Views Comments Previous Next Search

Prada в деньгах: модная индустрия и фондовый рынок

199816
Написалfashion_news3 февраля 2011

Почему Prada размещает акции на бирже Гонконга, а российские фэшн-компании — нет

Изображение 1. Prada в деньгах: модная индустрия и фондовый рынок.. Изображение № 1.

 


Помимо регулярных колонок для блога байеров, Анна Небренчина и Екатерина Петухова ведут собственный поток о бизнесе в индустрии моды. Анна и Екатерина — совладельцы компании Esper Group, занимающейся исследованиями модного рынка, фэшн-консалтингом и собственной маркой Roi et Moi, а также отвечающей за развитие концепт-стора Pierre Premier в Сербии.


В прошлый четверг появилась информация о том, что Prada планирует провести первичное размещение акций на бирже Гонконга. Сообщение это, мягко говоря, никого не удивило, ведь это уже пятая попытка компании провести IPO. Первой помешало 11 сентября 2001 года, остальным — высокая волатильность на биржах, которая не позволила бы компании продать акции по выгодной цене. И вот Prada опять решилась на размещение акций. Пока нет точной информации ни о сроках, ни об объеме подписки, однако есть все основания предполагать, что IPO пройдет этой весной. 

Главная причина, по которой это событие можно будет считать эпохальным в индустрии моды, — то, что впервые один из лидеров не только люкса, но и индустрии в целом предложит свои акции не на биржах США или Европы, а в Гонконге. Несмотря на всю революционность такого действия, оно вполне закономерно: деньги идут к деньгам. И Prada идет с IPO на тот рынок, где денег больше. 

Изображение 5. Prada в деньгах: модная индустрия и фондовый рынок.. Изображение № 2.

А средства компании нужны, ведь скоро время отдавать долг пулу банков — чуть больше 450 миллионов долларов, которые Prada заняла у Intesa, UniCredit и Credit Agricole. Деньги необходимы Prada и для дальнейшего развития собственной розничной сети: планируется, что компания будет получать до 70 % дохода от своих магазинов. Названные выше банки вместе с Goldman Sachs будут поддерживать и размещение акций. Не забываем также, что Intesa сейчас единственный миноритарий Prada, банку принадлежит 5 % акций марки. По предварительным оценкам, Prada сможет заработать около 9,5 миллиардов долларов, что на 30 % выше суммы, которую можно было бы собрать на любой другой бирже. 

На фотографии — магазин Prada в Гонконге. Кстати, два новых магазина Prada в Москве откроются уже в этом году, и компания будет управлять ими напрямую, без посредничества Mercury. Изображение № 3.На фотографии — магазин Prada в Гонконге. Кстати, два новых магазина Prada в Москве откроются уже в этом году, и компания будет управлять ими напрямую, без посредничества Mercury

Другая причина выбора Гонконга в качестве площадки — стратегия развития Prada: уже сегодня на Китай приходится около 20 % бизнеса компании (для сравнения, на Россию не более 7 %). По опросам потребителей люкса в Китае, Prada находится только на 9-м месте по популярности. Размещение акций в Гонконге будет способствовать большей репрезентации бренда в регионе. А уже сейчас в Китае, Гонконге и Макао открыто 25 магазинов марки.  

Компаниям, работающим в индустрии моды в России, остается только смотреть и завидовать. IPO у нас удел телекома, банков и энергетики. Ведь, с одной стороны, бурное развитие отечественного фондового рынка очевидно, а с другой — старт был настолько поздним и низким, что говорить о сопоставимости торгов на биржевом и внебиржевом рынках России и крупных финансовых центров, в том числе азиатских, не приходится. Классические преимущества этого рынка — широкие возможности для привлечения капитала в ходе первичного размещения акций — в России по-прежнему остаются весьма условными. Во-первых, обороты на биржах недостаточны, чтобы обеспечить по-настоящему первоклассную публицизацию компании. Поэтому российские компании предпочитают IPO зарубежных бирж — будь то Токийская фондовая биржа, Лондонская или Нью-Йоркская. Во-вторых, функционирование рынка не достаточно прозрачно, не соблюдаются правила раскрытия информации — все эти факторы осложняют работу. 

Изображение 4. Prada в деньгах: модная индустрия и фондовый рынок.. Изображение № 4.

Надо заметить, что еще несколько лет назад биржа в Гонконге не пользовалась такой популярностью. Ее статус сегодня — это результат большой работы и B2B кампании, проведенной в последнее время, когда представители биржи путешествовали по всему миру, рассказывая о преимуществах Гонконга в качестве биржевой площадки. С другой стороны, российские компании, работающие в индустрии моды, не особо интересуют зарубежных инвесторов. Основная проблема — due diligence, или всесторонняя оценка деятельности компании. Провести ее качественно — нечто из области научной фантастики. Проблема возникает уже на первом этапе — финансовой отчетности. Возьмем, например, крупнейшего игрока рынка — Gloria Jeans. Оборот компании по расчётам составляет 0,7 миллиарда евро — микроскопичная сумма по меркам мирового ритейла. Однако Gloria озвучивает в своей отчетности цифру гораздо меньшую. Проблема в том, что если компания будет отражать действительные цифры, то ее оборот упадет, ведь издержки будут выше. Надо также учитывать, что о российских компаниях попросту никто не знает. ЦУМ (Mercury), относительно хорошо известный за рубежом, в прошлом году провел допэмиссию акций, но размещались они по закрытой подписке, то есть среди известных акционеров, число которых невелико. 

Вывод один — пока не выносить сор из избы считается более важным, чем работать по правилам цивилизованного рынка, российская индустрия моды будет иметь весьма провинциальный характер.

Рассказать друзьям
19 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются