Пусть меня научат: Лаборатория Зайцева
Выпускница Лаборатории Моды Вячеслава Зайцева — о том, как и чему там учат
В конце июня прошли показы выпускников Лаборатории Моды Вячеслава Зайцева. В начале сентября начнется новый набор учеников, готовых посвятить год жизни учебе на дизайнера одежды. Look At Me поговорил с одной из бывших студенток, чтобы узнать, кому стоит поступать в лабораторию, чему там учат и кем можно стать после ее окончания.
ЛИЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ, ИЛИ КОМУ НУЖНО ИДТИ УЧИТЬСЯ В ЛАБОРАТОРИЮ
У каждого своя история. Лично у меня все сложилось вот как. Я давно знаю Машу Шароеву, которая сейчас преподает в лаборатории. Когда-то мы вместе рисовали в одной студии, и тогда она как раз думала — либо идти в Суриковское, либо в лабораторию. Она приносила эскизы и обсуждала поступление с нашей преподавательницей. Я же изначально рассчитывала стать художницей и все время рисовать, а после окончания Суриковского института плотно заняться графикой.
Потом у меня появился молодой человек, у которого мама — швея. Каждый раз, приходя к ним домой, я видела, как она шьет, как приходят клиентки и как все происходит. И тут мне очень захотелось начать шить для себя. Сначала я рисовала эскизы и просила ее воплотить их в жизнь. А потом поняла, что я как художник просто не могу сидеть и смотреть, как кто-то делает то, что должна делать я. Мне нужно было непосредственное участие в процессе. Я позвонила Маше и сказала: «Кажется, я хочу заниматься одеждой».
В общем, я взяла академ и ушла в студию Зайцева заниматься одеждой. Я просто почувствовала, что так надо.
И, как оказалось, это было правильно. Сейчас я возвращаюсь в институт и уже имею профессию: могу делать диплом и параллельно заниматься одеждой. А так мне бы пришлось реставрировать фрески или рисовать картины на заказ, чтобы хоть как-то заработать. Закончив лабораторию, я поняла, что как художник я выразила себя этой коллекцией. Это полностью мое — мне никто не ставил задачу, я сама себе ее поставила и сама ее выполнила. Для меня это и есть самое важное.
Кому нужно поступать
Я бы посоветовала идти учиться тому, кто точно знает, что он хочет заниматься дизайном одежды и не готов себя растрачивать на что-то, кроме этого. Тому, кто не готов провести пять лет, изучая общеобразовательные предметы.
Выпускной показ Ники Чекмаревой
ПОСТУПЛЕНИЕ
Экзамены в лабораторию проходят в виде собеседования. Прошлым летом я пришла в лабораторию до экзамена, просто узнать требования. В тот момент я не умела шить вообще — могла только рисовать. Стоит признать, что моя ситуация — скорее, исключение.
За несколько месяцев до поступления меня предупредили, что умение шить — необходимое условие. По крайней мере, базовые основы должны быть обязательно, потому что в ходе учебы будет интенсивная работа с наколкой на манекене. Я должна была элементарно уметь вшить рукав или воротнички, у меня должно было быть сформировано представление о том, из каких деталей состоит одежда. Я поняла, что этим летом отдохнуть у меня не получится.
Я пришла четвертого сентября и увидела огромное количество поступающих девочек и одного мальчика. В приемной комиссии был сам Вячеслав Михайлович и весь состав преподавателей. На собеседование необходимо было принести от трех до пяти самостоятельно сшитых вещей и портфолио с эскизами и художественными работами. Главная задача собеседования — заинтересовать комиссию и показать, что ты творческая личность. Там не надо рисовать голову Дорифора или уметь работать с гипсом. Нужно просто продемонстрировать собственную заинтересованность.
Не всегда тот факт, что ты умеешь хорошо рисовать или хорошо шить, играет главную роль. Позже я разговаривала с одной из преподавательниц об их первых впечатлениях об абитуриентах, и она сказала: «Мы на тебя посмотрели и поняли — она, конечно, ничего не умеет, но мы ее точно возьмем из-за света в глазах, из-за желания учиться».
Поступали ребята очень разных возрастов. Но преподаватели все же стараются больше брать молодых, потому что их, как они говорят, «легче ломать». Ведь когда ты уже многое умеешь, когда у тебя собственный опыт и ты привык к определенным стандартам, тебе, конечно, трудно перестроиться.
Многие приезжали поступать из других городов. Поступало порядка 40 человек. Поступило 20. Не так-то много, но с другой стороны — не так уж и мало для такого небольшого места.
Выпускной показ Русико Кобяковой
ОБУЧЕНИЕ
Обучение очень интенсивное. Когда я поступила, я думала, что мне, возможно, удастся совместить обучение в лаборатории и в Суриковском. Через неделю стало понятно, что это невозможно. Стало ясно, что, если я хочу получить от лаборатории все, что можно, я просто не имею права отвлекаться на что-то другое. Я пришла в институт и отпросилась в академ. Но легче не стало — график был безумным. Мы занимались пять дней в неделю с десяти до пяти — это официально. На деле — уходили уже ночью.
В конце января происходил промежуточный зачет. Мы прошли программу: в нас заложили основы, и к зачету мы должны были отшить четыре комплекта вещей — защитить их перед коммиссией и пройти просмотр по композиции. В лаборатории на композицию делается большой упор, Вячеслав Михайлович сам художник, и для него очень важно, чтобы ученики умели рисовать. Сейчас по композиции очень хороший преподаватель. Девочек, которые пришли, совсем ничего не умея, она, конечно, подтянула — они начали рисовать и поняли, для чего это нужно в моделировании одежды. Многие пришли со специальностью портной, они умели шить и никогда не зарисовывали эскизы. Многие просто описывали по пунктам, как их учили работать для клиентов — такой-то рельеф, такой воротничок, такая длина.
Полгода после зачета посвящено тому, чтобы подготовить полноценную коллекцию. Но у кого-то некоторые вещи уже с зачета пошли в выпускную коллекцию. У нас было четыре обязательных пункта: жакет, корсет, юбка или брюки и маленькое черное платье — что считается самым сложным заданием, оно дается уже под конец, когда ты чувствуешь пропорции. Для меня маленькое черное платье стало точкой отчета для коллекции.
Обучение платное — 240 000 р. в год. Бесплатных мест нет и не предполагается. В лаборатории дают диплом негосударственного образца. Это связано прежде всего с тем, что там не преподают общеобразовательные предметы. Они взяли и исключили все лишнее, пять лет текстильного института ужали в год, дополнив его лишь несколькими предметами.
Практика показывает, что в течение года, обычно до зачета, из курса в 20 человек несколько отсеивается. На каждом курсе оказывается тот, кто переоценил свои силы, есть люди, которых преподаватели сами просят уйти — они видят, что человек не заинтересован. Они не гонятся за лишними деньгами, то есть, нет такого, что — главное, заплатите, и учитесь, как хотите. Им нужна отдача, за каждого человека они отвечают и хотят, чтобы из их рук выходили профессионалы.
ВЯЧЕСЛАВ МИХАЙЛОВИЧ ЗАЙЦЕВ
Вячеслав Михайлович перед тем, как открыть лабораторию, объездил многие школы дизайна одежды. И на базе собранной информации уже открыл свою. Он каждый месяц приходил на просмотры, комментировал все, что мы делали, он каждого из нас знал по имени, если видел прогресс, отмечал это. Этот человек каждый день крутится как белка в колесе — у него график максимально заполнен, он встает в пять утра, в доме моды он уже в восемь. Он постоянно в разъездах и при этом успевает тратить время и на нас: запоминать, что с каждым из нас происходит. Это очень ценно.
Выпускной показ Марии Алуевой
ЧЕМУ УЧАТ И НЕ УЧАТ
В женском коллективе постоянно бывают неприятные моменты. Всегда есть девочки, у которых сложный характер и которым тяжело сходиться с коллективом.
Из-за такой интенсивной работы у многих даже случались истерики — был страх, что ты просто не успеешь отшить всю коллекцию. Нервы на пределе. Но все мы сами выбрали эту профессию — в этом плане лаборатория очень сильно помогла подготовиться к будущим трудностям.
Как я уже говорила, лучше всего в студии преподают композицию и «наколку». Есть два способа сделать лекала для той или иной модели. Все может быть сначала построено на чертеже, а может — в объемном сложном макете. В плоскости трудно — нужно четко понимать, как это все будет выглядеть, а когда ты на манекене работаешь, берешь макетную ткань и вылепливаешь ее прямо на фигуре. Минус этого состоит в том, что неточности в объеме более вероятны, чем на чертеже, где ты можешь заранее все просчитать. Но все решается примерками. В лаборатории учили и строить чертежи, и работать с наколкой.
Я точно знаю, что в текстильном институте наколка на манекене изучается достаточно поверхностно, а в лаборатории это основа. Все наши коллекции были сделаны наколкой, не так, как это привыкли делать портные.
В лаборатории не учат напрямую работать с клиентом. Клиенты ведь бывают разными — и общаться с ними ты можешь научиться только сам. Тут важен только опыт.
ЧЕМ ПЛАНИРУЮТ ЗАНИМАТЬСЯ ВЫПУСКНИКИ
Кто-то после учебы собирается пойти работать в кино или театр. Многие будут работать как ателье и брать заказы, потому что во время учебы у них уже возникла база клиентов. Некоторые остаются работать у Зайцева закройщиком или конструктором — там очень быстро повышается квалификация, потому что в доме моды очень высокий уровень отработки одежды — именно технической стороны.
Насколько я поняла, мечта почти каждого начинающего дизайнера — участие в RFW или других неделях моды. Кому-то хочется открыть свой дом моды. Чем я буду заниматься в будущем — конкретно пока не решила. В лаборатории этому не учат.
Фотограф: Динара Аккужина
Где еще учат дизайну одежды:
Британская высшая школа дизайна
Текстильный университет им. А.Н. Косыгина
Московский государственный университет дизайна и технологии
Национальный институт современного дизайна
Московский художественно-промышленный институт
Московский государственный институт сервиса
Читайте также:
Комментарии
Подписаться