Views Comments Previous Next Search

Гид по 4-й Московской биеннале современного искусства

3731284
Написалалиса таёжная22 сентября 2011

40 причин посетить главное осеннее арт-событие в Москве, среди которых Ай Вэйвэй, Нео Раух, некрореализм, уличные акции и выставка в Бутово

 

Гид по 4-й Московской биеннале современного искусства. Изображение № 1.

Официальный сайт 4-й Московской биеннале современного искусства

 


22 сентября в Москве открывается 4-я Московская биеннале современного искусства — масштабное и во многих смыслах главное в этом сезоне арт-событие города. На пять недель две площадки — ARTPLAY и ЦУМ — станут местом проведения основного проекта биеннале, а во многих музеях и галереях будут проходить специальные и параллельные программы — некоторые из них будут доступны до середины ноября.


Куратором 4-й Московской биеннале минувшей весной был объявлен Петер Вайбель — уроженец Одессы, выросший в Австрии и воспитавший себя на экспериментальном кино, перформансе, акциях и медиаискусстве. Вайбель, когда-то даже принимавший участие в напористых и радикальных акциях венских акционистов, в первую очередь известен своим интересом к экспериментальным искусствам, и именно ему мы обязаны в этот раз многочисленными перформансами, видеоартом и инсталляциями. 

И хотя Вайбель отрицает приписываемую ему нелюбовь к живописи и скульптуре, 4-я биеннале в первую очередь дает возможность посмотреть на новые медиа, а не на традиционные техники.

Как ни один кинофестиваль не может обойтись без шумных премьер, так и биеннале не работают и не существуют без звезд: в Москву среди прочего приезжают работы Ай Вэйвэя, Герхарда Рихтера, Ребекки Хорн и Нео Рауха, но они — всего лишь капля в море основного проекта и совершенно растворяются в обширной параллельной программе, которая в этом году захватит не только привычные галереи «Винзавода», но и спальные районы Москвы.

Гид по 4-й Московской биеннале современного искусства. Изображение № 2.


Гид по 4-й Московской биеннале современного искусства. Изображение № 3.
Статья о Петере Вайбеле на Wikipedia

Look At Me о Петере Вайбеле


Look At Me составил большой гид по Московской биеннале — главным звездам, самым интересным художникам основного проекта и лучшим выставкам параллельной программы.



7 звезд Московской биеннале

 

Гид по 4-й Московской биеннале современного искусства. Изображение № 4.

 


Ай Вэйвэй

Главный герой новостей уходящего года, оказавшийся в заключении у китайского правительства, автор масшабных инсталляций о взаимоотношениях людей и власти, стал одним из последних утвержденных художников на Московской биеннале: сюда он везет новый видеоарт.

Гид по 4-й Московской биеннале современного искусства. Изображение № 5.


Гид по 4-й Московской биеннале современного искусства. Изображение № 10.

 


Ричард Гамильтон

Знаменитый британский художник, которого считают прародителем поп-арта, скончался на прошлой неделе — Look At Me сообщал об этом в новостях. Художник, хоть и умер в возрасте восьмидесяти девяти лет, продолжал рисовать и готовиться к выставкам: проект для Московской биеннале стал одной из последних работ Гамильтона.

Гид по 4-й Московской биеннале современного искусства. Изображение № 11.


Гид по 4-й Московской биеннале современного искусства. Изображение № 16.

 


Джим Кэмпбелл

Американский художник из Сан-Франциско прославился запоминающимися инсталляциями из светодиодных ламп, став одним из лиц новых медиа в современном искусстве. Самым известным проектом Кэмпбелла стала прошлогодняя инсталляция в Мэдисон-сквер-парке «Рассеянный свет», две тысячи мелькающих огней которой гипнотизировали ньюйоркцев всю прошлую осень.

Гид по 4-й Московской биеннале современного искусства. Изображение № 17.


Гид по 4-й Московской биеннале современного искусства. Изображение № 22.

 


Ребекка Хорн

Немецкая перформансистка, ставшая известной в семидесятые, обволакивала себя перьями и одевалась в костюм из рога и бандажа, расширяя границы своего тела. В последние десятилетия она сосредоточилась на видеоарте и кино и именно с ними объехала несколько знаковых мировых галерей с персональными выставками.

Гид по 4-й Московской биеннале современного искусства. Изображение № 23.


Гид по 4-й Московской биеннале современного искусства. Изображение № 28.

 


Нео Раух

Один из самых модных живописцев наших дней. Среди немногих участников биеннале он будет показывать холсты, а не медиа-арт или инсталляции. В его картинах чувствуется влияние соцреализма, сюрреалистов и даже героев поп-культуры, но при очевидных источниках вдохновения полотна Рауха остаются самобытными и отстраненными: неслучайно на первой выставке в Америке его назвали «художником, который явился из холода».

Гид по 4-й Московской биеннале современного искусства. Изображение № 29.


Гид по 4-й Московской биеннале современного искусства. Изображение № 34.

 


Герхард Рихтер

На картинах Рихтера, которые он рисует с начала шестидесятых, были бойцы РАФ, дети, шумящие кадры испорченного телевизора, цветы, а также композиторы, философы и писатели. За больше чем пятьдесят лет карьеры Рихтер успел нарисовать практически все, но признали его лучшим из ныне живых художников после персональной выставки 2005 года: теперь, чтобы увидеть размытые полотна художника и поддаться их магнетизму, в выставочные залы выстраиваются толпы.

Гид по 4-й Московской биеннале современного искусства. Изображение № 35.


Гид по 4-й Московской биеннале современного искусства. Изображение № 40.

 


Олафур Элиассон

Датский мастер паблик-арта имитировал туманный закат в Турбинном зале «Тейт Модерн», раскрашивал реки городов в зеленый цвет и включал водопады у Бруклинского моста в Нью-Йорке. От смелого скандинава, работающего с ландшафтом и архитектурой, не боясь трудностей, ждут впечатляющей инсталляции и особенных масштабов.

Гид по 4-й Московской биеннале современного искусства. Изображение № 41.

Гид по 4-й Московской биеннале современного искусства. Изображение № 48.


20 художников Основного проекта

В Основном проекте в этом году принимает участие 81 художник,
12 проектов — из России*. 

Среди инсталляций в первую очередь будет интересно посмотреть на световые решения трио rAndom International и канадца Стэна Дугласа, который смешивает в своих видео жанровое кино золотой эпохи Голливуда, театр абсурда и джазовую музыку. Социальные инсталляции с призывами к забастовке с использованием готовых объектов, реди-мейдов, делают парижские художники под псевдонимом Claire Fontaine, а другой французский участник Кадер Аттиа успел прославиться инсталляцией из фольги «Призрак», посвященной коллективной молитве мусульманских женщин. 

Испанский художник Даниэль Каногар работает с темой взаимоотношений технологий и людей: люди, застрявшие в чреве машин, или птицы, застывшие в пластике с микросхемами, — его обычные сюжеты. Шотландец Чарльз Сэндисон уже несколько лет живет в Финляндии, и его световые инсталляции больше всего напоминают блики северного сияния. Молодые стрит-художники EVOL расписывают уличные коммутаторы и мусорные баки как небоскребы: снимки урн и электрических блоков, ставших по замыслу художников многоэтажными зданиями, обошли в прошлом году все важные дизайн-блоги. Особого упоминания стоит и скандинавский дуэт Элмгрин и Драгсет, который удивляет обывателей то разбитым фургоном посреди торговой галереи, то домом, висящим на воздушных шарах посреди комнаты. 

Чарльз Сэндисон. Изображение № 49.Чарльз Сэндисон


Из видеохудожников, которые представят свои проекты в Москве, хочется упомянуть британца Айзека Джулиена, который показывает свои атмосферные фильмы сразу на нескольких экранах, вовлекая зрителя в самое нутро повествования. Саркастичный и критический взгляд на мир исповедуют антиглобалисты из Bernadette Corporation: объектом их нападок в видео становится как обывательский консюмеризм, так и засилье медиа, зависимых от рекламной индустрии.

Айзек Джулиен. Изображение № 65.Айзек Джулиен


Современную скульптуру на биеннале воплощает среди прочих Андреа Гальвани, ставший известным благодаря скульптурам с белыми и черными лошадьми и воздушными шарами. Мутации и сюрреализм в скульптуре взял на себя другой итальянец  Паоло Грассино: в его работах у животных срастаются конечности, пугающее биологическое существо раскидывает щупальца, а человеческие лица прячутся в телах за столбами, шерстью или тарелками. Интригует и участие в проекте Йеппе Хайна, который любит обыгрывать простые формы и отражения самых будничных объектов и материалов.

Паоло Грассино. Изображение № 73.Паоло Грассино


Среди перформансистов, помимо Ребекки Хорн, выделяется другой немец — Юрген Клауке, прославившийся мрачными и смелыми перформансами в середине семидесятых: недавно сам Петер Вайбель курировал выставку Юргена Клауке «Эстетическая паранойя», так что работу на биеннале стоит ожидать сильную. Другая сторона перформанса — об уязвимости и хаосе — будет представлена в работе молодой британки Кейт Гилмор: обычно Кейт стоит на фоне стены с распростертыми руками и растерянным видом, получая от публики помидорами, или забирается на роликах по отвесной стене.

Юрген Клауке. Изображение № 82.Юрген Клауке


Из немногочисленных зарубежных художников этой биеннале, которые занимаются рисунком и живописью, стоит особенно сказать о японце Манабу Икеда, чьи детально прорисованные образы монструозных зданий-городов по-настоящему поражают, когда видишь их не в журнальном развороте, а в реальности. Интересно, как в пространстве биеннале будут выглядеть холсты американки Кейси МакКи, чьи работы напоминают по палитре и подходу Герхарда Рихтера, а по напряженности и сюжету скорее Фрэнсиса Бэкона. Взрывом цвета обещают быть работы аргентинца Фабиана Маркаччо, который, не жалея холста, делает скорее не полотна, а скульптуры из яркой краски. С ними контрастируют аутсайдерские и примитивные рисунки Дэвида Шригли (который, помимо прочего, снимал видео для Blur)  на фоне большинства художников основного проекта его псевдодетские почеркушки с мрачным юмором выглядят как простейшее.

Фабиан Маркаччо. Изображение № 88.Фабиан Маркаччо

*О российских художниках в Основном проекте мы расскажем в следующем материале.

Гид по 4-й Московской биеннале современного искусства. Изображение № 101.

 

15 специальных проектов

1. Dada Moscow

Страница проекта

Отпраздновать почти столетний юбилей дада большой сборной выставкой решил швейцарский куратор из Cabaret Voltaire, собрав в проект российских, румынских, швейцарских и других мировых художников — от родоначальника дадаизма Тцары, главного авангардиста XX века Малевича и архитектора Татлина до братьев Чепменов и почему-то группы AES+F. Что из этого получится и насколько это имеет отношение к собственно дадаизму — пока не ясно, но в большой сборной солянке из имен со всего мира можно будет найти неочевидные артефакты.

Гид по 4-й Московской биеннале современного искусства. Изображение № 102.


2. Хорошие перспективы

Страница проекта

Новый проект от создателей прошедшей весной выставки «Австрия, давай!» — на этот раз снова об австрийском искусстве и под кураторством Петера Вайбеля. И если в прошлый раз для экспозиции оживляли опустевший МАРХИ, в этот раз площадка ничуть не менее важна — ей станет Дом на набережной. Совместная российско-австрийская выставка проходит в виде квартирной выставки в тесной связи с историей Дома на набережной — вначале как привилегированного жилого комплекса для советской элиты, а позже главной мишени сталинского террора.

Гид по 4-й Московской биеннале современного искусства. Изображение № 106.


3. Зимний сад: Микропоп-воображение в современном японском искусстве

Страница проекта

Современные японские художники работают с приметами окружающей действительности под влиянием «микропоп-воображения» — действуя, как дети или иностранцы, не знающие местных обычаев и языка, они захватывают самое основное, простое и очевидное из поп-культуры, применяя это к повседневной жизни. В экспозиции — тридцать пять объектов от пятнадцати художников: как известно, японцам свойственно говорить о поп-культуре тоньше и часто интереснее европейцев.

Гид по 4-й Московской биеннале современного искусства. Изображение № 107.


4. «Афган — Кузьминки»: Перформанс в «Театре.doc»

Страница проекта

Куратор Андрей Паршиков придумал поместить произведения искусства не в привычный контекст выставки и павильона, а в живое человечное пространство: локацией на этот раз был выбран спектакль «Афган — Кузьминки», который будет играть «Театр.doc». Когда в пьесе будут возникать паузы, на сцену будут вносить произведения современных художников, что само по себе станет полноправной частью происходящего.  


5. Внедрение

Страница проекта

Несколько художников, среди которых Ирина Корина, Ростан Тавасиев и Сергей Шутов, в компании ученых — нейрофизиологов и психологов Курчатовского института — рассуждают об устройстве человеческого мозга, памяти и мышлении. Можно ли понять человека через науку и как постичь тайны появления идеи через измерения и опыты — этим вопросом художники задаются в инсталляциях, рисунках и картинах в рамках междисциплинарной выставки в Laboratoria Art & Science Space.

Гид по 4-й Московской биеннале современного искусства. Изображение № 110.


6. Внутренности

Страница проекта

Темой сборной выставки в «Проекте фабрика» стал мир художника, как он видится изнутри и доминирующий способ организации рабочего пространства — современный офис: именно в виде элементов ежедневной жизни офиса будут выставляться работы почти тридцати молодых художников из России, США и Европы.

Гид по 4-й Московской биеннале современного искусства. Изображение № 114.


7. Группа «Зеро» и авангард в Италии 1960-х

Страница проекта

Вслед за большой ретроспективой, посвященной арте повера, Мультимедиа-арт-музей организовал замечательную выставку итальянских художников, которые одновременно с режиссерами-неореалистами заново внесли Италию на культурную карту XX века. Художники, собиравшиеся группами, их экстраординарные выходки c протыканиями холстов и все, что за этим последовало, — подробный ликбез по интересному и недостаточно известному в России явлению в европейском модерне.

Гид по 4-й Московской биеннале современного искусства. Изображение № 117.


8. Дом художника. «Южное Бутово / Спальный район»

Страница проекта

Проект в рамках набирающего популярность в России паблик-арта решает одну из важных дилемм современного художника: как разместить искусство не в комфортных стенах галереи, а показать его неподготовленному большинству. На этот раз в роли такого большинства — жители спального района Южное Бутово: здесь строят «Игродом» для демонстрации архитектурных проектов, а шестнадцать выставок расположены в строительных вагончиках, сделанных из подручных материалов. Эксперимент с вывозом современного искусства за Третье транспортное кольцо — наверное, одна из главных интриг грядущей биеннале. 

Гид по 4-й Московской биеннале современного искусства. Изображение № 121.


9. Заложники пустоты

Страница проекта

Большая выставка в Третьяковке говорит о пустоте в советском и современном российском искусстве за последние девяносто лет — от постсупрематистов двадцатых до признанных современных художников. Среди десятков участников главные лица отечественного искусства — Кабаков, Пивоваров, Осмоловский, Альберт, Пепперштейн, Чуйков, Нахова и Файбисович, наблюдающие за пустотой в пространстве и людях.

Гид по 4-й Московской биеннале современного искусства. Изображение № 122.


10. Из области практического знания

Страница проекта

Сборная выставка выпускников и студентов ИПСИ разных годов выпуска под присмотром комиссара биеннале Иосифа Бакштейна и одного из главных преподавателей ИПСИ Стаса Шурипы: среди выбранных им сорока художников в основном до тридцати лет — те, кто работает по собственному методу и уделяет большое внимание способам отражения действительности в своих работах.

Гид по 4-й Московской биеннале современного искусства. Изображение № 128.

Фотографии из GMG Gallery, citizen_ka (c)


11. Медиаудар. Международный фестиваль активистского искусства.

Страница события

Самое сильное событие из параллельной программы и проект, обещающий массу интересных открытий — «Медиаудар» посвящен акциям и перформансам, среди участников которых есть политические и городские акционисты, авторы социальных и музыкальных акций. Кроме известных и не нуждающихся в представлении «Войны», «Своих-2000» (участвовавших помимо прочего в фильме Сергея Лобана «Пыль»), группы «Кровосток», Василия Шумова и суперпопулярных американцев The Yes Men и Gran Fury, проект собрал несколько десятков активистов не только из России, но и со всего мира: в рамках фестиваля будут проходить экспериментальные акции, перформансы и мастер-классы.

Гонзо-активисты The Yes Men просят обывателей подписать петицию в пользу глобального потепления


12. Некрореализм

Страница события

Другой ажиотажный спецпроект — выставка «Некрореализм» под кураторством Олеси Туркиной. Это первая масштабная ретроспектива, поднимающая на поверхность темное наследие Евгения Юфита и его единомышленников. Некрореалисты, появившиеся как арт-группировка в мрачные закатные брежневские годы, работали на грани экплуатейшен-кино, перформанса, театра абсурда и черного юмора. Зловещие мертвецы, зомби и безумные акции, сделанные не без иронии людьми с псевдонимами Серп, Мертвый, Трупырь и Свирепый, — одна из веских причин обязательно пойти на параллельную программу биеннале. 


13. Нужное искусство

Страница события

Еще одна выставка, посвященная паблик-арту и искусству за границами музеев и галерей. «Гараж» совместно с недавно оживившимся парком Горького придумал «Нужное искусство» — до 1 декабря холодный осенний парк будут оживлять не только часто появляющиеся там семьи, велосипедисты и бегуны, а среди прочих еще и работы художников МишМаш, Ирины Кориной и Романа Сакина.

Гид по 4-й Московской биеннале современного искусства. Изображение № 133.


14. Альберто Гарсия-Аликс. Необратимость

Страница события

Персональная фотовыставка из девяноста фотографий (среди них двадцать оригиналов) не самого выдающегося, но довольно интересного испанца, снимающего на черно-белую пленку харизматичных моделей в искривленных позах, вычурно позирующих перед камерой. Хороший пример воплощения среднего формата в портрете и довольно самобытный подход к изображению людей где-то посередине между документальной и арт-традицией.

Гид по 4-й Московской биеннале современного искусства. Изображение № 137.


15. Теория хаоса

Страница события

Не в рамках основного проекта впечатляющих видеоинсталляций и мультимедиа-зрелищ кураторы приготовили немного: одно из них — «Теория хаоса», интерактивный медиаэкспириенс из световых потоков в исполнении трио Electronic Shadow. Экспозицию в Москве художники уже открыли — вместе с музыкантами Telepopmusik. 


О проектах и участниках Московской биеннале мы более подробно расскажем в следующих материалах.

Рассказать друзьям
37 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются