Дневник студента: Будни будущего фэшн-дизайнера
«Из 10 человек в группе всегда найдется тот, кто скажет "Я никогда не надену это платье", или "То, что ты сделал, — некрасиво и скучно"»
Look At Me продолжает рассказывать об индустрии моды и дизайна изнутри в рубрике «Личный опыт». После «Будней интернов» и «Дневника модели» мы публикуем рассказ начинающего фэшн-дизайнера об учебе на дизайнера одежды в Международном институте дизайна в Барселоне.
|
|
Оле Костериной 23 года. Она выросла в Ярославле. Полтора года назад Оля поступила в Европейский институт дизайна IED на бакалавра дизайнера одежды. С тех пор она живет и учится в Барселоне. В своем дневнике Оля рассказывает о поступлении, студенческой жизни, одногруппниках, заданиях и обо всем остальном, что встречает на своем пути начинающий фэшн-дизайнер. |
Говорят, что страсть к выбранной профессии чаще всего идет из детства. Но я не шила наряды для своих кукол, не наряжалась в мамины туфли и винтажные платья и не хранила под подушкой журнал о кройке и шитье. Любовь к моде и дизайну проснулась во мне в период подросткового кризиса. Будучи невысокой худышкой, я почти не могла найти в моем городе одежду, которая бы более-менее прилично сидела на мне и которая бы мне нравилась. Тогда мне на помощь пришла мамина машинка Janome и фантазия.
Времена поменялись, теперь найти одежду размера XS проще, чем когда-либо, но мое решение заниматься модой не изменилось. Когда я, отучившись пять лет на географическом факультете, узнала, что у меня есть возможность поехать в Европу учиться дизайну одежды, я с трудом представляла, на что это будет похоже, но была полна волнительного ожидания целый год.
Одно из первых правил моей новой жизни оказалось совсем не позитивное — не доверяй никому
В истории моего поступления в IED (Istituto Europeo di Design) в Барселоне нет ничего сверхъестественного, все логично и понятно, главное — не бояться самой идеи о возможных трудностях. Моя заявка была на столе администрации уже в начале января, затем было собеседование на английском с очень милой девушкой, которая впоследствии оказалась моим классным руководителем, и сбор бесчисленных документов для посольства Испании. Отчетливо помню момент, которого я ждала две недели — звонок консула, который сказал, что решение о мое визе принято, но каково это решение, по телефону никак не сообщалось. Обучение на моем курсе было с нуля, и предоставление портфолио было необязательным.
Бывает, что ты оказываешься в удачное время в удачном месте. В августе, за пару месяцев до отъезда, я получила письмо о том, что моя специальность была аккредитована университетом Вестминстера в Лондоне и что по окончании трехлетнего курса у меня будет самый что ни на есть английский диплом, хотя учиться я буду в Барселоне. Что все это означает, я узнала только в этом году на втором курсе — работать надо вдвое больше.
Фотографии Оли о барселонской жизни
Бэкграунды, которые имеет определенный человек и определенное место, переплетаясь, образуют всегда нечто новое. Барселона — безумно интернациональный город, в котором переплелись тысячи судеб талантливых людей. Мои желания и возможности на старте были таковы: идеальный английский, спасибо родителям и российским преподавателям, кое-какой испанский, спасибо кубинскому репетитору, страсть к моде и желание создавать.
Всем известно, что существо поставленное в новые условия, ранее ему не знакомые, старается как-то выжить. В моем случае иногда это было в буквальном смысле, не без приключений. И одно из первых правил моей новой жизни оказалось совсем не позитивное — не доверяй никому: ни русским агентствам в Испании, ни испанским женщинам-юристам, ни Википедии, ни иногда даже своим одноклассникам. Доверяй только себе и только тому, что сделал сам. Это мой первый девиз, которым я обзавелась, когда приехала в Барселону, но действует он уже второй год.
Огладываясь сейчас на самые первые месяцы в Барселоне, я понимаю, что все шло по классическому сценарию новой независимой жизни: попытка решений бытовых проблем вроде замены лампочки или объяснения каталонцу-ремонтнику на ломаном кастельянском, что стена нашей квартиры в Барселоне вся сырая после дождя; незаменимый опыт проживания в квартире 30 кв. м с человеком абсолютно противоположным; первая влюбленность в испанского мальчика, который на самом деле был мексиканец, типичные вечеринки в стиле Барселоны — когда клубы в Port Olimpic раньше семи утра даже не пустеют.
Типичные вечеринки в стиле Барселоны — когда клубы в Port Olimpic раньше семи утра даже не пустеют
Наша англоязычная группа по дизайну одежды была пробной и первой на аккредитации в Вестминстере — по сравнению с учебой в этом году можно сказать, что мы отдыхали. Первый курс во многих системах образования — это база, и нельзя сказать, что это сложно. Сложнее вначале всегда с моральной стороны: как поставить себя перед одноклассниками и преподавателями, уместно ли попросить о помощи или надо справляться самой, трудности перевода и так далее.
Учебный процесс в IED
У второго образования в сознательном возрасте есть очень много плюсов. Я очень рада, что учусь в IED уже после получения диплома в России. Некоторые из девушек, с которыми я в одной группе, значительно моложе — им семнадцать-восемнадцать лет, и им сложно воспитать себя, серьезно относиться к работе или делать какие-то взрослые выводы. По моим наблюдениям, половина моих одноклассников ткнули в профессию пальцем на карте карьер, а треть просто любят шопинг и красиво одеваться и только пятая часть, если не меньше, шли на эту учебу осознанно и стремятся к самореализации.
Половина моих одноклассников ткнули в профессию пальцем, а треть просто любят шопинг и красиво одеваться
С одной стороны, на первых порах это значительно уменьшает конкуренцию, с другой — увеличивает риск завалить задание: очень многие проекты — групповые, и договориться с несерьезными людьми, пытаясь добиться результата, — это одна из самых сложных ситуаций в процессе обучения. Конфликты с однокурсниками случаются часто. Креативный процесс, в случае школы вызванный искусственно и в четырех стенах, сталкивает умы, идеи и бэкграунды. Русские отличаются от каталонцев, а шведы от исландцев, но в целом мы одинаково не любим критику, к чему нас учат привыкать. Из десяти человек всегда найдется один, который скажет «Я никогда не надену этот костюм или это платье» или «То, что ты сделал, — некрасиво и скучно».
Русские отличаются от каталонцев, а шведы от исландцев, но в целом мы одинаково не любим критику
У всех предметов, которые у нас преподаются, есть критерии, по которым преподаватели пытаются нас объективно оценить. Но в итоге, само собой, получается абсолютно субъективно. Винить учителей нельзя: очень сложно оценить тридцать стоящих перед тобой абсолютно безумных и по-своему замечательных платьев. Поэтому одно из других правил выживаний в школе моды — к оценкам надо относиться легко, потому что в итоге мало кого будет волновать, что у тебя было по patternmaking, только твое портфолио будет имеет значение.
Запираться дома за выкройками запрещено, когда ты в Барселоне — даже если ты ничего не успеваешь
Что может удивить и удивляет российских студентов — IED по системе образования не похож на наши высшие заведения: здесь 90% посещаемости обязательна, каждый день задаются домашние задания, преподаватели постоянно мониторят проекты — ты всегда о чем-то думаешь, что-то создаешь, рисуешь и шьешь, и этому процессу нет конца. Даже когда один модуль закончился и ты успешно сдал проект, то можешь расслабиться всего лишь до следующего дня, когда начнется новый модуль с его заданиями, трудностями и рисками. После моих пяти лет на геофаке, где мы жили весело от сессии до сессии, надо сказать, такой режим дается нелегко. Так перед будущим дизайнером встает другая проблема — надо выбирать приоритеты: социальные контакты не должны существовать в ущерб портфолио, и наоборот, поэтому запираться дома за выкройками запрещено, когда ты в Барселоне — даже если ты ничего не успеваешь. Нужно успевать и учиться, и дружить.
Комментарии
Подписаться