Дело техники: На что снимают профессиональные фотографы
Успешные российские фотографы рассказывают о собственных камерах и делятся профессиональными секретами
Look At Me расспросил девять российских фотографов, чьи работы вы могли видеть на страницах «Афиши», «Большого города», Esquire и Vogue, о том, какими камерами они пользуются в работе, дома и в путешествиях, как камера влияет на съемку и важно ли в конечном счете, на что снимать.
Надежда Филатова
сайтCanon EOS5 |
|
Я начала снимать на пленочную камеру Canon EOS5, которую купила практически случайно, долго не обдумывая. Потом был Canon 5D. Дополнительно я снимаю на Bronica ETRSi, Canon EOS5 и мыльницу Olympus mju II. У меня совершенно обычная среднестатистическая зеркальная камера, позволяющая получить достаточно качественную картинку, которая может использоваться в большинстве видов съемок. На нее и на следующую модель снимают очень много фотографов. Сейчас я стараюсь выработать в идеале какой-то свой стиль за счет постановки в кадре, света, истории и идеи, экспериментируя в основном именно с этими составляющими. |
|
Если фотограф хочет получить эффект мыльницы, то не стоит его добиваться искусственно, а нужно взять мыльницу и снимать на нее |
|
Я считаю, что камеру стоит рассматривать как инструмент или скорее технику исполнения и подбирать в зависимости от требуемого результата и задач, которые стоят перед фотографом. Если фотограф хочет получить эффект мыльницы, то не стоит его добиваться искусственно, а нужно взять мыльницу и снимать на нее. Множество вариантов как с технической, так и с визуальной стороны. Это ситуация, когда техника подбирается под результат. Можно идти от противного. Например, есть камера, при работе с которой получается очень индивидуальный характер изображения, или изображение, которое отличается от массового результата. Это может быть все что угодно: засветка, особые объективы, сломанная камера, которая дает наложения, изменения цветов.
Виктор Горбачев
сайтCanon 5D Mark II |
|
В основном я снимаю на Сanon 5D Mark II, так как она представляет собой оптимальное сочетание цены и качества. Мне кажется, что вне зависимости от того, идет ли речь о коммерческой фотографии или же о каких-то более творческих вещах, камера является одним из инструментов, с помощью которых ты ведешь повествование, но не более того. И характер изображения, который дает тебе камера, призван обслуживать идею, а не наоборот. Хотя при отсутствии оных занятная картинка здорово выручает. Таким образом, не важно, на что ты снимаешь, важно, что ты снимаешь и как. Хочется верить, что все-таки идеи и какие-то душевные порывы определяют то, чем я снимаю, а то получается какой-то совсем скверный мир, где бездушные механизмы манипулируют людьми. |
|
Занятная картинка здорово выручает. Таким образом, не важно, на что ты снимаешь, важно, что ты снимаешь и как |
|
Юрий Чичков
сайтCanon 5D и 5D Mark II, Ricoh GR 3 Digital, Bronica SQ, Contax T2, Olympus mju II, Lomo Compact |
|
У меня есть несколько камер. Цифровые — Canon 5D и 5D Mark II, Ricoh GR 3 Digital и пленочные — Bronica SQ, Contax T2, Olympus mju II, Lomo Compact. Еще есть несколько камер, которыми совсем не пользуюсь: Holga, Pentax ME Super, Franka Solida, — но я их все равно храню. Да, и самое главное — камера в четвертом айфоне. Для камеры в телефоне она очень хорошая. И потом она все время в кармане. Я люблю все свои камеры, потому что они у меня ассоциируются с картинками, которые на них сняты. В путешествия я езжу с пленочными камерами. Я их почти все и купил на барахолках во время отпуска. «Бронику» — в Джакарте, «Ломо компакт» — в Ереване. Последний, Contax T2, — в Бангкоке. Это было в тот день, когда Kodak объявил о банкротстве. Еще после того, как я купил в Америке Ricoh, тоже стал его постоянно брать его с собой. Хорошая камера — компактная, приятная по ощущениям, что редко бывает с цифровыми мыльницами, и очень удобная. |
|
Мой отец, когда взял у меня Ricoh, сказал: «Как будто держишь в руке пистолет» |
|
Мой отец, когда взял у меня Ricoh, сказал: «Как будто держишь в руке пистолет». Большинство того, за что мне платят деньги, я снимаю на Canon. Второй «пятеркой» я вполне доволен. Мне нравится, что ей можно снимать даже на большой чувствительности. Но вообще любая цифровая картинка довольно скучно выглядит, поэтому приходится все обрабатывать. От камеры, естественно, зависит результат, но есть вещи в сто раз важнее. Ведь это же просто инструмент. Стоит подумать о том, чем снимать, когда начинаешь серию или какой-то проект. Например, есть интересная идея, место и сюжет, но важно еще для этого найти правильную форму.
Юрий Иващенко
сайтCanon 7D, Canon 3v, «Горизонт-202» |
|
Так повелось, что я снимаю фотоаппаратами Canon. Сначала был пленочный 350-й, потом такой же цифровой. Новая камера должна быть лучше предыдущей — так у меня появилась «семерка», Canon 7D. Есть расхожий афоризм, что сделать хороший снимок можно и консервной банкой. Однако хороший снимок — понятие относительное. Для повседневной работы нужна профессиональная техника, для творчества можно придумывать разные идеи — снимать на пинхол, старый «ФЭД», преимущественно на пленку, чтобы ощутить драгоценность каждого кадра, важность каждого спуска затвора. Разумеется, это не значит, что, снимая на цифру, думать не надо — для меня во время работы, например, для журналов цифра удобнее тем, что не надо тратить время на смену пленки, подстраиваться под освещение — смена ISO осуществляется простым движением колесика. |
|
Снимать на пинхол, старый «ФЭД», преимущественно на пленку, чтобы ощутить драгоценность каждого кадра |
|
Для тех, кто снимает аналоговой — у меня Canon 3v и панорамник «Горизонт-202» — и цифровой техникой, очевидна разница в результате: вроде бы один человек снимает, а получается по-разному. В работе с пленкой дело и в бережности к каждому кадру, и в особой магии всего процесса — надо отснять, потом проявить, напечатать или отсканировать. Еще в процессе работы не отвлекаешься на экран, что позволяет сконцентрироваться на происходящих вокруг событиях, а не на своей аппаратуре. Я стараюсь использовать пленку для работы над личными проектами, когда есть время не спеша работать, после съемок ждать проявки и наблюдать результат, остыв от впечатлений, полученных в процессе фотографирования.
Оксана Юшко
сайтNikon D300 |
|
Когда-то давно я выбрала Nikon и рада этому. С тех пор я сменила несколько камер, пленочных и цифровых, но осталась с ним. Сейчас я снимаю на Nikon D300. Камера никак не диктует мою манеру съемки, так как мы с ней находимся на равных. Скорее, она мне диктует, что пора зарядить батарейки или почистить матрицу — это да. Каждый фотограф выбирает ту камеру, с которой ему будет комфортно и надежно работать и с которой он добьется того результата, который задуман изначально. Если вы работаете в сложных условиях — в темноте, под водой, в плохую погоду или когда лимитировано время — вам становятся важными те или иные параметры, и их могут предоставить фотографу более современные камеры или дополнительное оборудование. |
|
Камера никак не диктует мою манеру съемки. Скорее, она мне диктует, что пора зарядить батарейки или почистить матрицу |
|
То же самое касается и пленочных камер — всегда есть причины или объяснения, почему та или иная фотография снята на пленку. Но так или иначе фотографию, которая останется в вашей памяти надолго, повлияет на ваши мысли и чувства, можно снять на любую камеру, было бы желание.
Петр Титаренко
сайтHasselblad 501, Mamiya 645, Canon 5D Mark II, Leica S2 |
|
Обычно я снимаю на Nikon, Canon и Hasseldblad, иногда еще на Contax и Mamiya. Мне нравится использовать Hasselblad 501 для своих творческих проектов или когда съемка подразумевает использование естественного света. Mamiya 645 — хорошая, быстрая камера для динамичной съемки на природе и для журналов. Сanon 5D Mark II — моя постоянная камера, на которую я делаю почти все заказы. Достойное количество пикселей, низкая цена, широкая функциональность. Leica S2 — спокойная камера стандартного размера с возможностями среднего формата, очень резкая. Отлично подходит для съемок общих планов, групповых портретов — всего, где нужна детализация. Какая бы ни была камера, она никак не диктует мою авторскую манеру, так как ее выбор зависит от поставленной мной задачи и настроения. |
|
На итоговое качество фотографии влияет размер матрицы и количество пикселей, но больше всего — умение грамотно подготовить фотографии к печати |
|
А на итоговое качество влияет размер матрицы и количество пикселей, но больше всего — умение грамотно подготовить фотографии к печати и аккуратно их обработать.
Павел Самохвалов
сайтRolleiflex 6008 |
|
В основном я снимаю на Rolleiflex 6008 с цифровым блоком Sinar. Я остановился на этой камере исходя из довольно прагматичных соображений — цена/качество и возможность поддержки системы в будущем. Выглядит моя любимая камера внушительно, кусок железа с какими-то технологичными отростками, что тоже приятно. Правда, по прошествии времени я сильно в ней разочаровался. Странно, что педанты-немцы выкинули на рынок такой непродуманный серьезный инструмент. Кроме того, в рекламе часто приходится арендовать общепринятый Hasselblad. Для «Афиши-Мир», с которой я одно время часто работал, я снимал на пленку на очень мобильный Pentax 645IIN и на тот же Rollei. Пленочная мыльница Ricoh GR всегда у меня в кармане, в путешествиях Contax G1. Пейзажи для души на Fuji 690 — очень хорошая камера, несмотря на пластик, что плюс — легкая для такого формата (6х9) с неплохим объективом. |
|
Важно все: размер и формат окна видоискателя, вес, красота самой камеры, ее запах — я не шучу |
|
Выбор камеры очень важен, так как это инструмент. Память рук и привычка глаза полдела решают. Вся мелкая моторика пальцев и метания зрачка по привычному полю изображения экономят массу времени, не дают сделать лишний кадр в брак. Я давно понял, что из всех слагаемых каждой камеры складывается система индивидуальных отношений с окружающим, включая и суеверные. Важно все: размер и формат окна видоискателя, вес, красота самой камеры, ее запах — я не шучу. Тот оптический рисунок, который в итоге через зрачок попадает в мозг, заведомо организует, компонует пространство в плоскости для вас. И каждая новая оптическая система — это преграда, фильтр, рамки, через которые мы видим. Приходится иметь их в виду.
Маша Кушнир
сайтCanon 5D Mark II, Rolleiflex |
|
Преимущественно я снимаю на Canon 5D Mark II. Сейчас починю Rolleiflex и буду фотографировать на него. Сначала у меня был подержанный 1D. Это очень хороший фотоаппарат, но очень тяжелый и большой. Он настолько заметен в толпе, что сделать снимок исподтишка не всегда получается — люди тут же обращают на тебя внимание, потому что сам его корпус, когда ты подносишь камеру к лицу, закрывает его практически полностью. Представьте, какие получались кадры! Поэтому как только появился 5D Mark II, я продала свой старенький 1D, добавила денег и купила 5D. Он более легкий и маневренный, хотя тоже, конечно, не Leica. Хотя я не против того, чтобы иметь еще маленькую юркую мыльницу, которая болталась бы на шее, помещалась бы в руке и незаметно снимала. |
|
Я не против того, чтобы иметь еще маленькую юркую мыльницу, которая болталась бы на шее |
|
На мой взгляд, камера важна, если ты фотограф, который делает студийные съемки для глянцевых изданий, а если девочка с фотоаппаратом, которая снимает друзей и подружек, то нет. То же самое у меня. Если я снимаю на заказ, я знаю, какие будут условия съемки и думаю о том, справится ли с ними камера самостоятельно или нужна вспышка, более «светлый» объектив. Если я фотографирую друзей или просто для себя, то здесь ответственности меньше. Я думаю не о технической стороне дела, а скорее о художественной. Надеюсь, фоторедакторы простят мне эту фразу, но когда ты снимаешь для СМИ, результат должен отвечать двум критериям: снимок должен быть информативным (человек смотрит в камеру) и технически безупречным (лицо в фокусе, горизонт не завален и т.д.). Есть очень конкретные форматы, за рамки которых выходить не стоит — по крайней мере, пока ты не выполнишь задание.
Алина Никитина
«Зенит», Pentax, Nikon D70, Nikon D200, Nikon F80, Nikon F100, Olympus, Pentacon, Holga, Lomo Compact, Olympus mju II, Bronica ETRS 645, Bronica SQ-A 6х6, Canon 5D Mark II, Contax G2, «ФКД-13x18» |
|
За все время, что я снимаю, у меня было около шестнадцати фотоаппаратов. Начинала я снимать на «Зенит», в котором не было встроенного замера — приходилось экспозицию определять на глаз. Позже друг моих родителей дал мне попользоваться пленочным автофокусным «Пентаксом» с каким-то пластмассовым зумом — ужасная камера, но мне она казалась суперсовременной, настоящим верхом совершенства. Потом я взяла в кредит Nikon D70 и была этому смертельно рада, но счастье оказалось коротким — этот фотоаппарат казался мне удобным только для коммерческих репортажей, снимать на него какие-то собственные проекты было настоящим мучением, как головой об асфальт. Тем не менее, моя работа требовала именно цифру, хотя она все еще вызывает у меня похожие ощущения. |
Позже я стала пользоваться камерой своего парня — Nikon D200, очень эргономичный фотоаппарат. Жаль только, что у него маленькая матрица и невозможно узкий экран. Приблизительно в тот же период времени я наконец дорвалась до среднего формата — стала использовать «Пентакон». Я до сих пор фанат его объектива Biometar 80/2.8, но у всех «Пентаконов» и «Киевов» (у этих камер одинаковый байонет) одна беда — быстро ломается затвор, можно сто раз подряд чинить — столько же он и сломается.
Потом у меня был бзик по поводу того, что я обязательно хочу Nikon, у которого есть встроенная вспышка, мощность которой я могу сама регулировать. Тогда я купила Nikon F80 — cуперкамера, маленькая, легкая, быстрая, но она у меня сломалась. Позже одна моя знакомая фотограф дала на съемку мне Nikon F100 — я за это до сих пор ей безумно благодарна, но камеру пока так и не вернула.
|
Мыльница Olympus невероятно себя проявляет в умелых руках, но в моих получался трэш |
|
В какой-то момент прошлась еще и по теме ломографии. У меня есть Lomo, Holga, была мыльница Olympus mju II. На Lomo было круто снимать путешествия, но этого запала хватило только на два года. На «Хольгу» сделала пару милых съемок — одна работа даже на выставку попала. Мыльница Olympus невероятно себя проявляет в умелых руках, но в моих получался трэш — я до сих пор себя успокаиваю, думая, что мне просто неудачный экземпляр попался.
Журнал «Афиша-Мир» предложил мне поехать снимать в Испанию, для этого срочно нужен был средний формат. Мы туда ездили снимать с Федей Ратниковым — он специально под съемку купил Bronica ETRS 645 с ручкой для автоматической перемотки пленки, без нее было бы дико неудобно. По своему опыту съемки путешествий я поняла, что тут очень важно иметь фотоаппарат, который как минимум удобно держать в руках. Сейчас я до сих пор пользуюсь чужим фотоаппаратом Bronica SQ-A 6x6. Для своей небольшой цены это очень достойная камера. Я на нее сняла почти все съемки для «Афиши-Мир».
|
По своему опыту съемки путешествий я поняла, что тут очень важно иметь фотоаппарат, который как минимум удобно держать в руках |
|
Из цифровых фотоаппаратов я сейчас пользуюсь камерой Canon 5D Mark II. Буду снимать, пока не убьется окончательно, хотя не стала бы ее продавать, даже если перестала бы использовать. Специально под одну съемку мне купили «ФКД-13х18» — вместо пленки я в ней использую стеклянные негативы, которые сама изготавливаю. Недавно мне подарили камеру мечты — Contax G2, сейчас коплю на объектив и вспышку к ней.
На мои манеру, технику и качество съемки сильно влияет, на какой фотоаппарат я снимаю. Мне до сих пор тяжело снимать на цифру, но я уже почти привыкла. Хотя трэвел я вряд ли когда-нибудь буду снимать на цифру. Собственные проекты планирую тоже снимать на пленку — на средний формат. Хотя с ней свои сложности — никогда нет уверенности в том, что съемка получилась. Но мне очень нравится результат, поэтому я готова терпеть все неудобства, связанные с пленкой.
Комментарии
Подписаться