Личный опыт: Как я работала волонтером на музыкальном фестивале
Зачем молодые ребята работают за билеты, что можно увидеть на бэкстейджах фестиваля и как придумываются летние массовые ивенты
Look At Me продолжает рассказывать о молодых людях, которые добиваются чего-то сами. Сегодня в рубрике «Личный опыт» музыкальный блогер и студентка британского института SAE Даша Федорова рассказывает о своей работе волонтером на лондонском музыкальном фестивале The Great Escape.
|
|
Закончила московский журфак МГУ, работала в маркетинге, а прошлым летом вместе с Алиной Голубевой завела блог Gigsters, посвященный музыкальным фестивалям и музыке в целом. Сейчас живет в Лондоне и учится на специальности Electronic music production в институт SAE в Лондоне. Даша пишет в своем дневнике, почему волонтерство — это первый шаг музыкальной карьеры, как общаться с Граймс и Ником Кейвом и почему главные вопросы решаются за стаканом пива. |
Как меня выбрали волонтером
Возможность поработать волонтером на фестивале The Great Escape в Брайтоне появилась у меня довольно случайно: в начале года я жила два месяца в Лондоне (что было очень дорогим и довольно сумасшедшим вариантом дауншифтинга) и, случайно попав на сайт фестиваля, увидела там анкету, которую просто заполнила и отправила, хотя по жизненному плану в мае и не должна была находиться в Англии. Насколько я помню, к анкете нужно было приложить резюме, а главным требованием был выбор команды для участия (организация на площадках, звук, перетаскивание техники, регистрация участников/гостей и outdoor-события) — причем только одной, без возможности потом ее поменять.
На момент подачи анкеты все выглядело довольно строго, и, когда я получила письмо с темой «Добро пожаловать на TGE», я почувствовала некую гордость за то, что выбрали именно меня (и радость, что я так удачно поехала на полгода в Лондон учиться). Как оказалось позже, во время фестиваля организаторы уже совсем не капризничали: в последний момент энтузиазм половины волонтеров испарился, а вместе с ним и они сами, так что потребность в людях была огромной. Любой, пришедший на оргсобрание, мог зарегистрироваться и принять участие, плюс можно было в любой момент перейти со своей смены и из своей команды в какую-нибудь другую поинтереснее (если лень было идти на концерты).
Система очень проста: каждый день волонтер должен отработать смену (около восьми часов), после чего получает браслет-проходку на сам фестиваль и свободен делать все, чего хотят его душа и тело. В отличие от обычных полевых событий, TGE проходит в клубном формате: концерты идут на всех площадках города (большинство мероприятий — это шоукейсы разных компаний и промоутеров), поэтому у каждой команды, кроме линейного менеджера, отвечающего за общую работу, есть пара волонтеров-контролеров, которые ходят из клуба в клуб и проверяют, все ли в порядке, и на месте ли вообще их коллега. Так что, хотя теоретически и можно просто сделать вид, что ты был на смене, лучше все-таки играть по-честному и отработать положенное.
Почему люди на фестивалях работают почти бесплатно
Лично меня во всей этой истории интересовали не столько бесплатные проходки на фестиваль, сколько возможность увидеть всю фестивальную кухню изнутри. И надо сказать, что при удачном раскладе, энергичности и положительной карме волонтер может получить очень много бонусов от своей работы.
Во-первых, The Great Escape — это европейский вариант знаменитого американского фестиваля SXSW (директор у обоих событий один и тот же): и там, и там выступает огромное количество молодых групп и параллельно проводится музыкальная конвенция с очень серьезными представителями индустрии, которые съезжаются, чтобы обсудить закулисные подробности бизнеса. Со стороны деловая часть выглядит как глобальный трехдневный алкомарафон: все дела вершатся исключительно за стаканом пива/коктейля, в круглосуточном тусовочном угаре, так что если вам очень хочется с кем-то познакомиться, чтобы взять визитку или всучить свой диск, то можно сделать это, не отходя от стойки. Главное — быть решительнее и позитивнее.
Во-вторых, волонтерство дает реальную возможность получить опыт, к которому доступ в обычной жизни крайне затруднен, поскольку музыкальный бизнес — это довольно элитарная и очень узкая сфера. Моя позиция называлась Venue Rep Assistant, и я должна была помогать в организации дневных программ в одном из небольших брайтонских клубов, The Hope. В мои обязанности входило все подряд: от помощи музыкантам на площадке и работы с очередью и списками на входе до побегушек за кофе и уборки после того, как концерты были закончены. Не все из этого, конечно, было сверхинтересным или приятным, но многие люди из команды фестиваля в прошлом начинали именно с волонтерства, которое через некоторое время переросло в нормальную работу.
В-третьих, для музофилов — это шанс встретиться с кумирами, что называется, фейс ту фейс. На фестивале выступали довольно крупные и модные музыканты, от Maximo Park, Temper Trap, Dry the River до Grimes и Friends, и, будучи в команде Venue Rep звуковиков/техников или регистрации, можно было встретиться и пообщаться с ними лично. По моему опыту, большинство артистов — очень милые люди, особенно молодые и еще не раскрученные ребята, которые проводят большую часть жизни в перетаскивании своих тяжеленных инструментов с места на место и переездах из города в город: они рады доброму слову и новым приятным знакомствам. Плюс никто не знает, кто из великих случайно окажется именно в этом клубе в этот момент: уже после фестиваля я прочитала, что на один из концертов приходил Ник Кейв — просто так, чтобы послушать новую группу.
Три дня и вся кухня британского фестиваля
Фестиваль проходил три дня — с четверга по субботу, но волонтерам было строго-настрого велено приехать в Брайтон в среду. Штаб TGE находился в главной концертной площадке города, Brighton Dome, и в первый день, на волонтерском оргсобрании, было около двухсот человек. Все началось с так называемого bag stuffing event. В общем зале был установлен длиннющий стол, на котором была разложена куча листовок, журналов, довольно симпатичные дождевики и кружки. Каждый волонтер должен был пройти вдоль этого стола и собрать комплект промоматериалов в брендированную холщовую сумку. Естественно, все думали, что делают это для себя, но в конце стола оказывалось, что все сумки собираются для гостей фестиваля, и таким образом организаторы решили проблему с подготовкой презентов для делегатов конвенции. Поэтому все сумки складировались в одну кучу, и всех волонтеров отсылали обратно, в начало стола, чтобы паковать все это дело по новой.
Непосредственно брифинг начался только после четырех часов этого конвейера (большинство людей, естественно, потихоньку слились гулять, чтобы вернуться к самому интересному). Все ожидали (особенно я, поскольку я ничего не знала) полезных инструкций, но девушка, которая проводила брифинг у моей команды, так и не смогла внятно объяснить, чем же мы будем заниматься. По ее словам, в работе должно было быть много «сидения на месте» и ожидания, когда же что-то наконец-то произойдет. Я не раз вспоминала эти слова на следующий день, во время которого в моем клубе днем выступали четыре группы, и мне пришлось провести несколько часов, сдерживая (словами, конечно же) толпу людей, жаждущих попасть внутрь, параллельно помогая группам таскать синтезаторы с малюсенькой сцены через набитую битком комнату к выходу.
Я отработала три дневные смены по восемь часов (с десяти утра до шести вечера). С одной стороны, это было удобно, поскольку после работы можно было идти спокойно на концерты, но это оказалось удачным планом только в теории. Большинство клубов в Брайтоне — крошечные, и на многие концерты можно попасть, только если оказаться внутри примерно за час, а то и больше, до начала. При этом площадки находятся в разных местах, некоторые довольно далеко друг от друга, и вся логистика занимает довольно много времени. За три дня мне удалось пробиться на Grimes, Doldrums (самый сумасшедший на свете канадец), диджей-сеты Gang Colours и Ifan Dafydd и Loney Dear. Лучшим оказался (как я и ожидала) совершенно потрясающий концерт Perfume Genius в церкви St Mary’s Church. То есть в итоге за вечер реально побывать на двух-трех концертах — и, на мой взгляд, лучше бы эти концерты (в силу перечисленных выше причин) видеть изнутри и принимать участие в их организации. Поэтому работа вечером кажется более удачным вариантом: можно подсуетиться и записаться на нее заранее или проявить энтузиазм и пойти на вторую, а то и третью смену.
Энтузиазм, вообще, это главный залог успеха волонтера — и в плане общения с людьми, и в плане перспектив на будущее. Кроме этого, никто не знает, чем закончится вся эта работа: несколько человек из волонтерской команды, самые активные и удачливые, на прощальной вечеринке выиграли в лотерее билеты на другие фестивали. Один получил VIP-проходку на тот самый SXSW (полные две недели), и, полагаю, что для полного счастья ему уже больше ничего не нужно.
Брайтон — это маленький Лондон на берегу моря
И напоследок — о месте проведения. Брайтон, на мой взгляд, одно из лучших мест для подобных мероприятий в Британии. Всего час на поезде из центра Лондоне — и ты на берегу моря, в окружении толп по-хорошему сумасшедших людей и можешь делать совершенно все что угодно. Здесь сочетается совершенно расслабленная атмосфера приморского курортного города с вполне себе метропольной активностью, особенно во время фестиваля. В Брайтоне все немного дороже (еда, проезд, жилье) — даже дороже, чем в Лондоне (что лично мне кажется уже чем-то за гранью добра и зла), но эти три дня того стоят.
Как сказала одна из моих соседок по хостелу, в Брайтоне ты можешь ходить по улице на руках — никто даже не обратит внимания. В один из вечеров я провела целых полчаса, наблюдая из окна клуба на набережной за женщиной, которая устроила себе пикник прямо посреди плотной полупьяной толпы. Перед входом были две огромные очереди (все хотели попасть на Grimes), плюс еще десятки людей на берегу. Тетечка подъехала прямо к началу очереди на велосипеде с корзинкой, спросила у охраны, можно ли тут припарковаться, села на складной стульчик, разложила на столбике еду (хлеб, бананы, что-то еще), вытащила из сумки шесть шарфов, методично все их надела на себя (было прохладно) и принялась за трапезу. Потом она достала какую-то тряпочку и начала ее распарывать. Потом на сцену вышла Клэр Буше, и мне, к сожалению, пришлось отвлечься.
Совершенно не стоит переживать из-за компании: я была в Брайтоне одна, но нисколько не страдала от одиночества, поскольку фестивальные и музыкальные эндорфины заставляют людей быть по-настоящему приветливыми и милыми.
Комментарии
Подписаться