Личный опыт: Как я работала на лондонской ярмарке Sunday Art Fair
«Надо было перетащить бесконечное число тяжестей и научиться работать с дрелью и пилой»
Look At Me продолжает рассказывать о молодых людях, которые добиваются чего-то сами. Сегодня в рубрике «Личный опыт» молодой фотограф и студентка арт-колледжа Кемберуэлл Маша Городецкая рассказывает о том, как работала волонтером на одной из самых камерных арт-ярмарок Лондона — Sunday Art Fair. Маша поделилась с Look At Me тем, как студенты художественных вузов в Англии находят подработку, как изнутри выглядит небольшая европейская ярмарка и зачем бесплатно таскать тяжести на выставках европейских галерей.
|
|
Маша Городецкая жила в Москве и училась в РГГУ, а еще работала фоторедактором в журнале «Афиша». В 2009 году Маша уехала учиться фотографии в престижный арт-колледж Кемберуэлл в Лондоне. Сейчас она на последнем курсе своего бакалавриата. Для Look At Mе Маша уже писала о современном искусстве в Лондоне: рассказывала о главных галереях британской столицы, задающих моду на новых художников. |
Зачем нужны арт-ярмарки и Sunday Art Fair
В мире арт-ярмарок есть несколько гигантов, например, всемирно известная лондонская арт-ярмарка Frieze, на которой в этом году были представлены 173 галереи из 33 стран, с объектами на общую сумму в 350 миллионов долларов. Sunday Art Fair, развернувшаяся через дорогу, в подземном пространстве Ambika P3, представляла собой миниатюрный ее вариант с двадцатью молодыми международными галереями, три из которых — Croy Nielsen (Берлин), Limoncello (Лондон) и Tulips & Roses (Брюссель) — являлись организаторами.
Несмотря на разницу в масштабах, подходе и составе художников все арт-ярмарки преследуют одни и те же цели — усилиями галерей показать и продать как можно больше многообещающих художников, просто в случае Frieze речь идет об огромных приемах, светской хронике и многомиллионных сделках, а в случае Sunday Art Fair — это юные авторы, которые только начинают свой путь в искусстве, и местная тусовка заменяет здесь международный ажиотаж. Вообще же это третья по счету ярмарка Sunday Art Fair. Впервые ее провели в Берлине в прошлом году на Gallery Weekend, где она была так хорошо принята, что организаторы решили привезти ее в Лондон. Обо всех участниках ярмарки этого года, в которой участвовала я, можно подробнее прочитать, например, здесь.
По большому счету такие ярмарки, как Sunday Art Fair или, допустим, Affordable Art Fair, проходят в одно время с вышеупомянутым гигантом Frieze и представляют собой альтернативы последней. В случае с Affordable Art Fair искусство, как следует из названия, продается по относительно доступным ценам, что играет на руку и молодым художникам, чьи работы могут купить себе в коллекцию очень многие, и коллекционерам, которые могут получить за небольшую цену работу какого-нибудь следующего Дэмиена Херста. Уникальность Sunday Art Fair заключается в том, что представленные галереи совсем молодые, художники находятся в начале своей творческой карьеры, но уже успели зарекомендовать себя восходящими талантами. Вход на ярмарку, в отличие от Frieze, свободный, а всем участникам предоставляется пространство одинаковой площади.
Sunday Art Fair в дни открытия (с)
О волонтерах, которые работают на арт-ярмарках
Попасть в ряды интернов, ответственных за то, чтобы все на ярмарке сложилось наилучшим образом, оказалось совсем просто. Буквально за несколько дней до ее начала я послала письмо о себе и практически сразу получила утвердительный ответ. Сразу оговорюсь, что таких, как я, было двадцать человек и нам платили только за ланч. Работали мы по двенадцать часов — с восьми утра до восьми вечера.
Милейшая девушка, ответственная за нас, слегка напугала напутствиями общего письма для всех интернов с просьбой не приходить неряшливо одетыми. Я уже начала представлять маргиналов, мигрирующих с работы на работу без какой-либо определенной цели. Но, как я изначально и предполагала, работала я с самыми обычными студентами арт-колледжей, уже закончившими свой бакалавриат или, как и я, завершающими обучение в этом году. Некоторые ребята, как вот мой приятель Эллиотт, даже приехали из Эдинбурга специально. Эллиотт рассказал, что все проходили интервью за месяц до ярмарки и на самом деле мне очень повезло, что меня так легко взяли.
В волонтеры берут не всех, но и критерии отбора не такие сложные — адекватность, арт-образование и обязательно горящие глаза
Практически все ребята, с кем я сталкивалась среди волонтеров, делились тем, как трудно найти работу. В силу недостатка опыта, небольшого количества связей или еще никому не известного их искусства им чаще всего приходится проходить многочисленные интерншипы —краткосрочные и редко оплачиваемые стажировки то тут, то там.
Работодатели размещают свои объявления на нескольких сайтах (1, 2, 3, 4, 5, 6), и эти сайты просматривает вся молодая Англия. Берут, естественно, не всех, но и основные критерии отбора не такие уж сложные — общая адекватность, арт-образование и обязательно горящие глаза.
Ярмарка за несколько дней до открытия
О работе и художниках на арт-ярмарках
В первые дни наша работа заключалась в том, чтобы подготовить помещение к ярмарке, то есть покрасить стены (одну даже пришлось построить), разграничить территории галерей, перетащить бесконечное число тяжестей и научиться работать с дрелью и пилой.
