Views Comments Previous Next Search

Букмэйт: Художники и дизайнеры советуют книги об искусстве, часть 2

827300
Написалалиса таёжная2 ноября 2011

Look At Me поговорил с художниками, кураторами и дизайнерами о том, какие книги они собирают и перечитывают и где их достают

Букмэйт: Художники и дизайнеры советуют книги об искусстве, часть 2 — Другое на Look At Me

Look At Me снова спросил у людей, связанных с современным искусством, о любимых альбомах на их книжных полках и о сильных книжных впечатлениях за последнее время. Среди рекомендаций — эссе Тарковского в библиотеке фотографа Наташи Климчук, книга «Гениальность и помешательство» художника Петра Жукова и «Портрет художника в юности» Нормана Мейлера о Пикассо и французской богеме начала прошлого века.


Букмэйт: Художники и дизайнеры советуют книги об искусстве, часть 2. Изображение № 1.
Маша Кравцова, искусствовед и журналист


 

Букмэйт: Художники и дизайнеры советуют книги об искусстве, часть 2. Изображение № 2.

Дэвид Тальбот Райс «Искусство Византии»

 


Букмэйт: Художники и дизайнеры советуют книги об искусстве, часть 2. Изображение № 3.

Григорий Козлов «Покушение на искусство»

 


Букмэйт: Художники и дизайнеры советуют книги об искусстве, часть 2. Изображение № 4.

Даниэль Абрамсон
«Wearing Propaganda»

 

Мне повезло получить один из первых экземпляров альманаха «База. Передовое искусство нашего времени», который издает художник Анатолий Осмоловский. Этот, второй выпуск «Базы» посвящен французской теории искусства второй половины XX века и состоит из текстов, печатавшихся в журнале Tel Quel («Как таковой») с 1960 по 1982 год. При этом я получила не только интеллектуальное, но и эстетическое удовольствие — дизайну «Базы» можно только позавидовать. 

Еще до меня, наконец, доехал каталог американской выставки Wearing Propaganda, посвященный текстилю времен Второй мировой войны. Я интересуюсь историей моды и читаю лекции о пересечении моды и искусства, так что, думаю, эта книга надолго станет моей настольной.

Чтобы не забывать историю искусства, я часто читаю и перечитываю монографии по истории античного, средневекового и ренессансного искусства. Недавно руки дошли до книги Дэвида Тальбота Райса «Искусство Византии», которую в начале нулевых выпустило в серии «Большая библиотека "Слова"» издательство Slovo. Жаль, что этот издательский дом решил, что перевод классических монографий бесперспективен, и закрыл проект. Книги были просто замечательные и в отличие от шикарных альбомов «Слова» доступные по цене.



Книга сотрудницы Эрмитажа убедила меня в том, что профессия искусствоведа сродни профессии детектива


В детстве я прочитала книжку Немиловой «Загадки старых картин» (1989), и это во многом предопределило мое будущее, вернее то, что я стану историком искусства. В отличие от многих (особенно отечественных) монографий по искусству книга сотрудницы Эрмитажа Инны Немиловой была увлекательной и убедила меня в том, что профессия искусствоведа сродни профессии детектива, который расследует загадочное преступление или пытается установить личность неизвестного. Немилова рассказывала о судьбах картин из коллекции Эрмитажа, о загадках, которые иногда скрывает сюжет, о жизни и приключениях произведений искусства (то, что на профессиональном языке называется провенанс), устанавливала истинных авторов тех или иных работ. Закончив читать Немилову, можно всегда перейти к арт-детективу историка Григория Козлова «Покушение на искусство» (2005). 

Жаль, что в России в принципе мало и неохотно переводят западную теорию искусства. Одним из исключений стала вышедшая в 1997 году антология «Американская философия искусства». В этом сборнике представлены разные точки зрения на самые важные для искусства XX века темы и проблемы: на чем основано понимание произведения искусства? Всегда ли произведение искусства имеет какое-либо значение? Имеет ли искусство свой язык? Чем является произведение искусства — физическим предметом или психологическим переживанием? Является ли произведением искусства предмет, не созданный, а заимствованный художником? Ну и главный вопрос: должно ли произведение искусства вызывать эстетические переживания или обладать эстетическими достоинствами? Планировалась вторая часть этой антологии, но, к сожалению, так и не вышла.


Букмэйт: Художники и дизайнеры советуют книги об искусстве, часть 2. Изображение № 5.
Наташа Климчук, фотограф и соучредитель иллюстраторского
агентства Bang! Bang! Studio

 

 

Букмэйт: Художники и дизайнеры советуют книги об искусстве, часть 2. Изображение № 6.

Майкл Гибсон, Жиль Нере «Символизм» 

 


Букмэйт: Художники и дизайнеры советуют книги об искусстве, часть 2. Изображение № 7.

Андрей Тарковский «Запечатленное время» 

 


Букмэйт: Художники и дизайнеры советуют книги об искусстве, часть 2. Изображение № 8.

«Избранные произведения Леонардо да Винчи» 

 

Последняя книга, которая пробудила во мне внутренний диалог, — «Что такое искусство» Льва Толстого, на эту книгу не раз ссылался философ Мераб Мамардашвили. Толстой грамотно и остроумно рассматривает подходы к искусству от Платона до Шопенгауэра. Теоретизирует он, на мой взгляд, спорно, но очень много будоражащих мыслей. Например, что наука ответственна за рост мыслительного содержания человечества, а искусство — за рост эмоционального. Что настоящее искусство может и должен создавать тот, кто опережает свое время и кто обладает новыми смыслами.

«Запечатленное время» Тарковского — моего любимого режиссера. В каком-то его интервью узнала про эту книгу. Эта его фраза сейчас кажется мне непреложной истиной: «Творчество действительно требует от художника "гибели всерьез" в самом трагичном смысле сказанного... Предназначенность искусства не в том, как это часто полагают, чтобы внушать мысли, заражать идеями, служить примером. Цель искусства заключается в том, чтобы подготовить человека к смерти, вспахать и взрыхлить его душу, сделав ее способной обратиться к добру».



Мне всегда хочется купить хорошее издание прерафаэлитов, но эти альбомы такие тяжелые


Еще одна монография, которая произвела на меня впечатление, — «Избранные произведения» Леонардо да Винчи. Удивительной глубины ум. Леонардо расчленяет все на мельчайшие молекулы, объясняя, что такое хорошая картина, но сам являет собой доказательство того, что талант до и выше всяких объяснений. В Лувре, кажется, есть зал, где висит одна картина Леонардо и пять-шесть картин его лучших учеников, которых он обучал технике сфумато — наглядная разница между смертными и Зевсом. Эту книгу мне подарил Сережа Федоров, он делал ее оформление в студии Лебедева.

Есть и книги, о которых я мечтаю. Например, из ненаписанных — «История русской иллюстрации». Мне всегда хочется купить хорошее издание прерафаэлитов, но эти альбомы такие тяжелые. Или четырехтомник Бенуа «История живописи всех времен и народов», но это издание 1912 года.

Самые ценные книги в моей библиотеке — ташеновское издание символистов, мемуары Амбруаза Воллара «Воспоминания торговца картинами» — там много интересного о начале импрессионизма — и альбом с репродукциями Рембрандта.

 

Букмэйт: Художники и дизайнеры советуют книги об искусстве, часть 2. Изображение № 9.

Развороты книги «Символизм» издательства Taschen


Букмэйт: Художники и дизайнеры советуют книги об искусстве, часть 2. Изображение № 15.
Петр Жуков, художник

 

 

Букмэйт: Художники и дизайнеры советуют книги об искусстве, часть 2. Изображение № 16.

Джеймс Фрэзер «Золотая ветвь»

 


Букмэйт: Художники и дизайнеры советуют книги об искусстве, часть 2. Изображение № 17.

Даниэль Арасс «Деталь в живописи»

 


Букмэйт: Художники и дизайнеры советуют книги об искусстве, часть 2. Изображение № 18.

Чезаре Ломброзо «Гениальность и помешательство»

 

«Золотая ветвь» Джеймса Фрэзера — одна из книг, впечатливших меня за последнее время. Это захватывающее описание того, как работает и развивается религия и культура, она объясняет, как существует мир искусства и что с ним будет дальше. Одна из последних выставок нашего объединения «Вверх!» («Неми») была отчасти вдохновлена как раз этой книгой. 

Книга русского философа XIX века Николая Федорова «Философия общего дела» подарена мне моим товарищем, художником Даниилом Зинченко. Будучи не столько про историю искусства, эта книга оказала и продолжает оказывать на него влияние, хотя и была написана почти полтора века назад.



Источник об искусстве самый верный — сама жизнь, как непосредственно окружающая, так и копошения арт-сообщества


Книга Чезаро Ломброзо «Гениальность и помешательство», написанная вроде бы криминалистом об источниках преступления и гениальности, на самом деле очень смешная книга, которая увлекательно рассказывает о художественной материи и художественном методе. 

Три источника об искусстве вообще самые верные, на мой взгляд, — сама жизнь, как непосредственно окружающая, так и копошения арт-сообщества, документальные материалы художников (воспоминания, письма, записки, личные фильмы) и академические книги по истории искусства — начинать лучше с древностей, в идеале. Мои фавориты — Юбер Дамиш «Теория /облака/: Набросок истории живописи» и Даниэль Арасс «Деталь в живописи».


Букмэйт: Художники и дизайнеры советуют книги об искусстве, часть 2. Изображение № 19.
Дарья Милле, координатор Основного проекта
и помощник куратора 4-й Московской биеннале

 

 

Букмэйт: Художники и дизайнеры советуют книги об искусстве, часть 2. Изображение № 20.

Хэл Фостер
«The Return of the Real»

 


Букмэйт: Художники и дизайнеры советуют книги об искусстве, часть 2. Изображение № 21.

Ги Дебор
«Общество спектакля»

 


Букмэйт: Художники и дизайнеры советуют книги об искусстве, часть 2. Изображение № 22.

Петер Вайбель
«10++ программных текстов для возможных миров»

 

Последние прочитанные мною книги по искусству — это «The Return of the Real» (1996) Хэла Фостера, «Общество спектакля» (1967) Ги Дебора и вышедшая на этой неделе на русском языке книга Петера Вайбеля «10++ программных текстов для возможных миров».

Фостер концентрирует свое внимание на исследовании западных авангардных течений в искусстве шестидесятых, семидесятых и восьмидесятых годов. Его становление пришлось на расцвет американского искусства, потому в фокусе внимания автора только европейские и в основном американские художники и проекты, тогда как уже несколько лет перед написанием книги прогремели выставки «Маги земли», China/Avant-Garde, The Other Story, представляющая искусство не в практике европейцев и американцев, на биеннале в Гаване.



Мне кажется, что современному российскому обществу потребления очень не хватает радикальной и неподкупной общественной фигуры


Ги Дебора очень интересно читать в Москве — в городе, в котором спектакль разворачивается в своем самом гротескном и отвратительном виде. После торжества советской бюрократии власть буржуазной системы в ее худших проявлениях прочитывается во всем. Мне кажется, что современному российскому обществу потребления, зацикленному на конформизме, очень не хватает радикальной и неподкупной общественной фигуры, побудившей бы это общество к какой-то рефлексии. И меня радует, что на российской арт-сцене существуют такие коллективы как «Группа учебного фильма» или «Что делать?», а в рамках Московской биеннале проходит выставка активистского искусства «Медиаудар».

Книга Петера Вайбеля «10++ программных текстов для возможных миров» уникальна уже только потому, что это первое издание текстов известного австрийского теоретика новых медиа на русском языке. Макрокосм «Петер Вайбель» представлен в этой книге в своей полноте. Здесь собраны многие тексты Вайбеля как искусствоведа, математика, куратора, художника, политика и ученого, и некоторые из них читаются даже не с первого раза, несмотря на то, что заявлены автором в кратком и общедоступном изложении.

Букмэйт: Художники и дизайнеры советуют книги об искусстве, часть 2. Изображение № 23.

Иллюстрации из книги «Vienna 1900»


Букмэйт: Художники и дизайнеры советуют книги об искусстве, часть 2. Изображение № 33.
Андрей Докучаев, дизайнер


 

Букмэйт: Художники и дизайнеры советуют книги об искусстве, часть 2. Изображение № 34.

Шарлотта и Питер Фиелл «Энциклопедия дизайна»

 


Букмэйт: Художники и дизайнеры советуют книги об искусстве, часть 2. Изображение № 35.

Норман Мейлер
«Портрет Пикассо
в юности»

 


Букмэйт: Художники и дизайнеры советуют книги об искусстве, часть 2. Изображение № 36.

Якоб Бааль-Тешува
«Александр Колдер» 

 

«Энциклопедия дизайна» (авторы Шарлотта и Питер Фиелл) — книга совсем небольшая, тем удивительней, что в ней достаточно емко изложены основные течения и тенденции в современном дизайне.

«Портрет Пикассо в юности» — не только исчерпывающая биография, но и замечательный текст Нормана Мейлера: книга читается легко, наполнена воспоминаниями людей из ближайшего окружения художника и действительно передает время и дух творческого Парижа начала XX века.

Очень содержательная и психологически глубокая серия книг о художниках авторства Ирвинга Стоуна, американского писателя, драматурга и сценариста, прославившегося подробными и художественными биографиями — среди двадцати пяти его романов есть книги и о художниках: Ван Гоге, Писарро и Микеланджело.



Больше всего мне дороги книги, которые я любил в детстве


Больше всего мне дороги книги, которые я любил в детстве: переводная итальянская «Творчество и выражение» Марии Карлы Претте и Альфонсо Капальдо (1985), которая рассказывает о том, как сформировать художественное видение детей, и альбом «Живопись, рожденная Октябрем» (1986), в котором собраны картины всех известных художников двадцатых-тридцатых годов. Из недавних ценных приобретений я бы выделил книгу издательства Taschen «Александр Колдер» о знаменитом американском скульпторе и «Vienna 1900» о Вене эпохи югендштиля и cецессиона.

К сожалению, из-за частых переездов у меня нет возможности систематически пополнять свою библиотеку. Как это ни странно, самыми ценными книгами в моей арт-библиотеке я считаю коллекцию книг по средневековой русской иконописи «Древнерусская живопись в музеях России» издательства «Северный паломник», которую продолжаю собирать несмотря ни на что. Также у меня довольно большая библиотека книг по русскому авангарду, среди которых мне особенно важны письма и трактаты художников, включая пять томов трудов Малевича. Из каталогов по искусству я бы выделил «Artempo» и каталог выставки «Atlas. How to Carry the World on One’s Back?», которую я видел в ZKM, Центре искусства и медиатехнологий в Карлсруэ.

Букмэйт: Художники и дизайнеры советуют книги об искусстве, часть 2. Изображение № 37.

Развороты каталога «Artempo»


Букмэйт: Художники и дизайнеры советуют книги об искусстве, часть 2. Изображение № 46.
Карина Караева, искусствовед и куратор


 

Букмэйт: Художники и дизайнеры советуют книги об искусстве, часть 2. Изображение № 47.

Сергей Добротворский «Кино на ощупь»

 


Букмэйт: Художники и дизайнеры советуют книги об искусстве, часть 2. Изображение № 48.

Даниэль Бирнбаум «Хронологии»

 


Букмэйт: Художники и дизайнеры советуют книги об искусстве, часть 2. Изображение № 49.

Таня Лейтон
«Art and the Moving Image:
A Critical Reader»

 

Книга, которая всегда находится рядом и которую я могу перечитывать бесконечно? «Кино на ощупь» Сергея Добротворского. Лично для меня это одна из лучших подборок почти всех текстов Добротворского. Несмотря на то, что автор касается в основном кинематографа, он охватывает колоссальный срез культуры и пытается поместить кино в пространство искусствоведческого анализа.


Мою любимую монографию об истории советского кино сейчас можно найти только у букинистов


Книга Даниэля Бирнбаума «Хронологии» выходила в издательстве НЛО, но я бы посоветовала читать ее на английском языке. В ней Бирнбаум анализирует моих любимых видеохудожников Филиппа Паррено, Таситу Дин и Эйю-Лиизу Ахтилу.

Из последних книг, которые сейчас меня увлекают, — небольшое издание, созданное при содействии фестиваля короткометражных фильмов в Оберхаузене — «Kinomuseum. Towards an Artists' Cinema», собственно, название говорит само за себя. Самые ценные книги в моей коллекции — «Art and the Moving Image: A Critical Reader. Edited by Tanya Leighton», эссе Вальтер Беньямина о Кафке и монография Неи Зоркой об истории советского кино: сейчас ее можно найти только у букинистов.

Читать также:
Рассказать друзьям
8 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются