Views Comments Previous Next Search

Эволюция Дорна: Как украинская поп-музыка победила российскую эстраду

9452601
НаписалДаниил Трабун16 октября 2012

Булат Латыпов рассказывает о важных музыкальных открытиях укр-попа образца 2012 года

Российская поп-сцена за небольшим исключением держится на молодящихся шестидесятилетних, в то время как рядом на (в) Украине растут как грибы качественные поп-проекты. Look At Me продолжает разбираться в региональной поп-музыке, захватывающей мир, и просит эксперта рассказать о том, как такое случилось и кого из украинцев стоит слушать.

 

 

 Эволюция Дорна: Как украинская поп-музыка победила российскую эстраду. Изображение № 1.

Булат Латыпов,

музыкальный критик

Иван Дорн, Ёлка, Макс Барских, Вера Брежнева — украинцы за последние несколько лет большой ложкой разворошили плотное варево российской эстрады, обустроившись там на лучших местах. В этом году не раз можно было услышать совершенно беззлобно, с какой-то усталостью произнесенные причитания: «Любая российская музыкальная премия теперь может смело именоваться украинской, победители-то все равно оттуда».

Как тут не вспомнить слова Виктора Шкловского, говорившего, что Михаил Глинка создал русскую музыку на украинские мотивы. И новый виток исторического цикла, сулящий ренессанс малороссийской эстраде, в очередной раз дает энергетическую подпитку этим словам. Впрочем, как-то сильно противопоставлять Украину России в музыкальном плане тоже не стоит, если говорить начистоту. Это отнюдь не жесткая конфронтация с регулярными вылазками на территорию врага, а скорее обычная, своим ходом сложившаяся бинарная оппозиция «Россия как холодный север» и «Украина как горячий юг». И раки, говорят, не живут без драки — подерутся, помирятся да опять растопырятся.

Про нынешний забег Украины в ширину точнее всего высказалась недавно Ирина Дубцова, сущая голубица мира: «Россия не обидится, но я считаю, что Украина за последнее время вышла на более серьезный европейский музыкальный уровень. И клипы снимают по-другому, и музыку делают другую. Одним словом, идут в ногу со временем — с тем, что делает Европа и Америка. Это очень круто». Предельно четкое коммюнике должно быть лестно вдвойне, поскольку произнесено российской певицей.

 

Иван Дорн, ставший культурным маяком юных украинцев, объясняет свою популярность в России тем, что его музыка близка к западной, и только тексты — русские. Так и с новой украинской волной — тексты тут могут быть любыми

 

Разумеется, новая украинская волна не могла появиться на пустом месте. Еще в 1819 году в пьесе «Москаль-волшебник» украинского просветителя Ивана Котляревского было сказано: «Ведь вы природные певцы. У нас пословица есть: хохлы никуда не годятся, да голос у них хорош». Со второй частью высказывания не согласиться невозможно. Да, хорош, но это не единственная причина духовного расцвета много поющих малороссов.

Немалую роль тут наверняка сыграла и близость Украины к Европе. Ведь пресловутая евроинтеграция считается главным приоритетом помаранчевой республики. Тот же Иван Дорн, ставший культурным маяком юных украинцев, объясняет свою популярность в России тем, что его музыка близка к западной, и только тексты — русские. Так и с новой украинской волной — тексты тут могут быть любыми, но музыка смотрит категорически в западном направлении, не моргая. Амбициозные новички местной поп-сцены Kazaky, The Hardkiss, The Maneken мало чем походят на обычных подозреваемых с постсоветского пространства, никакой замшелости или старорежимного рокопопса. Пусть это и тот случай, когда эстетика практически полностью подменяет этику, а экстремистский диктат формы убивает все шевеление чувств в песнях.

 

The Maneken

Недаром один из флагманских проектов новой музыкальной волны — синти-поп-коллектив The Maneken — постоянно сравнивается с российской группой Tesla Boy. У них действительно с формальной точки зрения много общего. Вдобавок это первые украинцы, чьи альбомы официально продаются в Японии.

 

The Hardkiss

The Hardkiss находятся в том же ряду идейных поклонников чистого искусства, что и The Maneken. Оба проекта являются частыми фигурантами патриотических обзоров, озаглавленных вроде «Наши, що звучать по-iхньому» или «Не скажешь, что сделано в Украине». Судя по клипам, группа даже перевыполнила техническое задание — тамошние космические экзоты и женщины с динозаврами на голове выглядят не только неукраинцами, но и вообще на землян не похожи. Словом, давай вечером умрем весело, поиграем в декаданс. Как большинство представителей «новых украинских», The Hardkiss большое значение придают внешнему стилю и сотрудничают с известным стилистом Славой Чайкой.

 

Kazaky

Впрочем, самыми известными прозападниками являются обвиняемые в пропаганде гомосексуализма танцоры из проекта Kazaky, выстрелившие два года назад песней In the Middle. С тех пор на ребят успели наехать донские казаки и ростовские националисты, кроме того, Kazaky снялись в клипе Мадонны и удостоились пародии в украинской «Большой разнице».

 

Gorchitza

Претензии на «неукраинское звучание» выглядят вполне обоснованными и в случае популярного электропоп-проекта Gorchitza. За свое пятилетнее существование группа успела выступить на польском фестивале в Сопоте, номинироваться на «Прорыв года» по версии российского Муз-ТВ, подписать контракт с EMI Music и потерять вокалистку Аллу Московку, именующую себя Alloise. Алла после ухода из группы выступает в жанре «лирический арэнби», ориентируясь на Уитни Хьюстон, а ее стилем руководит все тот же Слава Чайка. И Gorchitza, и Alloise — крайне заметные игроки на новой поп-сцене Украины.

 

Champagne Morning

Champagne Morning — это бритпоп-группа, описание которой даже на официальной страничке «ВКонтакте» написано на английском языке. «Многие удивляются, когда слышат, что Champagne Morning — украинская группа», — не без гордости заявляет лидер группы Дима Келли, большой поклонник Робби Уильямса и Queen, поющий все песни строго на английском. Первый же сингл Miracle стал хитом местных радиостанций.

С чем еще может быть связан кажущийся из России небывалым культурный подъем Украины? Возникает, конечно же, большое желание увязать его с оранжевой революцией, этим мощнейшим толчком гражданского самосознания. Ведь это вполне по-бакунински: страсть к разрушению есть творческая страсть. Революционный пыл народных масс всегда находил выход в создании новых жанров, почему бы такому не произойти и на Украине, собственно говоря? «В бурные годы Французской революции начинается новая эра музыки — музыкальный XIX век», — писал известный музыковед Борис Асафьев. Так, может, и с оранжевой революции началась новая эра музыки? Революция, как известно, локомотив истории и приводит к господству новый класс. И если в предвыборную кампанию 2004 года условный рок («Океан Ельзи» и «Воплi Вiдоплясова») выступил за Ющенко, а поп — за Януковича (Таисия Повалий и Наталья Могилевская), то к 2012 году музыкальный ландшафт ощутимо поменялся и стал гораздо разнообразнее.

 

Lama

Именно после оранжевой революции, к примеру, запела украинская Лана Дель Рей — участница ивано-франковской этно-рок-группы Lama Наталья Дзенькив. Название Lama отнюдь не цепкий ход по горячим следам и не дань должному смешной картинке с ламой дель рей — группа заиграла на три года раньше рыжей чаровницы. Украинские журналисты сравнивают Lama с Бьорк и Шакирой, однако песня ниже должна поставить точку в споре о любых сравнениях с кем бы то ни было, кроме американки Дель Рей.

 

Юля Пыльца

Как известно, в ужгородской группе B&B некогда выступала певица Ёлка, еще до подписания контракта с Владом Валовым и появления альбома «Город обмана». Там же пела и менее известная на данный момент в России Юля Пыльца, в послужном списке которой имеется, однако же, обойма хитов не меньшей силы. В сериале «Краткий курс счастливой жизни» Гай Германики был использован главный ее хит «Кнопка», но и без того у певицы наберется не меньше дюжины ножей в спину музыкальной конкуренции. «Я люблю тебя, Киев», «Запасной аэродром», «Анти R’n’B» — матерые хитяры один краше другого. «Повороты», «Остров», «SMF» — достойные образцы ухватистого хип-хауса. Что мешает Пыльце стать звездой масштаба как минимум Ёлки — непонятно.

 

Makhno Project, MMDance и «Киевэлектро»

Есть на Украине и стилистически близкие к российским проекты. Makhno Project, MMDance и «Киевэлектро» — это тот самый блаженно-идиотический порностеп, который долгое время пестовали в России. По задумке, подобные вещи должны вызывать вроде как смех, а не жалость, но есть, как говорится, один момент.

 

Окси

Здесь стоит оговориться, что окончательная победа дионисийского начала над аполлоновским наступила уже в творчестве житомирской певицы Окси. Видеоклип именно на ее песню стал победителем в номинации «Самое сексуальное видео» премии музыкального телеканала RU.TV.

В общем, хоть социализм на Украине после оранжевой революции не наступил, но все получилось словно по ироническим заветам из записных книжек Ильи Ильфа: «Не гордитесь тем, что вы поете. При социализме все станут петь».

 

Еще три интересных украинца

Александр Ярмак

Двадцатилетний рэпер из Борисполя Александр Ярмак, поднимающий проблемы метросексуальности в своем творчестве. У YouTube-ролика на песню «Пидарасяи» — более 5 миллионов просмотров.

 

Филипп Левшин

Если в России за локального Бибера канает Рома Желудь, то на Украине эта роль принадлежит участнику шоу «X-Фактор» Филиппу Левшину. Ненависть парень вызывает, пожалуй, еще большую, чем Желудь.

 

Дзiдзьо

Бородатый хохмач из Львовской области, выступающий под псевдонимом «Дзiдзьо» (с западноукраинского — «дедушка»). Называет себя антигламурным певцом, гинекологом-самоучкой и успешным максималистом.

Рассказать друзьям
94 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются