбиянки больше не непостижимые порочные создания, вызывающие страх и трепет: они просто, ну, лесбиянки.
|
«Отвязные каникулы»Хармони Корин
Общее мнение: весело и мило |
Отдадим должное Корину: он до конца выдерживает этот акт творческого вандализма. «Отвязные каникулы» — безумный сон о тинейджерском загуле, концептуальнейшее heist movie с текилой, залитой в бензобак. Это его самый удачный фильм со времен Gummo.
Удивительно мейнстримный по стандартам Корина фильм в жанре криминального эксплотейшна — что-то типа «Драйва», переснятого Рассом Мейером и Терри Ричардсоном. Главные роли играют компания старлеток, раньше подвизавшихся на благопристойном канале Диснея, и неутомимый Джеймс Франко в своей, возможно, лучшей роли.
Корин, как всегда, самый лучший. Вот кино, снятое по заветам Годара: для хорошего фильма нужны только девушка и пистолет. Здесь полно и того, и другого.
|
«Я тоже хочу»Алексей Балабанов
Общее мнение: Балабанов гнет свою линию |
Наполненная мрачным юмором вариация «Сталкера» Тарковского демонстрирует здоровую непочтительность к строгому мастеру поэтического кино прошлого века и на самом деле куда ближе к нуарной интонации оригинального романа «Пикник на обочине» братьев Стругацких.
Этот фильм похож на пустоты, оставленные слежавшимся вулканическим пеплом там, где были тела живых обитателей Помпей. Он как бы застыл во времени, из него выветрилась жизнь, и можно считать, что это и есть образ сегодняшней России, где если что и еще теплится, то — свечки перед образами.
Валерий Кичин, «Российская газета»
|
«Линии Веллингтона»Валерия Сармиенто и Рауль Руис
Общее мнение: оммаж Руису получился достойным великого режиссера |
За два с половиной часа Сармиенто создает картину ошеломляющей жизненной силы, в которой блистают постоянные актеры ее мужа — Джон Малкович, Катрин Денев, Изабель Юппер и Мишель Пикколи.
|
«Измена»Кирилл Серебренников
Общее мнение: «не верю» |
Отважная эротическая драма про паранойю и ускользающую близость, которая вроде бы должна отзываться в душе зрителя за тридцать, в очередной раз не срабатывает в выхолощенном глянцевом пространстве. Бывают такие фильмы, которые при просмотре вызывают сначала недоумение, потом неловкость; вот «Измена» — как раз такой.
Серебренникову все же не удается избежать того, что его сценарий задыхается, и история в результате выглядит менее достоверной, чем хотелось бы. В воспоминаниях после просмотра «Измена» кажется каким-то мутным сном.
|
«Беспредел 2»Такеши Китано
Общее мнение: маленькая радость для ценителя японских боевиков |
Разрывая шаблоны жанра боевиков про якудза, Китано, кажется, получает огромное удовольствие. Жестокость сцен насилия он соединяет с юмором, бьющим остро, как сабля.
Фильм вряд ли приобщит к творчеству режиссера тех, кто не любит его предыдущие работы, но для фанатов «Беспредел 2» станет ценным дополнением к канону и просто источником удовольствия.
|
«Суперзвезда»Ксавье Джанноли
Общее мнение: довольно неумный фильм, случайно попавший в конкурс |
«Суперзвезда» кажется натерпевшимся от Вуди Аллена и его «Римских приключений», потому что в серьезном ключе пересказывает коллизию внезапно проснувшегося знаменитым Роберто Бениньи. Когда не самая удачная шутка Аллена превращается в серьезный фильм — жди беды.
Комментарии
Подписаться