«Субмарина»: Пресноводная жизнь
Обозреватель Buster о пижонской инди-комедии Ричарда Айоади про сложности переходного возраста в уэльской провинции
На этой неделе в российский прокат вышла «Субмарина» Ричарда Айоади. Перед этим она целый год путешествовала по западным экранам, включая фестивальные площадки Сандэнса и Берлина, и попутно обзавелась внушительной подборкой англоязычных отзывов в диапазоне от «забавный искренний фильм» до «феноменальный дебют». Обозреватель Buster Ольга Страховская увидела в этой шестидесятнической британской драме чуть больше американского, чем хотелось бы режиссеру.
Пятнадцатилетний Оливер Тейт, как и положено слишком умным мальчикам его возраста, стремится быть не как все. Правда, как именно, он пока не придумал: пробовал курить трубку, слушать исключительно французскую эстраду и подбрасывать монетки, но общество эти попытки не то чтобы не оценило, а, скорей, не заметило — у родителей свои проблемы с вялотекущей семейной жизнью, а знаки внимания от одноклассников изредка приходят в виде унизительных записок. К счастью, за соседней партой сидит Джордана, странная девочка с густой челкой, в красном пальто и ярко-синих колготках, которая тоже смотрит на мир сверху вниз (но ее за это, кажется, уважают). После череды инцидентов, включающих поцелуй, поляроид и драку на школьном дворе, Оливер приходит домой с разбитым носом и поющим сердцем, но вскоре оказывается перед жизненно важной дилеммой: или бегать с Джорданой по пустырям, обсуждая Ницше и Сэлинджера, или спасать брак родителей. Тем более что по соседству поселяется первый бойфренд мамы — гротескный нью-эйдж-проповедник с идиотской прической, рядом с которым занудный папа-ихтиолог выглядит инфузорией-туфелькой.
Жанр драмы взросления насчитывает не один десяток лет, а сама проблема и вовсе стара как мир. Но последним удачным высказыванием британских кинематографистов на эту тему (если не считать «Гарри Поттера») был почти не замеченный в России «Аквариум» Андреи Арнольд 2009 года и, пожалуй, «Билли Эллиот» десятилетней давности. Режиссер Айоади вступает на эту территорию, вооружившись всеми своими синефильскими знаниями (заметно, что из старших коллег он больше всего чтит Жана-Люка Годара и Уэса Андерсона), кровной любовью к британскому духу и чувством юмора, отточенным на сценариях к телекомедиям. И, если героя «Субмарины» можно считать в какой-то степени авторским альтер эго, надо отдать режиссеру должное — у него также масса самоиронии. |
|
Субмарина / Submarine
Режиссер
|
Нелюдимый Оливер, в его дурацкой шапке и дафлкоте, с его странными представлениями о мироустройстве, которые возможны только в этом возрасте от сочетания неуверенности и чувства собственной исключительности, — конечно, классический нерд. Он точно знает, как разжечь потухшую страсть между взрослыми (подсунув маме выдающую его с головой записку «Я все еще хочу тебя. Папа») и как психологически подготовить подружку, чья мать умирает от рака (отравив ее собаку). С другой стороны, кому еще выступать от лица автора, прославившегося ролью Мосса в «Компьютерщиках» — персонажа, который к тридцати с лишним годам все еще жил с мамой и понятия не имел, как подступаться к вещам, в которых нет материнской платы.
Впрочем, корни «Субмарины» не стоит слишком глубоко искать в сериальном прошлом режиссера — из телекомедий он позаимствовал разве что свойство едко шутить по любому поводу. Гораздо больше о нем сообщает нежная дружба с Алексом Тернером, которая вылилась в три клипа, снятых Айоади для Arctic Monkeys и два — для The Last Shadow Puppets (к слову, Тернер сочинил для картины пять новых треков на самые важные случаи жизни — то есть для любви и для разлуки). Оба испытывают сентиментальные чувства к британскому ретро, и оба уверенно работают на поле стилизации. Но там, где Тернер практически изобретает машину времени, Айоади все-таки больше пижонит. Хотя все устройство кадра намекает на шестидесятые, определить, в какое время происходит действие «Субмарины», с точностью невозможно. Папа с мамой попросту старомодны, Оливер — явный мод, сосед-проповедник, видимо, последний раз сходил в парикмахерскую в семидесятых, а рюкзак и колготки Джорданы скорее из девяностых.
Загвоздка в том, что сочиняя оммаж британскому прошлому и наполняя фильм узнаваемыми деталями, режиссер пытается воссоздать не конкретную эпоху, а в большей степени картинку и интонацию своего американского коллеги Уэса Андерсона, чьи герои тоже всегда были слишком хороши для этой планеты и от этого в разной степени несчастны. Только говорить на этом языке без ошибок умеет лишь Андерсон, а у Айоади для этого слишком много сарказма и он слишком старается быть виртуозным — понятное, в общем, желание для дебютанта, который хочет с первого захода обаять всех: и мальчиков, и девочек, и, желательно, взрослых людей, сидящих в жюри. И, если не придираться, это ему удалось. На фоне отсутствия конкурентов (по крайней мере в родной стране) «Субмарина» выглядит трогательным, неглупым, изобретательным и в меру мизантропическим инди-кино про подростков — да и не только для них.
Комментарии
Подписаться