Пикет кинокритиков: Зачем смотреть «Это не фильм»
Вчера кинокритики вышли с пикетом в поддержку Джафара Панахи, а сегодня рассказали, почему его последнюю работу обязательно стоит увидеть
Джафар Панахи, один из самых известных, признанных за рубежом и попросту лучших иранских режиссеров, сидит в тюрьме. Ему запрещено снимать фильмы на протяжении ближайших двадцати лет. Предъявленное обвинение — антиправительственная деятельность. Год назад, будто бы пытаясь обойти это ограничение и еще находясь в ожидании приговора, Панахи снял фильм с издевательским названием «Это не фильм». Но на проходящей сейчас Неделе иранского кино картина режиссера не представлена.
«Это не фильм» снят подпольно, безбюджетно и вывезен в Канны на флешке, спрятанной в торте
— Андрей Плахов, кинокритик
Вчера российские кинокритики вышли к московскому кинотеатру «Художественный» с плакатами в защиту Джафара, против диктатуры и в ответ на исключение из контекста иранской культуры едва ли не главного ее представителя. На фестивале 2morrow в субботу снова покажут «Это не фильм». Look At Me попросил трех участников акции объяснить, почему на этот показ нужно идти.
Борис Нелепо |
Мы поддерживаем живого человека, у которого берем интервью и фильмы которого смотрим на фестивалях. Все, что мы можем сделать, — выйти с законными одиночными пикетами на улицу и высказать свое мнение. Конечно, из-за нас Джафара Панахи не выпустят, как не выпустили из-за протестов крупнейших мировых фестивалей, выдвижения его на премию Сахарова и всей правозащитной политики, которая в его отношении ведется. «Это не фильм», как и другие работы режиссера, совершенно необоснованно не присутствует в программе Недели иранского кино. |
А это, тем временем, живая и страстная история о роли режиссера в современном съемочном процессе, о возможности высказаться, которой Панахи, по сути, и лишили.
Антон Долин |
«Это не фильм» получил свое название в память о картине сюрреалиста Рене Магритта «Это не трубка» (на которой была изображена трубка). Действительно, есть что-то сюрреалистическое в том факте, что лучшему из живущих ныне иранских кинорежиссеров запретили снимать кино в течение ближайших двадцати лет. На экране происходит следующее: режиссер у себя дома занимается пустяшными делами, говорит по телефону, принимает немногочисленных гостей. Во-первых, сам контекст судьбы Джафара Панахи добавляет в эту бытовую хронику нешуточного драматизма: дом, вероятно, все-таки придется |
покинуть, променяв его на тюрьму, да и собственная квартира в таких обстоятельствах покажется темницей. Это в силу обстоятельств замысел без воплощения. И в таком виде он еще пронзительнее, чем замысел, превращенный в настоящий фильм. А этот — не совсем настоящий, в чем и заключается его художественная, социальная и нравственная ценность.
Андрей Плахов |
Название «Это не фильм» означает, что прекрасная эпоха иранского кино кончилось. Эпоха, когда иранские фильмы побеждали в Каннах и Венеции, а иранские режиссеры пользовались популярностью у своего народа, которая не снилась Спилбергу. Иранское кино, включая фильмы Панахи, было слишком талантливо и создало имидж прекрасной страны, где трудно, но достойно живут хорошие люди. Оказалось, что этот имидж фальшив -- и лучшие иранские режиссеры скоро в этом убедились, получив альтернативу: репрессии или эмиграция. Хуже всего пришлось Панахи: ему запрещено работать и запрещено уезжать. |
«Это не фильм» снят подпольно, безбюджетно и вывезен в Канны на флешке, спрятанной в торте. С помощью универсального языка кино Панахи рассказывает о крахе своих иллюзий и своем отчаянии. Уникальный документ, подобного которому не было в истории кино.
Другие участники пикета:
Трейлер фильма «This Is Not A Film»:
Фотографии: Ирина Слипченко
Комментарии
Подписаться