Прямая речь: Художники и кураторы выставки «Австрия, давай!»
4 художника и 2 идеолога выставки современного австрийского искусства рассказывают об экспонатах, венской арт-сцене и о новой арт-столице Европы
В Москве в Музее архитектуры имени Щусева открылась выставка «Австрия, давай! — Австрийское искусство сегодня», на которую привезли работы 20 современных австрийских художников, среди которых есть несколько международно признанных звeзд — Эрвин Вурм, Франц Вест, Хельмут Ланг и Отто Мюль. Выставку собрал австрийский музей МАК (Вена), номинально посвященный прикладному искусству и дизайну, а по сути организовавший одно из самых интересных в Австрии современных выставочных пространств и культурную программу. Кураторы МАК выбрали два десятка самых важных имен для современной австрийской арт-сцены и показали их смелые работы в старинных интерьерах МУАРа. Look At Me поговорил с художниками и организаторами выставки о том, из чего состоит современное австрийское искусство, что важного сейчас происходит в Вене и как появились на свет представленные на выставке работы. |
|
|
|
Гид по выставке
|
Манфред Вакольбингер
«Эти скульптуры, которые мы привезли в МУАР, я ещё никогда не выставлял. Как вы можете заметить, часть этих скульптур — в форме яйца: так я переиначил один из древних мифов. В одном мифе из Древней Индии был такой захватывающий образ: история о небесных птицах божественной природы, которые на лету роняли яйца, а из них вылуплялись такие же огненные божественные птицы и улетали ввысь. А из тех яиц, что падали на землю, появились люди. Мне кажется, это очень красивая и тонкая метафора человеческой природы: несмотря на то, что человеку предназначено жить на земле, его мысли и желания всегда парят где-то высоко. Для меня очень важная эта грань между реальным и иллюзорным, внешним и внутренним. То, что ты чувствуешь телом, может отличаться от того, что тебе говорит интуиция.
Несмотря на то, что человеку предназначено жить на земле,
его мысли и желания всегда парят где-то высоко.
Вена — прекрасный город для художника: он не большой и не маленький, в нем много всего происходит, все всех знают и довольно тесно общаются, и как только появляется что-то по-настоящему стоящее, новости об этом расходятся очень быстро. И самое главное — есть возможность показывать искусство публике и получать какой-то фидбэк, иначе это не имело бы для меня смысла».
Walking Chair: Фидель Пежо и Карл Пирхер
Фидель Пежо: «Сейчас в Вене удивительное время: она ещe не стала центром современного искусства в Европе, но вот-вот готовится им стать. В воздухе города чувствуется ажиотаж, движение и приятное ожидание того, что что-то сейчас начнётся. Удивительным образом мы находимся как-то не в эпицентре, но при этом наслаждаемся всеми радостями западноевропейского образа жизни. В городе нет напряжения между богатыми и бедными, нет зацикленности на деньгах. Вся жизнь просто переполнена культурой — театром, музыкой. Когда 19 лет назад я переехал в Вену, то остался исключительно потому, что влюбился в девушку оттуда: других причин нельзя было и представить. Сейчас люди в Вене настолько изголодались по культуре, что с радостью бросаюся интересоваться всем новым, получать образование, научные степени, ходить на семинары. Люди готовы бороться и много работать, чтобы защищать свое искусство и свою позицию».
Сейчас в Вене удивительное время:
она ещe не стала центром современного искусства
в Европе, но вот-вот готовится им стать.
Карл Пирхер: «В деньгах много обманчивого: хорошее честное искусство не должно продаваться сразу же, поэтому ориентация на рынок — ложная. Мне приятно, что в Вене люди, связанные с искусством, чаще всего думают о деньгах в последнюю очередь. Многие пытаются быть изобретателями, что-то перепридумать, вторгнуться со своими задумками в мир самых обыкновенных людей. Мы начинали заниматься промышленным дизайном как-то не совсем осознанно, и вдруг оказалось, что так легче всего достучаться до массы — просто придумать мелочь за 5 или 25 евро, которую кто-то поставит у себя на кухне, и она немного поменяет привычный натюрморт. Конечно, мы делаем и софу за 30 тысяч евро, и столик за 2 тысячи, но сама идея того, что можно быть художником в личном пространстве других людей более чем захватывает. Мне нравится этот дух новаторства, который присутствует в Вене и даёт современным художникам свободу самостоятельно принимать решения на свой страх и риск».
Многие пытаются быть изобретателями,
что-то перепридумать, вторгнуться со своими задумками
в мир самых обыкновенных людей.
Тамуна Зирбиладзе
«Я выросла и отучилась в Грузии, затем поехала в Лондон, а потом в Вену, чтобы заниматься мультимедиа-искусством и до сих пор снимаю видео и делаю живопись. Для меня это две стороны одного процесса: видео — скользящее изображение, которое ни на чем не задерживается долго, а моя живопись — конкретная и абстрактная одновременно. В Москву я привезла последнюю серию своих живописных работ, и это неслучайно.
Москва с Пушкинским музеем, Петербург с Эрмитажем
первыми открыли мне искусство, и сейчас я будто бы
возвращаю обратно в Россию то, что из неe взяла.
Сейчас в Вене очень много свободы и возможностей делать то, что хочешь: никто никому не мешает. Я всё ещё чувствую влияние сцены акционизма, и очень многие молодые художники выбирают именно этих художников как модель для подражания. В Австрии я встретилась с чем-то другим, чего никогда раньше не знала: это очень открытая и свободная сцена, где каждый может найти себе применение. И для меня очень важно, что здесь пересекаются люди совершенно из рахных областей».
Андреас Кристоф
со-куратор выставки
«На мой взгляд, австрийское искусство много и часто протестует: в начале 20 века ханжеские нравы буржуа намеренно шокировал Климт, в 60-е венские акционисты пытались бороться с авторитаризмом. Современные художники продолжают бунтовать. Их раздражает не система, а одномерность, возможности большинства и присутствие доминирующего голоса.
Современные художники продолжают бунтовать.
Их раздражает не система, а одномерность,
возможности большинства и присутствие
доминирующего голоса.
Об этом не принято говорить, но в Австрии есть фашистские тенденции, причина которых кроется и в нашем прошлом, и в современной ситуации с мигрантами. И современные художники, как и венские акционисты когда-то, чутко отзываются на них, борются с насилием и пытаются найти точки соприкосновения с окружающим миром, чтобы все получили от этого одинаковую пользу. И даже когда мы делали эту выставку, то придумали выставляться именно в МУАРе, чтобы показать, как легко можно сочетать эстетику старинного особняка и современное искусство, что надо идти навстречу прошлому, а не скрываться от него».
Симон Мрац
атташе по культуре Посольства Австрии в Москве
«Для меня эта выставка очень личная, я стоял у еe истоков. Когда мы придумывали „Австрию, давай!“, то не хотели загонять австрийское искусство в какие-то рамки, а, наоборот, обрадовались возможности показать сразу много разных работ, как художников-звeзд, так и совсем молодых. Для меня все сферы искусства давно смешались и стали в равной степени важными и взаимодополняющими: я смотрю на скульптуру и думаю об архитектуре.
Когда обычный человек думает об Австрии, он представляет себе не современное искусство, а какой-нибудь барочный дворец и Моцарта — над чем мы все, конечно, смеeмся.
К счастью те, кто делает искусство сейчас, думают гораздо дальше, хотят показать какую-то другую сторону Австрии. Им хочется пробиться через эти жeсткие рамки, в которые Австрию загнала история и стереотипы. Австрийское искусство — не для элиты и не для миллиардеров, которые что-то покупают на аукционах, оно делается ради поиска какой-то перспективы».
Комментарии
Подписаться