Личный опыт: Как я была студенткой Fabrica
Фотограф Марго Овчаренко рассказала о том, как попала в уникальную арт-школу в Италии, с кем там познакомилась и чему научилась
Look At Me продолжает беседовать с молодыми героями, которые добиваются чего-то сами. Сегодня в рубрике «Личный опыт» — рассказ об учебе в одной из самых закрытых и интересных арт-школ Европы Fabrica, основанной известным фотографом Оливьеро Тоскани. Об этой школе уже шла речь в одном из материалов Look At Me — тогда об образовании и коммуникативном дизайне рассказывал один из главных преподавателей Fabrica Омар Вульпинари.
|
|
Марго Овчаренко — молодой российский фотограф. Училась в Школе Родченко и уже несколько лет выставляется в России и за границей со своими портретными сериями о молодых героях. Прошлый год она провела в известной экспериментальной арт-школе Fabrica в итальянском городе Тревизо. |
О Fabrica
Fabrica — это рисерч-центр, резиденция, существующая при поддержке компании Benetton. У Fabrica очень длинная и интересная история, но то, что знает каждый из фабрикантов, — центр был построен Тадо Андао, суперзвездой современной архитектуры, а инициатива его основания принадлежит тому, кто даже спустя десять лет после того, как оставил свой пост, ассоциируется с «Бенеттоном» — Оливьеро Тоскани. Это его фотография, где целуются монашка и монах, это он делал шокирующие рекламные кампании, ввел моду на фэшн-фотографию с громким социальным подтекстом, простые формы и фирменный белый фон «Бенеттона». Когда я садилась в самолет Москва — Венеция, я знала это и еще то, что предлагает страница Википедии о Тревизо — городе неподалеку от Венеции, в котором я собиралась жить целый год.
Переезд в Италию
В Fabrica я попала не совсем обычным способом для других департаментов, но вполне обычным для фотодепартамента. Так вот, о системе всей «Фабрики»: в ней несколько отделов, занимающихся не только фотографией, но и музыкой, видео и кино, промышленным дизайном, графическим дизайном (он же visual communications), интерактивный отдел и, наконец, журнал Colors. Мне повезло работать с галеристом в Париже, которая активно помогает своим артистам, ездит по всем крупным фотомероприятиям в Западной и Центральной Европе.
Я получала визу четыре месяца, мне отказывали, службы экспресс-курьеров теряли мои документы
История примерно такая. Однажды галеристка Лиза Фетиссова встретила директора фотодепартамента Fabrica Энрико Боссана и показала ему работы своих фотографов, ему понравились мои работы, и он попросил прислать pdf-портфолио, в котором бы было мое СV — работы из разных серий — и описано то, чем я хочу заниматься. Все это происходило со мной позапрошлым летом. Всю ночь я делала это маленькое задание, а наутро села в автобус и уехала на море. После чего, вернувшись, получила письмо от Лизы с вопросом, готова ли я поехать на год в Италию.
Все это звучит довольно скучно, у меня есть много невеселых подробностей о том, как я получала визу четыре месяца, мне отказывали, службы экспресс-курьеров теряли мои документы. Как мне это надоело до такой степени, что хотелось уже все бросить, и как мне помогали мои преподаватели, Лиза и мои близкие. Как я сделала татуировку в ночь перед самолетом, а на следующий день, уже в Тревизо обнаружила, что аптеки работают по шесть часов день и открываются уже после того, как уходит автобус, на котором мне надо ехать на «Фабрику». Как в первый день я оказалась в столовой «Бенеттона» и увидела четыре вида пасты на выбор, как познакомилась со своим первым другом и он повел меня в маленький бар «У Терри» пить кофе после обеда.
Но в нормальной ситуации подавая документы на годовую резиденцию (такой основной срок), все это работает несколько иным способом: сначала вам необходимо заполнить заявку на сайте и прислать электронное либо физическое портфолио на рассмотрение главе департамента, в котором вы хотите работать, и главе всей «Фабрики» — Лауре Поллини.
«Фабрика» — веселое место, но если вы хотите туда поехать, чтобы жить в теплой стране на деньги корпорации, можете сразу забыть об этом
Потом есть несколько вариантов: либо вас пригласят на пробный период, либо сразу предложат годовую резиденцию. Из-за того, что «Фабрика» сейчас сокращает количество человек в департаментах, за год вместе со мной были в общей сложности около тридцати человек, зато на две недели попробовать себя приезжали очень много людей, американцев, попавших в Европу впервые в жизни, выходцев из разных частей Азии, для которых это было невероятным приключением и задачей даже более сложной, чем для русского, — посмотреть Старый свет.
Как работает система Fabrica
По общему настроению, «Фабрика» — веселое место, но если вы хотите туда поехать, чтобы жить в теплой стране на деньги корпорации, можете сразу забыть об этом. С одной стороны, это место полно молодых людей, вчерашних студентов, а с другой — в тот самый шедевр современной архитектуры необходимо ездить каждый будний день, и рабочий день начинается в девять-десять утра и заканчивается в семь. Что, в свою очередь, не отменяет веселые походы в бары по пятницам и субботам, поездки на выходные в соседний город, романы, костюмированные праздники и грандиозные затеи, которые фабриканты делают иногда и подпольно, по выходным, без извещения своего босса.
Сама система довольная хитрая: то, чем и как ты будешь заниматься, зависит исключительно от твоей настойчивости, таланта, трудоспособности. Можно сидеть только положенное время, делать только то, что просит тебя шеф, уехать через год и надеяться, что тебя наймет какая-нибудь неплохая компания, потому что в строчке твоего CV гордо стоят даты, проведенные на севере Италии. Такая работа в основном включает в себя побочные рекламные проекты, которые делает «Бенеттон» сам для себя и которые ему предлагает сделать, ну, например, националистическая партия региона Тревизо.
Итальянский подход к делу
И тут уже начинается разговор о самих итальянцах, которые могут найти общий язык далеко не со всеми нациями — выходцами, скажем так, не медиатерийного региона. Мы это обсуждали сотни раз с моим друзьями, которых я там нашла, и я могу привести как пример разговор с картинным британским евреем, который окончил Оксфорд и без всякого сомнения талантливый писатель и литературный редактор. Как-то раз мы возвращались вместе с Джоном домой, и он сказал мне, что летит в Лондон, впервые за то время, пока он на «Фабрике». Он был немного взволнован тем фактом, что за несколько месяцев он усвоил прописную истину для любого живущего в Италии: фраза «нет, спасибо, мне это не нужно», которая, между прочим, довольно уверенно-грубая для Британии, для итальянцев ничего не значит.
Босс может уволить тебя трижды за день, а на прощание обнять и расцеловать, предложив завтра за обедом пропустить стаканчик вина
Ты должен бить кулаками по столу, спорить как минимум час, повышать голос, приводить доводы, срываться на эмоции, чтобы они действительно поверили, что ты не хочешь делать, то, что они тебе предлагают. При таком поведении твой босс может уволить тебя трижды за день, а на прощание обнять и расцеловать, предложив завтра за обедом пропустить стаканчик вина в ресторане неподалеку. Это, кстати, касается вообще общения с итальянцами, вежливый и неуверенный отказ или игнор для них значат, что вы не знаете, чего вы хотите, и они могут от вас получить то, что нужно им.
Так что вначале я неуверенно пыталась снимать стоп-н-моушен рекламу в студии с белым фоном. Но это задание я провалила и потом, разговаривая с шефом, доказывала, что я не умею и не хочу снимать 1) на цифру, 2) в студии, 3) что он виноват сам, заставив меня делать то, что мне не нужно. После этого наши отношения стали дружескими, и до конца года я делала то, что хочу, и научилась многим вещам, которые, не будь этого странного фактора прессинга, не поняла бы еще долгое время.
О выходных и каникулах в Fabrica
Рассказывая про часть с отдыхом фабрикантов, стоит привести цитату моего друга, который сказал, что все фотографии из резиденций в личных блогах и социальных сетях всегда выглядят одинаково: как будто оказался на вечеринке умалишенных циркачей. Однажды я посмотрела Flickr-группу, сделанную резидентами «Фабрики» еще за несколько лет до меня, и мне показалось, что решительно ничего не изменилось вплоть до того, что мы традиционно ходили в одни и те же бары. Из-за того, что, грубо говоря, мы жили в деревне, работали с упоением с утра до вечера, а местное население отказывалось говорить по-английски, наша компания оставалась неизменной: двадцать пять человек, из которых пять обычно никуда не ходят, еще пять-семь — итальянцы из других городов, которые ездят на выходные домой, а все остальные — смесь пионерского лагеря и офисных работников, дружной семьей учат китайцев правильно есть пиццу, с этими же китайцами ходят по китайским ресторанам, чтобы получить по-настоящему острую еду, не смягченную для «круглоглазых», ездят на велосипедах сорок километров до Венеции, купаются в Адриатике в хорошую погоду, покупают барахло на блошином рынке и, что самое важное, приобретают связи и настоящих друзей из сферы, которой хотят посвятить всю свою жизнь.
О друзьях и других студентах
Мои друзья, с которыми я работала, — это графический дизайнер, с которой мы делали книгу, и кинорежиссер, с которой я работала как оператор.
Первая — Хенриетта Крус Йоргенссен, как не сложно догадаться по ее имени, из Дании, дизайнер, которая приехала на «Фабрику» почти в то же самое время, что и я, для того, чтобы работать с главой графдизайн-департамента, но поссорилась с ним и ушла в журнал. Она получила образование графического дизайнера дома, в Копенгагене, как это свойственно скандинавам, говорит по-английски лучше, чем сами носители языка. Еще она постоянно производит настоящий фурор среди итальянских мачо, потому что выше их ростом и настоящая нордическая блондинка. До «Фабрики» она работала в датской столице, делала книги, плакаты и все другие классные штуки, которые делают графические дизайнеры. С ней вместе мы придумали и сделали макет книги и продолжаем работать и сейчас — над зинами и другими проектами, и честно скажу, что ни с кем другим я работать не хочу.
Ты должен бить кулаками по столу, спорить как минимум час, повышать голос, приводить доводы,
срываться на эмоции
Второй человек, с которым мне было удивительно интересно работать, — Челси МакМаллан, она кинорежиссер из Британской Колумбии, Канада. Моя любимая история, рассказанная Челси, — о том, как она познакомилась с Кристофером Дойлом (оператором, работавшим почти со всеми теперь уже знаменитыми азиатскими режиссерами, «сделавшим» Вонга Кар-Вая и снявшим свой собственный фильм Away With Words). Было это так: на вечеринке одного из кинофестивалей в Канаде она увидела Дойла и подошла к нему со словами, что очень любит его работы. Они обменялись любезностями, а через несколько часов, когда пьяного Дойла выводила охрана, он кричал, что не может уйти, потому что в этом зале последняя девушка на свете, которая любит его работы, становился на колено перед Челси и звал замуж. Челси — единственный человек на свете, работая под чьим началом я получала неописуемое удовольствие, уж не знаю, из-за хваленой канадской вежливости это со мной случилось или из-за того, что она действительно талантливый молодой режиссер, с которым мы совпадаем в мыслях и образах.
Поскольку я была в департаменте фотографии, вот несколько человек, которые были на «Фабрике» в разное время и вместо того, чтобы бросить фотографию, стали известными фотографами. Джессика Диммок сделала книгу «9-й этаж» при поддержке «Фабрики» и издательства «Контрасто», выиграв F Award. Микаэль Суботски из ЮАР работал с «Фабрикой» недолгое время, делал также книгу совместно с книжными дизайнерами Уолтером Хадсоном и Патриком Уотерхаусом. Адам Блумберг и Оливье Шанарин долго проработали в культовом журнале Colors и являются моими личными героями.
Совсем недавно там были Пьеро Мартинелло, которого русские зрители знают по истории, опубликованной в Esquire, Джен Осборн, которая закончила свою серию и уехала незадолго до меня (русский Vice и Esquire), Леони Хэмптон (Перчес), пробывшая на «Фабрике» пятнадцать месяцев, чтобы закончить серию, Оливия Артур и многие другие.
Проекты других выпускников Fabrica
Что такое система резиденций
Говоря о резиденциях, это удивительная система поддержки молодых, в которой существует свой рейтинг. В дополнение к тем вещам, о которых я уже написала, таким как самоконтроль и самоорганизация, они учат принимать и понимать разные культуры, заводить друзей и коллег из сферы. Лично меня «Фабрика» научила настойчивости в том, как я описываю и преподношу свою работу, грамотному планированию бюджета и работе с людьми. Кроме того, что на год или два вам не нужно будет заботиться о поисках работы (и это охраняет от такой важной проблемы, которая случается со многими молодыми и талантливыми), в какой-то момент есть вероятность, что вас затянет хорошо оплачиваемая работа и стабильность вместо работы некоммерческой, на которую не будет времени и сил.
В какой-то момент есть вероятность, что вас затянет хорошо оплачиваемая работа и стабильность
Самые культовые арт-резиденции в Европе и мире дают возможность жить и работать, учиться у профессионалов и в итоге получить работу или образование своей мечты, потому что успешно законченная резиденция хотя бы с одним большим проектом — доказательство того, что вам можно доверять как серьезному автору.
В итоге для многих «Фабрика» оказалась той важной частью в фундаменте, благодаря которой мы сейчас смотрим на их работы и восхищаемся. Одна из важнейших из вещей, которые стоит понимать именно про это место, — то, что они занимаются поддержкой так называемых экспериментальных документалистов, кинорежиссеров, заинтересованных в проблемах этики, толерантности, миграции, проблемах стран третьего мира и личном опыте людей, попадавших в подобные ситуации.
Продолжение следует.
Комментарии
Подписаться