Dutch touch: Гид по современной голландской архитекторе
9 главных архитектурных бюро Голландии и их проекты будущего
Проекты голландских архитектурных бюро регулярно появляются на страницах всех журналов об архитектуре и интерьерах, вдохновляют блогеров и наполняют каталоги и альбомы, которые рассказывают нам об архитектуре будущего. Маленькая страна, площадью и населением не превосходящая Московскую область, взрастила новое поколение архитекторов, которое считает, что архитектура – это гораздо больше, чем строительство зданий, и доказало это миру.
Мы выбрали 9 архитектурных бюро Голландии, чьи здания изменили облик десятков городов - от Лиссабона до Гонконга. А трое экспертов, рассказали нам в интервью о феномене голландской школы и о том, почему именно такой подход к архитектуре даёт путёвку в будущее.
9 портфолио голландских архитектурных бюро
|
OMA |
|
|
MVRDV |
|
|
Atelier Kempe Thill |
|
|
Claus en Kaan |
|
|
de Architekten Cie |
|
|
Erick van Egeraat |
|
|
Mecanoo |
|
|
Neutelings & Riedijk |
|
|
UNStudio Architects |
|
|
Тимур Шабаевархитектор, архитектурное бюро OMA |
Главная особенность голландского подхода к архитектуре - голландцы рассматривают проект как часть большей системы и результат взаимодействия с разными факторами: городское планрование, экология, экономика, политика... Откуда проистекает такой подход? Возможно, в особой ментальности голландцев, которые продумали и самостоятельно создали сложнейшую водную систему – территорию своей страны.
Влияние ОМА и его многочисленных последователей на современный архитектурный мир невозможно переоценить. Рем Коолхаас, войдя в архитектуру на переломе эпох, пожалуй, одним из первых понял, как архитектор может работать в новых условиях глобального капитализма.
Причина расцвета архитектурного поколения «Суперголландцев» («Superdutch») кроется в том числе и в том, что правительство Нидерландов активно инвестировало в архитектуру, выбрав эту сферу представляющей страну за рубежом. Это дало свои плоды и импульс для новых исследований, открытия выставок, выпуска книг. Сейчас в Голландии, и в частности в Роттердаме, сложилось интернациональное сообщество, которое считает, что архитектура - это не просто проектирование и строительство зданий, но прежде всего выдвижение новых идей, публичная полемика и создание масштабных концепций.
|
Тамара Мурадоваархитектор и студентка Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» |
Для меня и многих других Голландия - колыбель современной архитектуры. Истоки, как мне кажется, берут свое начало еще от движения "modern movement" в начале 20-х годов, когда советский авангард распространился по всему миру и воспитал единомышленников. Но если у нас смена власти погубила развитие авангардной архитектуры, то Голландия оказалась тем местом, где такая архитектура прижилась и пустила корни. Простые формы, внимание к деталям, гармоничная и лаконичная архитектура – это я назвала бы главными особенностями голландского подхода.
Могу сказать точно, что голландские архитекторы всеядны: они интересуются всем - от графического дизайна до концепций мастерпланов. Придумывая новый архитектурный проект, они не упускают из вида все экономические, градостроительные и экологические проблемы, которые этот проект за собой повлечёт. И самое главное, голландцы проектируют архитектуру для людей, думая о практичной пользе и комфорте того или иного здания для обычного человека из среднего класса.
|
Артём Дежуркожурналист |
В середине нулевых было засилье "архитекторов-звёзд" - узкой и закрытой группы знаменитостей, которые были поочерёдно организаторами, членами жюри, участниками и победителями архитектурных конкурсов по всему миру. Конкурсы проводились на "знаковые объекты" - грандиозные сооружения, которые сразу строились как достопримечательности и памятники архитектуры, например, музеи современного искусства. Это были, как я понимаю, такие маячки для инвестиционного капитала, которые сигналили: в нашем городе интересно! в нашем городе модно! Тогда, в эпоху финансовых пузырей такая стратегия срабатывала.
Тогда казалась, что вся современная архитектура - это череда знаковых объектов, и кроме трёх десятков "звёзд", никаких других значимых персоналий там нет. И из уст в уста передавалась сказка о прекрасной стране Голландии, где архитекторы отнюдь не занимаются строительством роскошных "знаковых объектов", а строят скромные домики, социальное жильё, где ничто - от формы и всё - от функции, где огромное внимание уделяется экологии, а каждый проект рождается из необходимых компромиссов со всеми сообществами, интересы которых он затрагивает.
Сейчас очевидно, что голландская архитектура в своём подходе отнюдь не уникальна. Подобная "скромная" архитектура существует также в Швейцарии, Австрии, Португалии, Чехии, скандинавских странах. Архитекторы таких проектов чрезвычайно внимательны к интересам граждан: не только прямых заказчиков проекта, но и их соседей. В таких проектах часто работают с местными материалами и энергосберегающими технологиями, чтобы не навредить окружающей среде. И наконец, форма становится результатом длительного поиска ответа на трудные условия задачи, а не стартовой точкой для объекта. Повторю, такой архитектуры очень много почти во всех европейских странах. Это вообще европейский мейнстрим, просто случайно так вышло, что мы раньше узнали о Голландии.
Мы истосковались по простой и человечной архитектуре. Вот почему сейчас многие люди, которые следят за архитектурой, проявляют повышенный интерес, с одной стороны, к общественному строительству - социальному жилью, детским садам, больницам; с другой - к голландской, швейцарской, скандинавской, японской архитектуре, где таких проектов много и где такой этики придерживаются многие.
Комментарии
Подписаться