Искусство против политиков: Как художники спорят с властью
«Первым моим заданием было наладить переписку с находившейся в розыске арт-группой "Война"»
Look At Me продолжает публиковать впечатления молодых людей, которые добиваются чего-то сами. Молодой куратор и интерн в Ассоциации современного искусства (Грац, Австрия) Маша Котлячкова специально для Look At Me пишет колонку, в которой рассказывает о том, как живет и работает независимое искусство в Австрии. В прошлый раз Маша писала, как она выиграла грант, почему отправилась учиться в Австрию и как со стороны выглядит европейский образ жизни. На этот раз Маша рассказывает, как за один день привезти на фестиваль полуподпольных художников, зачем запирать окна галереи от фашистов и как играть в настольную игру «Кто убил Курта Кобейна?»
|
|
Маше Котлячковой двадцать пять лет. Она изучала межкультурные коммуникации в МГЛУ им. Мориса Тореза, после чего примала участие в организации культурных проектов в Сербии и Украине, и даже жила в эколофте. Весной этого года Маша получила грант на практику в Ассоциации современного искусства в австрийском городе Грац. В своем дневнике Маша рассказывает о том, как у нее это получилось и чем она там занимается. |
Легендарный арт-фестиваль, оппозиция и поиск молодых художников
В конце лета и начале осени я готовилась к одному из самых важных событий в Австрии, в котором наше агентство ROTOR принимало непосредственное участие. Речь идет об очень известном в Европе фестивале современного искусства и музыки Steirische Herbst («Штирийская осень»). Это событие ежегодное, где выставки, концерты и объекты паблик-арта подбираются на одну тему. В этот раз темой фестиваля стали «Параллельные миры». Часть города стал параллельной реальностью — отдельным городом со своими кафе, баром, отелем и даже валютой.
Часть города стал параллельной реальностью — отдельным городом со своими кафе, баром, отелем и даже валютой
Моя компания принимала участие в фестивале в качестве партнера: мы придумывали и прорабатывали экспозицию на тему параллельной реальности — в нашем случае наш куратор Антон выбрал темой «Отношения художника и власти», причем речь в проекте шла не только о политике: мы решили затронуть вообще жизнь художника под прессингом власти — бизнеса, религии, медиа и интеллектуальной элиты. Сколько в современном мире демократии и насколько человек в состоянии отвечать за свои действия — обо всем этом была наша экспозиция. И для меня лучшей оценкой нашей работы был тот факт, что на экскурсию по выставке записались почти все местные школьники, а в самой влиятельной газете Австрии Der Standart 80% текста всей статьи о фестивале занимает наша выставка.
Подготовка в выставке в рамках фестиваля «Штирийская осень»
Монтаж выставки — процесс хоть и трудоемкий, но это лишь вершина айсберга. Для начала моим боссам и главным кураторам ROTOR Маргарете и Антону нужно было придумать концепцию, получить под нее грант, подобрать работы, оформить смету, страховку выставляемых предметов искусства (в среднем получается 1% от оцененной артистом стоимости), визы художникам — это океан работы. Обычно концепция крупной выставки известна уже за год до ее осуществления, если не за два: это настолько долгоиграющий проект и столько вещей могут пойти не так, что готовиться надо заранее и очень серьезно, не упуская мелочей.
Как выбираются работы для выставки? За более чем десять лет существования ассоциации ROTOR в ней скопился огромный архив по странам, тематике и техникам. Но самый главный архив художников с подробными досье — в головах моих боссов: они знают всех в Европе, я просто уверена. Например, Мирсеа Кантора, обладателя приза Марселя Дюшана на Парижской ярмарке FIAC этого года, Маргарета знала, когда он еще работал на своей родине в Румынии и был никому не известным начинающим художником. И подобных историй — сотни.
Политики из комиксов живут на нефтяные доходы на островах со смешными названиями Чоколэнд и Страна ухода за ногтями
Антон и Маргарета — очень открытые люди и с радостью делятся своими знаниями. Они показывают понятное и актуальное искусство, не скрываясь от ужасов и проблем современного общества. Я очень рада, что могу понять работу художника: для этого я и читаю все бесчисленные книги по искусству, просматриваю тонны блогов и слежу за политикой. И главный плюс в моей работе — просто сидеть и болтать с людьми, которые сделали себя сами, но при этом говорят не на заурядном птичьем кураторском языке.
Первый день на работе, арт-группа «Война» и обои с кошками
Когда я в первый день вышла на работу, я не знала почти ничего о том, как делаются выставки, тем более международного уровня. Я представляла, что как неопытный участник происходящего буду просто сидеть у входа в галерею и приветствовать посетителей. Но получилось сразу с корабля на бал: первым же моим заданием, которое моментально привело меня в чувства, было наладить переписку с находившейся в розыске арт-группой «Война» для получения эксклюзивного видео их «Х.я в плену у ФСБ!».
Через знакомых и доверенных активистов мне удалось связаться с «Войной» по австрийской почте, они скрывались, несколько раз меняли адрес и возвращались с дикими историями, но в итоге все же выслали видео всего за день до открытия выставки.
Мне удалось связаться с «Войной» по австрийской почте, они скрывались, несколько раз меняли адрес и возвращались с дикими историями
Работы и фотографии из архивов художников-участников фестиваля
После этой запоминающейся переписки главным моим занятием стало оформление экспозиции. По большей части мы занимались технической установкой выставки: основную работу по привозу и подготовке художников мои коллеги проделали за полгода до этого. Вначале надо было освободить помещение: на это давали всего неделю. Один из залов выставки был обклеен смешными обоями с принтами кошек, мне разрешили забрать их себе — теперь эти кошки висят у меня в комнате.
Искусство с риском для жизни, шрамы фашистов и масонская ложа
Самая провокационная и опасная работа, из-за которой мы каждый вечер проверяем, закрыты ли окна в галерее, — это политический мэппинг Граца, на котором в виде схемы метро отмечены местные закрытые студенческие лиги, где базируются националисты (burschenschaften). К сожалению, национальный вопрос и миграционная политика — одно из самых больных мест Австрии, националистические идеи здесь действительно популярны.
Эта работа о национализме — единственная, авторство которой не указано в целях личной безопасности художника: ему угрожает реальная опасность мести со стороны одной из групп или политиков. Автор этой инсталляции не только сфотографировал здания встреч, но и подписал их реальные адреса и лозунги (например, «Страна отцов!»). Эти полулегальные лиги существуют с XIX века: большинство из них имеют свою форму, в которой не стесняются прогуливаться по улице, некоторые до сих пор сражаются на мечах и самое страшное — метят свои лица огромными шрамами. Однако публичные люди стараются на афишировать свою правую позицию: мэр Граца, например, обходится без шрамов и скрывает принадлежность к одной из националистических групп.
Скандальная работа о национализме, придуманная ROTOR
В одной комнате с этим рискованным мэппингом были выставлены фотографии самого древнего и закрытого общества в мире — масонской ложи. Автору проекта удалось пробраться в комнаты их встреч, что до сих пор не удавалось практически никому: если забьете в Google «фотографии масонов», практически ничего не найдете.
Местные националисты до сих пор сражаются на мечах и метят свои лица огромными шрамами
В последней комнате находились работы популярных в Австрии художников Восточной Европы, в частности, видео «Войны» — результат моего труда. В одной лишь комнате Путин упоминается три раза. Здесь висит картина с некрологами с именами известных личностей, в именах которых лишь переставлены буквы, и политический комикс-арт. Политики из комиксов живут на нефтяные доходы на островах со смешными названиями Чоколэнд и Страна ухода за ногтями Никс. Эти названия с грамматическими ошибками художница взяла из случайно найденного ей детского рисунка.
Самую большую работу на выставке — трехметровое полотно — создатели выставки решили повесить в кафе галереи. Это не легкомысленный жест: так придумано нарочно, чтобы посетители могли попить кофе и неторопливо рассмотреть детали работы. Задумка работает — каждый раз я сама замечаю все больше и больше деталей. Это произведение австрийца Йозефа Шутценхофера — пародия на парочку местных миллионеров, которые сколотили состояние на продаже дешевых предметов домашнего обихода, которые вытеснили из утонченных австрийских гостиных старинную мебель. Разбогатев, эта пара заразила своим ужасным вкусом многих местных: они основали огромную галерею и стали скупать самое плохое современное искусство на свете, естественно, с лучшими намерениями, став настоящим бедствием для небольшого австрийского города.
Голый пианист, караоке с душем и пати-номер в отеле
«Штирийская осень» — очень смелое и экспериментальное действо, в программе которого наша выставка была чуть ли не самым спокойным и сдержанным событием. Хоть фестиваль и придумали в 1968 году, революционные настроения в нем сейчас чувствуются ничуть не меньше, чем в буйные шестидесятые.
Если артист умеет провоцировать, рассмешить до слез или напугать — здесь это аргумент в его пользу
Если артист умеет провоцировать, рассмешить до слез или напугать неожиданным перформансом — здесь это аргумент в его пользу. Космический бюджет позволяет привозить всемирно известных артистов и рисковать со смельчаками, которых не пускают на другие подмостки.
Спектакли и концерты в рамках «Штирийской осени»
Во время одной очень смешной испанской постановки на сцене целый час голый пианист просто сидел и играл Гайдна. Нью-йоркский хореограф Мигель Гутьерез рассказывал в своем танце личную и пронзительную историю актера-гея. В зале 4D целых два часа на огромных экранах с запредельным звучанием крутили медиаролики. Музыканты супергруппы Appatatjik вышли на сцену в серебристых костюмах с рогами и два часа играли в огромном кубе.
Вечеринки в «Комнате 101» и игра «Кто убил Курта Кобейна»
Самой веселой историей фестиваля была «Комната 101»: комната реального отеля в центре города, которую для своих вечеринок арендовал фестиваль. Каждый день в ней проводились вечеринки, создавая видимость разных реалий: в один из дней можно было прийти и поболеть за футбол, в другой — поиграть в настольную игру «Кто убил Курта Кобейна». На один из таких вечеров я позвала своего приятеля-каталонца, он надел свои лучшие штаны, заплел дреды в пучок — а итоге вечеринка состояла всего лишь из интервью, которые с помощью отломанного душа брали друг у друга гости. Друг, обманутый ожиданиями, вначале расстроился, но в конце одна американка спела песню про мастурбацию в ответ на вопрос «чем вы предпочитаете заниматься в будни вечером?».
Комментарии
Подписаться