Главный герой: Уэс Андерсон, режиссер «Королевства полной луны»
От «Рашмора» и «Семейки Тенненбаум» до открытия Каннского кинофестиваля: карьера в кадрах, событиях и цитатах
В рубрике «Главный герой» Look At Me рассказывает о самых заметных фигурах современной поп-культуры: музыкантах, актерах, режиссерах, художниках и дизайнерах, чьи идеи захватили мир. Наш герой сегодня — американец Уэс Андерсон, чей новый фильм «Королевство полной луны» 17 мая торжественно откроет 65-й Каннский кинофестиваль.
Я просто невидимка! Даже в моем родном районе никто меня не замечает, не говоря уже про Париж. Ко мне там, правда, пару раз подходили со словами: «Эй, я тебя знаю, мы соседи в Нью-Йорке»
Уэс Андерсон стартовал на пороге двухтысячных, быстро став одним из самых ярких и любимых режиссеров этого поколения: обладателем изящного и моментально узнаваемого почерка. Его стиль сложен из тысячи мелких деталей, корни которых легко угадать во французской новой волне, фильмах Хэла Эшби, операторских приемах Скорсезе и рассказах Сэлинджера. Примерно такие фильмы мог бы снимать Холден Колфилд, если бы решил встать за камеру. Андерсон открыл Оуэна Уилсона и Джейсона Шварцмана и возродил карьеру Билла Мюррея (которые с тех пор никогда ему не отказывают) и очень вовремя принял эстафету у своего идейного предшественника Уита Стиллмана, который как раз в конце 90-х забросил кино.
Какую бы тему ни выбрал Андерсон — хронику семейства гениев, погоню океанографа за акулой или роад-трип по Индии, — это всегда истории про остроумных, элегантных, неглупых и страшно симпатичных персонажей, в чьих глазах читается немного печали и растерянности. Даже когда в его картине действуют не привычные лица, а лисы и барсуки в штанишках, это все тот же стопроцентный Андерсон, а повадки и характеры персонажей словно срисованы с банды его приятелей. Он никогда не меняет интонации в фильмах, не вылезает из своего неизменного вельветового пиджака и, кажется, отказывается взрослеть. Его принято немного поругивать за инфантилизм и задранный нос, но на самом деле он — просто очень милый, умный и образованный вечный юноша.
Имя Место рождения Возраст Образование Место проживания Друзья Ключевые слова |
|
«У Уэса Андерсона особый талант: он восхитительно умеет передавать простые радости человеческих отношений. Подобное тонкое чутье крайне редко в кино. Я несколько раз пересматривал его фильм «Бутылочная ракета» и просто влюблен в «Рашмор». В нем есть та же чуткость, деликатность и грация. Обе эти картины очень смешные и трогательные»
|
Оуэн Уилсон |
|
Ноа Баумбах |
|
Джейсон Шварцман |
|
Роман Коппола |
Андерсон всегда сочиняет сценарии вместе с друзьями. Оуэн Уилсон, мечтавший стать сценаристом, а вовсе не кинозвездой, написал с ним в альянсе три фильма («Бутылочную ракету», «Рашмор» и «Семейку Тененбаум»), автор «Марго на свадьбе» и «Гринберга» Ноа Баумбах — два («Водную жизнь» и «Бесподобного мистера Фокса»), Роман Коппола стал соавтором новой картины Андерсона «Королевство полной луны», а также «Поезда на Дарджилинг», к сценарию которого приложил руку и Джейсон Шварцман.
|
|
1989 Знакомится в Техасском университете с Оуэном Уилсоном, с которым они до этого целый семестр просидели в разных углах, не обмолвившись ни словом. Быстро находят общий язык, становятся соседями по комнате. Начинают вместе сочинять сценарий полнометражного фильма «Бутылочная ракета». |
|
|
1992 Андерсон и Уилсон снимают короткометражку «Бутылочная ракета», где Оуэн Уилсон сыграл свою первую роль. Фильм попадает в руки продюсера Полли Пратт (бывшей жены Питера Богдановича) и на «Сандэнс». Партнер Пратт, знаменитый продюсер Джеймс Брукс, организует Андерсону и Уилсону контракт на съемки полной версии фильма. Это срывает план Андерсона поступить в киношколу. |
|
|
1996 Снимает полнометражную «Бутылочную ракету» про молодчиков, решивших промышлять грабежами, с участием Оуэна Уилсона и его младшего брата Люка. Одну из ролей играет Джеймс Каан (Сонни Корлеоне из «Крестного отца»). Фильм проваливается в прокате, но приносит Андерсону премию «Лучший дебют» на MTV Movie Awards. |
|
|
1998 Сочиняет вместе с Уилсоном и снимает подростковое драмеди «Рашмор» про эксцентричного ученика привилегированной школы, срисованной с места учебы самого Андерсона. Фильм становится отправной точкой для юного Джейсона Шварцмана и дает новый старт карьере Билла Мюррея. Оба с тех пор регулярно снимаются у Андерсона. |
|
|
2001 Настоящая слава к Андерсону приходит после «Семейки Тененбаум», сценарий которой они опять сочинили c Уилсоном. Шедевральный грустно-ироничный фильм с братьями Уилсон, Гвинет Пэлтроу, Шварцманом, Беном Стиллером, Мюрреем, Анжеликой Хьюстон и Джином Хэкменом оценили и пресса, и зрители. Наводивший на всех ужас на площадке Хэкмен берет за роль «Золотой глобус», а фильм номинируют на «Оскар». |
|
|
2004 Оуэн Уилсон становится звездой и активно снимается, так что сценарий следующей картины «Водная жизнь» Андерсон сочиняет с Ноа Баумбахом. Трогательная история про команду нелепых моряков в красных шапочках во главе с великовозрастным океанографом (копией Жака-Ива Кусто) встречает смешанную реакцию и недобирает в прокате. |
|
|
2007 Поклонник Андерсона Мартин Скорсезе подкидывает ему идею снять следующий фильм в Индии. Андерсон, Роман Коппола и Джейсон Шварцман отправляются изучать страну, параллельно сочиняя сценарий. «Поезд на Дарджилинг» про трех непутевых братьев в поисках матери открыл Венецианский кинофестиваль и взял там приз Leoncino. Также Андерсон снял короткометражку-пролог к фильму, «Отель Шевалье», с Шварцманом и голой Натали Портман. |
|
|
2009 Экранизирует свою любимую детскую книжку «Бесподобный мистер Фокс» Роальда Даля. Андерсон начал готовить фильм с Генри Селиком еще в 2004 году, но Селик занялся «Коралиной», а место соавтора занял Ноа Баумбах. Невероятно успешный кукольный фильм про лисье семейство озвучил постоянный штат Андерсона, плюс Мэрил Стрип и Джордж Клуни. |
|
|
2012 Скоро в прокат выйдет ретроистория про сбежавших подростков «Королевство полной луны», которую Андерсон сочинил с Романом Копполой. Здесь опять феноменальный состав: Брюс Уиллис, Эдвард Нортон, Билл Мюррей, Тильда Суинтон, Фрэнсис МакДорманд и Джейсон Шварцман. Картина откроет Каннский кинофестиваль и претендует на его главный приз. |
Слева направо, сверху вниз: шрифт Futura, французская «новая волна», рассказы Сэлинджера, Greenwich Village, Pulp, Жак-Ив Кусто, «Ледяное сердце» Клода Соте, Peanurs Чарльза М. Шульца, паста, «Ангел-истребитель» Луиса Бунюэля, Марсель Пруст, вестерны, вельвет, библиотеки, «Розовая пантера»
|
Людям кажется, что мои фильмы очень четко продуманы и структурированы. Но каждый раз, когда я начинаю снимать, все решается по ходу: что делать со сценарием, актерами, как ты будешь ставить сцену, откуда снимать, какие костюмы, каждая мелочь. И в итоге меня всегда поражает, как все сложилось. Ни один мой фильм не вышел таким, как я думал. |
|
|
Я всегда был очарован Нью-Йорком. Я сам из Техаса, но на свете столько романов про Нью-Йорк: Сэлинджера, Скотта Фицджеральда. И кино тоже, от «Окна во двор» Хичкока до фильмов Скорсезе. Ну и я всегда читал New Yorker, и мне казалось — вот же то, чего мне так не хватает. |
|
|
Я часто создаю в кино символические фигуры отцов, таких bigger-than-life людей, и в итоге я понял — это же ровно то, чего у меня не было в детстве. Я всегда тянулся к подобным наставникам, так что это личное. Но они никогда не заменят мне отца. |
|
|
Очень не хочется повторяться, но, кажется, я постоянно продолжаю это делать. Не то чтобы я это специально. Просто мне хочется снимать личные фильмы, но еще чтобы они были интересны аудитории. Я все время ощущаю, что меня критикуют за доминирование стиля над содержанием, что детали берут верх над персонажами. Но я всеми силами стараюсь развивать образы своих героев. |
|
|
Когда мы снимали «Бутылочную ракету», я порой думал: «Понятия не имею, как это сделать, но ладно, сейчас как-то выкрутимся». А на «Рашморе» я уже понимал — нет, так дело не пойдет. Потому что в итоге съемки закончатся, и мы останемся с тем, что есть. А с этим придется потом жить всю оставшуюся жизнь! Вероятно, это звучит очевидно, но я это понял не сразу. |
|
|
Сочинять фильмы в одиночку не по мне. Когда мы писали «Водную жизнь», то встречались с Ноа каждый день в кафе перед ланчем и сидели там часов по шесть до ужина. Доводили друг друга до колик от смеха, так и родился сценарий. |
|
|
У меня есть подозрение, что любой персонаж моего фильма может войти в другой мой фильм, и это будет естественно и логично. А вот героям из фильмов других режиссеров там, наверное, будет не очень уютно. |
|
Комментарии
Подписаться