Views Comments Previous Next Search

Жизнь в Лондоне: Учеба в Goldsmiths, фестивали и работа фотографом

2322919
Написалалиса таёжная13 февраля 2012

Фотограф Нат Уразметова рассказывает Look At Me о том, как перебралась учиться и жить в британскую столицу и почему она об этом не жалеет

В рубрике «Личный опыт» Look At Me продолжает рассказывать о молодых героях, которые добиваются чего-то сами. В этот героиня нашей рубрики — фотограф и художник Нат Уразметова, которая уже пять лет живет, учится и работает в Лондоне. 

Нат делится тем, как оказалась в знаменитом колледже Голдсмитс, почему в лондонских вузах битком набиваются залы на лекциях по марксизму и куда деваться в Англии после учебы.



Жизнь в Лондоне: Учеба в Goldsmiths, фестивали и работа фотографом. Изображение № 1.

Нат Уразметова
Фотограф


Мое первое образование, любовь к музыке и мысли об отъезде

В 2006 году, получив красный диплом юриста в Высшей школе экономики и осознав, что мой образ мышления не вписывается в рамки правоведческой карьеры, я отважилась на судьбоносный шаг. Предпосылки оформлялись постепенно и даже заторможенно из-за внешних обстоятельств и, пожалуй, комплексов и внутренних страхов — таким мне это представляется сейчас: хотелось бы более целеустремленного и непреклонного движения в ту сторону, которую я выбрала, прямо-таки со школьной скамьи. 

Еще во время учебы в «Вышке», в начале нулевых, я пыталась найти применение своим культуроведческим импульсам в области музыкальной журналистики, потому что самовыражаться в эссе, например, по земельному праву было, мягко сказать, опрометчиво. Музыка для меня была и остается чем-то запредельно особенным, сакральным, неприкосновенным и неизменно вдохновляющим. Но спустя несколько лет к журналистике я охладела, поняв, что описывать музыку — занятие циничное и «приземляющее» эмоции, пусть зачастую даже очень утонченно. 



Самовыражаться в эссе по земельному праву было, мягко сказать, опрометчиво


Тогда и случился окончательный сдвиг — я переключилась со слов на картинки. Сперва были картинки о музыке, иллюстрирующие отчеты о концертах. О том, что я предпочла изображение тексту, ничуть не жалею — переключиться обратно возможно в любой момент. Слова никто не отменял, но в большинстве случаев visual более понятно и аутентично, практически как музыка — на уровне невыразимых эмоций.

Еще при выборе учебного заведения, я ощущала, что еду не просто за британским дипломом — мне хотелось вырваться из комфортной и предсказуемой зоны, и, как говорят по-английски, сhallenge the self. К тому же арт-образование в России в середине нулевых было не очень развито, и опыт, которого я так хотела, навряд ли бы случился.



Я ощущала, что еду не просто за британским дипломом — мне хотелось вырваться из комфортной и предсказуемой зоны


Мне хотелось найти себе применение на стыке современной культуры и искусства, медиа и коммуникаций. Тема моей дипломной работы для «Вышки» сводилась к проблемам международно-правовых режимов информации и частично к регулированию интернета. Так что некоторая взаимосвязь между первым высшим и последующими студенческими приключениями в London College of Communication и Goldsmiths прослеживается.

Я бы не сказала, что на меня в моем решении начать в Англии с нуля влияли какие-то конкретные люди, но это не исключало существования «недосягаемых» творцов-вдохновителей, на которых хотелось равняться. И, несомненно, повлияла благосклонность родителей, которым я бесконечно благодарна за то, что они приняли и поддержали мой рывок в неизвестность.

Жизнь в Лондоне: Учеба в Goldsmiths, фестивали и работа фотографом. Изображение № 2.

Жизнь в Лондоне: Учеба в Goldsmiths, фестивали и работа фотографом. Изображение № 20.


Выбор колледжа и новая специальность

В Великобритании я училась в двух довольно разных заведениях: сперва получила диплом Bachelor of Arts in Photography в London College of Communication в 2009 году, а затем сразу поступила в известный колледж Goldsmiths на Masters.

LCC выбирался дистанционно и практически вслепую: я ориентировалась на информацию, доступную онлайн, и консультацию, полученную в компании Insight Lingua. Будь я немного отважнее, я бы рискнула подать документы на Fine Art, но на момент поступления я, к сожалению, обладала достаточно скромными представлениями о том, насколько разнообразно понятие fine art. Мне казалось, что нужно обязательно быть скульптором или живописцем в их классической интерпретации, чтобы претендовать на программу изящных искусств. Поэтому я выбрала «околоизящную» фотографию курс, дающий возможность соприкоснуться не только с современным искусством, но и с основами психоанализа, культурологии, философии, социологии и прочими гуманитарными науками по желанию. То есть курс, не зацикленный на спуске затвора.


Будь я немного отважнее, я бы рискнула подать документы на Fine Art


К выбору колледжа и курса Masters я подошла более осознанно уже имея представление о спектре заведений в Великобритании и их особенностях. На протяжении третьего и последнего года учебы на бакалавриате в LCC я ходила на публичные лекции и дни открытых дверей в разные колледжи (Birkbeck, Goldsmiths, Royal College of Art, Westminster), общалась с преподавателями, чтобы прочувствовать атмосферу изнутри. Я предпочла Goldsmiths и программу Digital Media: Technology & Cultural Form Pathway 2: Image Making в Goldsmiths College. Этo комбинированная программа по схеме теория плюс практика и относительно свежая существует с 2008 года. Хотя у меня были другие варинаты  мне предложили места на курсах Image & Communication и Interactive Media  я ни разу усомнилась в сделанном выборе.

Mercurial from nat urazmetova on Vimeo.

Жизнь в Лондоне: Учеба в Goldsmiths, фестивали и работа фотографом. Изображение № 21.

 

Мои экзамены, портфолио и вопросы на собеседовании

Когда я поступала на бакалавриат, больше всего времени и внимания пришлось уделить подготовке к IELTS. Она заняла несколько месяцев, ведь этот экзамен на знание языка требует не столько виртуозности владения, сколько умения концентрироваться и понимать академические стандарты. Параллельно я читала о современном искусстве, пыталась вникнуть в основы теории фотогрaфии. Когда я поступала в магистратуру Goldsmiths, то в это же время работала над финальным проектом и сочинением диссертации для моего бакалавриата. Над портфолио, мотивационным письмом и прочими сопроводительными бумагами перед отъездом в Англию я интенсивно работала около двух недель.

В британских арт-колледжах вступительный экзамен сводится к собеседованию, в крайне редких случаях могут предложить место без него — если портфолио выдающееся. Четких критериев одаренности нет, при поступлении действует лишь одно правило — индивидуальный подход. Как правило, профессура заранее имеет возможность ознакомиться с портфолио и мотивационным письмом. При непосредственной беседе с абитуриентом профессоры могут лишь косвенно обсуждать портфолио, отдавая предпочтение  непредсказуемым философским вопросам — на мыслительную сноровку и общую эрудицию, но это не общепринятая практика.

EYESONTHEWALL for Block9 / Glastonbury 2011 from EYESONTHEWALL on Vimeo.


Жизнь в Лондоне: Учеба в Goldsmiths, фестивали и работа фотографом. Изображение № 22.


Перемены в Лондоне, новая атмосфера и первые результаты

В Лондоне со мной происходили многочисленные трансформации, «полировка» мировоззрения и то, что можно назвать спиритуальным взрослением — когда ты начинаешь чувствовать и смотреть не только вширь, но и вглубь. Учеба и жизнь в Лондоне для меня — мозговой и эмоциональный электрошок, спонтанные инъекции адреналина, бескомпромиссная борьба и иногда бегство от себя, всплески нелепого счастья, которые иногда оборачиваются ощущением «весь мир против меня, доверять никому нельзя». Пять лет учебы научили меня толерантности и тактичности и позволили выработать дипломатический подход по отношению ко всем людям, с кем мне приходится работать вместе. А за год учебы в Goldsmiths я узнала столько же, если не больше, сколько за предыдущие восемь лет в «Вышке» и LCC.



Всплески нелепого счастья, которые иногда оборачиваются ощущением «весь мир против меня, доверять никому нельзя»


В LCC я училась в основном с резидентами, англичанами, было еще несколько студентов из Германии и единицы из других европейских стран. Во всемирно известном Goldsmiths демографическая карта была куда более пестрой: моими сокурсниками были студенты из Южной Америки, Италии, Пакистана, Польши, Кореи, Греции, США и всего несколько англичан.

live visuals showreel #1 from nat urazmetova on Vimeo.

Жизнь в Лондоне: Учеба в Goldsmiths, фестивали и работа фотографом. Изображение № 23.


Учителя и наставники, любимые профессоры и их лекции

Преподаватели делятся на две категории — на практикующих и на теоретиков. При удачном стечении обстоятельств попадаются такие искусники, которые могут и лекции читать, и воркшопы проводить, и при этом быть художниками.

Из тех, с кем мне пришлось столкнуться, расскажу про нескольких. Том Хантер — практикующий фотограф, его работы находятся в коллекции National Gallery, а в послужном списке значатся персональные выставки в Serpentine Gallery и White Cube. Крэйг Смит — лектор и мультимедиа-художник из США, помимо фотографии, он также занимается перформанс-артом и исследует эстетику взаимоотношений, он был моим наставником по выпускному проекту и диссертации. В Goldsmiths моим научным руководителем была доктор Сара Кембер — женщина-виртуоз, которая непринужденно и интригующе способна обсуждать взаимодействие теории мирового заговора и медийной гегемонии, гидроновый коллайдер, космологию и микробиологию, демонстрируя последние проявления интерактивного и визуального искусства — и все это в рамках одной лекции.



Лекции по капитализму и марксизму провоцировали лихорадочный ажиотаж — за час до начала все подходы к аудитории были оккупированы


Лекции по капитализму и марксизму профессора Джона Хатника провоцировали лихорадочный ажиотаж — за час до начала все подходы к аудитории были оккупированы. Еще мне посччастливилось оказаться на лекциях Анджелы МакРобби: она известна своими публикациями про независимый кинематограф, DIY-культуру, консюмеризм, гендерные вопросы и феминизм, и еще она является одной из родоначальников теории нематериального труда.

radiant from nat urazmetova on Vimeo.

Жизнь в Лондоне: Учеба в Goldsmiths, фестивали и работа фотографом. Изображение № 24.


Учебные этапы, проекты и задания

В учебе в лондонских заведениях очень грамотно взаимодействуют четыре основных компонента: 1) лекции и семинары, 2) работа в мастерских и встреча с профессором, 3) интенсивная самостоятельная работа и 4) многочисленные презентации. 

На Bachelors в конце каждого триместра нужно сдавать проект на заданную тему, например, Postmodern Culture или Gender & Idenity, несколько эссе по основным предметам и курсам по выбору — всего пять-шесть в течение года. На Masters проекты отсутствуют, потому что программа рассчитана всего на год, но взамен надо отчитываться по всему существующему рабочему процессу — показывать все свои идеи, скетчи, наброски, которые преподаватели проверяют и обсуждают вместе с тобой. Последний год Bachelors предполагает работу над диссертацией и выпускным проектом, на Masters во втором триместре сдается Pilot Project, своего рода главная часть на пути к дипломной работе, а в конце года — Major Practical Project и Critical Reflection/Dissertation. 

Фактически студент самостоятельно придумывает для себя конкретные задания, полагаясь на весьма емкие темы. Успешно справиться с заданиями как на Bachelors, так и Masters можно, лишь обладая кипучим энтузиазмом, преданностью и обязательностью. Важно уметь преодолевать внутренние барьеры: критически анализировать точки зрения, не бояться выйти за рамки и начать мыслить по-иному и в то же время вразумительно изложить идеи, соблюдая все нормы ведения дискуссии. Важно быть открытой разным мнениям, но при этом иметь свое и уметь его аргументированно отстаивать, действовать мобильно и фильтровать информацию. Главная заслуга моего образования в том, что оно до сих пор мотивирует меня не останавливаться.



Важно быть открытой разным мнениям, но при этом иметь свое и уметь его аргументированно отстаивать


Во время работы над финальными проектами я научилась находить компромисс между амбициями и неизбежными обстоятельствами, внятно доносить свои идеи, переваривать гигантские объемы трудно усваиваемой академической литературы, и самое важное — открыла для себя новые территории для будущих экспериментов в направлении moving image/video art.

live visuals showreel #1 from nat urazmetova on Vimeo.

Жизнь в Лондоне: Учеба в Goldsmiths, фестивали и работа фотографом. Изображение № 25.

 

Быт в Лондоне, каникулы в России и работа на фрилансе

Вначале я жила в районе Бермондси на юге Лондона: место выбирала по принципу близости к колледжу, а потом перебралась в Ист-энд. Первое время моей учебы на бакалавра я регулярно ездила в Россию на каникулы: первые годы обучения давались мне непросто и, откровенно признаваясь, мне хотелось сбежать от английской повседневности в более дружелюбную и знакомую среду при первой удобной возможности. Но спустя пару лет потребность в частых вылазках в Россию исчезла сама собой — я стала себя более уверенно и комфортно ощущать в Британии, у меня появились близкие друзья, сейчас уже трудности студенческого быта мне представляются чем-то наивно-безобидным.



Мне хотелось сбежать от английской повседневности в более дружелюбную и знакомую среду при первой удобной возможности


После института я решила остаться в Британии: пока есть возможность и складываются обстоятельства, хочется выложиться по максимуму за пределами родины — пройти через огонь, воду и медные трубы, несмотря на преграды, ради профессионализма, уникального жизненного опыта и расширения кругозора. Потому что назад в Россию я всегда смогу вернуться.

The 54th Venice Biennale, part II from nat urazmetova on Vimeo.


На жизнь я зарабатываю фрилансом: единственного доминирующего источника дохода у меня нет. Мое преимущество в том, что я не ограничена специальностью и даже отчаянно нуждаюсь в работе над несколькими проектами одновременно, чтобы быть в тонусе и получать удовольствие от всех занятий сразу. Больше всего меня сейчас интересуют video production — съемка и монтаж, естественно, фотография и то, что именуется live visuals — визуальное сопровождение для музыкальных мероприятий. 

Фотографии Наташи в русском журнале Афиша. Мир. Изображение № 26.Фотографии Наташи в русском журнале Афиша. Мир

Съемки Нат Уразметовой для российских журналов

Live visuals мы с друзьями и бывшими сокурсниками из Goldsmiths делаем под именем EYESONTHEWALL. Также недавно я начала сотрудничать с агентством SOME/THINGS, для себя веду арт-блог, в котором рассказываю о выставках, ну а в прошлом году мне представилась очень занятная возможность поучаствовать в международном пиаре Пикника «Афиши». Дальше я с удовольствием делала бы все то, чем занимаюсь сейчас, только в более внушительных масштабах, а еще я мечтаю создавать инсталляции, начать что-то делать в кинематографе и, может быть, даже вести лекции или семинары для студентов.

Жизнь в Лондоне: Учеба в Goldsmiths, фестивали и работа фотографом. Изображение № 41.

Читайте также:


Рассказать друзьям
23 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются