Колонка байера: наблюдения за Петербургом
Настя Сартан (Look At Me Store) — о том, что в Петербурге и магазины свои, и покупатели
Помню, на школьной экскурсии в Санкт-Петербург я была поражена тем, что бабушки в троллейбусе посмотрели на нас и с ходу заключили: «Москвичи». Но о том, что Петербург — не просто город в нескольких часах езды от Москвы, а отдельная вселенная, я впервые задумалась много позже. Произошло это на встрече с местными сеошниками (людьми, которые занимаются оптимизацией сайта для продвижения в поисковиках). На мой запрос сделать предложение для «Яндекс.Директ» они сказали: «А это не надо, в Питере в „Яндексе“ направо не смотрят». Конечно же, это какая-то ерунда, но сам факт возможности такого мнения хорошо иллюстрирует, как петербуржцы выделяют себя из общей массы.
Эту фразу — «В Питере в „Яндексе“ направо не смотрят» — мы теперь произносим каждый раз, когда сталкиваемся с чем-то питерским и необъяснимым. Например, рассылаем какую-нибудь нашу новость всем участникам группы «ВКонтакте». В Москве начинают чаще звонить и заходить на сайт. В Петербурге мы получаем штук двадцать злобных сообщений, что мы спамеры и они к нам ни за что больше не придут.
Сразу оговорюсь: ни в коем случае не хочу критиковать Петербург, тем более что я его очень люблю. Просто часто приезжаю туда работать и подмечаю различия. Одно из них прямо у меня под носом: это два магазина (через полгода после первого открылся второй) с неформальной одеждой и с какой-то уму непостижимой обувью, которые стоят дверь в дверь с нашим. В дни распродаж очередь к ним длиной во весь переулок. На ночь мы убираем милые растения, которые украшают наш вход, а соседи прячут железных скелетов, которые встречают гостей.
«Если ты купил тапки в Prada, то ты без мозгов». Есть такая присказка у питерских модников. Ведь классные тапки можно найти в секонде или в «Финке». Даже красотки, предпочитающие высокие каблуки, обтягивающие платья и меха, говорят про «Уделку» и секонды. Еще в ходу всё те же 2–3 питерских небольших мультибренда и один питерский интернет-магазин.
«Если вещь моя, она меня дождется». Отвесить вещь на неделю или даже на пару недель — частая практика в небольших магазинах. Когда московские продавцы работали Питере, они в один голос говорили, что принятие решения происходит гораздо дольше, чем в столице. И я окончательно в этом убедилась во время последней поездки в Петербург. В зал пришла дама со смешной пушистой таксой. Мы фотографируем таксу для Twitter, публикуем, снова приступаем к работе, продумываем сценарий новогоднего утренника, находим яблоки в карамели для детей, договариваемся с их производителями о выездном мероприятии, обсуждаем цену, обзваниваем знакомых в поисках исполнительницы детских песен, находим пару питерских музыкантов, пытаемся утвердить райдер, тем временем занимаемся растаможкой, переоформляем блог, созваниваемся по делам с Москвой, проводим летучку по новой структуре сайта, утверждаем иллюстрацию новогодней открытки и рассылаем пресс-релиз... и тут я слышу из зала «гав-гав». Выглядываю и вижу всё ту же таксу и ту же хозяйку, которая меряет всё то же платье.
Еще одна цитата петербуржцев: «Надо обязательно время от времени покупать в местном концепт-сторе, потому что его надо поддерживать». Это сродни нью-йоркскому благоразумию: «У меня в доме классное кафе, только кофе в нем безумно дорогой, но я не хочу, чтобы на этом месте открыли „Данкин Донатс“, поэтому время от времени буду этот кофе покупать». Только в Петербурге лояльность к марке формируется не тем, что это не сетевой проект, а тем, что это питерский проект.
Впрочем, больше внимания местным проектам в Петербурге уделяют не из-за пресловутого повышенного патриотизма и ненависти или зависти к Москве, как это принято считать. А просто потому, что только выросший в городе Петербурге магазин может работать в правильном темпе и с самого начала вырабатывать понимание местного вкуса и пристрастий. А его владелец не станет медлить пару миллисекунд, прежде чем назвать водолазку бадлоном.
|
|
Настя Сартан — совладелец сети шоу-румов Ekepeople и интернет-магазина Look At Me Store, закончила журфак МГУ и post-graduate курс в Fashion Institute of Technology в Нью-Йорке. Работала с нью-йоркским дизайнером Tunji Dada, организовывала Первый Дизайнерский Съезд, Young Fashion Design Awards, On-line-показ 3.0. |
Комментарии
Подписаться