Профиль: Аарон Соркин
Вся правда о сценаристе «Социальной сети» и пять его лучших проектов
Новый фильм Дэвида Финчера «Социальная сеть» едва ли похож на его шизофренический боевик «Бойцовский клуб», семейную мелодраму про Бенджамина Баттона или размеренно-параноидального «Зодиака». Вместо экшна здесь диалоги, вместо спецэффектов — тоже диалоги, а долгие молчаливые планы заменены, правильно, на диалоги. Все эти слова написаны Аароном Соркиным, одним из лучших действующих сценаристов США, и именно ему следует в первую очередь поставить «Like» после просмотра фильма. LAM попытался разобраться в особенностях работы сценариста, а заодно подобрал пять его лучших проектов, с которыми обязательно стоит ознакомиться в случае если неумолкающие речи в «Социальной сети» не покажутся вам слишком изматывающими. 1999 год, Белый дом, западное крыло, заместитель главы администрации Джош и заместитель отдела по связям с общественностью Сэм в спешке движутся по коридорам и на ходу обсуждают вопросы государственной важности. Закончив разговор, Сэм спрашивает: «А куда ты шел?» — «Я,— говорит Джош,— следовал за тобой» — «А я за тобой» — «Никому об этом не рассказывай»,— заключает Джош и мужчины расходятся. В этом эпизоде из сериала «Западное крыло» сконцентрирована большая часть принципов сценариста Соркина: он пишет о профессионалах за работой, он показывает, что работа их важна и времени они зря не теряют, и умеет сделать это нескучно и вовремя посмеяться как над героями, так и над собой. Показательно и то, как вообще возникла идея сериала про администрацию президента: Соркин пришел на встречу с продюсером неподготовленный и первое, что пришло ему в голову — предложить адаптировать под телевидение неиспользованные отрывки из его сценария к фильму «Американский президент». Результат спонтанной идеи: больше двух десятков «Эмми», два «Золотых глобуса» и еще две сотни других наград и номинаций. |
Большую часть своего первого сценария «Несколько хороших парней» Соркин написал на салфетках пока работал барменом Соркину пару раз удавалось предсказать будущее: в «Американском президенте» описана любовная интрижка главы правительства за 4 года до скандала с Левински, а «Западное крыло» начинается с падения президента с велосипеда — за 5 лет до такого же случая с Бушем За год до начала работы над «Социальной сетью» Соркин отзывался об интернете как о «бронхиальной инфекции Первой поправки, потому что ничто как анонимность в интернете не делает нас злее и тупее» |
До работы над «Западным крылом» Соркин уже был известен. В конце восьмидесятых он написал театральную постановку «Несколько хороших парней», которую кинопродюсеры успели купить еще до того, как она попала на подмостки. В киноверсии, вышедшей в 1992 году, Джек Николсон впечатляюще кричит в лицо Тому Крузу написанные Соркиным строки «Вы хотите правду? Вам не вынести правду!». Сцена попадает в учебники по киноискусству, а Соркин получает контракт на еще два фильма. Во время работы над последним талант диалогиста пробуждается окончательно: первоначальный сценарий «Американского президента» (1995) занимал около 370 страниц, в три раза больше, чем стандартный сценарий полуторачасового фильма. Следующие несколько лет Аарон оттачивал мастерство, работая «доктором» нескольких голливудских сценариев, придавая колорит персонажам и придумывая для них запоминающиеся реплики. А в 98-м Соркин попадает на телевидение, что оказалось большой удачей как для него, так и для самого телевидения.
Следующие десять лет каждый телесезон освещался какой-нибудь работой Соркина. Сначала это был сериал «Ночь спорта» (1998 – 2000) о закулисах спортивного телешоу, потом знаменитое «Западное крыло» (1999 – 2006) о политике и, в конце концов, «Студия 60 на Сансет Стрип» (2006 – 2007), где были совмещены и закулисы телешоу, и политика. Уже к концу первого сезона «Западного крыла» в таланте Соркина никто не сомневался, в том числе и он сам, что привело к глупому инциденту на церемонии «Эмми»: Аарон вышел получать награду за лучший сценарий вместе с партнером, и, сказав свою речь, удалился, так и не дав партнеру высказаться. Потом, впрочем, извинялся. «Ночь спорта», «Западное крыло», «Студия 60 на Сансет Стрип», «Война Чарли Уилсона», «Социальная сеть» — это работы Соркина за последние десять лет. Всех их объединяет один момент: они про людей за работой. Герои Соркина — профессионалы, которые любят свое дело и в своей преданности крайне убедительны. Пресловутый талант Аарона кроется в том, как живо и захватывающе у него получается показать людей, делающих что-то повседневное. Впрочем, «живо» — не значит «реалистично». Это такая особенная экранная жизнь, где в каждой минуте спрессованы все интересные события, которые могут произойти за час реального времени. Две главные техники Соркина — это «диалоги в коридорах», как в упомянутом выше эпизоде «Западного крыла», и мультидиалоги, когда несколько бесед ведется параллельно. Соркин вписывает в уста героев все то, что другие сценаристы предпочитают изображать действием: шуточные ремарки вместо гэгов, напряженные диалоги вместо перестрелок, откровенные воодушевленные монологи вместо панорамных кадров под тревожную музыку. Смачно и емко написанные реплики превращают любую экранизацию соркинских работ в интенсивный тренажер для мозгов, иногда сложный, но в то же время — безумно увлекательный. |
Грядет режиссерский дебют Соркина: он купил права на экранизацию книги Эндрю Янга «Политик», биографии сенатора Джона Эдвардса Атака на Нью-Йорк 11 сентября случилась за пару недель до премьеры третьего сезона «Западоного крыла». Чтобы и без того идеалистичное шоу совсем не утратило связи с реальностью, Соркин оперативно написал и снял еще один эпизод-приквел Фирменное камео Соркина — человек в баре, в таком образе он появляется в четырех своих фильмах или сериалах. Но в «Социальной сети» Соркину досталась роль менеджера по рекламе |
Еще одно ключевое качество Соркина — обостренное чувство справедливости. Аарон никогда не изображает персонажей однозначными, он всегда честно показывает все их стороны, дает все их характеристики. Восхваляя сенатора Чарли Уилсона, выбившего у конгресса средства на спонсирование Афганистана в борьбе с Советским Союзом, Соркин изображает персонажа одновременно героем, наркоманом, бабником и человеком, который не смог довести дело до конца. В «Студии 60» продюсер Джек Рудольф,— железная рука корпорации,— из главного протагониста трансформируется в мудрого и справедливого начальника. Вообще, все люди у Соркина получаются идеальными — и в этом, наверное, его главная сила. Какой бы коллектив он не показывал, вполне естественной реакцией может быть желание незамедлительно в этот коллектив влиться, пусть даже просто бумажки подносить. Соркин пробуждает желание работать и создавать. История о самом молодом в мире миллиардере — не исключение. Даже если по поводу моральных качеств Марка Цукерберга после просмотра могут остаться сомнения, то не восхититься его гением вряд ли удастся. Также, возможно, вас вдохновит и гений Соркина — в таком случае вот пять его работ, которыми можно занять время между повторными просмотрами «Социальной сети».
Избранная фильмография
|
Несколько хороших парнейA Few Good Men Фильм, 1992 год Режиссер: |
Молодой и неопытный военный адвокат Дэниел Каффи (Том Круз) защищает на трибунале солдат, обвиняемых в убийстве. Расследование дела и слушания становятся для него точкой входа в настоящую взрослую жизнь. По детально проработанному сценарию никогда не скажешь, что его написал новичок, а блестящая игра Николсона и Мур и вовсе переводят фильм в категорию киноклассики.
|
Американский президентThe American President Фильм, 1995 год Режисер: |
Президент-вдовец влюбляется в лоббистку и решает не скрывать свои чувства. Политический оппонент пытается использовать эту историю против президента, роется в прошлом возлюбленной и давит на чувства морали избирателей. Типичная мелодрама в нетипичной обстановке, много хлестких реплик и фирменный соркинский монолог в конце; но в первую очередь стоит смотреть, чтобы увидеть из какого крохотного зернышка расцвело позже «Западное крыло».
|
Ночь спортаСериал, 1998 – 2000 Создатель: |
Первая работа Соркина для телевидения выглядит иногда странновато: тут Аарону еще приходится бороться с форматом и его диалоги спотыкаются то о закадровый смех, то на неудачно вставленные гэги с падениями и всяческими ужимками актеров. Тем не менее, уже здесь герои ведут пулеметные беседы на ходу и считают свою работу благословением. Если бы «Ночь спорта» когда-либо выходила в России, теглайном была бы фраза «О, спорт, ты — мир!» — хоть в сериале практически не показывают реальные матчи и состязания, он использует спорт как универсальную метафору для всего, что происходит вокруг.
|
Западное крылоThe West Wing Сериал, 1999 – 2000 Создатель: |
Идеалистическая картина Белого дома, смотря на которую по-настоящему начинаешь верить, что демократия — это лучшее, что могло случиться с человечеством. Мартин Шин играет президента, которого хочется обнять, а остальным работникам администрации хочется, как минимум, пожать руку. Сегодняшним любителям сериалов будет забавно заметить в эпизодах Лизу Эдельштайн (доктор Кадди из «Хауса») в роли шлюхи и 17-летнюю Элизабет Мосс (Пегги Олсон из «Безумцев») в роли дочери президента. Все шесть сезонов, кстати, смотреть не обязательно — после четвертого Соркин поссорился с руководством канала и самоликвидировался, что заметно отразилось на шоу.
|
Студия 60 на Сансет СтрипStudio 60 on Sunset Strip Сериал, 2006 – 2007 Создатель: |
Преступно недооцененное великое шоу о телешоу формата Saturday Night Live. Соркин умудряется просто на пальцах объяснить, почему свобода слова — это важно, и почему даже делая развлекательную передачу, нужно помнить о чести и совести. «Студию 60» просто обязан посмотреть каждый медийщик — возможно, тогда в мире станет меньше сюжетов про инопланетянина Алешеньку и статей про то, кто, как и где отбелил ореольчик. Сериалу много раз не повезло: рейтинги вышли не ахти, пресса разделилась во мнениях, а интернет-блоги почему-то объявили «Студии 60» настоящую войну, в основном потому, что шоу оказалось не совсем тем, что от него ожидали. Все это поспособствовало скорому его закрытию, что послужило причиной возврата Соркина обратно в большое кино. Судя по «Социальной сети», оно оказалось только к лучшему.
Комментарии
Подписаться