Интервью с Майей Баш
За израильской маркой Maya Bash стоит дизайнер с русскими корнями, 30–летняя Майя Баш. В России все началось четыре года назад с временного шоу-рума в квартире друзей, а в сентябре прошлого года в московском магазине Click-boutique начались официальные продажи коллекций Майи. 29-30 мая на Красном Октябре Майя Баш продемонстрирует всем желающим свою осенне-зимнюю коллекцию.
За израильской маркой Maya Bash стоит дизайнер с русскими корнями, 30–летняя Майя Баш. В России все началось четыре года назад с временного шоу-рума в квартире друзей, а в сентябре прошлого года в московском магазине Click-boutique начались официальные продажи коллекций Майи. 29-30 мая на Красном Октябре Майя Баш продемонстрирует всем желающим свою осенне-зимнюю коллекцию.
Мои родители поступили очень мудро: они не поощряли моих начинаний, но и не запрещали мне заниматься искусством. Они дали мне возможность выбора и самостоятельного принятия решения. Одеждой я начала заниматься, потому что с детства влюбилась в ткань, в фактуру — мне нравилось трогать, ощущать материал, нравилась его осязаемая пластичность.
Я закончила Школу дизайна в Тель-Авиве. Во время учебы проходила практику в европейской компании на производстве, расположенном в Турции: делала различные проекты для Morgan, River Island. Стажировалась в частных студиях у израильских дизайнеров.
Четыре года назад после диплома я отшила модель деконструктивной майки, которую увидели и заказали несколько израильских мультибрендов. Примерно через два месяца я выпустила первую небольшую коллекцию. Год я работала дома – сама конструировала и отшивала модели. Коллекция продавалась в тех же магазинах.
Три года назад я сняла небольшую студию в андеграундном районе Тель-Авива. Лет 6 назад там царила разруха, поэтому цены были лояльными. Район хорош тем, что вокруг расположен парк, неподалеку — жилые дома. При поддержке муниципалитета район удалось оживить, несколько дизайнеров открыли там магазины. Но все равно вечером там выстраиваются проститутки. Сейчас на этой улице около 35 студий и магазинов. Через полгода я открыла на месте студии магазин, а студию перенесла в отдельное помещение. Все пошло достаточно гладко, я быстро вошла, условно говоря, в десятку лучших дизайнеров в Израиле.
У меня нет инвестора — все деньги, которые я зарабатывала с самого начала, я вкладывала в дальнейшее развитие. Без инвестора прожить возможно, и хороший старт можно организовать своими силами. Дальнейшее развитие сложнее, элементарно потому что открытие и развитие магазинов — это немалые вложения, плюс необходимы командировки за границу, участие в выставках.
В Израиле есть маленькие фабрики, есть ателье, можно шить в соседних странах, в Иордании, например. Есть сектор Газа — арабские деревни, представители которых получают в Израиле заказы и производят их на своей территории. Из идеологических соображений я шью только внутри страны. Это сильно повышает себестоимость. Оборот производства и сезонный ассортимент коллекции во многом зависит от текущей погоды. В среднем в сезон я произвожу около 3 000 вещей (20 моделей). Прошлым летом увеличила производство до 5 000, в этом сезоне я осторожничаю.
У меня очень маленький штат. Половину коллекции я конструирую сама. В студии работает одна швея, которая отшивает сэмплы, после чего работает над маленькими партиями сложных вещей — плащи, пиджаки в основном шьет она. Два раза в неделю мне помогает конструктор-модельер. Две девушки работают продавцами в магазине, одна из них ведет документацию и бумажные дела. Проплаченного пиара у меня нет, израильские издания сами с удовольствием обо мне пишут. В Израиле не издается западный глянец, единственный такой журнал — это Cosmopolitan. У нас есть свои фэшн-издания, часто о моде пишут газеты.
Израильские дизайнеры – это эклектика, так как страна многонациональная. Альбер Эльбаз учился в нашей Школе дизайна. Когда я делала диплом, он приезжал к нам с мастер-классом. На защиту дипомов приезжают представители из Galliano, McQueen, Donna Karan — выбирают студентов на стажировку. Наша школа интернациональная и довольно сильная, за это ее ценят. Многие выпускники идут работать в дизайн-студии больших сетей: Sela, Castro, Kenvelo — это израильские компании.
В Израиле нет Недель моды. Два раза в год в Тель-Авиве работает трехдневная ярмарка дизайна, в которой принимает участие порядка 100 дизайнеров. На ярмарке дизайнеры одежды, обуви, аксессуаров представляют коллекции прошедшего сезона на распродажу, и до начала ярмарки дизайнеры-участники не имеют права самостоятельно начинать сейл. Это мероприятие рассчитано в первую очередь на покупателей — такой большой трехдневный маркет, куда съезжаются люди со всей страны. После этого некоторые дизайнеры могут представлять у себя в студиях новые коллекции, хотя так поступают далеко не все.
Обычно я снимаю каталоги — такие простые packshots. Вещи просто разложены перед камерой, часто смяты, чтобы была видна пластика ткани. Я не пропагандирую одежду определенного стиля, для меня важнее настроение. Мои основные клиентки — женщины от 30 до 70 лет, что очень приятно. Для презентации коллекции SS 08 мы с моим другом режиссером Максом Ломбергом сняли короткометражный фильм Wardrobe.
Я участвую в различных творческих проектах, чтобы выйти за рамки повседневной работы, связанной с магазином, производством. Например, год назад Макс Ломберг снимал фильм с музыкантами Тусей Беридзе и Никой Мачаидзе – они стояли у истоков minimal techno, записываются в Берлине. Я делала для этого фильма костюмы.
В Москве все началось три года назад с русско-израильской тусовки. Друзья, которые периодически наведываются в Израиль, покупали мои вещи, а потом решили устроить шоу-рум в Москве. Мы удачно поучаствовали в Пикнике «Афиши», собрали хорошую прессу и открыли первый шоу-рум дома у одних друзей, потом в офисе у других. База из нескольких сотен человек составляла основную аудиторию шоу-рума, появились постоянные клиенты марки, вещи стали регулярно продаваться. Стало очевидно, что квартирами друзей нам не обойтись. Поэтому уже год вещи Maya Bash продаются в Москве в Click-boutique.
Мужская линия появлялась постепенно. Пару лет назад я выпустила первую капсульную мужскую коллекцию — вещей было совсем немного, моделей 10 — и шли они в поддержку основной женской линии. Я заканчиваю женскую коллекцию и только потом смотрю, могу ли я создать мужские вещи. В этом сезоне я сделала полновесную мужскую коллекцию, которая вместе с новой женской коллекцией будет показана в Москве.
Новая коллекция посвящена современному танцу. В этом году я начала заниматься в балетной школе: это новый для меня мир, где я учусь по-другому двигаться, находиться в пространстве и даже ходить. Мне стало интересно перевести мир новой для меня пластики в крой, особое внимание в работе уделяя строению тела. В новой коллекции я использовала базовые выкройки, деконструируя их, меняя швы и детали, отталкиваясь от терминологии классического и современного балета. Обычные для меня натуральные ткани в этот раз дополняются новыми сочетаниями материалов и текстур: лен с хлопком, шелк, имеющий вид трикотажа, органический хлопок.
Я хочу развить марку. Возможно, открыть пару магазинов за пределами Израиля. Хотелось бы немного уйти в сторону неносибельности, а еще — работать над фильмами, брать на стажировку новых людей. Не так давно я отказалась от открытия магазина на новой площадке — отличная индустриальная площадка, ангар, разбитый на 10 секторов, недалеко от моря — потому что поняла, что через полгода это превратится для меня в сухой бизнес. А я хочу больше времени уделять творческой работе. Хочется иметь время разложить ткань, порисовать, потрогать.
Вопросы: Рита Саяпина
Фото: Liah Chesnokov
Комментарии
Подписаться