Views Comments Previous Next Search
Джон Рафман о супергероях, торнадо и животных на Google Street View — Другое на Look At Me

Другое

Джон Рафман о супергероях, торнадо и животных на Google Street View

Автор громкого арт-проекта об удивительных местах на Земле

В «Манеже» в рамках Фотобиеннале-2012 открылась выставка канадского художника Джона Рафмана «Девять глаз Google Street View» — авторская коллекция абсурдных, смешных
и невероятных скриншотов с сервиса Google Streets, которые Джон находит уже несколько лет, гуляя по виртуальным

Интервью: Алиса Таёжная

 

улицам, сфотографированным мини-каром Google.
Look At Me встретился с Джоном и поговорил с ним
о виртуальных путешествиях, о местах, в которых лучше
не бывать, и о том, можно ли придумать арт-проект
с твиттером или фейсбуком.

Джон Рафман о супергероях, торнадо и животных на Google Street View. Изображение № 1.

Джон Рафман о супергероях, торнадо и животных на Google Street View. Изображение № 2.

ДЖОН РАФМАН

Художник

Джон Рафман — художник, живет и работает в Монреале. Начал делать проект с Google Streets три года назад, собирая странные скриншоты сервиса. За это время придумал киберпроект
о путешествиях по игре Second Life
и несколько мультимедийных проектов об интернет-играх и виртуальной культуре.

 

 
Моей первой мыслью было: как вообще Google отреагировал на твой проект c их уличными фото?
Ты один из немногих, кто интересно использует этот большой и неповоротливый сервис для искусства.

Самое странное, что они никогда не связывались со мной
по поводу 9-eyes. Я должен был опубликовать книгу по скриншотам, собранным в ходе проекта, и Google не дал мне разрешения. Но при этом и не запретил продолжать делать то, что я делаю. Вот через неделю в Нью-Йорке я надеюсь с ними познакомиться на конференции, посвященной искусству и технологии, увидеть команду Google, так сказать, глаза в глаза. Сейчас очень много говорят о приватности и о том, что Google — вездесущее зло, это не моя позиция. Я с увлечением занимаюсь той случайной красотой, которая выходит из их простой суперсистемы.

У тебя есть любимые места на Google Streets, в которые тебе хочется возвращаться? Как ты вообще ищешь,
куда тебе пойти?

Это как с обычным путешествием. Во мне всегда борются несколько желаний, и я часто не могу решить, куда мне отправиться. Я не прочь почитать что-нибудь про жесткие районы в Сан-Паулу или одноэтажную Америку. С самого начала проект зажил собственной жизнью, и мне каждый день отправляют фотографии со всего мира о том, что люди видят на своих улицах.

Джон Рафман о супергероях, торнадо и животных на Google Street View. Изображение № 3.

 

В какой-то момент я начал
думать, что работаю в офисе,
потому что в офисе этим обычно
и занимаются смотрят
сотни сайтов за день 

У тебя есть любимые скриншоты из 9-eyes?

Сейчас я начал снимать небольшие видео с историями о том,
что стоит за каждой фотографией. У меня была девушка, которая не любила фотографироваться, и она ушла от меня. И, когда она ушла, я понял, что у меня нет ни одного ее изображения вообще, за всю историю наших отношений, а мне хотелось, чтобы эта любовь как-то мне запомнилась. А потом я вспомнил, что мы были в отпуске, и гугл-кар проезжал мимо, вспомнил это место. Так у меня появилась ее единственная фотография, правда, с размытым лицом.

Очень классная история — совершенно в духе нынешнего времени.

Мне нравится, что за каждой фотографией всегда стоит личное воспоминание, и это — а не пленка, или выдержка, или композиция — самое важное в фотографии вообще. Картинки замещают наши воспоминания и поселяются у нас в голове как действительно происходившие факты. И совершенно неважно, существует ли такая фотография в реальности или это просто снимок экрана.

Параллельно с 9-eyes ты начал другой долгоиграющий проект — Second Life. Как так получилось?

Я по-настоящему увлекся интернетом и решил, что это может стать отличным способом самовыражения. Я не считал дни и часы, которые на это трачу, но это огромное количество времени, целые дни от начала и до конца, которые я работаю и занимаюсь одним делом. В какой-то момент я начал думать, что работаю в офисе, потому что в офисе этим обычно и занимаются — просиживают штаны и смотрят сотни сайтов за день.

 

 

 

 

 
Это как нырять в море и не понимать, когда тебе пора всплывать на поверхность?

Да, именно так. Это же одержимость. Я бы не смог этим заниматься, если бы в моем характере не было этой черты — увлекаться чем-то без остатка. И, как в случае с работой в офисе, иногда это была просто прокрастинация — делать что-то, чтобы не делать что-то еще. Но ходить по улицам в Google — не то же самое, что путешествовать по Second Life. У всего есть свой стиль.

В чем разница стилей?

Прогулки по Googe Streets похожи на марафон — долгая подготовка и медитативное путешествие. Нужно не только быть терпеливым, но и постоянно смотреть по сторонам. Представляешь, сколько скриншотов я сохраняю каждый день! Так что 9-eyes — история про то, как надо выкинуть лишнее, а не создавать. Иногда с первого взгляда даже не понимаешь, как и от чего мне избавляться.

Google Street View в твоих руках — это антропология, настоящее наблюдение за людьми.

Сейчас окружающий мир кажется местом, где нет никакой магии вещей, все предельно конкретно и очень прагматично. Но самое смешное, что даже безличной и равнодушной камере в гугл-каре удается заснять невероятно живые и сильные вещи. Камеры Google — нейтральные и всевидящие, как современный Бог: они за всем наблюдают, но ни во что не вмешиваются. Если Google будет снимать улицы и дальше, через сто лет нас ждет совершенно невероятный архив того, чем была и чем стала наша планета. То, что мне нравится в интернет-технологиях, если отвлечься от их прямого назначения, — это подробная карта и энциклопедия о людях и том, как они живут. Ты начинаешь понимать все о человеческой жизни и желаниях.

   

 

Камеры Google — 
нейтральные и всевидящие,
как современный Бог

 

 

 

 

 

 

 

Куда ты их водишь?

Я вожу их в города в стиле киберпанка и «Бегущего по лезвию»,
в футуристические места или города в стиле нуар, потому что мне ужасно нравится эта эстетика. Потом я веду экскурсию в странный мир сексуальных перверсий — где тусуются фетишисты и занимаются сексом с кентаврами или единорогами. Или в ночной клуб, где может играть какое-то странное подобие рейва. Мы чаще всего решаем про маршрут все вместе, я люблю, чтобы экскурсия оставалась интерактивной. Самые благодарные посетители — студенты факультетов новых технологий и вообще очень молодые ребята, тогда как играют в Second Life далеко не дети. Еще я обожаю зависать в Second Life там, где много других людей, приставать к ним с разговорами и расспросами, и чаще всего это невероятно смешно, потому что люди очень агрессивны — на словах и вообще.

Джон Рафман о супергероях, торнадо и животных на Google Street View. Изображение № 14.

После всех твоих виртуальных перемещений можешь ли ты сказать, что существует самое странное место на земле?

Интереснее всего, конечно же, места, с активной уличной жизнью: на нашей планете таких осталось не очень много. В Бразилии, азиатских мегаполисах, Нью-Йорке, Румынии это еще ощущается. А там, где скучно на улице, может быть очень красиво на природе.

Ты постоянно работаешь с массовой культурой и с коллективным разумом. Ты не устаешь от этого?

Когда изучаешь литературу или философию, как, например, делаю я, то думаешь о прошлом как о каком-то невероятно возвышенном и мудром времени. Я ностальгирую по старому миру, но и обожаю технологии больше, чем многие люди. Мне не кажется, что в современном мире живут дегенераты, которые самовыражаются в сети. Все гораздо сложнее. Мы потеряли викторианский роман, но придумали троллинг.
И эта культура такая же сложная и интересная, просто она вызывает вопросы, потому что не стала общепринятой классикой.

Можно ли придумать что-то настолько же интересное, как твои проекты, с фейсбуком или твиттером?

Они скучнее как источник для вдохновения, чем Google Streets или Second Life. Они работают на потоке и сообщают о неинтересных вещах. Second Life подвижна, как сам интернет: там много странного и остается место для фантазии, Google Streets следит за изменяющимся ландшафтом, а в фейсбуке или твиттере люди постоянно сообщают о том, где они, с кем дружат и что им нравится: это ненужные и очень утомительные подробности, и еще там нет никаких визуальных проявлений фантазии.

 

 

Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются