Дневник с фестиваля Exit: Ракия, южная душа, фейерверки и лазеры
Главный музыкальный фестиваль Восточной Европы изнутри: что сколько стоит, кто что сыграл и как это работает
|
|
Специально для потока «Летние фестивали» шеф-редактор сайта The Village Оля Полищук рассказала о своем путешествии в Сербию, о меломанах, которых она встретила на главном фестивале Восточной Европы, и о том, как отдыхают и чем занимаются за кулисами музыкальных сцен. |
Скромно, но дешево и душевно
В Белграде и около главного сербского аэропорта Никола Тесла очень жарко, 36 градусов, не спасает ни слабенький ветер с широкого Дуная, ни вода в бутылке. Отсюда до фестиваля Exit и города Новый Сад, где он проходит, 80 километров. Такси на такое расстояние стоит баснословные по местным меркам 4000 динаров (40 евро).
Несмотря на то, что Exit в 2010 году получил приз как лучший европейский фестиваль, в топе «хочунемогу» он появляется редко. Во-первых, потому что лайнап скромный, во-вторых, Exit выпадает на другие большие европейские уик-энды. В этом году совпал с испанским Benicassiam и немецким Melt. Но есть и очевидные достоинства — красиво, жарко и сказочно дешево. Дешево настолько, что фестивальный кемпинг на берегу Дуная всегда заселен лишь наполовину, потому что номер в отеле на главной площади Нового Сада стоит 30-40 евро в сутки.
Ошалевшие от цен туристы скупают ракию поддонами
Exit проходит в старинной Петроворадинской крепости, основанной в 1682 году. Многоярусная, с множеством площадей и толстыми стенами бастионов, она сама по себе привлекает внимание, стоя на высоком каменном холме. К крепости ведет мост через Дунай, на котором местные девушки продают сербскую ракию в пробирках, придумывая разные изощренные украшения для тары, ибо конкуренция довольно высокая. Отказать красивым и улыбчивым сербкам испить из мензурки за 1 евро не могут многочисленные англичане. Ошалевшие от цен туристы скупают ракию поддонами. А зря: до главного входа на фестиваль надо карабкаться на холм, и количество выпитого зачастую сказывается на слабом сердце.
Вход и как стать добровольцем
Чтобы обменять электронный билет на браслет, придется пройти через ряды местных торговцев. Пиво из доморощенных холодильников, шоты виски и водки и все той же ракии на столах, принесенных из дома, лотки со значками, самопальными футболками Guns'n' Roses, хедлайнерами этого года, и палеными Ray Ban за 200 рублей. Тут же вездесущие неоновые палочки, светящиеся рога и, самое главное, вареная кукуруза — куда же без нее в стране, которая наполовину ей засеяна?
Тут же вездесущие неоновые палочки, светящиеся рога и, самое главное, вареная кукуруза
Зона обмена билетов и аккредитаций выглядит уже более организованно. Окошек много, очереди почти нет, а сербы искренне стараются понять, если кто-то плохо изъясняется по-английски. Вместо суровых парней в черной форме охраны стоят вполне себе улыбчивые студенты спортивных вузов в белых футболках Security. Какие-то англичане смеются, что лого на их форме напоминает гондон, с чем нельзя не согласиться. Помимо них здесь масса волонтеров в белых майках с другим лого, все они выдают билеты, объясняют, как пройти на фестиваль, но, главное, не устают повторять: «Войти на фестиваль можно только один раз за ночь, если выйдете — уже не зайдете». Как объясняют организаторы постарше и помудрее — это вынужденная мера, ибо сербы любят нарушать правила почище русских.
Вообще на Exit многие работают на добровольных началах. Возможно, причиной всему история основания фестиваля — три студента местных вузов сделали крупное событие и боролись против президента Милошевича. И было это впервые аж двенадцать лет назад. Сейчас никто ни за что не борется, но 1500 волонтеров со всего мира работают неделю бесплатно, получают еду от организаторов и живут в местном кемпинге. Волонтеры говорят, что работы в день не так много и музыку послушать получается. При этом необязательно стоять на одной позиции все время, участников бригад все время тасуют. Заявку на волонтерство может подать любой желающий: в мае на сайте Exit для этого появляется специальная форма, которую надо заполнить, послать организаторам и ждать ответа. В 2012 году добровольцы нашлись в Австралии, Штатах, всех балканских странах и России (Питер, Москва, Нижний Новгород, Казань).
Навигация, скоростная тарзанка, и зачем нужен респиратор
Входные браслеты уже пару лет пластиковые, после двойной проверки сумок с них считывают уникальный шрихкод, именно поэтому на территорию фестиваля нельзя зайти дважды за вечер. На пятнадцати сценах, половина из которых действительно малюсенькие, музыканты начинают играть около семи вечера, и вся вакханалия продолжается официально до шести утра, но бывалые рассказывают, что главная Dance Arena не спит до восьми. Поначалу разобраться в череде ярусов, закутков и тоннелей крепости непросто: видишь цель, но подойти к ней можно только определенным маршрутом, чтобы не было давки в узких проходах. Если нужно послушать сет в одной части крепости, а следующий начинается в противоположной, то даже резвым шагом получаются верные 25 минут. Но благодаря многоуровневости крепости организаторам легко сделать так, чтобы артисты не мешали друг другу, а звук был хорошим везде.
Когда впервые встречаешь человека в респираторе, полагаешь, что это какая-то команда с фестиваля Sensation
Если идти пешком не хочется, то с самого верха крепости можно проехаться на многометровой тарзанке. Развлечение по местным меркам дорогое — 600 динаров (шесть евро), как стоимость ужина но одного в сербском ресторане. За пару секунд можно увидеть город и Дунай. Рядом любители ретроавтоматов режутся в компьютерные игры: гонки, лазеры и остальные многобитные изображения из 80-х.
Когда впервые встречаешь человека в респираторе, полагаешь, что это какая-то команда с фестиваля Sensation. Однако, попав впервые на любую электронную сцену, осознаешь, что они, может, и колбасеры, но умные донельзя. От топота десятка ног с земли поднимается многовековая пыль, которая иногда мешает дышать. Кеды превращаются в серую бесформенную массу, а девочки в открытых сандалиях — в рабынь эпохи Римской империи.
Сцены
Самый большой столб пыли стоит на Dance Arena. Здесь, на второй по значимости сцене, выступают электронные артисты. Добраться досюда непросто, потому что надо подняться или спуститься по здоровенной крутой лестнице, построенной организаторами, и не упасть. Сама площадка — это большая поляна. Утром именно здесь встречают самые красивые рассветы, которыми славится Новый Сад.
На главной сцене играют маститые хедлайнеры вроде Guns n' Roses, New Order или Duran Duran. Но строго по выдаче: один день — одна группа, которую ты уж и не думал никогда увидеть живьем. Народу здесь стабильно много, но спасают большие экраны, на которых все видно за версту. Любителей потолкать соседа попой в первом ряду сербы разочаруют — дорогу здесь уступают, если прямо очень хочется прорваться к подолу сцены.
Любителей потолкать соседа попой в первом ряду сербы разочаруют — дорогу здесь уступают
У каждой площадки есть своя идеология и программа, и, пожалуй, только Reggae-сцена оправдывает свое название на все сто процентов. Правда регги, правда мило — идем мимо. Догадаться, что на Explosive Stage играют метал, можно либо включив фантазию, либо уже на фестивале, слушая звуки раскаленных гитар. Сцену Fusion организаторы из года в год относят к площадкам с музыкой soul, что весьма условно! Например, в этом году на ней выступала Pompeya.
Выступления
По сравнению с предыдущими годами лайнап Exit 2012 был довольно скромным на громкие имена. Главным ожиданием для многих были New Order. Люди пели, особо чувствительные аж со слезами на глазах. Правда, слушать звуки Blue Monday, а видеть на сцене седовласого старца — на редкость странное сочетание.
По сравнению со сдержанным уверенным звуком New Order жалкие кричания Guns'n' Roses, выступающих без Акселя Роуза, казались хреновой шуткой. «Легенды рока» приехали на фестиваль с десятью огромными траками техники, которые мешали увидеть сцену, и сняли в самой дорогой гостинице города 40 номеров. Но звучания антуражем не заменишь, а на хлопушки вместо гитарных рифов хочется только ответить «Давай, до свидания!»
Но звучания антуражем не заменишь, а на хлопушки вместо гитарных рифов хочется только ответить
«Давай, до свидания!»
Одно из самых сильных выступлений на фестивале показали Azari & III, в очередной раз подтвердив статус одной из лучших молодых команд танцевальных вечеринок. Немного мрачное, готическое настроение звука, которое слышно в записи, полностью исчезает на сцене, когда два темнокожих парня начинают безумно танцевать, отбивая ритм не только голосом, но и собственными мускулами. Еще одно значительное выступление на Dance Arena сделал Totally Enormous Extinct Dinosaurs, английский продюсер и диджей, чья пластинка вышла только в июне этого года. Довольно раннее начало не помешало ему заставить поднять пыль всю арену, в том числе и зону VIP.
В ночь с субботы на воскресенье серьезную конкуренцию Dance Arena составила маленькая танцевальная площадка Happynovisad, где в течение двух часов, встречая рассвет, играли Teengirl Fantasy. Парни опоздали почти на два часа, в ожидании публика танцевала под ужасное рубилово, но результат того стоил. Маленькая шведская девочка и ее Little Dragon выступали в последний день фестиваля, переманив львиную часть аудитории, ожидающей Guns n' Roses. Очень динамично, а главное, харизматично они отыграли весь последний альбом.
Русская сцена
Субботу можно было смело назвать русским днем на фестивале. На совсем небольшой сцене Suba c девяти вечера играл десант молодых музыкантов. Победители проекта «10 молодых музыкантов» «Труд», питерские трешовики Elektra Monsterz, скромная краснодарская артистка Ishome, московские уже известные Stoned Boys, и завершали ночь диджеи Lipelis и Shedrin.
В целом можно сказать одно: четырехдневный фестиваль, где каждый день можно найти, что послушать, стоит 100 евро, и это чертовски мало, если уж думать о ценообразовании. Поэтому на Exit, скорее, можно съездить посмотреть, что и как, и если понравится гостеприимство местных и еда — сделать эту поездку традицией вне зависимости от хедлайнеров.
Комментарии
Подписаться