«Супер»: Болтом по жизни
Обозреватель Buster о том, что бывает, когда от мужчины уходит Лив Тайлер
На этой неделе в российский прокат выходит фильм «Супер» режиссера Джеймса Ганна, автора трэш-классики «Тромео и Джульетта» и цикла непорно-роликов «PG Porn». Замаскированный под милую сандэнсовскую комедию про супергероя без способностей, «Супер» на деле оказывается кровавым трагифарсом про место рохлей и зануд в современном жестоком мире. Обозреватель Buster Гоша Биргер посмотрел фильм и попытался ответить на вопрос «что хотел сказать автор?».
Фрэнк Дарбо давно знал, что теряет свою жену Сару. Он — тучный работник дешевой закусочной (и заодно звезда «Офиса» Райан Уилсон), она — Лив Тайлер; свело их вместе недоразумение, развести могло что угодно — чем угодно оказывается мелкий наркобарон Жак (Кевин Бейкон), к которому Сара в итоге и ушла. Фрэнк ожидал, что когда-нибудь это произойдет, но психика его все равно не выдержала. Поврежденное сознание устроило ему видение: сам бог приказал неудачнику начать борьбу со злом. Дарбо сшил себе костюм, назвался Красным Болтом и отправился на улицы громить негодяев разводным ключом, поставив себе сверхцель — победить главного злодея, которым, естественно, был назначен наркобарон Жак.
Во многом «Супер» похож на те самые ролики «PG Porn», которые Ганн когда-то давно задумал шутки ради — там, если кому-то лень смотреть, после типичных для порно завязок происходило что угодно, кроме секса. И если «PG Porn» был антипорно, то «Супер» — это антиинди. Начинается он как типичная независимая комедия: играет Death Cab for Cutie; есть вступительный анимационный ролик, нарисованный в детской манере; все первые полчаса превращения дяди-рохли в смертоносного мужика в трико проходят как по учебнику. Вот он страдает, вот он шьет костюм, вот он неуклюже пытается найти преступников, вот он их находит, получает по башке, понимает, что ему нужно оружие, и берет гаечный ключ. Тут-то шаблон и рвется: вместо потока трогательных банальностей с экрана начинают литься реки крови; милый антифолк сменяет треск размозженных черепов, а еще один персонаж, которую играет обязательная для ути-пути-фильма Эллен Пейдж, из скромной сотрудницы магазина комиксов Либби превращается в кровожадную нимфоманку Гаечку. |
|
Супер / Super
Режиссер
|
Среди критиков устоялось мнение, что картина не получилась — если это комедия, то несмешная, а если это драма, то в ней слишком много гротеска. «Супер» ставят рядом с «Пипцом», «Защитнегом», «Хранителями» и другими произведениями на тему деконструкции супергеройских образов, но на самом деле он куда ближе к «Таксисту» — там ополоумевший простой парень Де Ниро выносит к чертям логово сутенера и освобождает Джоди Фостер, а тут поехавший крышей Уилсон спасает Лив Тайлер. В обоих случаях все ради прекрасной женщины, в обоих случаях она — луч света в царстве полоумных кретинов. В частности, в «Супер» ни одного персонажа, включая Фрэнка, ни капли не жалко, и спасти от них всех накачанную героином Лив — естественное желание для зрителя.
Впрочем, ради этого переснимать «Таксиста» Ганн не стал бы, поэтому «Супер» — это еще и укор каждой девушке, бессовестно пользующейся добротой бедных лузеров, и пособие по выживанию для каждого бедного лузера, которого оставляли со словами «ты такой хороший». Сара — с одной стороны невинная жертва, а с другой — бессердечная сука, которая воспользовалась добротой неудачника, чтобы пережить трудное время. Герой Уилсона — человек с извращенными понятиями добра и зла, но именно Сара выводит его безумие из спящего режима. И мораль тут проста: девушки, не делайте так, пожалуйста, а мужчины, будьте мужчинами, старайтесь держать себя в руках и не делайте глупостей.
Комментарии
Подписаться