Гид по 4-й Московской биеннале современного искусства
40 причин посетить главное осеннее арт-событие в Москве, среди которых Ай Вэйвэй, Нео Раух, некрореализм, уличные акции и выставка в Бутово
Официальный сайт 4-й Московской биеннале современного искусства |
|
22 сентября в Москве открывается 4-я Московская биеннале современного искусства — масштабное и во многих смыслах главное в этом сезоне арт-событие города. На пять недель две площадки — ARTPLAY и ЦУМ — станут местом проведения основного проекта биеннале, а во многих музеях и галереях будут проходить специальные и параллельные программы — некоторые из них будут доступны до середины ноября. |
Куратором 4-й Московской биеннале минувшей весной был объявлен Петер Вайбель — уроженец Одессы, выросший в Австрии и воспитавший себя на экспериментальном кино, перформансе, акциях и медиаискусстве. Вайбель, когда-то даже принимавший участие в напористых и радикальных акциях венских акционистов, в первую очередь известен своим интересом к экспериментальным искусствам, и именно ему мы обязаны в этот раз многочисленными перформансами, видеоартом и инсталляциями.
И хотя Вайбель отрицает приписываемую ему нелюбовь к живописи и скульптуре, 4-я биеннале в первую очередь дает возможность посмотреть на новые медиа, а не на традиционные техники. Как ни один кинофестиваль не может обойтись без шумных премьер, так и биеннале не работают и не существуют без звезд: в Москву среди прочего приезжают работы Ай Вэйвэя, Герхарда Рихтера, Ребекки Хорн и Нео Рауха, но они — всего лишь капля в море основного проекта и совершенно растворяются в обширной параллельной программе, которая в этом году захватит не только привычные галереи «Винзавода», но и спальные районы Москвы. |
|
Статья о Петере Вайбеле на Wikipedia
|
Look At Me составил большой гид по Московской биеннале — главным звездам, самым интересным художникам основного проекта и лучшим выставкам параллельной программы.
7 звезд Московской биеннале
|
|
Ай ВэйвэйГлавный герой новостей уходящего года, оказавшийся в заключении у китайского правительства, автор масшабных инсталляций о взаимоотношениях людей и власти, стал одним из последних утвержденных художников на Московской биеннале: сюда он везет новый видеоарт. |
|
|
Ричард ГамильтонЗнаменитый британский художник, которого считают прародителем поп-арта, скончался на прошлой неделе — Look At Me сообщал об этом в новостях. Художник, хоть и умер в возрасте восьмидесяти девяти лет, продолжал рисовать и готовиться к выставкам: проект для Московской биеннале стал одной из последних работ Гамильтона. |
|
|
Джим КэмпбеллАмериканский художник из Сан-Франциско прославился запоминающимися инсталляциями из светодиодных ламп, став одним из лиц новых медиа в современном искусстве. Самым известным проектом Кэмпбелла стала прошлогодняя инсталляция в Мэдисон-сквер-парке «Рассеянный свет», две тысячи мелькающих огней которой гипнотизировали ньюйоркцев всю прошлую осень. |
|
|
Ребекка ХорнНемецкая перформансистка, ставшая известной в семидесятые, обволакивала себя перьями и одевалась в костюм из рога и бандажа, расширяя границы своего тела. В последние десятилетия она сосредоточилась на видеоарте и кино и именно с ними объехала несколько знаковых мировых галерей с персональными выставками. |
|
|
Нео РаухОдин из самых модных живописцев наших дней. Среди немногих участников биеннале он будет показывать холсты, а не медиа-арт или инсталляции. В его картинах чувствуется влияние соцреализма, сюрреалистов и даже героев поп-культуры, но при очевидных источниках вдохновения полотна Рауха остаются самобытными и отстраненными: неслучайно на первой выставке в Америке его назвали «художником, который явился из холода». |
|
|
Герхард РихтерНа картинах Рихтера, которые он рисует с начала шестидесятых, были бойцы РАФ, дети, шумящие кадры испорченного телевизора, цветы, а также композиторы, философы и писатели. За больше чем пятьдесят лет карьеры Рихтер успел нарисовать практически все, но признали его лучшим из ныне живых художников после персональной выставки 2005 года: теперь, чтобы увидеть размытые полотна художника и поддаться их магнетизму, в выставочные залы выстраиваются толпы. |
|
|
Олафур ЭлиассонДатский мастер паблик-арта имитировал туманный закат в Турбинном зале «Тейт Модерн», раскрашивал реки городов в зеленый цвет и включал водопады у Бруклинского моста в Нью-Йорке. От смелого скандинава, работающего с ландшафтом и архитектурой, не боясь трудностей, ждут впечатляющей инсталляции и особенных масштабов. |
20 художников Основного проекта
В Основном проекте в этом году принимает участие 81 художник,
12 проектов — из России*.
Среди инсталляций в первую очередь будет интересно посмотреть на световые решения трио rAndom International и канадца Стэна Дугласа, который смешивает в своих видео жанровое кино золотой эпохи Голливуда, театр абсурда и джазовую музыку. Социальные инсталляции с призывами к забастовке с использованием готовых объектов, реди-мейдов, делают парижские художники под псевдонимом Claire Fontaine, а другой французский участник Кадер Аттиа успел прославиться инсталляцией из фольги «Призрак», посвященной коллективной молитве мусульманских женщин.
Испанский художник Даниэль Каногар работает с темой взаимоотношений технологий и людей: люди, застрявшие в чреве машин, или птицы, застывшие в пластике с микросхемами, — его обычные сюжеты. Шотландец Чарльз Сэндисон уже несколько лет живет в Финляндии, и его световые инсталляции больше всего напоминают блики северного сияния. Молодые стрит-художники EVOL расписывают уличные коммутаторы и мусорные баки как небоскребы: снимки урн и электрических блоков, ставших по замыслу художников многоэтажными зданиями, обошли в прошлом году все важные дизайн-блоги. Особого упоминания стоит и скандинавский дуэт Элмгрин и Драгсет, который удивляет обывателей то разбитым фургоном посреди торговой галереи, то домом, висящим на воздушных шарах посреди комнаты.
Из видеохудожников, которые представят свои проекты в Москве, хочется упомянуть британца Айзека Джулиена, который показывает свои атмосферные фильмы сразу на нескольких экранах, вовлекая зрителя в самое нутро повествования. Саркастичный и критический взгляд на мир исповедуют антиглобалисты из Bernadette Corporation: объектом их нападок в видео становится как обывательский консюмеризм, так и засилье медиа, зависимых от рекламной индустрии.
Современную скульптуру на биеннале воплощает среди прочих Андреа Гальвани, ставший известным благодаря скульптурам с белыми и черными лошадьми и воздушными шарами. Мутации и сюрреализм в скульптуре взял на себя другой итальянец — Паоло Грассино: в его работах у животных срастаются конечности, пугающее биологическое существо раскидывает щупальца, а человеческие лица прячутся в телах за столбами, шерстью или тарелками. Интригует и участие в проекте Йеппе Хайна, который любит обыгрывать простые формы и отражения самых будничных объектов и материалов.
Среди перформансистов, помимо Ребекки Хорн, выделяется другой немец — Юрген Клауке, прославившийся мрачными и смелыми перформансами в середине семидесятых: недавно сам Петер Вайбель курировал выставку Юргена Клауке «Эстетическая паранойя», так что работу на биеннале стоит ожидать сильную. Другая сторона перформанса — об уязвимости и хаосе — будет представлена в работе молодой британки Кейт Гилмор: обычно Кейт стоит на фоне стены с распростертыми руками и растерянным видом, получая от публики помидорами, или забирается на роликах по отвесной стене.
Из немногочисленных зарубежных художников этой биеннале, которые занимаются рисунком и живописью, стоит особенно сказать о японце Манабу Икеда, чьи детально прорисованные образы монструозных зданий-городов по-настоящему поражают, когда видишь их не в журнальном развороте, а в реальности. Интересно, как в пространстве биеннале будут выглядеть холсты американки Кейси МакКи, чьи работы напоминают по палитре и подходу Герхарда Рихтера, а по напряженности и сюжету скорее Фрэнсиса Бэкона. Взрывом цвета обещают быть работы аргентинца Фабиана Маркаччо, который, не жалея холста, делает скорее не полотна, а скульптуры из яркой краски. С ними контрастируют аутсайдерские и примитивные рисунки Дэвида Шригли (который, помимо прочего, снимал видео для Blur) — на фоне большинства художников основного проекта его псевдодетские почеркушки с мрачным юмором выглядят как простейшее.
*О российских художниках в Основном проекте мы расскажем в следующем материале.
15 специальных проектов
1. Dada Moscow
Отпраздновать почти столетний юбилей дада большой сборной выставкой решил швейцарский куратор из Cabaret Voltaire, собрав в проект российских, румынских, швейцарских и других мировых художников — от родоначальника дадаизма Тцары, главного авангардиста XX века Малевича и архитектора Татлина до братьев Чепменов и почему-то группы AES+F. Что из этого получится и насколько это имеет отношение к собственно дадаизму — пока не ясно, но в большой сборной солянке из имен со всего мира можно будет найти неочевидные артефакты.
2. Хорошие перспективы
Новый проект от создателей прошедшей весной выставки «Австрия, давай!» — на этот раз снова об австрийском искусстве и под кураторством Петера Вайбеля. И если в прошлый раз для экспозиции оживляли опустевший МАРХИ, в этот раз площадка ничуть не менее важна — ей станет Дом на набережной. Совместная российско-австрийская выставка проходит в виде квартирной выставки в тесной связи с историей Дома на набережной — вначале как привилегированного жилого комплекса для советской элиты, а позже главной мишени сталинского террора.
3. Зимний сад: Микропоп-воображение в современном японском искусстве
Современные японские художники работают с приметами окружающей действительности под влиянием «микропоп-воображения» — действуя, как дети или иностранцы, не знающие местных обычаев и языка, они захватывают самое основное, простое и очевидное из поп-культуры, применяя это к повседневной жизни. В экспозиции — тридцать пять объектов от пятнадцати художников: как известно, японцам свойственно говорить о поп-культуре тоньше и часто интереснее европейцев.
4. «Афган — Кузьминки»: Перформанс в «Театре.doc»
Куратор Андрей Паршиков придумал поместить произведения искусства не в привычный контекст выставки и павильона, а в живое человечное пространство: локацией на этот раз был выбран спектакль «Афган — Кузьминки», который будет играть «Театр.doc». Когда в пьесе будут возникать паузы, на сцену будут вносить произведения современных художников, что само по себе станет полноправной частью происходящего.
5. Внедрение
Несколько художников, среди которых Ирина Корина, Ростан Тавасиев и Сергей Шутов, в компании ученых — нейрофизиологов и психологов Курчатовского института — рассуждают об устройстве человеческого мозга, памяти и мышлении. Можно ли понять человека через науку и как постичь тайны появления идеи через измерения и опыты — этим вопросом художники задаются в инсталляциях, рисунках и картинах в рамках междисциплинарной выставки в Laboratoria Art & Science Space.
6. Внутренности
Темой сборной выставки в «Проекте фабрика» стал мир художника, как он видится изнутри и доминирующий способ организации рабочего пространства — современный офис: именно в виде элементов ежедневной жизни офиса будут выставляться работы почти тридцати молодых художников из России, США и Европы.
7. Группа «Зеро» и авангард в Италии 1960-х
Вслед за большой ретроспективой, посвященной арте повера, Мультимедиа-арт-музей организовал замечательную выставку итальянских художников, которые одновременно с режиссерами-неореалистами заново внесли Италию на культурную карту XX века. Художники, собиравшиеся группами, их экстраординарные выходки c протыканиями холстов и все, что за этим последовало, — подробный ликбез по интересному и недостаточно известному в России явлению в европейском модерне.
8. Дом художника. «Южное Бутово / Спальный район»
Проект в рамках набирающего популярность в России паблик-арта решает одну из важных дилемм современного художника: как разместить искусство не в комфортных стенах галереи, а показать его неподготовленному большинству. На этот раз в роли такого большинства — жители спального района Южное Бутово: здесь строят «Игродом» для демонстрации архитектурных проектов, а шестнадцать выставок расположены в строительных вагончиках, сделанных из подручных материалов. Эксперимент с вывозом современного искусства за Третье транспортное кольцо — наверное, одна из главных интриг грядущей биеннале.
9. Заложники пустоты
Большая выставка в Третьяковке говорит о пустоте в советском и современном российском искусстве за последние девяносто лет — от постсупрематистов двадцатых до признанных современных художников. Среди десятков участников главные лица отечественного искусства — Кабаков, Пивоваров, Осмоловский, Альберт, Пепперштейн, Чуйков, Нахова и Файбисович, наблюдающие за пустотой в пространстве и людях.
10. Из области практического знания
Сборная выставка выпускников и студентов ИПСИ разных годов выпуска под присмотром комиссара биеннале Иосифа Бакштейна и одного из главных преподавателей ИПСИ Стаса Шурипы: среди выбранных им сорока художников в основном до тридцати лет — те, кто работает по собственному методу и уделяет большое внимание способам отражения действительности в своих работах.
Фотографии из GMG Gallery, citizen_ka (c)
11. Медиаудар. Международный фестиваль активистского искусства.
Самое сильное событие из параллельной программы и проект, обещающий массу интересных открытий — «Медиаудар» посвящен акциям и перформансам, среди участников которых есть политические и городские акционисты, авторы социальных и музыкальных акций. Кроме известных и не нуждающихся в представлении «Войны», «Своих-2000» (участвовавших помимо прочего в фильме Сергея Лобана «Пыль»), группы «Кровосток», Василия Шумова и суперпопулярных американцев The Yes Men и Gran Fury, проект собрал несколько десятков активистов не только из России, но и со всего мира: в рамках фестиваля будут проходить экспериментальные акции, перформансы и мастер-классы.
Гонзо-активисты The Yes Men просят обывателей подписать петицию в пользу глобального потепления
12. Некрореализм
Другой ажиотажный спецпроект — выставка «Некрореализм» под кураторством Олеси Туркиной. Это первая масштабная ретроспектива, поднимающая на поверхность темное наследие Евгения Юфита и его единомышленников. Некрореалисты, появившиеся как арт-группировка в мрачные закатные брежневские годы, работали на грани экплуатейшен-кино, перформанса, театра абсурда и черного юмора. Зловещие мертвецы, зомби и безумные акции, сделанные не без иронии людьми с псевдонимами Серп, Мертвый, Трупырь и Свирепый, — одна из веских причин обязательно пойти на параллельную программу биеннале.
13. Нужное искусство
Еще одна выставка, посвященная паблик-арту и искусству за границами музеев и галерей. «Гараж» совместно с недавно оживившимся парком Горького придумал «Нужное искусство» — до 1 декабря холодный осенний парк будут оживлять не только часто появляющиеся там семьи, велосипедисты и бегуны, а среди прочих еще и работы художников МишМаш, Ирины Кориной и Романа Сакина.
14. Альберто Гарсия-Аликс. Необратимость
Персональная фотовыставка из девяноста фотографий (среди них двадцать оригиналов) не самого выдающегося, но довольно интересного испанца, снимающего на черно-белую пленку харизматичных моделей в искривленных позах, вычурно позирующих перед камерой. Хороший пример воплощения среднего формата в портрете и довольно самобытный подход к изображению людей — где-то посередине между документальной и арт-традицией.
15. Теория хаоса
Не в рамках основного проекта впечатляющих видеоинсталляций и мультимедиа-зрелищ кураторы приготовили немного: одно из них — «Теория хаоса», интерактивный медиаэкспириенс из световых потоков в исполнении трио Electronic Shadow. Экспозицию в Москве художники уже открыли — вместе с музыкантами Telepopmusik.
О проектах и участниках Московской биеннале мы более подробно расскажем в следующих материалах.
Комментарии
Подписаться