Views Comments Previous Next Search

Прорыв: «Грозовой перевал» Андреа Арнольд

1614341
НаписалОля Страховская21 марта 2012

Look At Me рассказывает самое интересное об одной из главных звезд британского кино сегодня и вспоминает еще 8 экранизаций Эмили Бронте

В новой рубрике Look At Me «Прорыв» мы будем рассказывать об одном явлении или событии в современной культуре, выходящем за рамки традиции и способном изменить наши представления об общепринятом порядке вещей. Тема первого «Прорыва» — фильм англичанки Андреа Арнольд «Грозовой перевал», новаторская экранизация романа Эмили Бронте, которую можно сейчас увидеть в ограниченном российском прокате.


 

Прорыв: «Грозовой перевал» Андреа Арнольд. Изображение № 1.
Андреа Арнольд
режиссер 

О режиссере Андреа Арнольд впервые заговорили десять лет назад, когда ее короткометражка Milk вошла в программу Каннского кинофестиваля. На ее счету всего три коротких метра и столько же полнометражных картин, но каждая из них становилась ярким событием независимого кинематографа. 26-минутная автобиографическая лента Wasp принесла ей «Оскар», триллер «Красная дорога» и социальная драма «Аквариум» получили в Каннах Prix Du Juri, а экранизация «Грозового перевала» была представлена в Венеции и увезла оттуда премию за операторскую работу. Несмотря на это, ее последние фильмы в России выходили лишь в ограниченный прокат. «Грозовой перевал» тоже вряд ли откроет Арнольд широкой аудитории: в фильме нет звезд (если не считать неземной красоты Кайю Скоделарио из сериала Skins), фидбэк с мировых кинофестивалей до России не докатился и имя режиссера здесь пока не особенно на слуху, что совершенно зря.

Look At Me рассказывает о том, чем именно Андреа Арнольд заслужила звание одного из самых самобытных и интересных режиссеров современного кинематографа, и как «Грозовой перевал» перевернул представления о том, как надо работать с классическими сюжетами.


Новая экранизация классики

В экранизации романа Эмили Бронте Арнольд разрушает все стереотипы о том, как надо снимать period pieces — исторические костюмные драмы. От фильмов по золотому фонду мировой литературы обычно ждут театральной возвышенности, высокопарных диалогов и изящных нарядов и интерьеров, в крайнем случае — осовремененной трактовки. Но никому до сих пор не приходило в голову сократить дистанцию между веками, не меняя сюжета, а вглядываясь в его детали крупным планом, без прикрас, грима и патетичной музыки за кадром.

Прорыв: «Грозовой перевал» Андреа Арнольд. Изображение № 2.

Ксан Брукс
 The Guardian

 


Перед режиссером Андреа Арнольд стоит снять шляпу за дерзкий и самобытный подход к истории Эмили Бронте о всепоглощающей страсти на Йоркширских пустошах. Ее творческий вандализм срывает слои легковесного шифона, прицепившиеся к роману по ходу бесчисленных сценических и экранных адаптаций. И это возвращает историю к ее корням, оригинальной версии 1847 года, и дальше, вверх по реке времени, в первобытную слякоть и топь. И оттуда выбирается фильм небывалой, звериной красоты, костюмная драма, каких свет не видывал. Может, это и не душевный и, более того, не слишком доступный для восприятия фильм, но он как минимум пугающе и основательно впечатляющий.

Арнольд из сложного и запутанного романа выбрала только одну историю — историю дикой и одержимой любви Кэти и ее приемного брата Хитклиффа. Его инородность Арнольд подчеркивает цветом кожи: ее Хитклифф — африканских корней, черное пятно на фоне сизых и туманных английских пейзажей. Режиссер наблюдает за тем, как развивается их почти звериная одержимость друг другом: герои растворяются в этих пейзажах, где-то между сизым небом и сырой землей, сливаются с ночной тьмой, травой и каменной кладкой амбара. Здесь мало говорят, много месят грязь под ногами, замаранные юбки хлопают на ветру, на лица льет дождь, а взгляды прячутся под прядями спутавшихся волос.

Андреа Арнольд 
 «Dark depths of Andrea Arnold's Wuthering Heights»,
The Telegraph

 

 


Порой мы сидели на съемочной площадке, и я внезапно осознавала, что никто вокруг меня ничего подобного раньше не делал. Все эти несчастные люди, которых мы нашли на улицах Лидса и Шеффилда, притащили на «Перевал», нарядили в странную одежду, смотрели на меня с вопросом: «И что нам делать?» — а я такая: «Оооо'кей». Мне нравится ставить себе сложные задачи, я не люблю, когда все идет гладко. Мне лучше всего работается в неблагоприятных условиях: чем больше летят перья, тем мне спокойнее — вот тогда я точно понимаю, что надо что-то делать.

Арнольд снимает без искусственного света, на ручную камеру и пишет звук на площадке, бережно сохраняя все естественные шумы. Вместо саундтрека здесь свист ветра в микрофоне и сбившееся дыхание актеров, в основном непрофессионалов (на вопрос, будет ли он продолжать кинокарьеру, взрослый Хитклифф — Джеймс Хаусон — ответил: «Nah. Gonna go job-hunting»). Пот, грязь, капли дождя — все это настоящее. В каком-то смысле Арнольд не экранизирует текст Эмили Бронте, а добирается до самого первоисточника: воссоздает реальность, глядя на которую этот текст был написан.

Андреа Арнольд 
 «I don't do easy rides»,
The Guardian
 

 


Мы все знали, что это будет непростым местом для съемок, но оказались не готовы к тому, насколько это было жестко. Там было так грязно, что ноги увязали в хляби при каждом шаге. Мы снимали в доме, который просто впитывал в себя воду. Мы обедали, сбившись в кучу вокруг железного обогревателя в вонючем сарае для овец. В последнюю неделю я поднималась на холм, водрузив на голову тяжеленную камеру, и у меня просто подогнулись ноги. Я рухнула на колени и разразилась слезами, Но мне не хотелось, чтобы кто-то видел момент моей слабости, так что я натянула шапку на глаза и сидела там в траве с камерой на голове. В итоге я добралась до вершины холма, и первое, что увидела, — другую участницу съемочной группы, тоже на коленях, с камерой на голове и тоже в слезах. И тут мы поняли, что с нас хватит.


Хронология Андреа Арнольд

Прорыв: «Грозовой перевал» Андреа Арнольд. Изображение № 15.

Родилась в Дартфорде, графство Кент, первой из четырех детей у несовершеннолетних родителей, которые вскоре развелись. Воспоминания о детстве легли в основу ее короткометражного фильма «Wasp», получившего «Оскар».

Прорыв: «Грозовой перевал» Андреа Арнольд. Изображение № 16.

После школы устраивается танцовщицей на Top Of The Pops— еженедельное шоу BBC, лайв-версию британских чартов, где выступали все местные звезды. «Однажды я застряла в лифте с группой Status Quo. И еще снималась в эпизоде, где Дэвид Боуи и Queen исполняли «Under Pressure». Боюсь, рано или поздно этот ролик всплывет на YouTube».

Прорыв: «Грозовой перевал» Андреа Арнольд. Изображение № 17.

Заканчивает курс режиссуры в лос-анджелесской AFI Conservatory — подразделении Американского института киноискусства, занимающей первые места в рейтингах лучших киношкол мира. В числе ее выпускников также Джон Кассаветес, Дэвид Линч, Терренс Малик и Даррен Аранофски.

Прорыв: «Грозовой перевал» Андреа Арнольд. Изображение № 18.

Снимает свои первые короткометражки: «Dog» (1998), из которой позже вырос «Аквариум», и «Milk» (2001), отобранный в конкурсную программу Critics Week в Каннах. 26-минутный фильм «Wasp» (2005) о матери-одиночке, снятый Арнольд в ее родном городе, получает «Оскар», а также премию на «Сандэнсе» и в Торонто.

Прорыв: «Грозовой перевал» Андреа Арнольд. Изображение № 19.

Дебютирует в полном метре с триллером «Красная дорога»— мрачной, напряженной историей о женщине из рабочего класса, которая служит оператором системы городского видеонаблюдения в Глазго и начинает одержимо следить за одним из горожан. Фильм, заработавший Приз жюри на Каннском кинофестивале и сравнения с Михаэлем Ханеке, снят под сильным влиянием фон Триера и по заказу его компании Zentropa, которая придумала серию из трех фильмов под общим названием «Advance Party». Триер раздал будущим режиссерам список и описание нескольких героев, из которых те должны были придумать свои истории.

Прорыв: «Грозовой перевал» Андреа Арнольд. Изображение № 20.

Снимает «Аквариум» — социальную драму взросления про британский white trash, поэму окраинам, точный и тонкий взгляд на английскую гопоту, запертую внутри коробок спальных районов. Главную роль — 15-летней неприкаянной героини, влюбившейся в бойфренда собственной матери, — играет непрофессиональная актриса Кэти Джарвис, которую Арнольд случайно находит в метро. Объект ее страданий изображает восходящая звезда Майкл Фассбендер. «Аквариум» также участвует в Каннском конкурсе и приносит Арнольд второй Prix du Jury.

Прорыв: «Грозовой перевал» Андреа Арнольд. Изображение № 21.

Снимает «Грозовой перевал», который берет на Венецианском кинофестивале премию Golden Osella за операторскую работу. В конце 2011 года Андреа Арнольд награждена орденом Британской Империи за вклад в киноискусство.