На второй и третий день приехали уже галереи, и мы помогали им c инсталляцией работ. Я работала с амстердамской галереей Motive и ребятами из Франкфурта, Neue Alte Bruecke. Немцы мне запомнились больше, а еще работа британско-японского художника Саймона Фудзивары. Вообще его работы состоят из археологических находок. Саймон, cмешивая факт с вымыслом, представляет свое искусство так, что действительно веришь, что на месте проведения ярмарки Frieze в прошлом году были найдены останки затерянной цивилизации. В этом году на Sunday Art Fair Саймон рассказал в своей работе историю о том, как он пытался наладить свои отношения с отцом. В Японии существует традиция совместного изготовления глиняных горшков, художник взял за образец один из таких и попросил своего отца помочь в изготовлении копии, но их отношения так и не наладились. Оригинал и копию горшка Саймон поместил в двухъярусный стеклянный шкаф, поставив ровно друг над другом и сопроводив карточками с описанием удачной и неудачной истории.
Количество зинов по-настоящему поражало воображение — вот где клондайк самиздата
Пока я приклеивала название итальянской галереи Francesca Minini, то постоянно отвлекалась на подготовку инсталляции работы Франческо Симети. Стены отведенного пространства обклеили фотообоями, на которых повторяющимися паттернами были изображены лесные пейзажи. Поверх наклеили коллажи со сказочно-мифическими натюрмортами, по стилистике отсылающими к картинам французского постимпрессиониста Анри Руссо. На повторе играла какая-то особенно чарующая музыка, и я нарочно медлила с тем, чтобы закончить.
Напротив было пространство берлинской галереи Tanya Leighton и работы мультимедиа-художника Оливера Ларика, чье видео «Versions» продолжает быть популярным в блогосфере. Среди представленных работ — картина, составленная из серии голограмм, наслоенных друг на друга. Художник заказал изготовить тысячи одинаковых голограмм заводу в Шэньчжэне: это место известно производством как официальных, так и контрабандных товаров. Голограммные наклейки выполнены в декоративном стиле гильош, обычно использующемся в изготовлении аутентичной продукции — иными словами, для визовых документов, сертификатов и денег. На голограммы Оливер поместил произведения искусства, ставшие широко известными из-за количества сделанных репродукций, — изображения мыслителя Родена или греческой статуи «Дискобол».
Еще одна его работа на Sunday Art Fair, «Herakles» — разукрашенные гипсовые головы, выполненные c подражанием Поликлету, одному из наиболее важных греческих скульпторов античности. Ларик воспользовался гипсовыми копиями утраченных произведений Поликлета, сделанными в XIX веке в Риме, и на Sunday Art Fair представил серию уникальных слепков, сделанных для сольной выставки Kopienkritik. Это название отсылает к истории искусства —таким термином немецкие ученые называют римскую скульптуру, подразумевая под ней посредственную подмену или копию греческих шедевров.
Versions 2009, Oliver Laric from Seventeen Gallery on Vimeo.
Видео «Versions» Оливера Ларика
Об арт-книгах и журналах на Sunday Art Fair
Отдельная секция на ярмарке была отведена независимому книжному магазину Motto: в какой-то момент я впала в абсолютнейшее забвение перед стендами с их журналами, зинами и книжками по искусству. Продавались новые публикации влиятельной газеты The Art Newspaper, cura., Frieze, Kaleidoscope и Mousse Magazine.
Количество зинов по-настоящему поражало воображение — вот где клондайк самиздата: у меня буквально разбегались глаза. Уже тогда мне дали полистать новый выпуск от влиятельной сэлфпаблиш-группы Self Publish Be Happy Self Publish Be Naughty», вклад в который, помимо моих здешних однокурсников, был и со стороны русских знакомых — Ильи Батракова и Кирилла Савченкова. Влиятельный берлинский книжный Archive — платформа для художественных и культурных исследований, дискуссий и самообразования. Допустим, первый выпуск нового журнала The Exhibitionist, который рассказывает о том, как выставлять современное искусство. Мне очень запомнилось издание «Home for Lost Ideas» — книга, в которой собраны так и не реализованные идеи очень известных художников, своего рода напечатанная выставка заброшенных проектов. Из нее можно узнать о скетчах Джона Балдессари, Софи Калье и Анри Сала.
Каталог Self Publish, Be Naughty
О неделе, проведенной на Sunday Art Fair
В отличие от Frieze, Sunday Art Fair оставила куда больше впечатлений, и это связано не только с тем, что я на ней работала, но и с определенной камерностью ярмарки. Здесь я могла позволить себе провести больше времени с произведениями искусства и людьми, которые эту ярмарку делают. Была и замечательная вечеринка перед официальным открытием ярмарки в центре современного искусства ICA. Конечно, эта работа по-настоящему затратная, в том числе и физически, и во время ярмарки у меня не оставалось времени почти ни на что. С другой стороны, это всего лишь неделя времени, и для такого срока я очень довольна приобретенным опытом и дополнительной строчкой в резюме. На организации таких событий легко обзавестись контактами с интересующими тебя галереями, познакомиться с молодыми художниками и понять логику кураторов в организации подобных ярмарок.
Комментарии
Подписаться