Views Comments Previous Next Search

«Красный штат»: Ангелы ада

1013978
НаписалR12 октября 2011

Обозреватель Buster о беспорядочных половых связях, религиозном терроре и беспринципных спецслужбах в новом фильме Кевина Смита

Сегодня на фестивале «Амфест» и через неделю в российском прокате показывают новый фильм Кевина Смита «Красный штат», в котором культовый комедийный режиссер, снявший «Клерков», «Догму» и «Преследуя Эми», внезапно обращается к жанру религиозного хоррора. Обозреватель блога Buster Миша Дегтярев посмотрел фильм и попытался оценить, насколько хорошо Смиту удается рассказывать истории без дежурной иронии.

 


 

В начале девяностых Кевин Смит жил в доме родителей, писал истории про людей вокруг себя и снимал малобюджетное кино. Интересный юмор, откровенные темы и оригинальный взгляд на реальность сделали из Смита культового независимого режиссера с репутацией «не глупо, но развлекает». В нулевых он существовал в очень комфортных условиях, развивал свои старые идеи и снимал милые и по большей части непримечательные фильмы. В десятых же режиссер уже успел оскандалиться из-за своего веса, открыто заявить, что начал употреблять марихуану, и, к общему удивлению, снять вместо очередной вариации на тему «Клерков» религиозный триллер «Красный штат», чья завязка жутко интриговала и обещала выйти за рамки привычных голливудских шаблонов.

«Красный штат» начинается как религиозный камерный хоррор. Три подростка, накрытые гормональной лавиной, решаются поехать в соседнюю деревню по объявлению на сайте сексуальных знакомств. В загородном трейлере их ждет дама за сорок и заветная оргия. Перед тем как свершится волшебство, «мамочка» заявляет, что ложится в постель только с теми, кто выпил как минимум две бутылки пива. Парни управляются с задачей в считанные секунды и весело снимают штаны. Мгновение, и все трое лежат в отключке. Главный заводила скоро проснется в клетке в церкви прямо посреди службы экстремистской христианской секты. Остальные окажутся связанными где-то рядом в подвале.

В следующих сценах Смит дает слово безумному пастору по имени Купер Дэлл и его пастве. Ультраправая идеология, христианский фундаментализм, гомофобия и заранее собранный арсенал оружия объединили два десятка психопатов под лозунгом «Анальное проникновение — это вечное забвение». А всех, кто думает иначе, они готовы незамедлительно познакомить с геенной огненной — собственно, во время службы они готовят к расправе свежепойманных подростков-грешников. Но несколько сумбурных моментов — и жанр меняется: фильм превращается в триллер-боевик о крупномасштабной осаде укрепленного здания секты коррумпированными федеральными службами.

 




Красный штат / Red State
Режиссер
Кевин Смит
В ролях 
Майкл Паркс
Майкл Ангарано
Керри Бише
Николас Браун
Кайл Галлнер
Джон Гудмен
Премьера 
20 октября 2011

После просмотра «Красного штата» невозможно отделаться от ощущения, что Смит нашел отличную среду для сюжета, но из-за того, что всю жизнь снимал комедии, не смог развить ее до по-настоящему захватывающей формы. Фильм выходит аккурат после того, как в США набожные республиканцы взяли в политические заложники правящих демократов, поставив страну и весь мир на грань очередного кризиса. Именно в их программе звучат гомофобские лозунги, а в качестве борьбы с финансовыми трудностями предлагается массовая молитва. Более того, в американской мифологии еще надолго останутся действия таких лидеров культов как Джим Джонс, чье феерическое безумие заслуживает как минимум нескольких экранизаций. И если рассуждать в этом ключе, то «Красный штат» останется в истории американского кино как фильм на животрепещущую тему.

Но ухватив дух времени, Смит лишился своих привычных инструментов: иронии, чье присутствие можно заметить лишь в начале картины, и маленьких человеческих историй, вынесенных за скобки из-за выбранного размаха. «Красный штат» скачет из хоррора в триллер, забегая на территорию политической драмы, и на поворотах постоянно теряет главных героев. Подростки, находившиеся в центре сюжета в первые полчаса, к середине играют роль мертвых статистов. Пастор в конце концов берет в руки автомат и мутирует из велеречивого пророка в косноязычного рэмбо, а вменяемый поначалу федеральный агент на месте ритуальных убийств теряется в свисте пуль и нерациональных решений.

К концу фильма, после весьма увлекательной и приятно снятой перестрелки, становится несколько неловко. Финал «Красного штата» решается диалоговой сценой, где разжевывается, что все-таки произошло в хаосе пальбы. Прием в принципе сомнительный для любого драматического произведения именно здесь выглядит как досадный промах. И хотя концовку легко объяснить тем, что Смит не хотел выбирать какую-либо из сторон и что все участники конфликта ведут себя как полные идиоты, подобный подход практически всегда работает в комедии, но в жанрах посерьезнее требует более искусного обращения. В итоге отстраненность Смита превращает картину в актуальную, но механистическую трагедию, чей саспенс и драма проигрывают по накалу чтению энциклопедической статьи об осаде «Маунт Кармел».

Рассказать друзьям
10 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются