Прямая речь: 15 выпускников и студентов Британки
Учащиеся Британской Высшей Школы Дизайна показывают свои проекты, рассказывают о том, чему научились, и делятся источниками вдохновения
Неделю назад в Британской Высшей Школе Дизайна прошла ежегодная заключительная выставка студентов и выпускников — об этом мы уже писали на Look At Me.
Участники финальной выставки в Британке рассказали LAM о том, зачем учиться творческим специальностям и что можно взять от школы, где искать вдохновение и к чему быть готовым, делая первый самостоятельный проект. В материале Look At Me — 15 коротких интервью молодых художников, дизайнеров и иллюстраторов.
|
|
Ольга БатуринаПроцесс обучения дает высокую степень свободы. Ты учишься иметь право на свои собственные идеи, а главное – начинаешь понимать, что в дизайне, как и во всем, нет правильных ответов и шаблонных решений. |
У каждого свой уникальный взгляд на мир и на дизайн. Во время работы над огромным количеством проектов, в такие сжатые сроки, ты учишься управлять временем, а не позволяешь времени управлять тобой. Я стала на все смотреть другими глазами. Те вещи, которые оставались раньше незамеченными и казались бесполезными, теперь являются бесценными и интересными: предметы, звуки, запахи, тактильные ощущения, вкус, движение, цвет, текстура – словом, все!
Мне всегда нравился театр. Мне нравились декорации, костюмы. И я решила просто попробовать внести некоторые элементы в свои работы. Например, в работе “Human Addictions” я иллюстрирую вредные привычки людей и зависимости. Создавая костюмы, я использовала ежедневные материалы: кофейные стаканчики, чулки, одежду, бумагу, пакеты из супермаркета.
Ты учишься иметь право на свои собственные идеи, а главное – начинаешь понимать, что в дизайне, как и во всем, нет правильных ответов и шаблонных решений.
Мне кажется, чтобы создать качественный дизайнерский продукт, необходимо полностью сфокусироваться на его создании. И при этом делать все максимально хорошо и с полной самоотдачей. А если изначально исходить из того, что в мире дизайна все места уже заняты, конкуренция такая, что туда и идти не стоит, и вообще все очень грустно и плохо, то никакой мотивации создавать что-то интересное и значимое не будет. И даже если и будет, то работать в такой атмосфере несравненно тяжелей.
Мудборд Ольги Батуриной:
|
|
Роза ПогосянПозапрошлым летом один знакомый сказал, что идет на день открытых дверей в некую Британскую школу дизайна. Мне стало интересно. Я на тот момент вообще хотела поехать учиться в Чехию, и мне нужны были хорошие подготовительные курсы. |
Ну а потом, когда я уже окончила полугодовой курс pre-foundation, Британка затянула меня с головой, и уже не хотелось ехать ни в какую Чехию. В двух словах, обучение в Британке можно описать как "американские горки": иногда ты стремительно летишь вверх, иногда бывают неудачи, но на протяжении всего пути ты несешься с выпученными от удовольствия глазами!
Лично мне Британка дала раскрепощение — и плевать, что у меня гипсовая голова Сократа кривая выходила.
Здесь позволяют показывать всё: и свою обнаженную душу, и своих тараканов в голове — и чем больше, тем лучше, так что открывается тут почти у каждого своё. И, конечно, после долгих лет рисования скучных акварельных натюрмортов, получив полную свободу, сначала не знаешь, что с ней делать. Лично мне Британка дала раскрепощение — и плевать, что у меня гипсовая голова Сократа кривая выходила.
Файн-арт вообще — это что-то кардинально новое в России, и для некоторых это пока еще звучит как неприличное слово, потому что люди привыкли к картинам Шишкина и Серова. Для меня трудностей в осуществлении проектов нет, если не считать бешеных цен на материалы.
Я читаю книги по искусству и дизайну, мои любимые ресурсы — FFFFOUND, But does it float и Boooooooom.
Мудборд Розы Погосян:
|
|
Ольга СтрузбергЯ пошла учиться в Британку, имея высшее образование и несколько лет работы, никак не связанных с дизайном. Сам процесс обучения построен таким образом, что в большой степени ты развиваешься самостоятельно, преподаватель лишь немного направляет, но куда двигаться, ты решаешь сам. Это хорошая школа жизни. |
Сейчас я стала намного больше обращать внимание на то, как коммуницирует работа, анализировать, почему что-то работает, а что-то нет, а не оценивать с точки зрения красиво-некрасиво.
Если ты делаешь упаковку для булочек с корицей, ты должен узнать все о компании, производящей их, о булочках вообще и даже о корице.
Самое трудное в моей работе — это хорошая идея, она — залог успеха. Конечно, навыки тоже важны, их нужно постоянно развивать — некачественно сделанная работа убьет любую мегаидею.
Нужно быть хорошо осведомленным в той сфере, с которой работаешь. Например, если ты делаешь упаковку для булочек с корицей, ты должен узнать все о компании, производящей их, о булочках вообще и даже о корице. Интернетом в данном случае исследование обычно не ограничивается.
Мудборд Ольги Струзберг:
|
|
Мария БухтееваБританка для меня оказалась в своем роде "землей обетованной". Она учит относиться к работе не только как к ответственному делу, но и получать от нее удовольствие, а также воспитывает вкус. Помимо этого, ты оказываешься в среде людей, которые так или иначе разделяют твои интересы. |
Самым необычным для меня было то, что главным в проекте являлась идея и ее разработка, а не дотошное воплощение и оттачивание определенных техник.
Чем больше ты экспериментируешь, тем интереснее и удачнее получается проект.
Тьюториалы и короткие дедлайны очень меняют мышление и в целом подход к работе. Очень приятным открытием для многих также становится то, что чем больше ты экспериментируешь, тем интереснее и удачнее получается проект. Например, даже было такое задание — изобразить один и тот же предмет ста разными способами; с помощью него и многих других проектов каждый открывает для себя много разных техник.
Самое трудное в моей работе — это воплотить идею в соответствии с заданием и сохранить при этом свое лицо. И, разумеется, найти клиентов, для которых ты будешь востребованным.
Мудборд Марии Бухтеевой:
|
|
Саша ЗахаренкоЯ фанат британской культуры, языка и всего намешанного и перемешанного, что идет в дизайн. Несмотря на свои обширные интересы, с самого начала я поняла, что у меня вся голова в рамках. И я поставила себе главную цель обучения — сломать рамки, впитать все, перемешать и сгенерировать что-то свое и новое. |
Самое важное в этом процессе — осознанность. Надо четко понимать, зачем ты там и что хочешь, иначе все будет без цели. Самое приятное — это ощущение роста, развития, движения. Каждый день наполняется смыслом и бесконечным мыслительным процессом. Начинаешь ценить все время и все вокруг. Короче, переоцениваешь реальность.
Сломать рамки, впитать все, перемешать и сгенерировать что-то свое и новое.
В конце года я осознала, что выросла во всех планах и одновременно поняла, что мне ещё учиться не переучиться и смотреть не пересмотреть. Хочу учиться еще, понимаю, что дальше все будет более реальным, и надо закаляться. А главное — опыт. Для дизайнера опыт — это все. Все, что происходит с нами, и этого надо много и разнообразно.
Сейчас нас так много, и все так незаметно друг друга копируют. Я так не хочу, хочу свой след следить везде. Поэтому надо много работать. И вообще приятно понимать, что дизайн — это непрекращающейся процесс, и я хочу быть частью этого. А блоги меня пожирают: нужно фильтровать, иначе теряешь все границы и чувствуешь себя говнодизайнером. Так что keep it balanced.
Мудборд Саши Захаренко:
|
|
Маша АксютаБВШД привлекла меня статьей в буклете: уж больно сладко они описывали перспективы работы и обучения в Англии. Первый урок полностью изменил мое понимание о дизайне и искусстве: так сказать, шаблоны были сломаны напрочь. Первое время было немного тяжело всегда переключаться на английскую речь, но я быстро привыкла. |
Теперь даже не могу спокойно пообедать в кафе или ресторане, не обратив внимание на качество меню (верстка, бумага, иллюстрации): всегда, когда еду в метро, обращаю внимание на безвкусную рекламу и эти отвратительные баннеры над эскалатором. Ужас! Сразу мысленно все переделываешь, думаешь, как бы ты сделал.
Первый урок полностью изменил мое понимание о дизайне и искусстве: так сказать, шаблоны были сломаны напрочь.
Специальность иллюстратора не высокооплачиваемая, в основном работаешь дома, а в таких условиях сложно заставить себя весь день работать. Нет-нет, а отвлекаешься на домашние дела. Хотя я вот, например, работаю и как графический дизайнер тоже.
Все навыки, слава Богу, Британка мне дала. Да и мне самой это нравится, так как иногда сложно поставить четкую грань межну графдизом и иллюстрацией. Я всегда сталкивалась только с одной проблемой — ленью, если ее перебороть — возможно все.
