Преступления и проступки: Как превратиться из автора бестселлеров в изгоя
Фальшивый Боб Дилан, самоплагиат и другие проступки и намерения журналиста Wired и The New Yorker Джоны Лерера
Чуть ли не два последних месяца мир восхищается антирекордом Джоны Лерера, которому потребовалось всего несколько предложений для того, чтобы превратиться из автора бестселлеров и звезды научпопа в изгоя и героя тысяч ругательных статей. На первый взгляд с автором Wired и The New Yorker приключилась банальная и скучная история — придумал цитаты, занимался самоплагиатом и понёс заслуженное наказание. На деле же всё куда сложнее, запутаннее и вызывает много вопросов. Кто такой этот Джона Лерер? Что именно он сделал? Почему эта статья вообще здесь? Ответы на эти и несколько других вопросов — в материале Look At Me.
Итак: кто такой этот Джона Лерер?Журналист, писатель, популяризатор науки, чья последняя книга Imagine: How Creativity Works продержалась в списке бестселлеров Los Angeles Times несколько недель, пока её продажи не были приостановлены из-за скандала, речь о котором пойдёт ниже. Лерер — выпускник Колумбийского университета по специальности «Неврология», позже он учился у Нобелевского лауреата Эрика Канделя и изучал литературу и философию XX века в Оксфорде — одним словом, блестящий молодой человек. |
|
Когда у него начались проблемы?
Технически — когда Лерер подписал контракт с The New Yorker и по причинам, которым сложно найти сколько-нибудь внятное объяснение, решил составить первую же свою статью из написанного раньше и уже проданного другим журналам материала. Во-первых, Лерер сделал это тринадцать раз — и это только те случаи, что удалось установить. |
|
Любое действие, совершённое тринадцать раз, несколько раздражает, а уж самоплагиат — тем более. Во-вторых, ладно бы он повторял одни и те же идеи, но цитаты слово в слово — всё-таки запредельный уровень лени.
Причём тут Боб Дилан?Инцидент с самоплагиатом прошёл для Лерера безболезненно: на сайте The New Yorker появились извинения за повтор материала, журналисты слегка пожурили его, сам виновник скандала пообещал, что такого не повторится, и на том дело закончилось. Пока, наконец, Лерер не нарвался на фаната Боба Дилана. Журналист Майкл Мойнихен, поклонник творчества Дилана, поставил под сомнение подлинность некоторых цитат из книги Imagine и написал Лереру письмо с вопросом, откуда они. |
Майкл Мойнихен |
По рассказу самого псевдо-Дилана, он запаниковал, придумал какую-то ложь в ответ, потом через несколько дней признался в содеянном, уволился из The New Yorker и запустил невиданных размеров карательную машину. Довольно быстро выяснилось, что проблемы Лерера стали головной болью для очень многих людей.
Для кого, например?
|
издателей, которые оказались в очень глупом положении и чтобы хоть как-то из него выбраться, решили внимательно перечитать все три книги Лерера и найти все придуманные цитаты, которые в них есть. Учитывая то, что Лерер писал вдохновляющие тексты про работу мозга и, по меткому выражению рецензента The New Republic, «книги по самопомощи для тех, кому было бы стыдно появиться с этой книгой в руках», это то ещё задание.
работников почты. С большой вероятностью на американской почте в ближайшие месяцы соберётся больше фальшивых цитат, чем в любой библиотеке. В рамках операции по спасению лица издатели Лерера объявили, что принимают книги от недовольных читателей и вернут им деньги.
учёных, которых всё произошедшее вдохновило на то, чтобы попытаться переключить общественное внимание с фальшивых изречений Дилана на тонны ошибок, которые, по их мнению, в этих книгах содержатся и лишают их последнего смысла. |
О каких ошибках речь?
Казалось бы, Лерер — невролог и должен бы понимать, о чём пишет. На деле всё печальнее: сам он утверждал в интервью, что вообще решил стать журналистом, потому что был плохим учёным.
А как на это отреагировали журналисты?
Это самое интересное. Случай Лерера вызвал целую волну пересудов, толков и собственно статей. Большинство из них, конечно, страшно осуждали его за все грехи и с удовольствием обзывали плагиатором; другие использовали это как повод покаяться — дескать, мы и сами такие. Несколько храбрых человек попытались заступиться за опального журналиста, но выглядели эти попытки жалко, и коллеги быстро заклевали отщепенцев.
В чём мораль?
Ни в чём. Эта история никого ничему не научила. Через считанные недели на плагиате попался Фарид Закария, один из самых влиятельных американский журналистов и редактор Newsweek International.
Постскриптум
«Так вот тот кусок, насчёт которого было столько пересудов в прессе, где ты берёшь ту цитату из Don’t Look Back: «Я просто их пишу. Нет никакого великого месседжа». И потом ты добавил третье предложение: «Не проси у меня объяснений». Так вот это была твоя первая ошибка, мой друг. Потому что я никогда не добавляю третье предложение в любую из моих цитат, чтобы объяснить предыдущие два. Я просто позволяю им существовать так, как они того заслуживают. Третье предложение — это не про Боба Дилана. Третье предложение — это, типа, парень с тремя ногами, что-то вроде того» — фальшивая отповедь из фальшивого послания Боба Дилана к Джоне Лереру, опубликованного на сайте vice.com |
Боб Дилан |
Комментарии
Подписаться