Части тела: Обнаженные женщины на фотографиях 70х-80х годов
Ньютон, Бурден, Араки и еще 7 ключевых фотографов 70х-80х, работавших с темой обнаженного женского тела
Look At Me продолжает рассказывать историю фотографии жанра ню, в этот раз охватив период 1970-80х годов и самых ярких фотографов того времени, работавших с обнаженной натурой.
Сексуальная революция 60-х сделала тему ню обсуждаемой и вполне привычной: Playboy и его подражатели окончательно составили стандарты обнажённого женского тела на страницах журналов. На фотографиях Дуайта Хукера, одного из фотографов, снимавших девушек для читателей Playboy, видно, как прорабатывается подход к продаваемой картинке обнажённой женщины.
Либерализация секс-удовольствий, легализация проституции в некоторых странах или просто её широкое распространение, появление секс-шопов, а позже и кинотеатров с видеопрокатами окончательно размежевали изображения, обслуживающие секс-индустрию, и фотографию, которая работает с голым телом как арт-объектом.
Арт-фотография продолжала существовать по своим законам и реагировала на перемены настроения в обществе. Эйфория от свободы и вседозволенности сменилась консерватизмом почти во всех западных странах: нравы стали сдержаннее и циничнее, и идеалы юности и либерализма, которые пропагандировали молодые люди в 60-х и начале 70-х, сменились чувством тревоги. Эротика становилась всё более агрессивной и усложнённой: провокация, разрыв шаблона о благополучности, шок на грани дозволенного стали приметой работавших тогда фотографов, в том числе и успешных в глянце - Хельмута Ньютона и Ги Бурдена.
Многие из фотографов того времени обращались к винтажной фотографии и вдохновлялись фотографиями первопроходцев: они выбирали для работы как правило чёрно-белую гамму, работали с формами и контрастами светотени - Роберт Мэпплторп и Касин Синояма больше черпали вдохновение у первых сюрреалистов, нежели работали с современной им эстетикой.
Совсем другой фотографией стала и документальная: фотографы стали изменять идеальной композиции Картье-Брессона и перестали бояться показывать маргинальную сторону реального мира, отрекаясь от ханжества предыдущих поколений. На обнажённых фотографиях Ли Фридландера, Сьюзан Мейселас и Нэн Голдин голое тело - это и вызов, и символ уязвимости, и призыв к честности со зрителем и с самими собой.
Хельмут Ньютон
Хельмут Ньютон в Энциклопеди Look At Me
Пожалуй, главный ню-фотограф всех времён, снимал все 70-е и 80-е рискованные и довольно жёсткие фотосессии, стал одним из главных действующих лиц американского Vogue, узаконил корсеты и чулки и одним из первых понял, что журнальная фотография - идеальное поле для провокаций.
Роберт Мэплторп
Robert Mapplethorpe (1946-1989)
Американский фотограф, начинавший с полудокументальных снимков своей девушки Патти Смит, в конце жизни снимал в основном натюрморты, гомосексуальные ню и автопортреты и умер от СПИДа в 1989 году одновременно с эпохой, которую олицетворял. Голое женское тело в его работах - скорее исключение, но и с ним он обращается совершенно по-своему.
Ги Бурден
Ги Бурден в Энциклопедии Look At Me
Другой выдающийся фотограф Vogue, делавший сексуальные провокационные снимки на грани между искусством и коммерческой фотографией, Ги Бурден - один из тех, кто создал фэшн-фотографию такой, как мы её знаем. Яркие цвета и простые, но неочевидные решения в композиции и работе с моделями делают его фотографии интригующими и зачаровывающе броскими.
Мирослав Тихий
Miroslav Tichy (1926-2011)
Один из главных маргинальных фотографов 20 века с трудной судьбой, чех Мирослав Тихий снимал женщин, как подглядывающий. Его рукодельные камеры, которые художник делал из всего, что попадалось под руку, - тот случай, когда техника определяет снимок: расфокусированные, разрозненные, часто пересвеченные фотографии обнажённых и полуодетых женщин стали его визитной карточкой.
Кисин Синояма
Kishin Shinoyama (1940)
Японский фотограф, вдохновлявшийся Ман Рэем, в конце 60-х и до начала 80-х снимал поражающие композицией и светотенями кадры обнажённых девушек, искажая перспективу и играя с расположением фигур в пространстве.
Беттина Реймс
Bettina Rheims (1952)
Французский фотограф в 90-е и нулевые снимала многих звёзд, но свой собственный стиль выработала уже в середине 80-х: агрессивные позы, яркие цвета и огромное внимание к интерьеру и композиции, где тело - только один из нескольких элементов игры.
Сьюзан Мейселас
Susan Meiselas (1948)
Будучи совсем молодой девушкой, Сьюзан отправилась в путешествие со странствующим американским стрип-кабаре и непредвзято сняла бэкстейджи, зрителей и девушек, работающих в этом заведении. Одного проекта "Carnival Strippers" было достаточно, чтобы Мейселас приняли в Magnum.
Ли Фридлендер
Lee Friedlander (1934)
Документалист и арт-фотограф, Фридлендер в основном известен своими пейзажами и съёмками интерьеров, но в 70-е он также начал снимать обнажённую натуру, пробуя нестандартные ракурсы в своей привычной чёрно-белой технике. В одной из его фотосессий позировала совсем молодая Мадонна, ещё не ставшая известной: в 1985 году эти снимки были опубликованы на развороте журнала Playboy.
Дуайт Хукер
Dwight Hooker
Штатный фотограф Playboy, снявший многие обложки и развороты журнала в 70-е и начале 80-х годов. По его работам очевидно, как эротическая съёмка для журналов становится привычным форматом, оставляя немного шансов для фантазии автора и предлагает читателю стандартные позы, образы и сюжеты.
Нобуёси Араки
Nobuyushi Araki (1940)
Один из самых плодовитых фотографов современности издал 400 книг своих фотографий, большая часть из которых - провокативное ню, нередко с бондажем. Пик творчества Араки приходится как раз на 70-е и 80-е годы, когда он и выработал свой узнаваемый стиль и способ работы с моделями. Результатов его экспериментов столько, что невозможно представить себе хоть один не попробованный фотографом ракурс или план с голым женским телом.
Смотрите также:
Комментарии
Подписаться