Букмэйт: Художники и дизайнеры советуют книги об искусстве
Look At Me поговорил с художниками, кураторами и иллюстраторами о том, какие книги они собирают и перечитывают и где их достают
Look At Me спросил у людей, связанных с современным искусством о любимых альбомах на их книжных полках и о сильных книжных впечатлениях за последнее время. Среди рекомендаций — малотиражные книги из детства Мити Нестерова, раритетное издание «Балета» Алексея Бродовича галериста Меглинской, каталог о цифровом искусстве будущего, монументальное издание по баухаусу и книга Энди Уорхола про самого себя.
Митя Нестеров, художник и искусствовед
|
Мишель Сануйе «Дада в Париже» |
|
Рудольф Арнхейм «Искусство и визуальное восприятие» |
|
Екатерина Андреева «Все и ничто» |
|
Пожалуй, первой книгой по теме для меня была «По лабиринтам авангарда» Валерия Турчина (Изд-во Московского Университета, 1993), прочитанная еще в школе. По-моему, для своего времени это очень адекватная монография, в которой есть краткий обзор течений от фовизма до поп-арта — и уже без обязательных штампов советской критики. Вообще проявлением бунтарства и юношеского максимализма у меня и было как раз увлечение всем авангардным при полном равнодушии к старым мастерам, альбомы которых в огромном количестве были в библиотеке моей бабушки, как, впрочем, и Шилова, и Глазунова.
Так что вторая книга — это «Дада в Париже» Мишеля Сануйе (М., Ладомир, 1999), увлекательнейший сплав научной монографии с биографией всех парижских дадаистов и близких к ним художников и мыслителей, таких как Андре Бретон и Марсель Дюшан.
Последний мой купленный альбом — книга о японских фотозинах 1970-х годов. Сумасшедшая вещь
Третья книга, которую я люблю освежать в памяти, — недавно переизданное «Искусство и визуальное восприятие» Рудольфа Арнхейма. Названия глав говорят сами за себя — «Равновесие», «Очертание», «Форма», «Развитие», «Пространство», «Свет», «Цвет», «Движение», «Выразительность». Книга Арнхейма своей актуальности нисколько не утратила: я ее использую скорее как наглядное практическое пособие.
Первый альбом, который я купил сам, — это Готфрид Хельнвайн. В принципе, я к нему в целом равнодушен, но ранние работы, и особенно его графика, мне все еще нравятся.
Последний купленный альбом — книга о японских фотозинах 1970-х годов под редакцией Ивана Вартаняна. Сумасшедшая вещь. С одной стороны, я питаю слабость ко всему японскому, с другой — огорчает, что ничего даже близкого японской печатной культуре у нас не было и уже не будет.
Самое ценное в моей библиотеке — то, что дарили сами художники. Альбом фотографий Сергея Борисова, который в 1993 году издал Пьер-Кристиан Броше, старые номера журнала «Кабинет», роман Ирины Пивоваровой «Круглое окно», который сейчас не найти нигде, единственный номер одесского журнала «Артподготовка».
О каких-то новых книгах я не мечтаю. Вот вышла новая книга Екатерины Андреевой «Все и ничто», шестьсот страниц в мягком переплете — нужно прочитать. Прямо сейчас я читаю «10++ программных текстов для возможных миров» Петера Вайбеля, куратора текущей биеннале. Книга может быть полезной всем, кого хоть немного волнует теория медиа. Но, как и большинство имиджевых изданий, приуроченных к важным культурным событиям, это впопыхах и халтурно сделано. Удручает, что перевод — скорее подстрочник, в котором человек не в теме ни слова не поймет. И такого количества опечаток я уже давно нигде не видел.
Ирина Меглинская, галерист
|
Стенли Грин «Черный паспорт» |
|
Алексей Бродович «Балет» |
|
Уильям Кляйн «Нью-Йорк» |
|
Книга, которая сильно меня впечатлила за последнее время, — это «Черный паспорт» Стенли Грина, изданный на русском моим товарищем Леонидом Гусевым. Вторая — изданная в 1945 году в Нью-Йорке и очень ограниченным тиражом книжка «Балет» Алексея Бродовича. Я обычно тут же спешу поделиться своими впечатлениями через выставки. Стенли я представляла у себя в галерее, а «Балет» Бродовича будет показан в «Гараже» в рамках большой выставки, посвященной автору.
Самыми ценными для меня являются книги, которые достались мне по наследству: к ним у меня есть сентиментальная привязанность
Есть книжки, с которыми я встретилась давно, но интерес к ним у меня не иссякает со временем, и я их листаю регулярно. К таким книжкам, например, относится «Нью-Йорк» Уильяма Кляйна — она интересна мне до сих пор, хоть и издана в 1954 году.
В моей личной библиотеке самыми ценными являются «История русского искусства» Грабаря в двенадцати томах и серия «Музеи мира» в бесчисленных томах: они мне достались по наследству, и к ним у меня есть сентиментальная привязанность. Когда я была маленькая, мне их перед сном давали полистать, и я один раз проковыряла страницу с «Геркулесом и Омфалой» Франсуа Буше пальцем — возбудили меня голые дяденька и тетенька. Я долго, помню, страдала, что этот мой позор вскроется. Но вот теперь это все в моей библиотеке, и меня никто не накажет.
Да, и еще меня сейчас очень интересует тема зинов — самиздатных книжек в малых тиражах. Я считаю, что молодые ребята не должны ждать милостей от издательств, а искать любые способы представить свое творчество широкой публике, и зин — очень правильная для этого форма. На мой взгляд, выставка как форма представления артиста — это уже архаика, и сейчас именно книжка позволяет состояться сложному высказыванию. И молодые очень склонны к этому сложному высказыванию нынче. Этой осенью мы с издательством Леонида Гусева как раз будем делать специальный проект у меня в галерее, посвященный зинам.
Развороты из книги Алексея Бродовича «Балет»
Кирилл Савченков, фотограф
|
Фридрих Киттлер «Оптические медиа» |
|
Вилем Флюссер «За философию фотографии» |
|
Николя Буррио «Relational Aesthetics» |
|
Первое, что приходит на ум, говоря о последних впечатлениях, — это Фридрих Киттлер «Оптические медиа» — книга, созданная на базе берлинских лекций этого искусствоведа в 1999 году. Самое интересное в ней — это анализ визуального искусства с эпохи Возрождения до современности. Мне понравилось, как он рассматривал связь появления книгопечатания и раешных ящиков, а потом проследил их связь с кино. Другая книга, которая запомнилась мне за последнее время, — Вилем Флюссер «За философию фотографии» — она впечатляет взглядом автора на взаимосвязь медиа и восприятия человека и собственный взгляд на саму суть фотографии и процесса фотографирования.
У меня нет истории любви с книгами по искусству, которые вот нашел — и все,
незабываемая встреча на всю жизнь
Эти книги мне сильно помогли — это теория, которую принимаешь в себя и уже внутри осмысливаешь. Я нашел их благодаря Александру Евангели, замечательному специалисту в области искусства, фотографии и медиалогии. Наверное, у меня нет прямо истории любви с книгами по искусству, которые вот нашел — и все, незабываемая встреча на всю жизнь. Но есть общеизвестные вещи, без которых трудно обойтись, — актуальные современному моменту вещи типа книги Николя Буррио «Relational Aesthetics» и какая-то база — Фуко и Делез.
Юлия Грачикова, арт-менеджер
|
Ричард Фейген «Мемуары арт-дилера» |
|
Никита Алексеев «Ряды памяти» |
|
Энди Уорхол «Попизм» |
|
Три самые впечатлившие меня книги за последний год — «Мемуары арт-дилера» Ричарда Фейгена, «Ряды памяти» Никиты Алексеева и «Попизм» Энди Уорхола.
В основном книги я беру из нашей офисной библиотеки. У моего начальника огромная коллекция как по теории искусства, так и по художникам и конкретным выставкам. Иногда покупаю, когда очень хочу, чтобы книга стала частью моей домашней библиотеки. Так случилось с Никитой Алексеевым. Он один из моих любимых художников, поэтому захотелось, чтобы его книга всегда была рядом.
Книгу Уорхола я закончила недавно. Это, наверно, самая впечатляющая среди всех. Ты начинаешь не просто понимать, что такое поп-арт и что сделал Энди Уорхол для искусства, но и ощущать его проявления даже в сегодняшнем дне. Современное искусство — это искусство контекста во многом, поэтому так важно знать, какое время его формировало и какие люди стояли за этим. В «Попизме» все это есть.
Начинаешь не просто понимать, что Энди Уорхол сделал для искусства, но и ощущать его проявления даже в сегодняшнем дне
Сама я мечтаю о книге Эрнста Гомбриха «История искусства». Это фундаментальная вещь, которая не переиздавалась, поэтому найти ее практически нереально. Моя коллега дала мне ее почитать, и я никак не могу ее вернуть: сложно расстаться. Такую вещь просто необходимо иметь в собственной библиотеке, если ты занимаешься искусством.
Среди самых ценных книг в моей библиотеке — это Брендон Тейлор «Art Today», практически моя настольная книга. Написанная очень доступным языком и крайне интересная, она вполне может стать учебным пособием по современному искусству. Другая — авторства Екатерины Деготь, «Искусство XX века» — по-настоящему индивидуальный взгляд на историю искусства. Я безмерно уважаю Екатерину Деготь как куратора и критика, поэтому ее книга для меня является неким эталоном.
Развороты книги «Anish Kapoor»
Юля Якушова, иллюстратор
|
Генри Дарджер «Art and Selected Writings» |
|
«Стив МакКуин», юбилейное издание |
|
«Anish Kapoor» |
|
Честно говоря, мне стыдно в этом сознаваться, но я очень редко покупаю книги об искусстве последний год. Во-первых, они довольно дорогие. А во-вторых, это главное, с моими постоянными переездами я поняла, что это просто нереально. Из страны в страну и из квартиры в квартиру я таскаю альбом иллюстраций и текстов Генри Дарджера и альбом фотографий Стива МакКуина. Я сознательно ограничиваю себя в покупке книг в последнее время, но это, видимо, семейное: и я, и моя мама набиваем чемодан в Италии альбомами все равно. Самая последняя покупка — это альбом движения Bauhaus. Но самые ценные книги в моей библиотеке, как это ни странно, как правило не связаны с искусством. Это биографии людей, переживших революцию в России и становление Советского Союза — книги, которые мне важно, чтобы были у моих детей в будущем.
Я сознательно ограничиваю себя в покупке книг, но это, видимо, семейное: и я, и моя мама все равно набиваем чемодан в Италии альбомами
Моих книг мечты несколько. Но первое, что приходит на ум, — это большой альбом Аниша Капура издательства Phaidon. Я его уже щупала в разных странах и всегда с ним здороваюсь, когда вижу в книжных. Someday!
Инджила Самад Али, дизайнер
|
Андрей Лосовски «We Make Magazines: Inside The Independents |
|
Барри Бергдолл «Bauhaus: Workshops for the Modernity» |
|
Жиль Нере «Henri Matisse» |
|
Недавно у меня наконец появился альбом моего любимого художника Жана Арпа, который мне привезла подруга из Барселоны: в Москве я никак не могла отыскать книгу с его работами. Другую книгу я купила в «Гараже» — «Bauhaus Workshops for Modernity». На третьем месте книга еще одного моего любимого художника — Анри Матисса. Толстое издание с хорошей подборкой его работ, начиная с работ периода импрессионизма, заканчивая его коллажами, собрано в издательстве Taschen — ее мне привезли из Италии. В моей библиотеке есть еще старинная книга под названием «В поисках исчезнувших цивилизаций» с очень красивыми картинками развалин Древней Греции и Рима, с рисунками первобытных людей и прочих древних штук, которые меня вдохновляют. А «We Make Magazines: Inside The Independents» — очень крутая книга с подборкой всех независимых журнальных изданий. Все эти пять книг я могу рассматривать бесконечно много раз.
У меня есть старинная книга «В поисках исчезнувших цивилизаций» с очень красивыми картинками развалин и рисунками первобытных людей
На первом месте среди книг, о которых я мечтаю, — издание о моем любимом Ле Корбюзье «Le Corbusier the Art of Architecture»: тут без комментариев — он великолепен. На втором месте — книга «New Art in the 60s and 70s: Redefining Reality» о моем любимом периоде в искусстве и художниках того времени — Эде Руша, Соле Левитте, Еве Хессе, Кристо и Жан-Клоде, Фрэнке Стелла. Еще я хочу когда-нибудь иметь в своей библиотеке «Glitch: Designing Imperfection» — красивую книгу с лоу-фай-артом и прочими крутыми штуками, все книги из серии I Love Type, и, конечно, хотелось бы обнаружить достойную книгу с подборкой крутых инсталляций, потому что пока что все, что я вижу, меня огорчает.
Развороты книги «Glitch: Designing Imperfection»
Комментарии
Подписаться