Другое
Что такое Kickstarter:
Лаборатория или магазин
Почему сайт, где пользователи отдают деньги неизвестным людям неизвестно на что, еще не закрылся
Краудфандинговый сайт Kickstarter, где каждый может разместить свою заявку на создание непременно гениального изобретения, растет. Рита Попова разобралась в плюсах и минусах экономической модели, когда покупатель платит за обещание. Текст: Маргарита Попова |
На днях в App Store наконец появилась Star Command — игра поистине непростой судьбы. Разработчики игры, студия War Baloon, начали первую кампанию на Kickstarter еще в 2011 году, быстро собрали нужную сумму и так же быстро выяснили, что собранного им не хватает. Затем последовала вторая кампания — на этот раз War Baloon благоразумно попросили в пять раз больше денег и собрали еще $150 тысяч за месяц. Неизвестно, что послужило причиной такого успеха: то, что гик-проекты в принципе собирают гораздо больше остальных (доказательство — $67 тысяч, которые нашлись на памятник Робокопу в Детройте), или то, что мало кто из семи тысяч вкладчиков дочитал до слов «Поддержка проекта не подразумевает версию игры для iOS (единственную существующую на данный момент. — Прим. ред.) бесплатно».
Star Command |
Как бы то ни было, по признанию War Baloon, игра ровно на 30% напоминает заявленную в проекте — то есть деньги собирали, откровенно говоря, на другое. War Baloon вообще много за что пришлось извиняться — и за неадекватно сдвинутые сроки, и за отсутствие всякой информации о том, как идет работа над проектом, и — самое милое — за угрозы физической расправы над комментаторами: «Когда кто-то переходит на личности после того, как ты два года тяжело работал, несложно сказать что-то глупое». Проблема, впрочем, не в сомнительном поведении независимого разработчика. Хотя случай со Star Command напоминает нам всем, что по сути Kickstarter — это деньги, данные неизвестным людям неизвестно на что, удивительным образом эта схема работает. По данным последних исследований в университете Пенсильвании, откровенно оппортунистическими оказываются только 5% всех проектов. Проблема в другом — никто до сих пор не понимает, что такое Kickstarter на самом деле. В сентябре 2012-го команда Kickstarter выпустила программный пост в блоге под заголовком «Kickstarter — это не магазин». И это чистая правда, потому что любой магазин, доставляющий вовремя только 25% своих товаров (а 33% не доставляющий вовсе), просуществовал бы от силы месяц. Kickstarter не магазин: дав деньги на видеоигру Star Command, вы получаете футболку, а саму игру покупаете отдельно. Впрочем, вы можете получить бесплатно версию для PC — если доживете до того момента, как War Baloon ее доделает, но игра будет только на 30% соответствовать описанию на коробке. |
|
Но Kickstarter — это и не лаборатория. Тысяча человек, которые собрали $85 тысяч на i+Case, чехол для iPhone из цельного куска алюминия, хотели получить чехол для iPhone. Они не давали деньги на глушитель сигнала сотовой сети, который делал пользование iPhone абсолютно невозможным, однако именно это из i+Case и получилось. В мире, где щедрые горожане дают деньги на то, чтобы изобретатели попробовали что-то сделать, не гарантируя результата, случай i+Case был бы абсолютно нормальным. Но проекты Kickstarter — это эксперименты с заранее известным выводом, что может иметь отношение к чему угодно, но не к науке. Kickstarter — лаборатория до тех пор, пока у изобретателей все получается. Это эксперименты из учебника для общеобразовательной школы — амперметр не барахлит, угол падения равен углу отражения. Как только что-то идет не так, Kickstarter превращается в лучшем случае в книгу жалоб и предложений, в худшем — в телепередачу «Контрольная закупка». Пока 90-летняя бабушка на YouTube восторженно сообщает нам, что Oculus Rift — это oh so real, все хорошо. Но если создатели Oculus Rift напишут пост в блоге с извинениями в духе «Мы пробовали, но у нас не вышло», меценаты и покровители науки превратятся в главных мракобесов. |
|
К сожалению, кому-то придется платить за плесневелые чашки Флеминга, чтобы потом лечиться антибиотиками. Если воспринимать Kickstarter как аналог Etsy с толпой умельцев, которые мастерят игры по вашему заказу и на ваши деньги, тогда каждый человек, отправивший хоть копейку Star Command, оказывается в положении моего одноклассника Ромы, как-то раз нашедшего деревяшку в обертке от «Сникерса». Но если не зацикливаться на собственных обманутых ожиданиях, можно понять, что игра вообще-то у War Baloon получилась хорошая, а возможность ошибаться — и исправлять свои ошибки — должна быть у каждого. И это, по-хорошему, единственная причина, почему Kickstarter — это нечто большее, чем магазин. |
Комментарии
Подписаться