Валери Стил: «Меня отговаривали заниматься модой как бесперспективной темой»
Историк и теоретик моды рассказала, как мода зависит от вкуса покупательниц, нужны ли локальные показы и почему мода никогда нам не надоест
|
|
Валери Стил — доктор наук Йельского университета, директор и главный куратор музея при Институте моды и технологий в Нью-Йорке, куратор выставок о моде. Во время MBFWK Валери Стил прочитала лекцию о том, стоит ли считать моду искусством, и убедительно доказала, что многие дизайнеры были скорее художниками от моды, чем портными. После лекции Юлия Гудз расспросила Валери о новых процессах в модной индустрии, о том, долго ли продлится повальный интерес к моде и зачем нужны локальные Недели моды. |
Расскажите, как случилось, что вы стали изучать моду как часть искусствоведения?
Когда я начала изучать историю искусства, то поняла, что больше всего меня привлекает именно мода как часть этого процесса, и решила избрать ее в качестве специальности. Для моих преподавателей это было большой неожиданностью. Более того, меня все отговаривали, указывая на бесперспективность и несерьезность темы. Серьезно или нет, но моя тема со временем стала очень востребованна, и я начала вести курсы истории и теории моды во множестве колледжей и университетов.
Можно сказать, что вы угадали правильный момент развития моды как индустрии, когда потребовались специалисты нового типа?
Конечно. Раньше было два вида специалистов, которые условно писали о моде: журналисты, задачей которых было уловить сиюминутные веяния, и архивариусы. Но не было теоретиков, которые могли проанализировать процессы, изучать моду как отдельную индустрию.
То, что такие специалисты стали очень востребованны, хорошо видно сейчас, но когда я запустила первое в мире издание, которое специализировалось исключительно на моде как индустрии, Fashion Theory, то думала, где же найти авторов. Поймите, к тому времени было множество фотографов, стилистов и модных журналистов, но они не понимали моду как индустрию целиком. И вот оказалось, что рынок к тому времени созрел окончательно, и я сумела по всему миру собрать разрозненных авторов, которые рассматривали моду как очень серьезный процесс, изучение которого помогает в том числе прогнозировать более глобальные тенденции.
Вы сейчас занимаетесь изучением процесса глобализации в моде. Расскажите, что интересного удалось подметить?
Не буду оригинальна, но меня больше всего занимают несколько глобальных тенденций. Одна из них — это влияние вкуса восточноевропейских (а именно россиянок) и азиатских женщин на моду, ведь именно эти рынки сейчас наиболее перспективные и платежеспособные. И чем дальше, тем больше мода будет меняться под их влиянием. Вспомните хотя бы коллекцию Сhanel «Византия». Вторая тенденция — товар сейчас производится совсем не там, где его придумывают. Также сейчас понятие центров моды стало, благодаря новым медиа, очень относительным, а сами центры существенно сдвинулись. Ну и отдельная интересная тенденция — локальные Недели моды почти в каждой стране мира. Именно потому я приехала в Киев и планирую посещать другие подобные мероприятия.
Можно ли сказать, что такие локальные модные недели, дни или отдельные мероприятия — это что-то вроде модных инкубаторов? И может ли это стать способом поиска свежей крови?
Да, локальные Недели моды — отличные инкубаторы для молодых талантов, а также помощь местной экономике. Но свежая кровь реально приходит в моду только после показов в основных столицах моды. Надо быть реалистами.
А что вы думаете по поводу того, что сейчас в моде почти не появляется новых имен (кроме разве что США), а молодые дизайнеры в самом лучшем случае работают на чужие бренды?
Да нет, всегда будут дизайнеры-одиночки и те, которые будут работать на кого-то, просто сейчас тенденция такова.
Почему, как вы думаете, в последние десятилетия люди так массово начали интересоваться модой, а работники модной индустрии превратились в настоящих звезд? И не угаснет ли интерес так, как это было с дизайном интерьеров, например?
Причиной такой популярности однозначно стали интернет и ТВ-шоу. Но интерес не угаснет, потому что мода более личная вещь, которая вызывает значительно больше эмоций.
Комментарии
Подписаться