Прорыв: «Грозовой перевал» Андреа Арнольд. Изображение № 22.

 

Источники вдохновения Андреа Арнольд

Прорыв: «Грозовой перевал» Андреа Арнольд. Изображение № 23.

 


Сэмюэл Беккет

На стене офиса Арнольд приколота цитата из Беккета: «Всегда пытался. Всегда проигрывал. Не важно. Пытайся еще. Проигрывай снова. Проигрывай лучше». По словам Арнольд, «это лучший урок для всех, кто занимается творчеством: не бойся риска, не играй на безопасной территории».



Прорыв: «Грозовой перевал» Андреа Арнольд. Изображение № 24.

 


Тодд Хайдо

Американский фотограф, создатель серий уединенных, покрытых дымкой пейзажей и меланхоличных ню. «Мы много рассматривали его прекрасные снимки. У них абсолютно то качество, которого я хотела добиться в «Грозовом перевале».


Прорыв: «Грозовой перевал» Андреа Арнольд. Изображение № 31.

 


Вересковые пустоши

«Меня не столько вдохновляют произведения искусства, сколько реальные образы. Пейзажи играют огромную роль в фильме — мы все животные и неотделимы от природы. Мы пытались найти место для съемок неподалеку от дома Эмили, но там сейчас все застроено, а чуть севернее нашлось то, что я искала. Я ездила туда в процессе работы над сценарием и писала его, держа в голове конкретные ландшафты».



Прорыв: «Грозовой перевал» Андреа Арнольд. Изображение № 32.

 


Трейси Эмин

Одна из главных икон движения Young British Artists и все еще бунтарка в свои сорок восемь — английская художница, которая выставила свою личную жизнь, мысли и переживания в виде провокативных инсталляций и лозунгов неон-арта. Трейси Эмин не стесняется цензуры и  чаще всего делает объектом изучения саму себя и собственные чувства.  



Прорыв: «Грозовой перевал» Андреа Арнольд. Изображение № 41.

 


Нэн Голдин

Документальный фотограф Нэн Голдин никогда не была профессионалом и покорила мир своим личным и очень пристрастным взглядом на окружение — богемную и зачастую пропащую прослойку Нью-Йорка с трансвеститами, подругами-наркоманками, геями и запутанными гетеросексуальными отношениями. Вместо манифеста о равноправии — в ее работах близкий и проникновенный взгляд на людей и их связи между собой.


Прорыв: «Грозовой перевал» Андреа Арнольд. Изображение № 50.

 


Алан Кларк

Культовый британский режиссер, снимавший остросоциальные картины, в том числе «SCUM» про колонию для несовершеннолетних, актерский дебют Тима Рота «Сделано в Британии» про скинхедов и «Фирму» про футбольных фанатов с Гэри Олдманом. Его последний фильм «Слон» — рефлексия на тему ИРА, — послужил стилистической отправной точкой для одноименного фильма Гаса Ван Сента. 


Прорыв: «Грозовой перевал» Андреа Арнольд. Изображение № 51.

 


«Грозовой перевал» 1939 года

«Единственная экранизация книги, которую я видела, был фильм с Лоуренсом Оливье — я посмотрела его в 8 лет и была потрясена. Позже, когда я прочитала книгу, меня поразило, что она далеко не столь романтична. Один журналист тут заметил, что все предыдущие версии, как правило, романтизированные и сняты мужчинами-режиссерами — а мне, женщине, удалось вытащить наружу эту брутальность».


Прорыв: «Грозовой перевал» Андреа Арнольд. Изображение № 52.

 


Андрей Тарковский

«Как правило, я черпаю вдохновение из случайных людей, встреченных на улице. Но из режиссеров, пожалуй, для меня важнее всего Тарковский — в нем есть что-то глубоко духовное. Его книга «Запечатленное время» всегда на моей прикроватной тумбочке».


 

Еще 8 экранизаций «Грозового перевала»

Прорыв: «Грозовой перевал» Андреа Арнольд. Изображение № 60.

 


«Грозовой перевал», 1939

Режиссер Уильям Уайлер 

Признанный шедевр Голливуда. Уайлер, как и многие, экранизирует только первую часть романа. Англичанин Лоуренс Оливье играет пожилого Хитклиффа, погружающегося в воспоминания о своей великой, но давно потерянной любви. Помимо прочего, картина славится своим приписанным хеппи-эндом, возмутившим актеров, — для съемок этой сцены их пришлось заменить дублерами.

Прорыв: «Грозовой перевал» Андреа Арнольд. Изображение № 61.

Прорыв: «Грозовой перевал» Андреа Арнольд. Изображение № 62.

 


«Грозовой перевал» («Бездны страсти»), 1954

Режиссер Луис Бунюэль

Частичная экранизация Бронте, сценарий к которой Бунюэль сочинил вместе с поэтом-сюрреалистом Пьером Юником еще в 30-е, а снял двадцать лет спустя в свой мексиканский период. Бунюэль дал английским героям испанские имена, и здесь главный герой предстает во всей своей мстительной красе. Фильм застает его в момент возвращения в родные края к уже замужней бывшей возлюбленной; его цель — любыми средствами вернуть себе все, чего его лишили.

Прорыв: «Грозовой перевал» Андреа Арнольд. Изображение № 63.

Прорыв: «Грозовой перевал» Андреа Арнольд. Изображение № 64.

Прорыв: «Грозовой перевал» Андреа Арнольд. Изображение № 65.

 


«Dil Diya Dard Liya», 1966

Реж. Абдул Рашид Кардар  

Сюжетные перепетии романа Бронте просто созданы для индийской мелодрамы с ее неизменными воссоединениями разлученных влюбленных, песнями и плясками. Герои здесь стали зажиточным семейством, где наследник (как и в оригинале) ненавидит своего приемного брата и, узнав о его романе с сестрой, сбрасывает того со скалы. Спустя годы выживший герой возвращается с благими намерениями, затем преисполняется чувства мести — но в итоге, разумеется, побеждает любовь.

Прорыв: «Грозовой перевал» Андреа Арнольд. Изображение № 66.

Прорыв: «Грозовой перевал» Андреа Арнольд. Изображение № 67.

 


«Сигнальная версия «Грозового перевала», 1970

«Монти Пайтон»

Во втором сезоне «Летающего цирка «Монти Пайтона» британские юмористы во главе с Терри Гиллиамом спародировали экранизацию классики, скрестив «две великие книги» — роман Эмили Бронте и пособие по семафорному сообщению. С помощью трех актеров и сигнальных флажков «Пайтоны» за пару минут инсценировали всю суть романа: герои идиотически машут руками, а субтитрами идут восторженные реплики: «О Кэти!» — «О Хитклифф!».

Прорыв: «Грозовой перевал» Андреа Арнольд. Изображение № 68.

Прорыв: «Грозовой перевал» Андреа Арнольд. Изображение № 69.

 


«Грозовой перевал», 1970

Реж. Роберт Фуэст

Одна из самых известных экранизаций романа, снятая автором многочисленных хорроров и одного сексплотейшна Робертом Фуэстом. Режиссер опять-таки оставляет за кадром вторую часть книги, но и первая не обошлась без косметической правки. Злобный брат Кэти здесь сделан жертвой и к финалу берет реванш, застрелив Хитклиффа. Того играет Тимоти Далтон — один из главных британских претендентов на роль байронического героя.

Прорыв: «Грозовой перевал» Андреа Арнольд. Изображение № 70.

Прорыв: «Грозовой перевал» Андреа Арнольд. Изображение № 71.

 


«Грозовой перевал», 1984

Реж. Жак Риветт  


 Классик «новой волны» Жак Риветт перенес действие романа в 30-е годы XX века и в гористую местность южной Франции — суровый и красивый край с консервативными нравами. Риветт пытался полностью избежать драматизма: с помощью нарочито простых диалогов, костюмов и декораций и взяв на главные  роли молодых актеров-дебютантов. В свое время фильм прошел почти незамеченным и лишь около десяти лет назад вышел на dvd.

Прорыв: «Грозовой перевал» Андреа Арнольд. Изображение № 72.

Прорыв: «Грозовой перевал» Андреа Арнольд. Изображение № 73.

 


«Грозовой перевал Эмили Бронте», 1992

Режиссер Питер Космински

Самая популярная голливудская экранизация, с Райфом Файнсом, Джулиет Бинош и Шинейд О’Коннор в роли самой Бронте. Удачная экранная пара Файнса и Бинош потом украсит «Английского пациента», а Спилберг, увидев Файнса в роли Хитклиффа, позовет его в свой «Список Шиндлера». Экранизация славится тем, что телережиссер Космински — один из немногих, кому удалось вместить в киноверсию почти все события романа. 

Прорыв: «Грозовой перевал» Андреа Арнольд. Изображение № 74.

Прорыв: «Грозовой перевал» Андреа Арнольд. Изображение № 75.

 


«Грозовой перевал», 2009

Реж. Коуки Гедройч 

Одна из многочисленных британских телепостановок романа, снятая автором «Королевы-девственницы» по адаптации, над которой долго мучился сценарист сериала Blackpool. Двухсерийную картину, каждая часть которой тянет на отдельный фильм, буквально тащит на себе Том Харди в порочном и роковом образе Хитклиффа — это его последняя британская роль перед прорывом в Голливуд. 

Рассказать друзьям
16 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются