Views Comments Previous Next Search

Новый самиздат: Зин-культура в России

1016981
НаписалDina Lun17 февраля 2012

Как возрождается культура независимых публикаций и журналов андеграунда — на примере независимого издательства Print-o-holic из Петербурга

В третьей части статьи о новом самиздате мы говорим с ребятами из петербургского независимого издательства Print-o-holic примерно о том же, что и в прошлые два раза (1, 2) — почему в России издают зины, чего можно ожидать от дешевых типографий и как культура питается андеграундом.



Новый самиздат: Зин-культура в России. Изображение № 1.

 


Денис Шарыпин

В прошлом стрит-артист. В настоящее время живет в Москве, занимаемся веб-дизайном и издательским проектом Print-o-holic. Работал в таких студиях как Ballisticka и Just Be Nice. Публиковался в Object Book № 1, две работы попали в рейтинг русского дизайна  2011 по версии журнала «КАК».

Новый самиздат: Зин-культура в России. Изображение № 2.

 


Ася Баранова

Живет в Петербурге, учится на архитектора в СПбГАСУ. Помимо архитектуры занимается фотографией и издательским проектом Print-o-holic. Публиковалась в последнем номере немецкого зина Romka magazine, в 2010 вошла в шорт-лист Sony World Photography Awards.
Новый самиздат: Зин-культура в России. Изображение № 3.

 

Как и когда произошло ваше знакомство с зин-культурой и почему вы решили этим заниматься?

Денис: Я узнал о зинах, когда тусовался с панками-хардкорщиками, лет пять назад. В панк-среде давно делали зины, но тогда смысл у них был скорее информативный. Интернет был только у мажоров, и информацию про панк-группы, какие-то рецепты, интересные интервью негде было найти, кроме этих журналов. В них также печатали колонки с мнением разных людей — не знаю, кому было интересно, что думает какой-то там панк с Урала про сексизм, но было в этом что-то душевное. Тогда у меня сразу появилось желание сделать что-то подобное, но хорошо, что не сложилось — я думаю, это выглядело бы смешно и ужасно одновременно. Вторая волна зиноделания нахлынула на меня около года назад — хотелось делать что-нибудь печатное, но работа моя была связана с веб-дизайном. Так как Ася занимается фотографией, мы решили сделать фотозин, чтобы напечатать ее работы и фотографии друзей. Собрали материал, придумали концепт и лого. Но не нашли денег, так как цветная печать — довольно дорогое удовольствие. Поэтому мы решили делать публикации, которые требуют меньших затрат.

Новый самиздат: Зин-культура в России. Изображение № 4.

Не знаю, кому было интересно, что думает какой-то там панк с Урала про сексизм, но было в этом что-то душевное

Новый самиздат: Зин-культура в России. Изображение № 5.

Ася: Я архитектор, и вся моя жизнь с момента определения себя в этой области связана с бумагой — с ее фактурой, цветом, форматом, с тем, как на нее ложатся различные материалы и цвета. Первыми в мои руки попали архитектурные журналы, впечатлив меня своей эстетикой, но тем не менее все они казались какими-то вылизанными, что ли. А вот когда мы оказались в Берлине пару лет назад и попали в магазин Motto Berlin, наверно тогда во мне что-то перещелкнуло — до этого момента я видела подобные зины только в блогах, а тут все можно было потрогать, полистать и поразглядывать. Думаю, тогда я и прониклась идеей сделать что-то подобное в России.

Новый самиздат: Зин-культура в России. Изображение № 6.

Зины Print-o-holic


Зачем вообще делать зины?

Денис: Делать зины по сути незачем. Просто это желание, которое есть внутри любого творческого человека — что-нибудь делать: не потреблять, а производить. Культура селф-паблишинга помогает справиться с этим полностью. Еще я могу подписаться под фразой ребят, которые делают журнал «Москвич»: «А на что еще тратить деньги? На новую духовку?»


С чем связано такое активное развитие зинов сейчас?

Ася: С точки зрения молодых художников все довольно просто: когда ты молод и полон амбиций, то очень хочется поделиться своим искусством с окружающими. Устраивать персональные выставки или участвовать в каких-то крупных проектах не всегда возможно, а вот напечатать зин со своими работами куда проще. Это и часть твоего портфолио, и приятный бонус для друзей, и возможность стать частью зин-культуры. С точки зрения издателей, это как минимум очень захватывающий процесс: работа с художниками, оформление зинов, процесс печати… Все это доставляет огромное удовольствие. А почему такое активное развитие именно сейчас? В России это действительно пустующая ниша. Кто-то увидел классный зин где-то в Европе и подумал: а почему бы и нам что-то такое не сделать?

Новый самиздат: Зин-культура в России. Изображение № 17.

Что-нибудь делать: не потреблять, а производить

Новый самиздат: Зин-культура в России. Изображение № 18.

Денис: Думаю, большую роль в этом процессе сыграло удешевление и доступность всякого рода копировальной техники, резаков, биговщиков, скрепкосшивателей. Ведь самый простой зин минимальным тиражом можно напечатать дома на цветном принтере и раздать друзьям. Хотя сегодняшние зины — это уже скорее постзины, потому что чаще всего они напечатаны в типографиях или на полупрофессиональном оборудовании. Но если бы лет пять-семь назад не начали появляться дешевые хорошие принтеры, то и этих зинов сейчас не было бы. Это как женщина-бутерброд у метро с рекламой «Издам вашу книгу!» — несколько лет назад такое сложно было себе представить.

Новый самиздат: Зин-культура в России. Изображение № 19.

Любимые зины объединения Print-o-holic


Есть ли у вас любимые зины, на которые вы равняетесь?

Денис: Моим фаворитом является издательство Landfill Editions. Ребята печатают зины с иллюстрациями на своем ризографе на переработанной бумаге в несколько цветов. Выглядит все очень круто недавно я получил посылку от них с шестью зинами. Мне нравится подборка авторов и то, как они сделаны. По качеству изданий я бы хотел равняться на них.

Новый самиздат: Зин-культура в России. Изображение № 29.

Это как женщина-бутерброд у метро с рекламой «Издам вашу книгу!» — несколько лет назад такое сложно было себе представить

Новый самиздат: Зин-культура в России. Изображение № 30.

Ася: Мне нравятся зины и книги таких издательств как Nieves, Éditions FP&CF, Pogo Books, Papier Gache, Dust & Dessert, Apartamento, Blood of the Young Zine, Romka Magazine. Также на сайте Artzines есть большое количество интересных зинов, посвященных архитектуре и дизайну.

 

Чему вы научились во время создания?

Ася: Многому, например, с кем стоит иметь дело, а с кем нет. Узнали, что очень тяжело начинать делать что-то, не имея никакого опыта в данной области. Что не стоит торопиться, лишь бы выпустить новый зин — если хочешь сделать все идеально, то с ним придется повозиться. Также бывают трудности при взаимодействии с художниками, с этим тоже надо учиться справляться. Хотя за первый год работы мы сделали не так много, но зато уже точно знаем, на какие грабли больше не будем наступать.

Денис: Кое-чему научился. Узнал, что бумагу для офсетной печати продают в формате 72x100 сантиметра; что для того, чтобы получились ровные края, зин сначала лучше складывать, а потом обрезать; что можно ошибиться в макете и засрать весь тираж. Что у женщин в типографиях всегда происходит разрыв шаблона, если они видят, что печатают что-то отличное от рекламных объявлений. А еще — я узнал, как отказать автору, который просит опубликовать свои картинки с кошечками и уродскими хиппанскими узорами; что авторы тоже люди и любят полениться как следует.


На какие деньги вы печатаете зины и как их распространяете? Какие сложности возникают при работе с типографиями?

Денис: Деньги тратим из зарплаты. Мне кажется, тут важно сохранить независимость, поэтому никакие гранты и стипендии нас не привлекают. Не хотим ни перед кем отчитываться за выпущенный материал. Такой вот мини-бизнес, только без амбиций стать корпорацией и получать сверхприбыли.

Новый самиздат: Зин-культура в России. Изображение № 31.

Я узнал, как отказать автору, который просит опубликовать свои картинки с кошечками и уродскими хиппанскими узорами

Новый самиздат: Зин-культура в России. Изображение № 32.

Типографии — это вообще отдельный вопрос. Одна из главных идей селфпаблишинга — это дешевое производство (потому что чаще всего тратишь свои деньги). А если производство дешевое, то и сервис соответствующий. Открытки мы печатали в месте, где нам месяц не могли отдать заказ. Когда печатали зины ризографией, помимо того, что некоторые просто не взялись такое печатать, остальные спрашивали, не под бутератом ли мы рисовали эти картинки. То есть напечатать что-либо, капельку выходящее за рамки, — это уже своеобразный квест, который мы все еще никак не решили. Но, видимо, решим с покупкой своего ризографа.

Первый тираж наших зинов раскупили в основном друзья и знакомые, чтобы поддержать нашу инициативу. Позже один наш зин заказал редактор блога Artzines из Германии. Открытки каждый распространяет самостоятельно, также их можно купить в некоторых магазинах в Москве и Петербурге — 8 Store, Zoom Cafe, Street Kit Gallery. А еще мы можем отправить их по почте, как раз совсем недавно мы наладили сервис для работы с PayPal.

Новый самиздат: Зин-культура в России. Изображение № 33.

Рабочий процесс Print-o-holic


Какие недостатки и преимущества есть у зинов? 

Ася: Конечно, это отнимает кучу времени и сил, так как приходится выкладываться по полной и работать над всем сразу. Огромный минус — это то, что первое время не видно никакой отдачи от твоей работы. Но потом понимаешь, что иногда нужно время, чтобы к чему-то прийти, и работаешь дальше..

Огромный недостаток печатно-полиграфической индустрии в России в целом — это то, что иногда твою задумку никто просто не хочет осуществлять. Некоторые печатные техники у нас в стране либо не используются вовсе, либо стоят безумных денег. В выборе бумаги мы тоже очень ограничены. А из плюсов — это как минимум безумно интересно. Весь этот процесс, начиная от какой-то абстрактной идеи и заканчивая выходом готового зина. То, что мы ни от кого не зависим, кроме самих себя, — это, безусловно, тоже плюс.

Денис: Для меня, любителя печатных изданий, почти любой зин — это плюс. Например, малотиражность — меня лично завораживает тот факт, что всего лишь у ста человек в мире есть зин, который я держу в руках. Честность — тематика и стилистика ни чем не ограничена, разве что собственным талантом и эго — хоть кошечки со свастикой на лбу. Традиционные техники печати — мне нравится бумага, нравятся процессы печати и случайности, возникающие в процессе. Может получиться немного не то, что планировал, потому, что бумага сильно впитала краску или один шаблон не попал на другой, из-за чего изображение получается немного кривым.


О чем ваши зины и какая тема в последнее время вас волнует?

Ася: Мы реализуем идеи молодых художников из России и Европы. Нам нравится работать с начинающими иллюстраторами, сталкиваться с абсолютно разными стилями и манерами работы. Сейчас, например, делаем проект с ребятами из Чехии и Испании, которые рисуют зин-историю Neighbors о различных казусах совместного проживания. Каждого художника волнует какая-то своя проблема, и очень интересно разглядывать ее с разных сторон. Но главный проект, ради которого мы все это и затеяли, — это фотозин. Сейчас начали очень плотно им заниматься и планируем выпустить его в конце весны. Фотография — это то, что лично мне очень близко и интересно.

Новый самиздат: Зин-культура в России. Изображение № 37.

Зин-сообщество — это как закрытый книжный клуб

Новый самиздат: Зин-культура в России. Изображение № 38.

Денис: Наши проекты наполнены экспериментальной и современной иллюстрацией. Мы, как издатели, просим автора нарисовать несколько картинок на любую тему. Для проекта открыток Serendipity девять девушек-иллюстраторов рисовали визуальную расшифровку этого понятия. Серендипность — это когда ты случайным образом обнаруживаешь то, чего не искал намеренно, или способность делать глубокие выводы из случайных наблюдений. Они сами предложили эту тему, и нам она показалась интересной. Скоро у нас выйдет зин от ребят из Orka Collective с иллюстрациями на тему леса.

Чего не хватает зин-культуре в России чтобы выйти из андерграунда?

Денис: Я не думаю, что ей нужно выходить из андеграунда, потому что это может опошлить всю культуру в целом. Уже представляю, как выходит зин какого-нибудь второсортного русского бренда, как в свое время выходили у Topshop и Dickies. Это же просто ерунда. Надеюсь, что зин-культура разрастется горизонтально, а не будет делать шаг наверх. Пусть это останется культурой аутсайдеров, студентов арт-вузов и фотографов, у которых ни одно приличное издание не покупает фотографии.

Новый самиздат: Зин-культура в России. Изображение № 39.

Пусть это останется культурой аутсайдеров, студентов арт-вузов и фотографов, у которых ни одно приличное издание не покупает фотографии

Новый самиздат: Зин-культура в России. Изображение № 40.

Ася: Зин-сообщество — это как закрытый книжный клуб, в нем состоит ограниченное число особо заинтересованных персон. Если кому-то интересна зин-культура, он без проблем проникнет внутрь, но не стоит выносить все это на уровень поп-культуры. Конечно, в России возникает проблема с продажей и распространением зинов, но и это постепенно решается — в Москве и Петербурге открываются шопы и корнеры с зин-продукцией. Еще было бы здорово, если бы хоть раз в сезон проводились zine-fair — что-то вроде выставок и ярмарок, где можно было бы посмотреть, что делают другие ребята и как вообще продвигается зин-культура в нашей стране. Но так как все это потихонечку набирает оборот, будем надеяться, что в скором времени и с этим все будет о'кей.

Новый самиздат: Зин-культура в России. Изображение № 41.

Альбом открыток Serendipity
Рассказать друзьям
10 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются