Как это устроено: Как работает и зарабатывает арт-кластер
Два монолога — предпринимателя и куратора — о том, как на месте бывшего завода создать креативную площадку
Сегодня в рубрике «Как это устроено» владелец дизайн-завода «Флакон» Николай Матушевский и куратор арт- и культурных мероприятий Анна Нистратова рассказывают о том, как из Хрустального завода имени Калинина получился творческий кластер. Николай делится информацией о рождении проекта «Флакон», а Анна — об опыте проведения мероприятий на его территории, волонтерских начинаниях и маркетинговой стратегии.
Николай Матушевский
ревитализатор во FLACON design-zavod
На протяжении восьми лет с начала своей трудовой деятельности я занимался продажей компьютеров и программного обеспечения, после чего продал свой бизнес, буквально «уходя в никуда». Понимание, чем я хочу и буду заниматься дальше, пришло через неделю — вместе со своим школьным товарищем Романом Троценко мы решили покупать акции промышленных предприятий для их последующего восстановления. Нашим первым проектом стал завод «Электролуч», в котором сейчас находится бар «Луч», следующим — «Манометр» (нынешний ARTPLAY). В какой-то момент я понял, что мне не хочется просто быть владельцем обычного предприятия — захотелось делать что-то новое, что-то, что несет в себе созидательную функцию. В 2003 году я впервые ревитализировал объект: став акционером Научно-исследовательского института машиностроения «НИИхиммаш», я оптимизировал штат ученых и сотрудников, привел в порядок сорок тысяч квадратных метров предприятия, а освободившиеся площади начал сдавать в аренду. Я давно присматривался к Хрустальному заводу имени Калинина (нынешний дизайн-завод «Флакон») и в итоге купил его.
Из зоны промышленного производства ревитализатор делает «третье место», где можно комфортно проводить время
Ревитализировать — значит давать новую жизнь чему-то. Есть девелопмент и редевелопмент — это строительство, новое строительство или переделка. Ревитализация — понятие более широкое. Из зоны промышленного производства ревитализатор делает «третье место», где можно комфортно проводить время: и посмотреть выставку, и купить одежду, и встретиться с друзьями, и поработать над проектом. Вдохнуть жизнь во «Флакон» было довольно сложно: кризис, рухнувший рынок недвижимости, инфляция. Из-за этого заводские помещения мы были вынуждены сдавать всем, хотя планировали привлекать только людей творческих профессий. Совсем недавно с нашей территории съехал автосервис — последний непрофильный арендатор. На его месте мы уже создаем мастерские, где люди смогут работать с различными материалами и обучать этому других.
Во время кризиса оптимизируются большие затраты на рекламу и маркетинг, поэтому за принципиально небольшие деньги мы стали сдавать в аренду помещения без ремонта внутри — так как их снимали в основном молодые и креативные, то и пространства становились соответствующими, сами мы такого бы не сделали. Арендаторам мы позволяем делать с помещениями что угодно, но, конечно, в порядке пожарной и технической безопасности. Наш лозунг — «Творите, что хотите» — позволяет творческим людям воплотить здесь любую свою идею. В этом смысле и сам «Флакон» живет, обживается и видоизменяется.
Такие проекты, как «Флакон», будут жить вечно — ведь это не ресторан, жизнь которого длится от трех до пяти лет
У «Флакона» есть своя энергетика, и сделать из него обычный офисный центр у меня просто не поднялись бы руки. Кроме того, во время его появления уже строился «Москва-Сити», и мне совсем не хотелось конкурировать на этом поле. Идея в том, что из дизайн-завода мы планируем cделать завод дизайна.
Раньше девяти часов я отсюда не уезжаю: после работы меня можно увидеть на катке или в шоу-румах. Моя работа здесь — нечто среднее между домом и режимом «от звонка до звонка». Не могу назвать себя идеальной целевой аудиторией «Флакона», но и мне как потребителю многое здесь интересно. С одной стороны, «Флакон» для меня это бизнес, а с другой — интересное дело.
«Флакон» — это коммерческий проект. Сюда были вложены достаточные инвестиции и силы большого количества людей. Мы не альтруисты и хотим зарабатывать деньги. Прибыль я и моя команда получаем тремя способами: от сдачи помещений в долгосрочную аренду, от проведения мероприятий и от сдачи в аренду рабочих мест в пространстве коворкинг. Мы хотим помогать людям в реализации своих идей любого рода, но нам важен конечный продукт. Идеи могут прийти кому угодно, но мало кто может их правильно воплотить в жизнь.
Мы не альтруисты и хотим зарабатывать деньги
К сожалению, в России не очень часто можно встретить площадки подобного рода, поэтому у нас родилась идея делать проекты, похожие по духу на «Флакон», в городах-миллионниках. Сейчас у нас идут переговоры с Челябинском.
Мне очень хочется применять западный опыт на «Флаконе». Именно поэтому на нашу территорию можно пройти без пропуска, а сам он не огорожен никакими заборами. Такие проекты, как «Флакон», будут жить вечно — ведь это не ресторан, жизнь которого длится от трех до пяти лет, и посетители быстро привыкают к заведению. Я уверен, что наша «площадка для реализации идей» будет всегда востребована.
Анна Нистратова
куратор арт- и культурных мероприятий во FLACON design-zavod
Мое знакомство с «Флаконом» произошло после того, как я окончательно решила сменить свою деятельность, — после нескольких лет работы в глянце мы с товарищами решили организовать свое маленькое бюро. Нашим первым заказом стала организация выставки слепых фотографов, и мы начали искать площадку, которая могла бы принять инвалидов. Придя на «Флакон», мы поняли, что можем сделать здесь небольшой апгрейд зала и провести нашу выставку. Мероприятие получилось довольно успешным, после чего администрация «Флакона» предложила нам работу, и все наше бюро в полном составе переехало на дизайн-завод.
Кому-то не хватает спонсоров, кому-то пиара, кому-то не хватает контента, а кому-то просто не хватает людей
Нашей задачей было создать инфраструктуру, которая могла бы использовать гораздо больше возможностей и публичных пространств для мероприятий. Наш формат — это краткосрочные события от одного до трех дней, очень редко это больше недели.
Сейчас бренду «Флакон» два с половиной года. Здесь сидит больше 180 арендаторов и работает больше тысячи человек. К нам приходит не меньше ста заявок на проведение мероприятий в месяц. Все они очень разносторонние, и каждый раз мы пытаемся понять, как мы можем использовать это для себя.
Очень часто людям, которые к нам обращаются, не хватает некоторых составляющих для цельности проекта. Кому-то не хватает спонсоров, кому-то пиара, кому-то не хватает контента, а кому-то просто не хватает людей. Наша задача — сделать их более цельными и помочь «выйти в свет» в достойном виде.
Можно делать по три вечеринки в месяц, отбивать без проблем свои бабки, но мы не хотим этим заниматься
К нам поступают предложения некоммерческого характера, которые мы тоже рассматриваем: волонтерские, сборы вожатых или тренинги. К сожалению, большинству из них мы вынуждены отказывать, если понимаем, что за арендную плату не сможем все продать.
Можно делать по три вечеринки в месяц, отбивать без проблем свои бабки, но мы не хотим этим заниматься. Мы хотим развиваться как площадка для семьи, для молодежи и для обычных людей. Для тех людей, которые хотят провести время в какой-то необычной обстановке. Здесь можно увидеть все — от встречи с тибетским ламой и балов до бизнес-конференций и презентаций Microsoft. Нашими ближайшими конкурентами являются площадки ARTPLAY и парк Горького, как это ни странно. ARTPLAY очень схож с нами по структуре и сферам интересов, а с парком Горького, несмотря на то что мы совершенно радикально отличаемся друг от друга, у нас схожие цели — мы хотим публично развлекать людей в городском пространстве.
Весь прошлый год мы экспериментировали с разного рода мероприятиями. Помню, какое впечатление произвел на меня уличный фестиваль граффити, — я была на подобном мероприятии впервые, и это было очень увлекательно. Туда приходили целыми семьями, с собачками, и даже была бабушка, которая выиграла конкурс скетчей. На мой взгляд, сюда ходит самая здоровая публика, которую я когда-либо видела. Это очень активные и самостоятельные люди, зачастую энтузиасты, которые занимаются некоммерческими проектами, направленными на прямую помощь людям. Меня это вдохновляет, потому что я такого нигде не встречала. Это новое осознанное поколение, которое не просто учится, не просто ходит на работу, а что-то реально делает.
Частью нашей маркетинговой стратегии является social enterprise, или творческое предпринимательство, которое в России только начинает зарождаться. Суть его заключается в том, что коммерческие организации, нацеленные на извлечение прибыли, реинвестируют значительную часть своих средств в развитие территории и различных социальных институтов. Наглядный пример — стена, на которой мы сделали коммерческое граффити «Мегафона», все деньги от которого пошли на разрисовку фасада художником Алексеем Кио. Получили деньги от одного — потратили их на другого.
Это новое осознанное поколение, которое не просто учится, не просто ходит на работу, а что-то реально делает
Мы хотим, чтобы «Флакон» действовал как один большой плавильный котел, который будет выдавать совершенно неожиданные результаты разных взаимодействий и разных людей. Допустим, подружит русских дизайнеров с отечественными производителями. «Флакон» сам по себе не сделался таким просто потому, что этим занимался собственник или мы — все люди, которые были здесь, сделали это: и те, кто арендуют здесь офисы, и те, кто приходит сюда со своими проектами или просто в гости. Я здесь помолодела лет на двадцать, и к тому же у меня началась музыкальная карьера. Здешняя энергетика совсем не дает спокойно сидеть на месте.
Конечно, рабочий день не начинается в девять утра, но он и не заканчивается в семь вечера. На самом деле я всегда мечтала о такой подвижной работе. Пять-шесть дней в неделю я провожу здесь часов по десять. На выходных я лежу пластом, и ходить куда-то совсем не хочется. Дико обламываюсь, когда попадаю на «Красный Октябрь», потому что там совсем другая атмосфера, и, конечно же, мне милее наша, местная. Чего тут не хватает, так это продуктовой палатки. И еще все просят открыть хостел, что было бы действительно полезно. Многие говорят: «Вот, до вас не доедешь» — и тому подобное. На машине, может быть, и тяжело, но мы сейчас работаем с префектурой, чтобы улучшить ситуацию с движением на нашем направлении. Также мы серьезно взялись за проблему с парковочными местами и надеемся ее решить хотя бы на территории «Флакона».
Штрафстоянка — Ваша машина мешает горожанам from Partizaning on Vimeo.
Наша задача состоит в том, чтобы с максимальной пользой переработать все возможности, которые попадают к нам в руки. Это касается и внутренних преображений территорий: когда нам делает субботники журнал Seasons, они засаживают нам все клумбами, и в течение лета и осени все это растет, цветет и очень всех радует. «Флакон» очень быстро развивается. Сейчас сложно поверить, что прошлым летом на заднем дворе была свалка, а два года назад в одном из корпусов были биотуалеты. Меня часто спрашивают, когда «Флакон» будет знаменит больше, чем «Винзавод». Мне кажется, в этом году.
Комментарии
Подписаться