Мудборд Маши Аксюты:
|
|
Наташа СерковаБританка очень во многом сформировала меня такой, какая я сейчас. В школе создана нереально крутая атмосфера, где каждый знает, зачем он здесь, и каждый помешан на том, что он делает. Мы все очень полюбили школу, и всем реально грустно расставаться. |
Чуть ли не первый раз в жизни я попала в среду, в которой мне было по-настоящему комфортно находиться. Это дает уверенность и рост, профессиональный и личный. В общем, люди здесь хорошие и сильные, а когда так — открываешь в себе все самое крутое.
А вообще из всего можно вырастить дерево, вообще из всего, главное то, как ты смотришь на элементарные вещи.
Могу сказать, что повлияло на мой стиль — лес рядом с домом, куда я переехала пару лет назад, и группа Boards of Canada. Звучит немного странно, зато честно. Это было отправной точкой, что-то переключилось в голове, и дело пошло. Я давно уже вдохновляюсь не готовыми вещами других людей, а тем, что окружает меня, тем, из чего можно сформировать свой визуал. Это и музыка, и дома, и все вокруг. Если буду пытаться называть имена — буду лукавить. А вообще из всего можно вырастить дерево, вообще из всего, главное то, как ты смотришь на элементарные вещи.
Из журналов я выписываю 032с, Purple Fashion . Русские практически не читаю, по крайней мере специально — точно. Люблю блог Butdoesitfloat и по мелочи: всегда ищу, чему можно поучиться. Очень нравится то, что делает берлинская студия HORT, они крутые, и подход к делу у них правильный.
Главной трудностью для меня было и пока что остается cвязывать то, что мне нравится делать, с коммерческой основой. Больше трудностей я для себя не вижу, но все трудности разрешимы, нужно просто больше опыта. Вообще, очень хочется сказать всем, чтобы никто ничего не боялся и делал как можно больше. Вставал утром и делал. Это же круто очень, правда.
|
|
Тимур МахачевОт учебы в Британке у меня сложилось ощущение большого чемодана, который нужно разбирать и оставлять самое необходимое по размеру и вкусу. Нам дали очень много крутой информации, теперь важно правильно адаптировать ее под себя. |
Обучение помогает найти и понять собственный бэкграунд, критически воспринимать и анализировать информацию.
Разумеется, страсть, вообще весь спектр острых чувств, как с минусом, так и с плюсом, должен быть вкачан в работу.
Для меня главным критерием оценки и стремлением в развитии стала уникальность работы, ее исключительность. Экспериментальная практика, которая является значительной частью программы, как раз и помогает раскопать в себе эту самую уникальность. Помимо всего, необходимо вкалывать, здесь это быстро осознаешь. Главным открытием стало чувство времени, в котором живешь, времени, которое уходит. Острое такое чувство, когда что-то теряешь, и нужно быстрей и много делать, чтобы не упустить или залатать пробел. Делать преимущественно о том, что вокруг, рассказывая себе и окружающим.
Разумеется, страсть, вообще весь спектр острых чувств, как с минусом, так и с плюсом, должен быть вкачан в работу. Чем больше ты себя выворачиваешь, тем сильнее получается результат. Стараюсь делать честные вещи, так, чтоб от души. С технической стороны пытаюсь экспериментировать, не думая о стиле и прочих установках. Интересно делать разные проекты, балансировать между искусством и иллюстрацией. Непросто понять, чего хочешь, непросто найти нишу, в которой зарплата и собственные цели гармонично дополняют друг друга. Трудность только одна — оставаться в ладу с собой.
Из моих последних впечатлений выделю студию СOOP.
Мудборд Тимура Махачева:
|
|
Маша КошкинаМне очень понравилось учиться в Британке, мне нравилось не есть и не спать, выматывать себя до полусмерти, бегать утром на учебу и сидеть в институте до закрытия. Я очень буду по всему этому скучать. |
Спустя три года обучения здесь я стала совершенно другим человеком, потому что Британка не учит тому, как делать, а учит, как думать и придумывать. Многие этого не понимают и удивляются, почему у нас нет лекций и конспектов. Вопрос "как?" стоит последним в цепочке решения дизайн-задачи, к сожалению, многие студенты из российских университетов и даже практикующие дизайнеры этого не понимают и тратят уйму времени на вырисовывание идеальных закорючек вместо того, чтобы потратить хотя бы пару дней на ресерч и концепт.
Мне нравилось не есть и не спать, выматывать себя до полусмерти, бегать утром на учебу и сидеть в институте до закрытия.
У меня есть то, что является залогом успеха в любом деле — это passion (русский перевод звучит пошло), она дает силы, позитивный настрой и радость от работы.
Мне сложно охарактеризовать свои работы. Я не могу назвать это ни артом, ни дизайном, ни иллюстрацией. Я создаю визуальные коммуникации на интересующие меня темы. Так вышло, что последние полгода мне стала близка тема женщин, их жизни, переживания от разочарований в любви и мечты наивных девочек о богатом муже. У многих моих работ есть черный шлейф моих личных переживаний, я пытаюсь от этого избавиться, хотя не думаю, что это у меня когда-нибудь получится, потому что только через свои работы я могу выразить, то, что действительно чувствую.
Главное — это не потерять себя, но в то же время продолжать развитие. Иногда можно очень долго идти на поводу у одного стиля только лишь потому, что "это у меня хорошо получается". Останавливаться нельзя. Очень сложно сохранить уверенность в том, что ты делаешь все верно и находишься на своем месте, уверенность в себе очень важна, потому что если не нравится самому, то никому тоже не понравится.
Я каждый день просматриваю уйму блогов, например, HUH magazine, захожу на manystuff и vvork.
|
|
Лена СкулаченкоЯ пошла учиться в Британку, потому что хотелось создавать что-то материальное и небесполезное. Дизайн — один из немногих способов это делать. Британка — лучший дизайнерский вуз, поскольку там учат, как правильно использовать мозг для решения специфических дизайнерских задач. |
Я начала обращать внимание на то, как сделаны вещи, которые меня окружают, и почему именно так. Где литьё, где формовка; где подумали про эргономику, а где сделали, как удобнее делается. Но это банальная профдеформация. Есть более важная вещь — системный подход к решению любых (не только дизайнерских, да и вообще не только рабочих) задач. Чёткая постановка цели, анализ различных вариантов, стратегия реализации, планирование.
Я начала обращать внимание на то, как сделаны вещи, которые меня окружают, и почему именно так.
По своему опыту могу сказать, что в работе с реальными заказчиками самое трудное — это понять, чего они на самом деле хотят и что им на самом деле нужно. Потому что, например, если они говорят, что нужно переосмысление бренда и масштабное обновление ассортимента, а на самом деле хотят просто пару новых объектов в коллекцию, то процесс идёт тяжело.
Я регулярно читаю блоги Dezeen, Designcollector, Yanko design, Ouno design, а из русскоязычных — D.journal и Designet.
Мудборд Лены Скулаченко:
|
|
Катя ПетровичеваЯ все решила за час, кликнула на сайт, ознакомилась и подумала: "А почему бы и нет?" Это место открылось мне новым и непредсказуемым. У меня были и другие мысли, например, уехать. |
Возможно, так и надо было сделать, но я не разочарована, потому что познакомилась с потрясающими людьми, которые всегда относятся к себе искренне, с иронией, честны в своих рисунках и ни фига не стыдятся того, что делают. Потому что для них главное — не выработать стиль или скопировать что-нибудь и при этом чувствовать себя заебись, а процесс и кайф, который они получают.
Я познакомилась с потрясающими людьми, которые всегда относятся к себе искренне, с иронией и честны в своих рисунках.
Тьюторы восхищают, даже околдовывают, но потом немного привыкаешь и обижаешься больше на себя, чем на них, потому что ты свободен и одуреваешь от этой свободы, но всегда что-то не успеваешь доделать и пересдаешь с опоздавшим поездом.
Работы у меня, честно сказать, ни хрена не понятные, брутальные и немного медовые — не скажу, что горжусь собой. Но мне нравится копаться там, где создается мир неповторимых движений, появляются цвета, оттенки, музыка, кино, голоса. Я себе не ставлю цель, в каком именно ритме я должна звучать и работать, возможно бы и не помешало, но импровизация больше привлекает. Я всегда не могу закончить проект, потому что я все время все переделываю и переделываю. Нет, я не одну и ту же историю мурыжу, а их — тысячи, и не знаю что выбрать: вот это и есть попытка завладеть всем.
|
|
Маргарита КарташоваЯ отучилась 3 года в МГУДТ на промышленном дизайне, после поездки в Лондон на третьем курсе поняла, что есть в мире что-то лучше и есть куда двигаться. Мне хватило один раз сходить в Британку, чтобы понять, что это именно то, что мне нужно. Во-первых, у нас самая благоприятная обстановка для творческой реализации, и тьюторы и все окружающие люди очень доброжелательны, что создает очень комфортную атмосферу. |
И, пожалуй, самое главное достоинство подобной системы обучения состоит в том, что нам всегда старались давать реальные проекты и ждали от нас адекватного результата, поэтому сейчас, закончив школу, я могу чувствовать себя уверенно в работе с клиентами.
В самом простом и привычном начинаешь видеть то, чего никогда не заметил бы раньше, и это становится новым стимулом для креативной идеи.
Чем больше ты учишься творческой специальности, тем чаще удивляешься тому, как изменяется твой взгляд на вещи. В самом простом и привычном начинаешь видеть то, чего никогда не заметил бы раньше, и это становится новым стимулом для креативной идеи. Я думаю, для любого человека творческой профессии самое трудное совместить две вещи — полную и бескомпромиссную реализацию креативной мысли дизайнера и абсолютное удовлетворение заказчика.
Для работы я читаю много разных блогов: от Dezeen, Yanko и Design Boom до неизвестных блогов отдельных людей. Выбор журналов по прому небольшой, но постоянно растущее количество онлайн-ресурсов это восполняет.
|
|
Серёжа СавельевВ Британке у меня открылись чакры. Еще больше обратил внимание на наши суровые российские реалии. Я вот, возвращаясь домой с учёбы, попадаю лет на 10-15 назад, наверное. Школа для меня — это такой островок цивилизации. |
Своей будущей специальностью я выбрал современное искусство — новое направление даже для Британки, так что трудно будет по определению. Самым трудным по-прежнему остаётся вопрос финансирования, не секрет, что обучение в школе стоит немалых денег, а на создание каких-то масштабных и интересных проектов тоже нужно изыскивать средства.
Возвращаясь домой с учёбы, попадаю лет на 10-15 назад.
Мои источники вдохновения — Иэн Гончаров, мой преподаватель. Масса разных современных и из недалёкого прошлого художников. Выставка New York Minute, которую привозили в "Гараж". Выставка работ номинантов конкурса "Инновация" в ГЦСИ: тот факт, что премию получила "Война" за стрит арт/граффити проект, очень вдохновляет. Про мастеров эпохи Возрождения и богатейшее наследие нашей родной культуры тоже не стоит забывать. И ещё вдохновляет жизнь как она есть, ощущение бесконечности пространства и времени.
Недавно открыл для себя Contemporary Art Daily. Ещё, конечно, Booooooom и Fubiz. Много чего на просторах интернета, можно долго и много перечислять, но важно не потерять и сохранить себя, научиться прислушиваться к внутреннему голосу.
Мудборд Сережи Савельева:
|
|
Маша БарсуковаЯ не думаю, что у меня есть своя техника. Мне нравятся монстры, буковки и аккуратность. Я люблю рисовать на планшете и боюсь красок, потому что там нет history, и если наляпал, то не исправишь. |
Трудно не цепляться за прямые ассоциации. Еще дико трудно не просыпать учебу, когда вдохновение пришло ближе к ночи.
Из иллюстраторов мои самые любимые — Сергей Первушин, Ирина Троицкая. Полгода назад открыла для себя художника-мультипликатора Адама Эллиота, спасибо ему за мультик Mary and Max. Дима Барбанель просто мой кумир.
Мудборд Маши Барсуковой:
Очень люблю Google, потому что они хорошие ребята. А ещё я читаю Interni, Esquire, "Секрет фирмы", behance.net, ilovetypography.com, ffffound.com,
adverka.ru, dezeen.com и sartorialist.blogspot.com
|
|
Арина МаховаМногие относятся к Британке как к некоему райскому месту, где можно свободно выплескивать всю творческую дурь и делать, что душа пожелает. На самом деле здесь учат правильно строить процесс работы над проектом, заботиться о четкости коммуникации, много анализировать и успевать к дедлайнам. |
На 90% обучение построено на практике, и если после большинства российских вузов люди выходят с полной знаний головой и нулевыми навыками, отсюда студенты выходят уже готовыми к жизни специалистами.
От проектов, сделанных в полсилы, радости мало.
Я начала меньше бояться ошибок и более осмысленно подходить к тому, что делаю. Трудно каждый новый проект сделать лучше, чем предыдущий, не повторяя себя. Для этого приходится каждый раз немного себя ломать и работать на пределе. Но это того стоит: от проектов, сделанных в полсилы, радости мало.
За другими дизайнерами и иллюстраторами я стараюсь следить, насколько позволяет время. В основном читаю (Как), illustrationmundo.com, balladora.blogspot.com, butdoesitfloat.com, designineurope.com, ffffound.com, booooooom.com, typographyserved.com плюс тонны жж, блогов и сайтов совсем разных иллюстраторов, дизайнеров и студий.
Комментарии
Подписаться