Алексис Завьялов, директор Motto Berlin, о независимых издательствах и любимых зинах
«Не все делается в Китае, не все хотят работать по правилам глобализации»
Во время Недели Берлина Look At Me отправился в берлинский офис культового независимого издательства Мotto, чтобы встретиться с человеком, который это придумал, — Алексисом Завьяловым.
Алексис показал Look At Me пятнадцать своих любимых журналов и рассказал о том, как устроен европейский селф-паблишинг, кому нужны зины и почему книги никогда не умрут.
Алексис Завьялов
организатор Motto Berlin
Зачем открывать издательство и может ли оно приносить деньги
Я работал в разных издательствах с 1993 года, тогда я часто катался на скейте и сноуборде, и мы с друзьями начали делать наши первые фэнзины. В какой-то момент доски отошли на задний план, и я стал работать с эдиториалами. Я очень хорошо помню, как все изменилось в 2000 году, когда я купил свой первый ноутбук: наконец-то я мог работать с изображениями. Потом начался бум цифровых камер, а четыре года назад я наконец переехал из Швейцарии в Берлин, где началась совершенно другая жизнь. Вначале этот берлинский магазин работал только по субботам, потом только три дня в неделю, сейчас мы работаем каждый день, со 150 издательствами по всему миру.
Магазин Motto в берлинском районе Кройцберг
По отношению к нам был какой-то ажиотаж после Нью-Йоркской книжной ярмарки: но это скорее обмен книгами, чем зарабатывание денег. Сейчас все очень быстро развивается, и мы занимаемся всеми аспектами издательского дела, начали теснее сотрудничать с художниками, галеристами и другими творческими людьми, которых мы знаем. Мы не всегда выступаем только в роли редакторов: мы много обсуждаем, сколько это будет стоить, как должно выглядеть и преподноситься, организуем презентации через социальные сети, ведем блог, работаем с amazon.com, делаем онлайн-магазин и поп-ап-стор. Мне кажется, такой широкий круг задач — это то, как все надо делать в наше время. Быть просто дистрибьютором — неправильно, мы поддерживаем очень тесную творческую связь с художниками и с аудиторией.
Возможно, самые малотиражные, редкие и авторские книги со временем попадут в историю
Motto никогда не работал по бизнес-плану: мы просто много экспериментировали, делали разные проекты и наблюдали за тем, как они развиваются. Успех спрогнозировать практически невозможно: какие-то книги исчезают, какие-то становятся популярными. Это очень интересный момент, потому что существование книги как печатной формы сейчас ставится под вопрос. Когда интернет повсюду, это тоже повод пересмотреть весь процесс создания и дистрибьюции книг. Сейчас в интернет-магазине тираж пяти экземпляров и пяти тысяч занимает одно и то же место, и, возможно, самые малотиражные, редкие и авторские книги со временем попадут в историю. Как только готов дизайн обложки, можно разместить книгу в интернете, и мне не нужно соревноваться с крупными дистрибьюторами, поставляющими тысячи книг.
Кто работает в Моtto и кто там покупает
В нашей команде совсем немного человек: десять, в напряженные дни двадцать. Половина из этих людей смешивают в своей работе несколько функций, некоторые делают только что-то одно, и при этом дистанционно. У нас работает много студентов и художников. К нам приходят молодые дизайнеры, чтобы влиться в процесс и понять, как устроена эта система. Я начинал один, и постепенно моя команда росла: по одному или два человека в год. Некоторые начинали как интерны, учились всему, и я брал их в штат. Мы до сих пор так делаем.
Если вы боитесь чего-то нового, не нужно никуда приходить
Приходя в наш магазин, большинство из наших посетителей знает, что хочет. При этом в магазине они находят не только что-то нужное, но и какие-то другие интересные книги. И если вы боитесь чего-то нового, не нужно никуда приходить. Если не знать конкретно, какая книга вам нужна, вы никогда не найдете ее в интернете. А здесь вы можете просто назвать интересующие вас темы, и мы посоветуем небанальные книги. Motto — новая версия интернета. Здесь есть гиперссылки, опции поиска и даже теги. Люди опознают их визуально, интуитивно чувствуют какое-то деление. Категории — это неправильно, правильно понимать, что нужно заглядывать дальше знакомого и популярного и не останавливаться на выборе известного журнала.
Журналы на витринах Motto
Зачем книги художникам, магазинам и читателям
Недорогая напечатанная книга — главный инструмент современного художника. Напечатать книгу с работами для молодого автора — значит показать свои достижения очень многим людям. Если ты хочешь стать успешным художником, твои произведения должны быть доступны не только на выставке, куда попадут в лучшем случае пара сотен человек. Книга, напечатанная на бумаге, более ценная и дорогая, чем что-либо другое. Сейчас такое же отношение сложилось и к журналам: смотришь на печатную версию, думаешь, насколько этот журнал уникален, и ты тратишь пять евро на журнал, если понимаешь, что больше нигде не найдешь такого сочетания текста и изображений.
Напечатать книгу с работами для молодого автора — значит показать свои достижения очень многим людям
Идеальный сценарий работы над книгой — делать все вместе и учиться друг у друга в процессе. Ведь интересно не только создать контент, но и следить за версткой и печатью: выбирать бумагу, создавать дизайн и делать переплет. Тогда ты не просто предоставляешь исходник, а режиссируешь происходящее.
Что будет с книгами дальше
Книги вроде как сейчас находятся под вопросом, но то, что вижу я, меня, наоборот, удивляет. Например, на New York Art Fair отбирается триста издательств, за выходные ярмарку посещает шестнадцать тысяч человек. Это одно из самых главных событий года. На ярмарке очень особенная аудитория, это те же люди, что интересуются искусством, ходят в музеи. Это особенные шестнадцать тысяч человек, которые потом будут придумывать городскую культуру, делать выставки, издавать журналы и печатать афиши.
Это особенные шестнадцать тысяч человек, которые потом будут придумывать городскую культуру, делать выставки, издавать журналы и печатать афиши
Я был в Корее в 2010 году и был очень удивлен, когда узнал, что там каждый год выпускается сорок тысяч графических дизайнеров — представляете, сколько книг и выставок они смогут сделать. В Сеуле есть целый район типографий, где в витринах стоят типографские станки, где можно супербыстро напечатать книгу. Другой феномен — это Эстония: оттуда массово едут учиться в Амстердам на графических дизайнеров, а потом возвращаются и печатают очень недорогие и очень качественные книги. Не все делается в Китае, не все хотят работать по правилам глобализации.
Мне уже давно не нравятся просто фотозины, сейчас блоги отлично выполняют функцию визуализации. Гораздо интереснее смотреть, как в одной книге соединяется концепт, верстка и язык, как авторы работают с текстом, как со смыслом и символами.
В этой книге автор собирает шлак совершенно разного рода и пытается его анализировать. Этот дизайнер придумал, например, наше лого.
Этот романист решил издать свою новую книгу в таком крошечном формате с иллюстрациями о путешествии в Нью-Йорк и, например, походе в исторический музей: очень тонкая и ироничная вещь сама по себе.
Эта политическая книжка придумана и опубликована в Ванкувере. Она об экономике, философии, искусстве и обществе, о том, как увязать все эти понятия.
Это серия отличных фотозинов, которые делают наши друзья, и я выбрал среди них самый интересный для себя. Пять фотографов собрались вместе, чтобы придумать один проект из разных книг: вместе они смотрятся гораздо лучше, дополняют друг друга.
Это очень интересная книга: у Эрика отличное отношение к тому, что он делает. Всю книгу он придумывает и печатает сам, он очень точен в продакшне. Конкретно эта книга «Дерево» совсем непростая. Изначально это была книга, изданная в 1930-е годы, для того чтобы восхвалять и продвигать немецкий пейзаж: само собой это было связано с арийскими темами тогдашнего правительства. Он переснял те же самые места в ч/б, некоторые из локейшнов он повторил, например могилу родителей Гитлера или школу, в которую он ходил. А еще Эрик использовал типичный шрифт 1930-х, что тоже довольно зловеще.
Это такой полулитературный журнал, по большей части с экспериментальной писаниной.
Это каталог к выставке художника: он складывал свои рисунки один под другой — и в этом была интрига выставки: что внизу, что спрятано.
Дизайнер и художник придумали этот журнал, чтобы задокументировать то, как создается произведение искусства. Нина делает скульптуры, а фотограф снимает интересные ракурсы того, как это придумано. И это, конечно же, не те картинки, которые ты будешь показывать на собственной выставке, тем они и ценны.
Этого художника мы показываем в нашей галерее. В прошлом году она привезла шестьдесят тонн почвы в нашу галерею, свалив в огромную гору. Эту почву порциями пропускали через таможню, и она ехала на трех огромных грузовиках.
Довольно культовая книга норвежки Сиссел Толаас — без картинок, зато с текстом о десяти людях и их запахами. Она собирает запахи людей и как-то странно концентрирует их на страницах: нужно потереть пальцем белую страницу, и на нем останется запах человека, о котором идет речь. Это очень странное, пугающее и сильное впечатление сближения.
Один из моих любимых арт-журналов, он издается в Ванкувере. Редактором этого номера стал художник Олаф Николай.
Юлия Борн превратила развороты своей книги в выставку в Лейпциге, сфотографировала ее и выпустила обратно в книге. Даже выходные данные она разместила на огромной стене.
Этот журнал отлично отражает то, что происходит на молодежной арт-сцене в мире. На четверть он немецкий, свежий и очень молодой. И хотя слово wandering не предполагает никакой цели или ясности, авторы очень четко видят то, о чем пишут. И здорово то, что некоторые тексты очень эмоциональны.
Это альманах, который делают по технике open source. Собирается небольшой коллектив авторов с похожими взглядами и придумывает целый выпуск самостоятельно. Темой этого номера стало отсутствие настоящего. И как результат любой коллективной работы, которую делали пятьдесят человек, очень непредсказуемая.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Комментарии
Подписаться