Views Comments Previous Next Search

Режиссер Соня Карпунина о том, как снять первый фильм

2138801
НаписалКамила Мамадназарбекова10 апреля 2012

Первый полный метр в деталях: как собрать команду друзей, получить деньги на фильм и сыграть в нем главную роль

Исполнительница главной роли и соавтор сценария к фильму Сергея Соловьева «Одноклассники» Соня Карпунина рассказывает о своем полнометражном режиссерском дебюте, фильме «Все просто», который она только что закончила монтировать и готовит к прокату. Сценарий «Все просто» Соня написала еще в середине учебы, и к диплому была одной из немногих своих однокурсников, кто оказался готов запуститься с полнометражным дебютом. 

Look At Me поговорил с Соней и узнал, каково быть девушкой-режиссером, снять полный метр в двадцать шесть лет, и к тому же не независимый артхаусный проект, а авторское мейнстримное кино с опытными актерами — Константином Крюковым, Агнией Кузнецовой, Александром Яценко и Любовью Толкалиной.

Режиссер Соня Карпунина о том, как снять первый фильм. Изображение № 1.

Соня Карпунина
режиссер, сценарист, актриса 

Окончила курс Сергея Соловьева во ВГИКе в 2011 году, сочинила с ним в соавторстве фильм «Одноклассники», где сама сыграла главную роль. Ее дипломный фильм «Марина» получил главный приз на фестивале Эмира Кустурицы «Кустендорф». В 2012-м в прокат выйдет первый полнометражный фильм Сони «Все просто»




Призвание

Мне кажется, нельзя решить стать режиссером. Есть такой фильм «Нью-йоркские истории», он состоит из трех новелл. История, по-моему Копполы, про очень известного художника и его юную ученицу. В какой-то момент у нее ничего не получается, и она ему говорит: «Я решила больше не быть художником». А он отвечает, что в таком случае она им никогда и не была. Потому что нельзя решить — быть или не быть художником. Ты либо художник, либо нет. Я училась на экономе, год проработала в банке, потом уехала учиться в Англию. Собственно, там, взглянув на все под другим углом, я окончательно поняла, чем не хочу заниматься. 



Нельзя решить — быть или не быть художником. Ты либо художник, либо нет. Я училась на экономе, год проработала в банке, потом уехала учиться в Англию


Я из семьи финансистов. Творческие профессии родителями не воспринимались всерьез, но сейчас они приняли мой выбор. Родители понимают, что у меня своя дорога, они переживают за мои работы. Поступать именно к Соловьеву я не планировала. Я вообще не представляла себе разницу между ВГИКом и ГИТИСом, настолько я была далека от всего этого. Просто пришла поступать во ВГИК, прошла на бюджет, проучилась один курс, потом ушла в академический отпуск, и через год, когда восстанавливалась, было две мастерских — Алексея Учителя и Сергея Соловьева. Я склонялась к Учителю, но моя преподаватель по сценической речи убедила идти к Соловьеву. То есть к Соловьеву я не поступала, а попала, в общем-то, случайно. 



Одноклассники

Нельзя сказать, что студенты Соловьева как-то все время держатся вместе. Когда мы учились, такого тоже не было. На младших курсах мы ставили этюды, и, конечно, все помогали друг другу. 

Из личных отношений росли профессиональные. К короткометражным работам я привлекала однокурсников.В небольшом эпизоде во «Все просто» у меня снималась однокурсница Лена Сердюкова, которая играла главную роль в моем первом короткометражном фильме «Шанс». На стихотворения Юли Соломоновой (она тоже моя однокурсница и поэтесса) написаны две песни для «Все просто», авторы музыки для одной песни — Аня Соловьева, для другой — питерский музыкант Галя Чикис. В фильм также вошли три трека с последнего альбома СБПЧ «Флэшка». Это ритмичная музыка, под нее складывается динамичный монтаж. Думаю, современному молодежному фильму нужна современная молодежная музыка, одно не может без другого. Я точно не могу без музыки.

 


Режиссер Соня Карпунина о том, как снять первый фильм. Изображение № 2.
Анна Соловьева
актриса, композитор, автор музыки к «Ассе-2» и «Анне Карениной». Дочь Сергея Соловьева и Татьяны Друбич

 

Москва

Нравится ли мне жить и работать в Москве? Работать, на самом деле, да. Москва, конечно, именно тот город, где стоит работать, — много возможностей, много людей, событий. Для жизни он слишком быстрый и многолюдный. Хочется в течение года пожить где-то еще, на месяц на море хочется. Особенно когда что-то пишешь, когда нет физической привязки к студии или монтажной. Но я люблю Москву, хотя она и бывает тяжелой, особенно зимой, когда солнца нет и холодно все время. 



С Агнией Кузнецовой мы познакомились именно в «Маяке». Сидели как раз за соседними столиками, и мой товарищ мечтал представиться, но ужасно стеснялся


В фильме «Все просто» действительно есть сцены, снятые в настоящих «Жан-Жаках» и «Маяках». Просто я хожу в эти места, для меня это обычная среда, про которую я и рассказываю, вот и все. Не было никакого желания показать модную Москву. Мода — это вообще слишком относительное понятие, я его вообще не очень понимаю. Когда я работала над финальным вариантом сценария, читала Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой», на меня эта книга произвела большое впечатление. 

Мне понравилось, как Хемингуэй описывает реальную среду, людей, места и события — в этом чувствуется настоящее течение жизни. Во «Все просто» тем не менее все персонажи выдуманные. Но они могли бы жить в Москве, быть вашими соседями, сидеть за соседним столиком в «Жан-Жаке». Как это ни смешно, с Агнией Кузнецовой мы познакомились именно в «Маяке». Сидели как раз за соседними столиками, и мой товарищ мечтал представиться, но ужасно стеснялся. Потом мы встретились в «Пионере», потом на показе Терехова, и это практически в течение одной недели, и как-то естественно стали общаться. Агния не приходила ко мне на кастинг, роль была написана специально для нее, исходя из ее энергии и харизмы. 

Донатаса Грудовича я тоже знала до начала всех кастингов и съемок. Была в «Практике» на его спектакле. Роль Синего тоже написана специально для Донатоса, в его монологе есть даже отрывки из его пьесы. Но он не играет самого себя. Это вымышленный персонаж, написанный исходя из фактуры и сущности Донатоса. Мне нравится отталкиваться от органики, от сущности человека и писать под конкретного актера (или не актера). Для меня это интереснее, чем подбирать кого-то на роль, чтобы профессиональный актер изобразил мне кошечку или собачку. Он сделает это искусно, но все равно в этом будет притворство, что ли. 

 


Режиссер Соня Карпунина о том, как снять первый фильм. Изображение № 3.
Агния Кузнецова 
играла главные роли в «Грузе 200» и «Все умрут, а я останусь» 
Режиссер Соня Карпунина о том, как снять первый фильм. Изображение № 4.
Донатас Грудович
играл во «Все умрут, а я останусь», «Громозеке», театре «Практика» и «Театре.doc»   

 

Режиссер Соня Карпунина о том, как снять первый фильм. Изображение № 5.



Мейнстрим

Чтобы снимать правдивое кино следует отталкиваться от собственного эмоционального опыта. Понятно, что, когда тебе двадцать, его меньше, чем когда тебе пятьдесят. Юный драматург всегда работает с собственной кровью. Потом матереет и начинает работать с кровью других людей. Это образное выражение. Это не значит, что я описывала события собственной жизни. Алина Алексеева, агент и девушка Кости Крюкова, однажды меня спросила: «А что, это правда все с тобой произошло?» Конечно, нет. Это выдуманные ситуации. 



Юный драматург всегда работает с собственной кровью. Потом матереет и начинает работать с кровью других людей


Первый вариант сценария был повествованием, в котором было много атмосферы и необязательных эпизодов и персонажей. Когда мы с Климом Шипенко стали работать над сценарием вместе, уже готовясь к съемке, то стали работать над  драматургическими линиями, создавать сценарную структуру. Любой сценарий — это некая продуманная модель, это каркас, на который уже нанизываются диалоги, эмоциональные переживания, образы. Во «Все просто» в принципе нет ни одного эпизода, который можно убрать безболезненно для сюжета. То есть, например, бывает ворох сцен, не вошедших в фильм, их часто дают в дополнительных материалах на DVD. У нас просто не было такой возможности — снимать, а потом думать: надо — не надо. 

 


Режиссер Соня Карпунина о том, как снять первый фильм. Изображение № 13.
Клим Шипенко 
режиссер, сценарист, актер, продюсер компании WeiT Ship Films. 

Хотя там есть несколько необязательных сцен, которые не сильно влияют на основную сюжетную линию, но они настолько классно сыграны и я их так люблю, что убирать их не хочется. Все остальное если убираешь — обрывается какая-то нитка сюжета. Жанровое кино снимать, на мой взгляд, намного сложнее, чем так называемый артхаус. Я стараюсь делать такое кино, которого в России, по-моему, практически нет, — так называемый авторский мейнстрим, то есть это, с одной стороны, авторское кино, но которое тем не менее существует по законам жанрового кино, претендует на то, чтобы быть зрительским. Я, конечно, хочу чтобы фильм увидели зрители. Чтобы у фильма сложилась прокатная судьба, очень много зависит от рекламы. Сейчас все упирается в то, захотят ли продюсеры вложить пару миллионов долларов в рекламу, в противном случае крупные киносети просто не возьмут фильм в широкий прокат. Я вообще про любой фильм говорю, который претендует на то, чтобы быть зрительским.



У нас в фильме есть все, что может быть в авторском кино. Но при этом мы не показываем козу, которая три минуты бегает по полю из одного края кадра в другой


Во «Все просто» есть своя особая атмосфера и настроение, и все то, что может быть в авторском кино, — определенный взгляд на мир, но при этом мы не показываем козу, которая три минуты бегает по полю из одного края кадра в другой. Я, конечно, иронизирую. Просто реализм и реальность — это разные вещи. Их не стоит путать. Люди не говорят что-то невнятное с претензией на интеллектуальность или, наоборот, на ее отсутствие — я, конечно, высмеиваю, разумеется, это не у всех режиссеров проиcходит в артхаусном кино. Думаю, что артхаусные фильмы может смотреть определенная аудитория, подготовленная и заинтересованная. Мне интересно работать для более широкой аудитории, так называемого массового зрителя. Все оперируют этим понятием, но кто такой этот самый зритель, никто не знает. Никто его в глаза не видел. Потому что он на самом деле не существует. Это миф. Мне кажется, это самое сложное: сделать кино, которое полюбят люди, просто потому, что оно близкое и эмоционально понятное. Я очень люблю Вуди Аллена, у него получаются легкие истории, изящно написанные диалоги, и они довольно-таки просто сняты, без летающих на вертолете камер и четырехсот трупов в первые пять минут фильма для зрелищности.


Режиссер Соня Карпунина о том, как снять первый фильм. Изображение № 14.



Команда

Соловьев нам постоянно вдалбливал на мастерстве, что режиссура занимает все жизненное пространство и время, про все остальное можно забыть. Так что наше соавторство с Климом Шипенко выросло из нашего личного общения и постоянных обсуждений творческих и производственных моментов, поскольку мы оба занимаемся кино. Так что личное общение и рабочее — это уже абсолютно естественный неразделимый процесс. В одном из интервью Клим сказал, что работает со мной так, как хотел бы, чтобы с ним работал продюсер. Когда стали дорабатывать сценарий, Клим предложил сделать его подинамичнее — в первом варианте сюжет начинал развиваться страницы с тридцатой, до этого в основном шли атмосферные необязательные диалоги. Каждый день мы обсуждали сюжетные линии, персонажей, в какой-то момент я поняла, что мы все придумываем вместе. Это очень увлекательный процесс, как игра в шахматы.



За месяц кастинга найти свое альтер эго мне не удалось, вот я и сыграла сама


Мы долго искали актрису на главную роль. В какой-то момент Клим стал меня убеждать, что мне нужно играть самой. Я как-то сомневалась — слишком сложная задача совмещать режиссуру и игру. Хотя, когда первый вариант сценария прочитал Соловьев, он тоже сказал, что играть нужно самой. Не потому, что я играю лучше, например, чем профессиональные актрисы. Нет. Просто актрисы бы играли, а я это прожила, потому что я это писала и переживания главной героини мне ясны. Короче, за месяц кастинга найти свое альтер эго мне не удалось, вот я и сыграла сама.  Во время съемочного процесса я не раз пожалела, что пошла на это, но, когда фильм был уже в монтаже, поняла, что решение было правильным. 

Хотя, например, Агния Кузнецова проживает свои роли. Мне кажется, это особый талант, Агния — настоящая актриса, у нее талант от Бога, ей веришь. Потрясающе сыграл Костя Крюков. Мы с ним знакомы еще со времен  «Одноклассников», у нас теплые товарищеские отношения. То, что мы давно знакомы, мне кажется, помогло нам сыграть нашу линию в фильме — не было притирок. У Кости получился классный образ, многогранный. Таким его точно еще не видели.

 


Режиссер Соня Карпунина о том, как снять первый фильм. Изображение № 21.
Константин Крюков
играл в «Generation П»«9 роте», «Жаре»,
«Одноклассниках» 



Не было такого, чтобы мы все познакомились на площадке и стали разыгрывать любовь и дружбу


Саша Яценко за последний год снялся только у своего любимого Хлебникова, у Хомерики и у нас. От всего остального он отказывался. Я была уверена, что играть должен именно он, но изначально было всего 2 эпизода с этим персонажем, Клим сказал, что Саше это просто неудобно предлагать. И тогда мы решили написать для него роль так, что бы он сам захотел ее сыграть. Оказалось он в студенческие годы как раз жил в квартире, похожей на ту, где происходит основное действие, и это все ему хорошо знакомо. 

Во время съемок Сашина роль еще больше разрослась — мы дописывали ему эпизоды, он такой очаровательный, что захотелось видеть его побольше — и на площадке и в фильме. 

 


Режиссер Соня Карпунина о том, как снять первый фильм. Изображение № 22.
Александр Яценко
играл у Хлебникова в «Свободном плавании», «Сумасшедшей помощи» и одной из новелл в альманахе «Короткое замыкание». Сыграл главную роль в «Сердцах бумеранг» Николая Хомерики

 

Режиссер Соня Карпунина о том, как снять первый фильм. Изображение № 23.

У нас вообще все роли написаны под конкретных людей, есть какие-то стечения обстоятельств. То, что во «Все просто» я и Клим сыграли сами, то, что мы писали вдвоем эту историю, на мой взгляд, придает шарм этому фильму: он получился очень личный и искренний. Плюс еще весь актерский состав — мы все так или иначе были в хороших отношениях и знали большинство актеров до начала кастинга и съемок. Не было такого, чтобы мы все познакомились на площадке и стали разыгрывать любовь и дружбу. Люди, которые уже посмотрели черновой монтаж, не имеющие отношения к нашему производству, говорят, что в фильме течет реальная жизнь, что в историю веришь. Надеюсь, что это действительно так, а не то, что они меня расстраивать не хотели. Шучу. 



Деньги

Вся история с господдержкой началась, когда я еще училась на пятом курсе. Каждый год ВГИК подает заявки выпускников на господдержку дебюта. Я начала искать деньги, еще когда первый вариант сценария был написан, то есть уже четыре года назад, это оказалось очень сложно. Сценарий был другой, очень атмосферный. Может быть, на новый вариант деньги было бы найти проще. Хотя еще проблема в том, что не все продюсеры могут увидеть в девочке — режиссера. Для продюсеров «извне» «Одноклассники» никаким образом уверенности во мне не придавали — там я была актрисой и соавтором сценария. Когда «Одноклассники» вышли, про меня везде писали, что я — актриса. Меня в тот момент это крайне возмущало — я-то училась на режиссера. В итоге я нашла деньги там, где не ожидала, — во ВГИКе. Для ВГИКа опыт «Одноклассников» сыграл мне на руку — еще студентка, а уже полный метр. Во ВГИКе это уже успех. 



Проблема в том, что не все продюсеры могут увидеть в девочке режиссера


Когда я ездила на питчинг «Кинотавра», мое там выступление было весьма фееричным. Комиссия продюсеров разносила в пух и прах участников своими вопросами. Я так перепугалась, что из защиты перешла в нападение. Они, конечно, такой наглости не ожидали. Одним из членов жюри продюсерской комиссии был Тельнов, который является председателем комиссии, раздающей эти самые господдержки. Ну и ректор ВГИКа — Малышев, который изначально поверил, что из моих стремлений может получиться кино. В общем, все сошлось к одному: с одной стороны — везение, с другой стороны — работа. Мне кажется, везет тем, кто покупает лотерейный билет.


Когда что-то уже кончается, всегда кажется, что это было легко, а на самом деле я полгода бегала по разным инстанциям, носила всякие бумажки, сметы считала. Насколько я знаю, в тот год, когда я подавала проект на господдержку, из моей мастерской не подал заявку ни один человек. Соловьев постоянно говорил, что к концу института мы должны иметь минимум один полнометражный сценарий. Наш курс закончили тридцать семь человек, в данный момент полнометражные фильмы сняли двое —  я и Егор Баранов.



Производство фильма — это рамки, и ты вынужден в них существовать. Если не нравится — можешь писать роман. Когда я стану старенькой, так и сделаю


Когда все увидели материал, стало очевидно, что у фильма есть зрительский потенциал. Мы шлифовали, шлифовали монтаж, сократили практически пятьдесят минут, не вырезав ни одной сцены. Фильм стал очень динамичным, к чему, собственно, все и стремились. К моему счастью, не было ситуации вынужденного компромисса. Понятно, что можно монтировать до бесконечности, но я смонтировала так, как хотела, за то время, которое у меня было. Все-таки производство фильма — это рамки, и ты вынужден в них существовать. Если не нравится — можешь писать роман. Когда я стану старенькой я так и сделаю.

Рассказать друзьям
21 комментарийпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются