Мудборд: Арсений Жиляев, художник и куратор
«Революция — это одно из чудес света»
В постоянной рубрике Look At Me «Мудборд» наши герои раскрывают об источниках своего вдохновения и делятся тем, что волнует их прямо сейчас. В этот раз московский художник и куратор Арсений Жиляев составил мудборд с картинами идеального коммунистического будущего, провинциальными музеями истории, освобожденными и красивыми женщинами и другими важными образами и идеями, которые вдохновляют его в последнее время.
Работы Арсения Жиляева
Мудборд Арсения Жиляева
Коммунизм |
Счастье |
Революция |
Массы |
Любовь |
Монументы |
Женщины |
Норма |
Отчуждение |
Интернационал |
Изабель |
|
|
Коммунизм
У меня к слову «коммунизм» двоякое отношение. С одной стороны, «коммунизм» — будущее, которое мы конструируем сегодня. Будущее, когда мы победим, преодолеем эксплуатацию и построим общество, где все смогут максимально полно и гармонично развивать свои творческие способности. Общество максимальной свободы и справедливости. И в тоже время «коммунизм» — это травматичное прошлое сталинизма и террористических режимов, прикрывавшихся этим словом. До сих пор «коммунистические» партии — это партии, которые положительно относятся к Сталину... Новые неавторитарные левые предпочитают называть себя социалистами, хотя это слово тоже приходится делить с популистами всех мастей. Визуально «коммунизм» смыкается для меня с открытками с видами воронежскими. Тяжелыми бархатными шторами. Приподнятым настроением. Утром. Хрущевками. И гулом вагоноремонтного завода им. Дзержинского.
|
|
СчастьеУ меня нет сомнений, что коммунистическое общество будет отличаться от идеальных картинок утопистов прошлого. В нем не будет никакой уравниловки или же эксцессов индустриального общества, которыми страдали страны реального коммунизма. Это будет вечная динамика. Позитивное конструирование будущего силами всего общества. Высшая форма человеческого творчества — творчество истории. Наверное, такое состояние называется «счастье»! |
|
РеволюцияКонечно, революция — это одно из чудес света. И, наверное, одна из неразрешимых задач для художника, — по крайней мере того, который хочет ее репрезентировать. Даже для мудборда. По своему определению революционное действие сопротивляется опредмечиванию в конкретный образ. Обычно мы рисуем себе в голове человека в маске и с камнем в руках. Но разве можно сравнить то важнейшее для человека чувство причастности к истории и медийный образ протестующего? Безусловно, ответ отрицательный. |
|
МассыВ XX веке на авансцену выходят массы — большие общности людей, формирующиеся в ответ на запрос промышленности. Сегодня это слово употребляется реже и при это все чаще в негативном ключе. Массы чаще всего ассоциируются с обезличенной толпой индустриальной эры. В современных условиях можно говорить, например, о множествах — общностях трудящихся, не боящихся подчеркивать свои различия и стремящихся к спонтанной самоорганизованности. |
|
Любовь |
|
Музеи истории, монументыНет ничего лучше, чем проснуться утром в гостинице провинциального города и отправиться в местный исторический музей, а потом осматривать достопримечательности. Если же этот город находится на территории бывшего СССР, а в музее сохранились остатки научного подхода к экспозиции и позднего модернизма, то вообще замечательно. Я готов проводить часы, читая экспликации, сопоставляя данные статистики и лица героев. С одной стороны — общие места и банальность. С другой, именно факт делает их частью нашей жизни. |
|
ЖенщиныСовершенно не факт, что социалистическое освобождение будет означать освобождение женщин. Да, оно может создать условия для преодоления неравенства полов. Но, видимо, будет необходима еще долгая и кровопролитная борьба. Факт остается фактом, уже сейчас влияние феминизма на искусство и культурное производство в целом большее, чем классического марксизма. |
|
НормаДля меня является открытым вопрос о норме в идеальном обществе. С юности, после прочтения одноименного сорокинского романа, к этому понятию у меня неоднозначное отношение. «Невроз нормы» мне понятен, но вот с гармоничностью сложнее, по крайней мере изнутри сознания модернистского человека. Хотя в своей жизни я постоянно работаю над стандартами, формами социальности, которые были бы удобны для творческой деятельности, для жизни в целом. Это нормальная реакция на условия нестабильности, в которых живет современный человек и особенно художник. |
|
ОтчуждениеСчитается, что в условиях капиталистического производства рабочий в процессе трудовой деятельности отчуждается от продукта производства. Происходит это потому, что прибавочный неоплачиваемый продукт присваивается директором. В Советском Союзе ситуация с отчуждением была довольно неоднозначная. С формальной точки зрения средства производства перешли в коллективное пользования пролетариата, то есть прибавочный продукт возвращался на нужды работников. Но, конечно, на практике в силу комплекса проблем, составляющих специфику неудачного опыта построения коммунизма в одной отдельно взятой стране, отчуждение сохранялось. А формы эксплуатации во многом копировали передовой тейлористский опыт. В современном мире концепция отчуждения подвергается критике. С одной стороны, уже не так очевиден факт, что у человека существует первозданная сущность, от которой можно отчуждаться, скорее, человек создает свою субъективность через разного рода формирующие практики. С другой, новые типы производства и, соответственно, эксплуатации построены на формальном преодолении отчуждения. Мы живем в социальных сетях, где экзистенциальное одиночество кажется мечтой на фоне бесконечных подробностей о кошечках и личной жизни наших «друзей». |
|
Интернационал |
Я убежден, что когда группа людей, собравшихся вместе, поет Интернационал, — это более сложное, более возвышенное, более музыкальное и сильное переживание, чем то, которое может вызвать весь авангард вместе взятый
Корнелиус Кардью
|
Изабель |
Комментарии
Подписаться