Прямая речь: Молодые российские фотографы
О юности, новой фотографии и о том, зачем снимать, говорят организатор и участники выставки «Молодая фотография: Край» в Петербурге
В Петербурге проходит выставка «Молодая фотография: Край», для которой фонд «ФотоДепартамент» отобрал работы 10 многообещающих молодых фотографов. Это уже пятая выставка проекта YoungPhotography, посвященного молодой российской фотографии. Уже несколько месяцев портал рассказывает о новых именах в российской фотографии и делает интервью с главными действующими лицами.
MAG поговорил с куратором выставки Надеждой Шереметовой о том, что такое молодая фотография в России сейчас, и с авторами на выставке о том, что делает с фотографией новое поколение и почему они не могут не снимать.
|
|
Надежда Шереметова. Куратор выставки. |
Что-то стоящее, новое, в фотографии или в искусстве, делается вопреки — своей боли, отсутствию поддержки, мгновенному признанию
|
В первую очередь, как бы красиво это ни звучало, но это является правдой: работа с молодыми фотографами в проекте направлена на то, чтобы уравнять шансы фотографов из разных регионов страны на то, что их работа может быть замечена, показана на выставках или в интернете, стала бы значить для кого-то столько же, сколько вложил в неё автор. Наверное, всем фотографам на каком-то начальном этапе необходимо подтверждение правильности их пути, но путей может быть множество. Поэтому должна была возникнуть альтернатива господствующему сейчас формату профессии „я — фотограф“ — нигде не учиться серьезно. Кроме курсов цифровой фотографии и обработки, снимать заказные съемки, девочек в студии или на пленере, получать от съемки удовольствие, заниматься фотографией ради развлечения или зарабатывания денег (я не имею в виду, что это плохо), занимаясь прикладными съемками, но при этом претендовать на признание и показ в сфере (музеи, галереи, конкурсы, гранты), которая занимается фотографией как искусством. Что-то стоящее, новое, в фотографии или в искусстве, делается вопреки — своей боли, отсутствию поддержки, мгновенному признанию. Оно делается потому, что автор не может не говорить о том, что переживает, видит вокруг, чувствует. И обладает знаниями, талантом (необъяснимая тонкая вещь), встречающимися в изображении, делая его личным, узнаваемым, и стремлением дойти до конца в исследовании волнующей темы. Вот этот путь „вопреки“ не легкий, он вытягивает силы у того, кто идет им, и одновременно результат наполняет как самого автора, так и зрителя — такой необходимый круговорот. Проект „Молодая фотография“ был создан еще и для того, чтобы сделать видимым для широкого зрителя такой альтернативный путь в фотографии, персональный, сложный и долгий, требующий вложений физических, эмоциональных и немалых финансовых (на получение образование, реализацию проектов). Проекты, снятые авторами, выбирающими подобный путь, дают зрителям почву для размышлений, а не картинки, от которых только получаешь удовольствие при просмотре. |
|
|
|
Анна ХаринаПроект «Повседневная смерть» |
Если быть честной, то я не очень люблю говорить о фотографии. Зачастую мне даже не хочется говорить, что я фотограф. Тем не менее, я занимаюсь фотографией. Для меня это наиболее адекватный себе и времени способ передачи своих ощущений. И думаю, что для многих это так. Время, затраченное на создание фотографии или даже проекта, не так велико, чтобы тема успела утратить свою актуальность. Даже когда не просто достаёшь мыльницу из кармана и щёлкаешь, но таскаешь с собой трёхкилограммовую камеру и штатив, от фотографии остаётся приятное чувство непосредственности. Это и причастность, и отстранённость одновременно. У меня такое чувство от всей жизни — я вроде как здесь, но скорее наблюдаю, чем участвую. Для меня фотография стала способом публично говорить об очень личных вещах, не злоупотребляя местоимением «я», не называя имён и не описывая конкретных фактов.
Мне кажется, людям свойственно упорядочивать всё вокруг, а фотография — доступный почти каждому способ обозначить и показать и другим то, что видишь. То, что нас объединяет, на мой взгляд — вопрос поколения, — на нас как будто не осталось ни одной сильной идеи, которая бы заставляла рваться вперёд, и мы пытаемся сами осознать происходящее и своё в нём место. Ребята, которым сейчас по 19–20, — уже из другого теста, хотя разница, казалось бы, совсем маленькая. В нас же есть какая-то тоска непонятно по чему конкретно, и мы пытаемся её утолить.
На нас как будто не осталось ни одной сильной идеи, которая бы заставляла рваться вперёд
Существование молодой фотографии в России для меня является неоспоримым фактом. Мы другие. Дело не только в появлении новых технологий и частичном упразднении старых, отношении к ним, но и в том, что постепенно формируется другой визуальный язык и способы построения повествования.
До сих пор растущая доступность фотографии называется скорее как её слабая сторона, как будто это вино, что разбавляют водой, но мне кажется, в этом есть и положительная сторона — мы становимся свободнее в способах подачи материала как авторы и можем увидеть новое как зрители.
|
|
Федор Телков, Виктор БелохоновПроект «Блок питания» |
Фотография — это огромное пространство, и каждый желающий может занять в нем свое место. А почему фотография так популярна сегодня — трудно ответить. Может быть, это мода, а может, просто быстрый способ рассказать о том, что тебя волнует, возможно, это связано с развитием интернета и все очень ускорилось. В моем случае, это, как ни банально, некая одержимость, природу которой я только начинаю осознавать и анализировать. Наверное, это как голос, данный человеку, чтобы общаться с другими людьми: глупо им не пользоваться… А вообще, честнее было бы ответить — «прёт»!
Работы победителей Youngphotography отличаются от работ победителей других российских конкурсов. В целом эти фотографии можно определить как арт-документалистику, фотографии, выполненные в индивидуальной, авторской манере, в этих фотографиях всегда есть что-то сугубо личное и даже интимное. Без сомнения, молодая фотография в России есть. Это особенно заметно по постоянно возрастающему количеству конкурсантов на молодежных конкурсах, причем качество работ с каждым годом становиться все выше.
Фотография — как голос, данный человеку, чтобы общаться с другими людьми: глупо им не пользоваться
Не могу сказать, что я все время занимаюсь какой-то одной темой или развиваю ее в различных проектах. Каждая новая серия — новая идея, поиск своего языка, интересно работать с новыми сюжетами и искать для них особую форму. Пока всё, что я делаю, — это попытки связать образование учителя изобразительного искусства с документальной фотографией.
|
|
Ник ДегтяревПроект «Война окончена» |
Лично мне фотография дает очень приятную иллюзию контроля над пространством, да и вообще над миром вокруг, позволяет задавать любые вопросы, находить обоснования для моих теорий, дает обособленность от общества, когда мне это нужно, и при этом позволяет сохранять связь с ним. В обмен на это всё я получил физическую и психологическую зависимость от нее. То есть вопроса выбора «чем заниматься» больше нет, и, честно говоря, я уже не помню, что он когда-то существовал.
Есть ли что-то, что объединяет всех фотографов в Youngphotography? Вопросы объединения для меня очень специфичны. Возможно, это связано с тем, чем я последнее время занимаюсь. Я стараюсь выделять в людях и обществе единичные факторы, я не ищу общих тенденций, меня завораживает уникальность — особенности, принадлежащие одной личности и абсолютно непонятные и бесполезные для других. Поэтому к каким бы то ни было обобщениям я отношусь по меньшей мере с настороженностью. Возможно, что я просто плохо их вижу.
Вопроса выбора «чем заниматься» больше нет, и, честно говоря, я уже не помню, что он когда-то существовал
Я бы мог сейчас назвать свой интерес поиском характеристик уникальности пространства. Это могут быть чувства, которые испытываешь, находясь наедине с самим собой, визуальные интерпретации процессов через личное пространство, представление городских пейзажей в виде характеристик общества. Если говорить о серии «Война окончена», то она показывает короткий внутренний период наслаждения после жёсткой внутренней борьбы. Это всегда глубоко личные вещи, которые посторонний не может увидеть, да, в общем, это ему и не нужно. Это привлекает меня, и это я хочу показать.
|
|
Илья БатраковПроект «Пелена» |
В Youngphotography все ребята разные — из разных городов, из разных социальных слоев, кто-то работает в одной фотографической традиции, кто-то в другой, у одних есть что-то общее, у других нет. Кураторы, я думаю, специально отбирают разных людей.
Из-за переизбытка информации мы разучились отличать хорошее от плохого, поэтому мне интересна проблема самоидентификации моего поколения. Без умения отличать происходит обезличивание человека. Со всеми героями съемок я так или иначе общаюсь, это или мои друзья, или знакомые. Вообще вся моя фотография вытекает из личного опыта, я не могу снимать то, что мне безразлично или не касается меня.
Я не могу снимать то, что мне безразлично или не касается меня
Я часто слышу не очень хорошие слова о молодой фотографии от людей из фотоиндустрии. Мол, молодой фотографии вообще у нас не существует. А ведь это не так. Существует много проблем, с которыми сталкиваются молодые фотографы у нас в стране, но молодая фотография развивается, появляются места, где фотографии учат, появляются возможности выставочных проектов, появляется печатные вещи, издаваемые молодыми фотографами. Наша страна с точки зрения фотографии одна из самых неисследованных в мире, и это дает молодым фотографам огромное пространство для работы.
|
|
Кирилл СавченковПроект «Окраина» |
Мне кажется, фотография стала популярна потому, что это самый доступный вид визуальных искусств, как с технической, так и с творческой стороны. Но нельзя сказать, что, чтобы добиться успехов в фотографии, не надо прикладывать усилий на всех уровнях. Я начал снимать, когда активно катался на скейтборде. Друзья попросили снять трюк на видео, потом на фото, и с этого всё пошло.
Думаю, что всех молодых фотографов обьединяет тот факт, что детство началось еще в СССР, юношество в уникальные 90-е, а молодость пришлась на нулевые. И по сути во всех трех случаях это были разные страны, со своими особенностями. Это, конечно, повлияло на всех. И в той или иной степени прослеживается в творчестве каждого из молодых фотографов. А если говорить про эстетику, то она достаточно разнообразна, и опыт разный у всех.
Молодёжная среда выросла в стране без идеала
Сейчас, конечно, меня больше всего волнует визуальная среда, которая окружает нас. Интересуют процессы в молодежной среде, которая выросла в стране без идеала. Сейчас работаю над проектом об окраинах Москвы, о среде обитания миллионов жителей современного города.
Молодая фотография в России, конечно, есть. Мне кажется, это целая прослойка творческой молодежи. Я могу назвать несколько десятков вполне самодостаточных авторов в возрасте от 19 до 34 лет. Наверное, не все они на слуху, но многие делают отличные проекты, выигрывают международные конкурсы, получают гранты и ездят в резиденции.
Другие участники выставки:
Анастасия Цайдер: Проект «Белое море»
Ольга Гордеева: Проект «Гришино. Туда уводят мечты»
Аня Шиллер: Проект «В эту зиму с ума я опять не сошел»
Александр Бондарь: Проект «Второй раз»
Комментарии
Подписаться