Прорыв: «Грозовой перевал» Андреа Арнольд
Look At Me рассказывает самое интересное об одной из главных звезд британского кино сегодня и вспоминает еще 8 экранизаций Эмили Бронте
В новой рубрике Look At Me «Прорыв» мы будем рассказывать об одном явлении или событии в современной культуре, выходящем за рамки традиции и способном изменить наши представления об общепринятом порядке вещей. Тема первого «Прорыва» — фильм англичанки Андреа Арнольд «Грозовой перевал», новаторская экранизация романа Эмили Бронте, которую можно сейчас увидеть в ограниченном российском прокате.
Андреа Арнольд
режиссер
О режиссере Андреа Арнольд впервые заговорили десять лет назад, когда ее короткометражка Milk вошла в программу Каннского кинофестиваля. На ее счету всего три коротких метра и столько же полнометражных картин, но каждая из них становилась ярким событием независимого кинематографа. 26-минутная автобиографическая лента Wasp принесла ей «Оскар», триллер «Красная дорога» и социальная драма «Аквариум» получили в Каннах Prix Du Juri, а экранизация «Грозового перевала» была представлена в Венеции и увезла оттуда премию за операторскую работу. Несмотря на это, ее последние фильмы в России выходили лишь в ограниченный прокат. «Грозовой перевал» тоже вряд ли откроет Арнольд широкой аудитории: в фильме нет звезд (если не считать неземной красоты Кайю Скоделарио из сериала Skins), фидбэк с мировых кинофестивалей до России не докатился и имя режиссера здесь пока не особенно на слуху, что совершенно зря.
Look At Me рассказывает о том, чем именно Андреа Арнольд заслужила звание одного из самых самобытных и интересных режиссеров современного кинематографа, и как «Грозовой перевал» перевернул представления о том, как надо работать с классическими сюжетами.
Новая экранизация классики
В экранизации романа Эмили Бронте Арнольд разрушает все стереотипы о том, как надо снимать period pieces — исторические костюмные драмы. От фильмов по золотому фонду мировой литературы обычно ждут театральной возвышенности, высокопарных диалогов и изящных нарядов и интерьеров, в крайнем случае — осовремененной трактовки. Но никому до сих пор не приходило в голову сократить дистанцию между веками, не меняя сюжета, а вглядываясь в его детали крупным планом, без прикрас, грима и патетичной музыки за кадром.
Ксан Брукс |
|
Перед режиссером Андреа Арнольд стоит снять шляпу за дерзкий и самобытный подход к истории Эмили Бронте о всепоглощающей страсти на Йоркширских пустошах. Ее творческий вандализм срывает слои легковесного шифона, прицепившиеся к роману по ходу бесчисленных сценических и экранных адаптаций. И это возвращает историю к ее корням, оригинальной версии 1847 года, и дальше, вверх по реке времени, в первобытную слякоть и топь. И оттуда выбирается фильм небывалой, звериной красоты, костюмная драма, каких свет не видывал. Может, это и не душевный и, более того, не слишком доступный для восприятия фильм, но он как минимум пугающе и основательно впечатляющий. |
Арнольд из сложного и запутанного романа выбрала только одну историю — историю дикой и одержимой любви Кэти и ее приемного брата Хитклиффа. Его инородность Арнольд подчеркивает цветом кожи: ее Хитклифф — африканских корней, черное пятно на фоне сизых и туманных английских пейзажей. Режиссер наблюдает за тем, как развивается их почти звериная одержимость друг другом: герои растворяются в этих пейзажах, где-то между сизым небом и сырой землей, сливаются с ночной тьмой, травой и каменной кладкой амбара. Здесь мало говорят, много месят грязь под ногами, замаранные юбки хлопают на ветру, на лица льет дождь, а взгляды прячутся под прядями спутавшихся волос.
Андреа Арнольд |
|
Порой мы сидели на съемочной площадке, и я внезапно осознавала, что никто вокруг меня ничего подобного раньше не делал. Все эти несчастные люди, которых мы нашли на улицах Лидса и Шеффилда, притащили на «Перевал», нарядили в странную одежду, смотрели на меня с вопросом: «И что нам делать?» — а я такая: «Оооо'кей». Мне нравится ставить себе сложные задачи, я не люблю, когда все идет гладко. Мне лучше всего работается в неблагоприятных условиях: чем больше летят перья, тем мне спокойнее — вот тогда я точно понимаю, что надо что-то делать. |
Арнольд снимает без искусственного света, на ручную камеру и пишет звук на площадке, бережно сохраняя все естественные шумы. Вместо саундтрека здесь свист ветра в микрофоне и сбившееся дыхание актеров, в основном непрофессионалов (на вопрос, будет ли он продолжать кинокарьеру, взрослый Хитклифф — Джеймс Хаусон — ответил: «Nah. Gonna go job-hunting»). Пот, грязь, капли дождя — все это настоящее. В каком-то смысле Арнольд не экранизирует текст Эмили Бронте, а добирается до самого первоисточника: воссоздает реальность, глядя на которую этот текст был написан.
Андреа Арнольд |
|
Мы все знали, что это будет непростым местом для съемок, но оказались не готовы к тому, насколько это было жестко. Там было так грязно, что ноги увязали в хляби при каждом шаге. Мы снимали в доме, который просто впитывал в себя воду. Мы обедали, сбившись в кучу вокруг железного обогревателя в вонючем сарае для овец. В последнюю неделю я поднималась на холм, водрузив на голову тяжеленную камеру, и у меня просто подогнулись ноги. Я рухнула на колени и разразилась слезами, Но мне не хотелось, чтобы кто-то видел момент моей слабости, так что я натянула шапку на глаза и сидела там в траве с камерой на голове. В итоге я добралась до вершины холма, и первое, что увидела, — другую участницу съемочной группы, тоже на коленях, с камерой на голове и тоже в слезах. И тут мы поняли, что с нас хватит. |
Хронология Андреа Арнольд
Родилась в Дартфорде, графство Кент, первой из четырех детей у несовершеннолетних родителей, которые вскоре развелись. Воспоминания о детстве легли в основу ее короткометражного фильма «Wasp», получившего «Оскар».
После школы устраивается танцовщицей на Top Of The Pops— еженедельное шоу BBC, лайв-версию британских чартов, где выступали все местные звезды. «Однажды я застряла в лифте с группой Status Quo. И еще снималась в эпизоде, где Дэвид Боуи и Queen исполняли «Under Pressure». Боюсь, рано или поздно этот ролик всплывет на YouTube».
Заканчивает курс режиссуры в лос-анджелесской AFI Conservatory — подразделении Американского института киноискусства, занимающей первые места в рейтингах лучших киношкол мира. В числе ее выпускников также Джон Кассаветес, Дэвид Линч, Терренс Малик и Даррен Аранофски.
Снимает свои первые короткометражки: «Dog» (1998), из которой позже вырос «Аквариум», и «Milk» (2001), отобранный в конкурсную программу Critics Week в Каннах. 26-минутный фильм «Wasp» (2005) о матери-одиночке, снятый Арнольд в ее родном городе, получает «Оскар», а также премию на «Сандэнсе» и в Торонто.
Дебютирует в полном метре с триллером «Красная дорога»— мрачной, напряженной историей о женщине из рабочего класса, которая служит оператором системы городского видеонаблюдения в Глазго и начинает одержимо следить за одним из горожан. Фильм, заработавший Приз жюри на Каннском кинофестивале и сравнения с Михаэлем Ханеке, снят под сильным влиянием фон Триера и по заказу его компании Zentropa, которая придумала серию из трех фильмов под общим названием «Advance Party». Триер раздал будущим режиссерам список и описание нескольких героев, из которых те должны были придумать свои истории.
Снимает «Аквариум» — социальную драму взросления про британский white trash, поэму окраинам, точный и тонкий взгляд на английскую гопоту, запертую внутри коробок спальных районов. Главную роль — 15-летней неприкаянной героини, влюбившейся в бойфренда собственной матери, — играет непрофессиональная актриса Кэти Джарвис, которую Арнольд случайно находит в метро. Объект ее страданий изображает восходящая звезда Майкл Фассбендер. «Аквариум» также участвует в Каннском конкурсе и приносит Арнольд второй Prix du Jury.
Снимает «Грозовой перевал», который берет на Венецианском кинофестивале премию Golden Osella за операторскую работу. В конце 2011 года Андреа Арнольд награждена орденом Британской Империи за вклад в киноискусство.
Источники вдохновения Андреа Арнольд
|
|
Сэмюэл БеккетНа стене офиса Арнольд приколота цитата из Беккета: «Всегда пытался. Всегда проигрывал. Не важно. Пытайся еще. Проигрывай снова. Проигрывай лучше». По словам Арнольд, «это лучший урок для всех, кто занимается творчеством: не бойся риска, не играй на безопасной территории». |
|
|
Тодд ХайдоАмериканский фотограф, создатель серий уединенных, покрытых дымкой пейзажей и меланхоличных ню. «Мы много рассматривали его прекрасные снимки. У них абсолютно то качество, которого я хотела добиться в «Грозовом перевале». |
|
|
Вересковые пустоши«Меня не столько вдохновляют произведения искусства, сколько реальные образы. Пейзажи играют огромную роль в фильме — мы все животные и неотделимы от природы. Мы пытались найти место для съемок неподалеку от дома Эмили, но там сейчас все застроено, а чуть севернее нашлось то, что я искала. Я ездила туда в процессе работы над сценарием и писала его, держа в голове конкретные ландшафты». |
|
|
Трейси ЭминОдна из главных икон движения Young British Artists и все еще бунтарка в свои сорок восемь — английская художница, которая выставила свою личную жизнь, мысли и переживания в виде провокативных инсталляций и лозунгов неон-арта. Трейси Эмин не стесняется цензуры и чаще всего делает объектом изучения саму себя и собственные чувства. |
|
|
Нэн ГолдинДокументальный фотограф Нэн Голдин никогда не была профессионалом и покорила мир своим личным и очень пристрастным взглядом на окружение — богемную и зачастую пропащую прослойку Нью-Йорка с трансвеститами, подругами-наркоманками, геями и запутанными гетеросексуальными отношениями. Вместо манифеста о равноправии — в ее работах близкий и проникновенный взгляд на людей и их связи между собой. |
|
|
Алан КларкКультовый британский режиссер, снимавший остросоциальные картины, в том числе «SCUM» про колонию для несовершеннолетних, актерский дебют Тима Рота «Сделано в Британии» про скинхедов и «Фирму» про футбольных фанатов с Гэри Олдманом. Его последний фильм «Слон» — рефлексия на тему ИРА, — послужил стилистической отправной точкой для одноименного фильма Гаса Ван Сента. |
|
|
«Грозовой перевал» 1939 года«Единственная экранизация книги, которую я видела, был фильм с Лоуренсом Оливье — я посмотрела его в 8 лет и была потрясена. Позже, когда я прочитала книгу, меня поразило, что она далеко не столь романтична. Один журналист тут заметил, что все предыдущие версии, как правило, романтизированные и сняты мужчинами-режиссерами — а мне, женщине, удалось вытащить наружу эту брутальность». |
|
|
Андрей Тарковский«Как правило, я черпаю вдохновение из случайных людей, встреченных на улице. Но из режиссеров, пожалуй, для меня важнее всего Тарковский — в нем есть что-то глубоко духовное. Его книга «Запечатленное время» всегда на моей прикроватной тумбочке». |
Еще 8 экранизаций «Грозового перевала»
|
|
«Грозовой перевал», 1939Режиссер Уильям Уайлер Признанный шедевр Голливуда. Уайлер, как и многие, экранизирует только первую часть романа. Англичанин Лоуренс Оливье играет пожилого Хитклиффа, погружающегося в воспоминания о своей великой, но давно потерянной любви. Помимо прочего, картина славится своим приписанным хеппи-эндом, возмутившим актеров, — для съемок этой сцены их пришлось заменить дублерами. |
|
|
«Грозовой перевал» («Бездны страсти»), 1954Режиссер Луис БунюэльЧастичная экранизация Бронте, сценарий к которой Бунюэль сочинил вместе с поэтом-сюрреалистом Пьером Юником еще в 30-е, а снял двадцать лет спустя в свой мексиканский период. Бунюэль дал английским героям испанские имена, и здесь главный герой предстает во всей своей мстительной красе. Фильм застает его в момент возвращения в родные края к уже замужней бывшей возлюбленной; его цель — любыми средствами вернуть себе все, чего его лишили. |
|
|
«Dil Diya Dard Liya», 1966Реж. Абдул Рашид КардарСюжетные перепетии романа Бронте просто созданы для индийской мелодрамы с ее неизменными воссоединениями разлученных влюбленных, песнями и плясками. Герои здесь стали зажиточным семейством, где наследник (как и в оригинале) ненавидит своего приемного брата и, узнав о его романе с сестрой, сбрасывает того со скалы. Спустя годы выживший герой возвращается с благими намерениями, затем преисполняется чувства мести — но в итоге, разумеется, побеждает любовь. |
|
|
«Сигнальная версия «Грозового перевала», 1970«Монти Пайтон»Во втором сезоне «Летающего цирка «Монти Пайтона» британские юмористы во главе с Терри Гиллиамом спародировали экранизацию классики, скрестив «две великие книги» — роман Эмили Бронте и пособие по семафорному сообщению. С помощью трех актеров и сигнальных флажков «Пайтоны» за пару минут инсценировали всю суть романа: герои идиотически машут руками, а субтитрами идут восторженные реплики: «О Кэти!» — «О Хитклифф!». |
|
|
«Грозовой перевал», 1970Реж. Роберт Фуэст Одна из самых известных экранизаций романа, снятая автором многочисленных хорроров и одного сексплотейшна Робертом Фуэстом. Режиссер опять-таки оставляет за кадром вторую часть книги, но и первая не обошлась без косметической правки. Злобный брат Кэти здесь сделан жертвой и к финалу берет реванш, застрелив Хитклиффа. Того играет Тимоти Далтон — один из главных британских претендентов на роль байронического героя. |
|
|
«Грозовой перевал», 1984Реж. Жак Риветт Классик «новой волны» Жак Риветт перенес действие романа в 30-е годы XX века и в гористую местность южной Франции — суровый и красивый край с консервативными нравами. Риветт пытался полностью избежать драматизма: с помощью нарочито простых диалогов, костюмов и декораций и взяв на главные роли молодых актеров-дебютантов. В свое время фильм прошел почти незамеченным и лишь около десяти лет назад вышел на dvd. |
|
|
«Грозовой перевал Эмили Бронте», 1992Режиссер Питер Космински Самая популярная голливудская экранизация, с Райфом Файнсом, Джулиет Бинош и Шинейд О’Коннор в роли самой Бронте. Удачная экранная пара Файнса и Бинош потом украсит «Английского пациента», а Спилберг, увидев Файнса в роли Хитклиффа, позовет его в свой «Список Шиндлера». Экранизация славится тем, что телережиссер Космински — один из немногих, кому удалось вместить в киноверсию почти все события романа. |
|
|
«Грозовой перевал», 2009Реж. Коуки Гедройч Одна из многочисленных британских телепостановок романа, снятая автором «Королевы-девственницы» по адаптации, над которой долго мучился сценарист сериала Blackpool. Двухсерийную картину, каждая часть которой тянет на отдельный фильм, буквально тащит на себе Том Харди в порочном и роковом образе Хитклиффа — это его последняя британская роль перед прорывом в Голливуд. |
Комментарии
Подписаться