На поверхности: Что такое политический стрит-арт?
Редактор Look At Me Алиса Шамир о вандализме, искусстве и протесте в стрит-арте
Cегодня актуальное искусство, выставляемое в музеях, превратилось в инструмент системы, диалог художника с господствующими трендами и идеями, и в этом смысле перестало быть передовым и авангардным. Стрит-арт, предполагающий радикальный отказ от участия в мейнстриме, стал его внесистемной альтернативой, а политический стрит-арт — инструментом, с помощью которого прогрессивный индивид может задать обществу злободневный и часто болезненный вопрос, подтолкнуть к сущностной дискуссии.
Политический стрит-арт расцветает в местах исторических трагедий или этнических конфликтов, социальной или экономической напряженности. Уличные художники остро и быстро реагируют на любые актуальные проблемы в обществе. Молодые креативные люди желают высказывать свое мнение громко, публично и для как можно более широкой аудитории. Разумеется, эффективнее всего это сделать на стенке, желательно в людном месте. Такое высказывание — текстовое или визуальное — сохраняется по крайней мере до следующего ремонта и становится частью городского пространства, призывает к диалогу, формирует мнение, агитирует. Стрит-арт задает вопросы и высвечивает проблемы, указывает на вечные ценности, о которых часто забывают, решая сиюминутные проблемы.
В Софии в июне 2011 уличные художники раскрасили фигуры советских воинов на монументе в честь освобождения Болгарии от немецких оккупантов во время Второй мировой войны. На несколько дней они превратились в Супермена, Макдака, Санта-Клауса и других героев комиксов. Подпись: «В ногу со временем». Это событие вызвало крупную дискуссию о современном пути развития Болгарии, переосмыслении ее социалистического прошлого.
Бейрут — город, раздираемый противоречиями, бывшая французская колония, «Швейцария Ближнего Востока» — пережил в последние годы несколько войн, раздираем внутренними межконфессиональными противоречиями и непрекращающимся конфликтом с соседним Израилем. По словам путешественников, город плотно испещрен небольшими, но мощными трафаретными изображениями.
Экономический кризис, поразивший Грецию в последние годы, не мог не найти отклика у уличных художников. Поворотным моментом стало убийство полицейским пятнадцатилетнего подростка на одной из демонстраций социального протеста в 2008-м. На улицах достаточно много надписей и трафаретов, но особое внимание обращают на себя работы «Bleeps», посвященные греческому внешнему долгу и слабосильному правительству, «продавшему» страну международным фондам.
Политический стрит-арт ситуативен, часто выполнен в очень слабой художественной технике, в большинстве случаев анонимен. Но все же это форма ультрасовременного урбанистического искусства, использующая очень мощные средства воздействия на зрителя. «Чтение города» одновременно является процессом создания города. Таким образом, стрит-арт вовлекает горожан в процесс производства городского пространства, превращая пассивных наблюдателей в соавторов. Но только пока он находится в своем городском контексте. Как только его пытаются «приручить» — издать художественный альбом или выставить в музее, он теряет свою магическую силу.
Когда на стенах бунтующего Каира появлялись трафареты и несложные рисунки — они вдохновляли толпу, пробуждали революционное сознание и вели к переменам. Когда эти же изображения были изданы огромным глянцевым альбомом — энергия исчезла, такая книга может заинтересовать только историков и искусствоведов, но наверняка оставит равнодушным простого зрителя. Рисуя на стенах, художники выражали тревожный дух времени, не пытаясь преобразовать его в программное и конкретное политическое высказывание, внятно задающее цели и задачи коллективного сопротивления.
Похожий процесс происходит сегодня в России. Надписи и рисунки появляются лавинообразно каждый раз, когда к этому появляется повод. Города откликнулись на выборы и дело Pussy Riot. Проявлением политического стрит-арта можно считать и многочисленные веселые и креативные лозунги на митингах последнего времени. Удивительно, что активисты не догадались увековечить их на улицах Москвы.
Но стрит-арт откликнулся на более глобальные темы, уловив хрупкую атмосферу последнего времени. Стабильность, ответственность, положение женщины в обществе — все это стало темами произведений стрит-арта, причем не только в столице, но и в других крупных российских городах.
Там, где стрит-арт появился давно, — в США или Великобритании, например, власти пытаются его приручить. Недавно в Бристоле, одном из признанных центров стрит-арта, на родине знаменитого Бэнкси, власти издали муниципальный закон об охране произведений стрит-арта. Это вроде бы позитивное решение убивает саму бунтарскую суть движения, давая властям возможность решать, что ценно и требует охраны, а что не дотягивает до ими самими изобретенных критериев.
Берлинские городские власти уже пожалели о решении разрушить произведения политического стрит-арта, некогда украшавшие знаменитую Берлинскую стену. Через двадцать лет после падения стены был восстановлен кусок протяженностью в девятьсот метров, на который скрупулезно нанесли копии стрит-арта, включая знаменитый поцелуй Брежнева с Хоннекером.
В 2007 году лондонский коллектив «Гетто Санты» мобилизовал несколько звезд мирового стрит-арта — Бэнкси, BLU, Ron English, Swoon — расписать бескрайние бетонные просторы разделительного барьера между Израилем и Палестинской автономией в районе города Вифлеема. Примечательно, что сами палестинцы, отнюдь не чуждые стрит-арту в своих городах, не стали участвовать в этом проекте, мотивируя свой отказ тем, что этот барьер, символ подавления и апартеида, должен оставаться серым и уродливым, как сама оккупация.
Новая реальность создается ночью, в темноте, руками неизвестного художника без лица и имени. Стрит-арт — один из немногих способов самовыражения, не зависящих от финансовых вливаний, кураторов и системных институций. Поэтому с ним так сложно бороться и так увлекательно находить его примеры у себя под боком: чувствуешь, что ты живешь в интересное время.
Комментарии
Подписаться