Кинофестиваль в Торонто, часть 2: Джеймс Франко с золотыми зубами, комедия Франсуа Озона и Китано
Сергей Сафронов специально для Look At Me — также о новом фильме Роберта Редфорда, «За холмами» Мунчжиу и камбеке физика Цильбермана
В Торонто начался TIFF — один из главных кинофестивалей мира следом за Каннами, Берлином и Венецией, и уж точно главный в Западном полушарии. Сергей Сафронов по традиции и специально для Look At Me ведет фестивальный дневник, где будет сообщать нам о своих впечатлениях от фильмов и всего, что окружает показы. Первую часть дневника — о том, как найти билеты, когда в кассах пусто, «Анне Карениной» Джо Райта, «Петле времени» за 140 баксов и «Любви» Ханеке — читайте здесь.
Сергей Сафронов,
блогер
День 4: «Отвязные каникулы» Хармони Корина, «Медный чайник» Рамаа Мозли и «Грязные игры» Роберта Редфорда
На премьеру «Отвязных каникул» (Spring Breakers) с Хармони Корином и Джеймсом Франко я не попал, но достал билет на следующий день, правда, этот показ уже был без предисловий и ответов на вопросы. В моей голове у Корина два брата — Грегг Араки и Ларри Кларк. И хотя у них много общего в апокалиптических сюжетах и героях в режиме постоянного самоуничтожения, отличий тоже хватает. Араки слишком часто не может сдержать смех, а Кларк слишком крепко держится за выбранные жанры.
Хармони Корин больше ценит отдельные эпизоды, чем стройность всей конструкции. Если ему нравится, как получилась какая-то сцена (например, летящие в небе монашки без парашютов под музыку A Silver Mt. Zion в «Мистере одиночество»), он легко отдаст ей максимум времени, как будто забыв про ритм. «Я никогда и не хотел вкладывать смысл в свои фильмы, мне они нравятся бессмысленными, как шутка без финальной фразы», — говорит Корин в одном из бесчисленных интервью. Он, кстати, интересно говорит, и по содержанию, и по форме, особенно в гостях у Леттермана, куда приходил несколько раз.
Джеймс Франко гениально играет гангста-рэпера, но он родился на Западном побережье, эта роль у него в крови
Несмотря на самый законченный сюжет в сравнении с остальными произведениями Корина, в Spring Breakers еще заметнее его увлечение красотой отдельных моментов. Многие диалоги повторяются, как будто герои прокручивают их в голове, вместе с уже показанными сценами, снятыми с других ракурсов. Сюжет настолько прост, что ему и не требуется основательная поддержка: подруги приехали на каникулы к океану и познакомились с местными гангстерами. Кто-то от страха уезжает домой, кто-то остается. Такую понятную историю можно без проблем показывать на одних чувствах: слезы в объятиях подруг, а потом сразу взгляд в окно автобуса и сомнения на лице — может, все-таки нужно было остаться? Джеймс Франко гениально играет гангста-рэпера, но он родился на Западном побережье, эта роль у него в крови. Джим Моррисон, Хармони Корин, Винсент Галло, Брет Истон Эллис, фильм Spring Breakers — все они оттуда. И Пол Томас Андерсон тоже, как ни странно.
С первых кадров бросается в глаза, что Корин отказался от традиционных блеклых цветов. В Spring Breakers у всей гаммы насыщенность как минимум 120 процентов. Очень жаркий фильм, состоящий из нереального даже для Корина количества сцен, которые хочется пересматривать, пересказывать и показывать друзьям. Правда, нужно быть романтиком или освободить голову. Если вы напряжены или чем-то обеспокоены, рекомендуется перед просмотром изменить сознание любым подходящим для вас способом. И ни в коем случае не смотреть дублированную версию.
На «Медный чайник» (The Brass Teapot) я пошел из-за Джуно Темпл (в которую сложно не влюбиться после Kaboom Грегга Араки) и многообещающего сюжета — молодая пара находит заварочный чайник, в котором появляются деньги каждый раз, когда кто-то из них испытывает боль или страдания.
Примерно так:
Это дебют Рамаа (Рамаы?!) Мозли, до этого она снимала клипы и рекламу. Я не ожидал радикальных творческих находок, но надеялся хотя бы посмотреть хорошую комедию — в моем расписании их почти нет. Надежды не оправдались. В «Медном чайнике» плохо все. Играет одна Темпл, остальные строго говорят свои фразы. Сценарий, постановка и монтаж — на уровне дипломной работы в киношколе. Даже нечего добавить.
Но день закончился уверенно. В огромном зале с двумя уровнями балконов показали «Грязные игры» (The Company You Keep) 76-летнего актера/режиссера Роберта Редфорда.
Голливудский стандарт в жанре «политический триллер». Не удивлюсь, если он действительно снят по шаблону с прописанной по минутам структурой эпизодов. Такие шаблоны у голливудских студий точно есть; иногда кажется, что благодаря им стать режиссером может любой желающий с нужными связями в индустрии. В комплекте Редфорд получил пять звезд: Сьюзан Сарандон, Джули Кристи, Брендана Глисона, самого себя и Шайю ЛаБафа для аудитории помоложе.
День 5: «Поздний квартет» Ярона Цильбермана, «В доме» Франсуа Озона и «Повелители Салема» Роба Зомби
Еще один дебют — «Поздний квартет» (A Late Quartet) Ярона Цильбермана. Я выбрал его из-за обилия странных деталей. На самом деле Цильберман снял еще один фильм, но документальный и очень давно, в 2004 году — про австрийскую команду еврейских пловчих (омг втф), расформированную в конце 30-х годов прошлого века по понятным причинам. Но самое странное дальше. Как безвестному режиссеру Цильберману удалось раздать главные роли Филипу Сеймуру Хоффману, Кристоферу Уокену и Кэтрин Кинер? И как будто этого мало, музыку написал Анджело Бадаламенти («Твин Пикс», например).
Отвечая на вопросы, режиссер примерно объяснил, как музыка помогала объединять сцены и создавать динамику, но до конца его поняли только физики
Ярон Цильберман — физик по образованию, и это заметно. Его фильм маниакально совершенен. Отвечая на вопросы, он примерно объяснил, как музыка помогала объединять сцены и создавать динамику, но до конца его поняли только физики, мне кажется.
Такой долгой овации я еще не видел. Зал аплодировал стоя, пока не прошли все титры, а когда включили свет, продолжил с новой силой. Я тоже был в числе благодарных зрителей, было приятно ошибиться — шел на фильм о струнном квартете, участники которого переживают трудный период в отношениях накануне юбилейного концерта к двадцатипятилетию. И хотя сюжет именно такой, количество линий и красота их пересечений вместе с идеальной музыкой и гениальными актерами раскрыли его намного ярче, чем можно было себе представить. Еще я теперь слежу за новыми фильмами с Имоджен Путс. Остается надеяться, что ее заметит не только выдающийся кастинг-директор A Late Quartet.
Франсуа Озон снял очередную семейную комедию, это уже не смешно. Мы его теряем! In The House — классическая французская комедия нулевых. Конечно, Озон не Жан-Пьер Жене, в In The House нет красочных визуальных метафор, но гротеск, монтажные приемы и движения камеры на месте. Однако разглядеть автора «Криминальных любовников» и «Бассейна» еще можно. В центре истории — ученик старших классов с нетрадиционным для его возраста взглядом на мир и сексуальным влечением к матери своего одноклассника. Он описывает свои желания и похождения в сочинениях, которые преподаватель литературы читает жене, вместе они постепенно увлекаются текстовым сериалом. Рассказы талантливого ученика проходят через фильтр их воображения, реальность переплетается с фантазиями... Ну, понятно.
В целом все хорошо, но для меня слишком традиционно, несмотря на захватывающий сценарий. Фильм Франсуа Озона для широкого зрителя с попкорном и большой колой.
В полночь показали «Повелителей Салема» (The Lords of Salem), в эту же программу входили «Семь психопатов» Макдонаха (о них можно прочитать в первой части дневника — Прим. ред.). Несмотря на поздний час, обстановка в зале располагает к крикам со сцены. Роб Зомби: «Вы хотите увидеть фильм с кучей голых ведьм?» Зал: «Даааааааа!» Роб Зомби: «У меня такого нет... Шучу! Есть, конечно».
Свет погас, готы устроились поудобнее, но одобрительных криков было раз в десять меньше, чем на «Психопатах», то есть почти совсем не было. Титры тоже прошли скромно — такими аплодисментами награждают в телешоу по команде режиссера. Если самые преданные фанаты Роба Зомби оценили фильм так, его вряд ли ждет светлое будущее. Я тоже не понял, как после «Изгнанных дьяволом» можно снять такое. Точно не знаю, но по ощущениям бюджет The Lords of Salem вряд ли превысил десять штук долларов. Куда он дел все заработанные на «Хеллоуинах» деньги? Сценарий даже не смешной, а диапазон эмоций актеров напоминает порно без постельных сцен.
Трейлер доступен только в таком виде, что вполне вписывается в ситуацию.
День 7: «Беспредел 2» Такеши Китано и «За холмами» Кристиана Мунчжиу
Шестой день я пропустил. В расписании стояли «К чуду» Терренса Малика и «Страсть» Брайана Де Пальмы, но билетов все равно не было, а переплачивать за сомнительные работы не самых любимых мастеров не хотелось. Оба фильма пока не ругают только те, кто их не видел.
Такеши Китано — мастер радикальных финалов. В большинстве фильмов (а я смотрел почти все) у него ничего не происходит, герои развлекают себя из последних сил, зато в конце постоянно фейерверки. «Беспредел 2» (Outrage: Beyond) — сиквел Outrage, а значит, как несложно догадаться, герой Китано выжил. Он все-таки еще не Вуди Аллен, чтобы упускать возможность у себя сняться.
Такеши Китано — все-таки еще не Вуди Аллен, чтобы упускать возможность у себя сняться
Новые приключения якудзы Отомо (Китано) во многом повторяют старые. По ходу цепочки эпизодов врагов у него становится все больше, а друзей все меньше, что никак не влияет на его дерзкое поведение. По ритму больше всего похоже на «Сонатину» — фильмы Китано можно сравнивать только с фильмами Китано, то есть до последних кадров (хотя я даже не уверен, что в этом случае уместно множественное число) ничего особенного не происходит. Но там, где «Сонатина» была смешной, «Беспредел 2» поучает. Фильм мудрого старичка с простыми советами.
В общем, было приятно встретиться: дела хорошо, ничего нового.
«За холмами» (Beyond the Hills) Кристиана Мунчжиу тоже не отклоняется от курса, взятого в «4 месяца, 3 недели и 2 дня». Первое для меня на этом фестивале по-настоящему европейское кино, каким его здесь знают — без улыбок, почти без грима и света, без надежд и без выхода. Но с выдающимися актрисами, обеих наградили в Каннах.
Одна из них, Кристина Флутур, отвечала на вопросы. Очень подробно, уверенно и даже снисходительно, если бы не столько тепла в голосе. «За холмами» так похож на «Реквием» Ханса-Кристиана Шмида, что я решил спросить, не видела ли она его, но нет, не видела, и вообще ничего не смотрела для вдохновения, просто старалась понять свою героиню изнутри. Как и для Сандры Хюллер в «Реквиеме», «За холмами» для Кристины Флутур — первая роль в кино. Обе были опытными театральными актрисами до съемок. Странно все это. Еще Кристина сказала, что работа в театре помогла ей выдерживать длинные планы Мунчжиу, потому что спектакль — это один длинный план.
Очень тяжелый фильм, хотя и без физиологических провокаций на экране, спасибо. К концу второго часа, когда впереди еще тридцать минут, а конфликт продолжает раскачиваться маятником туда-сюда без намека на разрешение, начинает казаться, что безрадостное действие разворачивается в реальном времени и зрителей хотят сделать участниками событий. Полезный опыт, но я все же за «Реквием».
Комментарии
Подписаться