Pussy Riot: Искусство или политика?
«Наше выступление в храме Христа Спасителя было политическим жестом, задевающим проблему сработничества РПЦ и путинской власти»
14 марта, несмотря на собранные подписи и пикеты в пользу освобождения Надежды Толоконниковой и Марии Алехиной, подозреваемых в участии в «панк-молебне» группировки Pussy Riot 21 февраля в храме Христа Спасителя, Московский городской суд признал их арест законным и принял решение о содержании девушек под стражей сроком до 24 апреля. Вчера обвиняемой была признана еще одна девушка, проходившая до этого по делу как свидетель.
Look At Me рассказывает о других случаях скандального акционизма в России, собирает хронологию Pussy Riot и спрашивает у журналистов, художников и искусствоведов о том, где в акциях этой группы заканчивается искусство и начинается политика.
Акция феминистской панк-рок-группы Pussy Riot, которая состоялась 21 февраля в храме Христа Спасителя, вызвала взрывную волну неоднозначных комментариев и мнений, окончательно размыв границы между политическим высказыванием и арт-проектом. Участницы Pussy Riot отказываются разделять искусство и политику, заигрывая с общественно-политическими проблемами настоящего, переворачивая с ног на голову вопрос о культурной норме.
PUSSY RIOT
Дата рождения Работа |
|
Символ Участники |
Карта наступления Pussy Riot
1. Станции метрополитена («Аэропорт», «Сходненская», «Университет», «Библиотека имени Ленина», «Боровицкая»), крыши автобусов и троллейбусов ФГУП «Мосгортранс».
2. Красная площадь («Подиум» на Кузнецком Мосту, бар «Денис Симачев» в Столешниковом переулке).
3. Спецприемник на Симферопольском бульваре.
4. Лобное место на Красной площади.
5. Храм Христа Спасителя.
метро «Аэропорт» На концерте Pussy Riot сотрудниками центра «Э» были задержаны участники группы «Война», |
|
метро «Сходненская» Случайно споткнувшись о железную конструкцию на станции метро, одна из участниц группы Тюря |
метро «Университет» Забравшись под самые усы троллейбуса и несмотря на вопли разъяренного водителя и удивленные возгласы пассажиров, группа исполнила песню «Освободи брусчатку». |
|
Podium Concept Store Нарядившись в песцовые шубы из концепт-стора «Подиум», Pussy Riot исполнили песню «Кропоткин-водка» прямо посреди магазина, шокировав тем самым продавцов и посетителей магазина. |
Столешников переулок Взобравшись на стеклянную конструкцию с «Ягуаром» внутри, Pussy Riot повесили свой баннер и устроили слэм прямо на стеклянной крыше, которая чуть не треснула под девушками. |
|
храм Христа Спасителя Во вторник масленичной недели солистки Pussy Riot исполнили «панк-молебен» «Богородица, Путина прогони» в храме Христа Спасителя. Концерт продолжался всего пару минут, после чего сотрудники охраны ХХС выгнали активисток из храма. |
Хронология Pussy Riot
|
|
Август 2011 года — создание группировки Pussy Riot.
Октябрь 2011 года — серия нелегальных партизанских выступлений на крышах автобусов и троллейбусов ФГУП «Мосгортранс» и под потолком станций Московского метрополитена. На одном из выступлений на станции метро «Аэропорт» были арестованы активисты «Войны» из-за ошибки журналистов относительно инициаторов акции. 7 ноября 2011 года — итогом партизанских выступлений стал клип «Освободи брусчатку» с дебютного альбома группы «Убей сексиста», который был выпущен девушками в День революции. Видео, посвященное выборам, борьбе за Химкинский лес и принятию антиабортного закона, посмотрели более 120 тысяч пользователей. Ноябрь 2011 года — второй тур нелегальных выступлений «Пиздец сексистам, ебаным путинистам». 1 декабря 2011 года — выход второго клипа на песню «Кропоткин-водка», посвященного «свержению кремлевских ублюдков» и приуроченного к выборам 4 декабря. В этот раз нелегальные выступления группы проходили на гламурных площадках столицы, находящихся в пешей доступности от Красной площади, — столичных бутиках, на модных показах и на крыше бара Дениса Симачева. Выступления сопровождались поджогами. 14 декабря 2011 года — выступление группы на крыше спецприемника № 1, в котором содержались задержанные после протестных выступлений активисты. Девушки исполнили песню «Смерть тюрьме, свободу протесту», главным посылом которой был мирный захват площадей и освобождение тех самых заключенных. Таким образом, Pussy Riot представили свое понимание протеста. 20 января 2012 года — исполнение песни «Путин зассал» на Лобном месте Красной площади, в которой участницы группы предлагают «сценарий бунта в России: для этого россиянам предлагается оккупировать ключевые места страны и добиваться политических перемен». Через 25 минут после выступления «Бунт России, Путин зассал» были задержаны восемь солисток группы. 21 февраля 2012 года — «панк-молебен» в храме Христа Спасителя «Борогодица, Путина прогони», ставший роковым и самым нашумевшим выступлением активисток из Pussy Riot. Событие вызвало огромный резонанс в культурной, политической и религиозной среде. Ворвавшись в самый главный храм страны, группа исполнила church punk, в котором, призывая Богородицу прогнать Путина, девушки проехались по лицемерию Церкви и власти. Реакцией РПЦ на это событие стало требование ужесточить законы, касающиеся оскорбления религиозных чувств верующих, и жалоба в Генпрокуратуру, на основании которой против участниц Pussy Riot было возбуждено уголовное дело по статье «Хулиганство», грозящее до семи лет лишения свободы. Ролик на официальном канале группы посмотрели более 680 тысяч пользователей. 3 марта 2012 года — по обвинению в хулиганстве, связанном с выступлением в храме Христа Спасителя, были задержаны активистки Надежда Толоконникова и Мария Алехина. Свое участие в акции задержанные девушки отрицают, в связи с чем объявили голодовку. 5 марта 2012 года — состоялся суд по делу Толоконниковой и Алехиной. Девушки отказались давать какие-либо показания. Суд арестовал девушек сроком заключения до 24 апреля этого года. В защиту активисток было составлено открытое письмо, которое подписали более тысячи человек. 8 марта 2012 года — по всему миру прошли акции в защиту задержанных девушек. Активисты требовали освобождения и прекращения любых преследований группы. 14 марта 2012 года — после рассмотрения в Московском городском суде вопроса о законности ареста Нади и Марии, было принято решение оставить их под стражей до 24 апреля. 15 марта 2012 года — была задержана еще одна девушка, которую подозревают как участницу акции в храме Христа Спасителя. Ранее она проходила по делу как свидетель, но теперь против нее также было возбуждено дело по статье за хулиганство. Она, как и задержанные ранее, будет находиться под арестом до 24 апреля. |
Pussy Riot: Искусство или политика?
Pussy Riot
(Шумахер, Гараджа, Серафима, Кот и Шайба)
Наше выступление в храме Христа Спасителя было политическим жестом, задевающим проблему сработничества РПЦ (МП) и путинской власти. Патриарх Кирилл не раз высказывался по поводу явно не святой фигуры Путина, призывал своих прихожан не участвовать в протестных митингах. А политическая акция, проведенная властями и РПЦ (МП) перед выборами в Госдуму, под названием «Постойте двое суток к поясу Богородицы» была направлена на создание картины аполитичности православных граждан. Нас это возмутило не меньше, чем нарушения на выборах в Госдуму. Поэтому мы ввели в наше выступление художественный элемент — молебен — и назвали наше выступление панк-молебном «Богородица, Дево, Путина прогони». Здесь мы возвращаем политическую активность верующих, преодолевая попытки патриарха Гундяя, говорящего от лица всех верующих, исказить положение вещей.
Наше выступление в храме Христа Спасителя было политическим жестом, задевающим проблему сработничества РПЦ и путинской власти
Также нам было важно спеть именно у алтаря, а не на улице перед храмом, то есть в месте, куда женщинам вход категорически запрещен. Дело в том, что РПЦ (МП) ведет пропаганду крайне консервативных ценностей, в которые не вписываются такие понятия, как свобода выбора и формирования политической, гендерной и сексуальной идентичности, критическое мышление, мультикультурность, внимание к современной культуре. Нам кажется, Православной церкви на данный момент не хватает всех выше перечисленных явлений.
Что касается последствий, здесь мы были удивлены яростью и масштабом кампании травли и поимки тех, чьи непроверенные данные попали в сеть. Количество угроз, писавшихся этим людям, зашкаливает. Мы считаем, что это является частью поствыборной кампании Путина, который, получив свою «победу» на выборах, решил вспомнить все обиды, которые были ему нанесены со стороны оппозиционных граждан. Скорее всего, здесь сильно повлияло наше выступление на Лобном месте с песней «Путин зассал». А наше выступление в храме Христа Спасителя стало формальным поводом заведения уголовного дела. Теперь власти этого не скрывают и пытаются выдвинуть еще одно обвинение против подозреваемых в контактах с нашей группой — «Экстремизм», из-за нашего припева, начинающегося словами «бунт в России». Мы возмущены тем, что людей, замеченных в оппозиционных кругах, схватили на улице и сейчас держат под арестом. Девушки не признают себя участниками нашей группы. Насколько мы знаем, они объявили голодовку, которая длится уже двенадцатый день.
Юрий Сапрыкин
журналист, музыкальный критик, общественный деятель
Мне кажется, Pussy Riot, как и многие здешние акционисты последнего времени, сознательно балансируют на грани между художественным и политическим, и в этом одновременно их сила и их слабость. Сила — в том, что это не замыкает их ни в одном из устоявшихся дискурсов, они как бы и с теми, кто кричит на площади: «Путина на нары», и с теми, кто выставляет документацию своих акций на биеннале, — и одновременно ни там, ни там. Слабость же в том, что такая позиция делает их высказывание принципиально незавершенным, не состоявшимся ни в художественном, ни в политическом качестве.
Pussy Riot сознательно балансируют на грани между художественным и политическим, и в этом одновременно их сила и их слабость
К несчастью, в этот момент в игру вступает российское так называемое правосудие и создает ту самую недостающую определенность: Pussy Riot становятся узниками совести, и в этот момент все претензии к ним снимаются, остается лишь единственное требование — выпустить их немедленно.
Мария Рогулева
главный редактор журнала «Артхроника»
Современное искусство сейчас впервые за много лет абсолютно точно и органично вошло в резонанс с общественными настроениями. Оно воздействует сейчас на умы сильнее, чем что-либо другое. Я совсем недавно посмотрела предвыборное видеообращение одного провинциального чиновника. Вся его риторика целиком строилась вокруг акции в храме Христа Спасителя. Он расшифровывал термин ЛГБТ и приравнивал Pussy Riot к Навальному. Это действительно беспрецедентный случай, даже акции «Войны» не имели такого резонанса, потому что с точки зрения общественных настроений они происходили в полном вакууме. Кроме того, акция Pussy Riot была задумана и выполнена по всем канонам медиаактивизма. Она должна была шокировать определенную часть публики — и шокировала. Я бы сказала, что эффект оказался намного сильнее, чем предполагали сами участницы.
Акция Pussy Riot была задумана и выполнена по всем канонам медиаактивизма. Она должна была шокировать определенную часть публики — и шокировала
Идея акции совершенно очевидна, и этой идее уже не меньше пятисот лет — еще Мартин Лютер говорил примерно о том же. У нас, правда, свои местные особенности, и они связаны с отношениями Церкви и государства. Сейчас эти отношения вошли в совершенно уже идиллическую фазу. Вместо продажи индульгенций, против которой выступал Лютер, у нас появились, по свидетельству Ксении Собчак, VIP-приглашения в храм для чиновников. Pussy Riot на своем панк-языке пытаются донести мысль о том, что церковь — не государственное учреждение. Поэтому они и выбрали храм Христа Спасителя — для них это символ в первую очередь слияния Церкви и государства, а еще точнее — Церкви и современного российского чиновничества.
Pussy Riot на своем панк-языке пытаются донести мысль о том, что церковь — не государственное учреждение
Если художника волнует, скажем, секс, никто не ставит под сомнение его статус художника. Pussy Riot волнует положение женщин в России и политика правящих чиновников. От этого они не перестают быть художниками. Если же говорить на языке судебном, то все формальные признаки искусства тут налицо. В мировой истории акционизма есть гораздо более шокирующие работы.
Анатолий Ульянов
Looo.ch
Поскольку женщина является символом устрашающей и неконтролируемой природы, патриархальная культура видит в ней угрозу своему порядку и потому репрессирует. Не мудрено, что Церковь, которая производит веру во власть и служит корпорацией подавления сексуальности как основы свободной природы, нетерпима к любым формам эмансипации, тем более женской — самой радикальной. Pussy Riot нанесли удар в самый исток несвободы. Репрессия женщины — начало всех форм репрессии. Это совершенно первобытный отцовский реакционизм — именно с него начинается цивилизация. Акция в храме Христа Спасителя доказывает, что социополитическая реальность современной России — это религиозный авторитаризм — служит неприятным, но правдивым зеркалом действительности.
Pussy Riot нанесли удар в сам исток несвободы. Репрессия женщины — начало всех форм репрессии. Это совершенно первобытный отцовский реакционизм
Собственно, акция — не сам молебен, но агрессивная общественная реакция на него и последующее судилище, чье обвинение не поддается юридический верификации и является консервативной истерикой. Все это очевидно дико, непропорционально и антиконституционно. Поступок этих женщин является поступком в интересах всех, и все сегодня должны объединиться в их защиту и поддержку. Любая другая позиция в данном случае — оправдательство, побег и фашизм.
Анатолий Осмоловский
художник, теоретик, куратор, ректор института «База»
Прежде чем начинать такую войну, надо понимать противника и иметь четкую тактику и стратегию, иначе эта война заранее проиграна. Если сегодня схватили и судят пять девочек, надо, чтобы завтра и послезавтра в храме снова пели и танцевали пять девочек, и так каждый день, пока не освободят обвиняемых. Подобным образом действовали черные в США 1960-х годов по призыву Мартина Лютера Кинга. В то время в автобусах были места для белых и черных, и если черный садился не на свое место — его арестовывали. Кинг призвал всех нарушать этот закон, пока тюрьмы не переполнятся. И что? Действительно, через несколько месяцев тюрьмы США ломились от нарушителей. И закон был отменен.
Если сегодня схватили и судят пять девочек, надо, чтобы завтра и послезавтра в храме снова пели и танцевали пять девочек, и так каждый день, пока не освободят обвиняемых
Но подобный протест возможен, когда есть массовая поддержка. РПЦ — организация отвратительная, но существует ли в обществе ясное осознание ее мракобесного влияния?
Учитывая политический контекст и опасность, которая сейчас угрожает активисткам, мне кажется неправильным рассуждать о том, искусство это или политика. Сейчас главное — не допустить того, чтобы их посадили в тюрьму, и по этому поводу я лично готов подписать любые документы и петиции. Но надо сказать, что к художественной составляющей всего проекта Pussy Riot (не имея в виду конкретные акции) я отношусь достаточно положительно. Мне нравятся в этом проекте цветные одежды и идея анонимности. Это своего рода бунт цвета. Одна из возможных крайних точек развития искусства ХХ века.
Антон Николаев
художник, куратор, журналист, основатель арт-группы «Бомбилы»
Мне кажется, что молебен в храме Христа Спасителя затмил предыдущий акционистский хит группы «Война» с «литейным хуем». Это лучшая акция десятых, и она может такой остаться в истории.
Это лучшая акция десятых, и она может такой остаться в истории
Основная идея акции, на мой взгляд, — дать щелчок по носу руководству РПЦ, даже беглый взгляд на которое заставляет вспоминать о библейских фарисеях. С начала девяностых годов русский акционизм размывает границы между эстетическим и политическим. Деятельность таких групп, как Pussy Riot, — типичный пример того, как Вальтер Беньямин определял левого художника: политизация эстетического.
Мария Чехонадских
редактор «Художественного журнала»
Pussy Riot никогда себя не называли арт-группой. Это феминистский музыкальный коллектив. Но мне не кажется вопрос «жанра» существенным — поп-группа или акционизм, смысл от этого не меняется, так как мы в любом случае имеем дело с активистским проектом. Активизм может апроприировать и художественные формы, и музыкальные, и какие угодно другие. Поэтому для меня ситуация вокруг Pussy Riot должна рассматриваться в контексте политическом. Как известно, эстетизация политики — вещь опасная.
Акция была проведена в самый неподходящий момент, момент предвыборной истерики, так что власти выгодно раскручивать это дело
К самой акции в храме Христа Спасителя у меня отношение неоднозначное. С точки зрения активистской акции, это был тактический провал. Акция была проведена в самый неподходящий момент, момент предвыборной истерики, так что власти выгодно раскручивать это дело, чтобы консолидировать консервативную часть общества. В нормальной ситуации все бы закончилось административным штрафом. Но мы, как мне кажется, должны доказывать, в том числе через акции солидарности, коллективные письма, что преследование и уж тем более осуждение участниц группы Pussy Riot по экстремистской статье — явный перегиб и дело имеет явные политические мотивы.
Даниил Дугаев
журналист
Сажать в тюрьму художников — позор, сажать матерей маленьких детей — позор втройне. Спасибо Pussy Riot за то, что лишний раз напомнили: смеха боится даже тот, кто ничего не боится.
Изабель Магкоева
преподаватель японского языка, активист, член Российского социалистического движения
Творчество Pussy Riot мне совершенно не нравится. Уже после Лобного места все стало пресно, однообразно: одна и та же картинка с разноцветными девочками, что-то напевающими себе под нос. Идеологическая пустотность их акций и заявлений — это вообще отдельная тема.
Идеологическая пустотность их акций и заявлений — это вообще отдельная тема
Pussy Riot, к сожалению, лишь карикатура на феминистское движение.Для меня это пиар-проект, прекрасно отвечающий запросам больших СМИ, воспроизводящий все стереотипы в отношении женщины в России. Но несмотря ни на что мы все должны бороться за их освобождение, как боремся за освобождение Таисии Осиповой и множества других политзаключенных.
Илья Будрайтскис
художник, историк
Во-первых, я не думаю, что в отношении этой акции, как, впрочем, и любой другой, осуществленной в публичном пространстве, вопрос о границах искусства и политики имеет значение. Вынесение действия за рамки политики является более чем зыбкой линией в качестве защиты в суде, одновременно содержательно обесценивая радикальный жест акциониста. В этом отношении акция Pussy Riot, несомненно, имеет политический подтекст и сработала именно как политическое высказывание.
Защита Pussy Riot сегодня стала общим делом не из-за симпатии к риску или радикальному феминизму, но в силу здорового и достойного чувства солидарности
Столкновение с опасными зонами господствующей религии было важным мотивом всего последнего десятилетия — от «иконоборческой» акции Авдея Тер-Оганьяна, через дело Ерофеева и Самодурова, к сегодняшней бурной полемике о танце в храме Христа Спасителя. И всякий раз это столкновение имело свои специфические черты, последовательно диагностируя состояние общества на рубеже нулевых, в их середине и, наконец, на их излете. В этом отношении акция Pussy Riot неотделима от подъема протестных движений последних месяцев. Именно поэтому как человек, ассоциирующий себя с этим движением и обеспокоенный его будущим, я не был в восторге от акции в храме.
Линия противостояния между прогрессивной дерзкой молодежью и архаичными православными мне кажется сегодня ненужной и вредной, я хотел бы, чтобы конфликт развивался по совсем другим линиям — социальным и классовым. Однако жесткая стратегия обострения, избранная полицией и фундаменталистскими активистами, с явного благословения властей и патриархии, изменила ситуацию. Защита Pussy Riot сегодня стала общим делом не из-за симпатии к риску или радикальному феминизму, но в силу здорового и достойного чувства солидарности перед лицом подлости и жестокости государства и сомкнувшейся с ним церковной верхушки. В этом отношении письмо, подписанное тысячами верующих, производит особенно сильное впечатление. Уже видно, что грядущий провал этого позорного уголовного дела станет результатом широкой кампании, выходящей за пределы первоначального художественно-политического проекта группы.
Максим Крекотнев
искусствовед
То, что помещение Фонда храма Христа Спасителя оказалось последним местом серии акций перед арестом — почти случайность, хоть и глубоко иллюстративная. «Панк-молебен» содержательно в меньшей степени передавал обществу антиклерикальный привет. Pussy Riot и до этого последовательно шли по списку «сакральных» мест города, так или иначе связанных с сакральностью самой власти.
Pussy Riot и до этого последовательно шли по списку «сакральных» мест города, так или иначе связанных с сакральностью самой власти
В свою очередь, ее реакция, со всей материальностью внеправового насилия, показательно противопоставленного формальным и политически абстрактным заявлениям Pussy Riot, тем более омерзительна.
Александра Обухова
искусствовед
Я не могу «от всей души» прокомментировать акцию группы Pussy Riot. Две участницы группы находятся в СИЗО, им предъявлены обвинения по части 2 статьи 213 УК РФ, им грозит реальный срок заключения. В подобных обстоятельствах профессиональный разговор остается за скобками публичного обсуждения. Более того, тема такого разговора очевидно нерелевантна по причине тотального перемещения события из околохудожественной области в область социально-политическую. Что в нынешней российской реальности означает — в область коррумпированных, идеологизированных, неправосудных решений. Лить воду на эту мельницу я отказываюсь.
Общество, в котором я живу, неумолимо и опасно падает в православное мракобесие и изуверство и все больше и больше удаляется от гражданских идеалов свободы, равенства и братства
Как только уголовное дело против участниц Pussy Riot будет закрыто и они выйдут на волю, я, если потребуется, готова сказать ВСЕ, что я думаю, по поводу акции в храме Христа Спасителя. Единственное, о чем я сегодня готова говорить, так это о том, что общество, в котором я живу, неумолимо и опасно падает в православное мракобесие и изуверство и все больше и больше удаляется от гражданских идеалов свободы, равенства и братства.
Арсений Жиляев
художник, куратор
«Представляешь, что было бы с РПЦ, если бы Бог действительно существовал?» — спросил как-то раз меня мой товарищ Илья Будрайтскис. Я думаю, что единственный прок в акции Pussy Riot — это то, что она дала очередной повод российским православным задуматься о прозрачности их посредника в общении с Богом. Pussy Riot надо защищать, как и всех остальных политических заключенных в нашей стране. Не больше, но и не меньше. Как музыкальный или даже арт-проект они мне не близки. Я им не верю совершенно.
Единственный прок в акции Pussy Riot — это то, что она дала очередной повод российским православным задуматься о прозрачности их посредника в общении с Богом
Либеральные стенания на камеру о том, что России нужен хлыст... Как говорит художник Доу: «Уточка — кря-кря, Путин — бла-бла». С точки зрения эстетики, повторяющаяся картинка с разными фонами просто не вставляет. Это стало понятно после Лобного места. Питерская «Война» в тысячу раз убедительней в своем угрюмом молчании. Да и в заигрывании с либеральными олигархами вроде не были замечены. Мне кажется, Путин не уйдет, если мы все до бесконечности будем повторять: «Раз-два-три, елочка — гори!». Нужно выдвигать программу и начинать реальную борьбу!
Таус Махачева
художник
Я искренне верю, что как только ты выходишь на улицу на какой-то протест, как только ты включаешь свое активистское «я», ты перестаешь быть художником. Как только я выхожу на проспект Сахарова с плакатом, я уже не художник Таус Махачева, я уже гражданин, который хочет выразить свою политическую позицию. Мне не кажется, что то, что делают Pussy Riot, можно назвать искусством.
Если бы подобная ситуация произошла в Европе, никто бы, как говорится, и пальцем не пошевелил
Я не говорю, что это не ценно или не интересно, я просто не считаю это искусством. Если бы подобная ситуация произошла в Европе, никто бы, как говорится, и пальцем не пошевелил и ни один мускул на лице бы не дрогнул — девочки просто отделались бы каким-нибудь штрафом, и все. Это, конечно, наш волшебный режим — он просто так себя ведет — смешно, нелепо и безобразно.
Андрей Лошак
журналист
Акция неоднозначная. Я считаю, что надо было четче расставить акценты — это не богоборческая акция, а социальная, направленная против безобразий, творимых от лица Церкви. Все-таки если ты восходишь на амвон, чтобы вещать оттуда, ты берешь на себя колоссальную ответственность. Текст песни же допускает трактовку данной акции как богохульной, что, с моей точки зрения, большая ошибка. Слова тут надо было подбирать очень тщательно, чтоб не дай бог не задеть чувств верующих.
Но в целом я девушек не осуждаю. Акция — это реакция на то, что творил дуэт церковных иерархов последнюю зиму. Патриарх совершенно бесстыдно в течение всей предвыборной кампании агитировал — как какой-нибудь актер — за Путина и действующую власть, став, по сути, его доверенным лицом. Это отвратительно. Мне как верующему, например, было стыдно за то, что у Церкви такой глава. Вместо того чтобы заниматься духовным окормлением, он мелко суетится на поверхности жизни, преследуя какие-то далекие от веры цели.
Отвратительно, когда Церковь открыто становится на сторону силы — то есть власти, в то время как она всегда должна быть в стороне от политики и вообще защищать слабых и обездоленных
Отвратительно, когда Церковь открыто становится на сторону силы — то есть власти, в то время как она всегда должна быть в стороне от политики и вообще защищать слабых и обездоленных, а не альфа-самцов с их греховной страстью к власти. Что же касается нынешнего храма Христа Спасителя — то это не святое место, потому и акция — не святотатство. Храм Христа Спасителя — это олицетворение коррупционного слияния государства и Церкви — причем с самого начала, еще со строительства этого храма лужковско-церетелиевской мафией, омраченного множеством скандалов с откатами и распилами бюджетных денег.
Анна Жавнерович
шеф-редактор W-O-S.ru
Pussy Riot — это самое здоровое из тяготеющих к экстремальному жесту явлений, родившихся на почве гражданской активности. Этакое смешение уличного протеста и панк-песенок в духе движения Riot Grrl.
Это самое здоровое из тяготеющих к экстремальному жесту явлений, родившихся на почве гражданской активности
Это не политика, а спонтанный арт-акционизм, напоминающий скорее о Нью-Йорке 1970-х, чем о постперестроечных фрик-движениях с конкретными политическими целями. За ними действительно не стоит никаких суровых профессионалов от пиара или влиятельных структур.
Из истории протестного искусства Росcии
|
|
12 апреля 1991 года группа «ЭТИ» («Экспроприация территории искусства») во главе с Анатолием Осмоловским выкладывает своими телами слово «хуй» на Красной площади. Протест был направлен против повышения цен и невозможности существовать и работать. По факту проведения акции было возбуждено уголовное дело по статье 206 части 2 «Злостное хулиганство, отличающееся по своему содержанию исключительным цинизмом или особой дерзостью» и было закрыто через три месяца следствия по отсутствию состава преступления. 1994 год — Александр Бренер, Олег Кулик, «Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером». Перформанс Олега Кулика показывал «собачье» положение, в котором очутился советский человек после неолиберальных реформ. 1995 год — акция «Убить постмодерниста» Александра Бренера. Во время службы в Елоховском соборе поэт и скандальный художник Александр Бренер неожиданно подбежал к алтарю и стал скандировать: «Чечня! Чечня!» Как позже объяснил художник, этим жестом он пытался предложить себя прихожанам в качестве Иисуса Христа. Многие считают, что именно с этого момента у современного искусства начались проблемы с православной общественностью. Перформанс Олега Мавроматти «Я — не Сын Божий». 1 апреля 2000 года, недалеко от храма Христа Спасителя, кинорежиссер и художник Олег Мавроматти по собственному желанию распял себя на кресте. По просьбе самого Мавроматти в его руки и ноги были вбиты настоящие гвозди, а на спине вырезана фраза «Я — не Сын Божий». Свой жест он описал как эстетическую дискуссию о праве художника на высказывание и о истинной глубине такого творчества. «Юный безбожник». Перформанс художника Авдея Тер-Оганьяна, состоявшийся 4 декабря 1998 года в рамках выставки «Арт-Манеж-98». Через два часа после открытия выставки художник стал рубить топором освященные репродукции икон, в связи с чем против него было возбуждено уголовное дело по редкой для России первой части 282-й статьи Уголовного кодекса «Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды». В сентябре 1999 года, не дожидаясь вынесения приговора, Тер-Оганьян становится политическим беженцем и покидает Россию. «Осторожно, религия!». Художественная выставка, прошедшая 14 января 2003 года в Музее имени Сахарова. Выставка была подготовлена правозащитным центром имени Сахарова и была разгромлена группой радикально настроенных верующих, обвинивших ее организаторов в разжигании межрелигиозной розни, вследствие чего Таганской прокуратурой было возбуждено уголовное дело. «Запретное искусство — 2006». Художественная выставка, проходившая в марте 2007 года в Музее имени Сахарова, куратором которой выступил искусствовед Андрей Ерофеев. Из-за резкой критики со стороны ряда религиозных и националистических организаций в отношении выставки на ее организаторов было заведено уголовное дело за разжигание религиозной розни, закончившееся обвинительным приговором суда. «Искусство или смерть. Двадцать лет спустя...». В сентябре 2006 года в Музее современного изобразительного искусства прошла выставка «Искусство или смерть. Двадцать лет спустя...», вскоре после открытия которой из экспозиции были изъяты четыре работы Александра Сигутина и Владимира Анзельмана из серии «Жизнь замечательных людей», которая была воспринята представителями Церкви как оскорбительная. В адрес музея постоянно поступали угрозы от руководителей РПЦ, в связи с чем администрации сначала пришлось повесить табличку с надписью: «На выставке представлены тексты и изображения религиозного содержания в неканонической форме. Если это может вас шокировать, просьба воздержаться от посещения выставки», а затем и вовсе удалить работы с выставки.
2007 год, октябрь, «Эра милосердия». Фоторабота арт-группы «Синие носы» была запрещена к участию в парижской выставке «Соц-арт. Политическое искусство в России с 1972 года», составленной из работ аналогичной выставки Московской биеннале, и названа «порнографией» и «позором России». Министр культуры Александр Соколов, выступивший с данным заявлением, был подвержен яростной критике со стороны российского художественного сообщества.
14 июня 2010 года на Литейном мосту в Санкт-Петербурге возник огромный фаллос размером 65 х 27 метров. Автором художественного произведения стала арт-группировка «Война», которая таким образом выразила свой протест против повышенных мер безопасности в преддверии Международного экономического форума. После развода моста изображение фаллоса оказалось прямо перед окнами УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Сообщение о данной акции несколько дней держалось на первом месте в блогах. В апреле 2011 года «Война» стала лауреатом художественной премии «Инновация» благодаря акции на Литейном мосту. Несмотря на попытки организаторов исключить группировку из списка номинантов, благодаря общественному давлению премия все-таки была получена. Главный приз в размере 400 тысяч рублей был передан Межрегиональной правозащитной ассоциации «Агора», помогающей группировке и другим гражданским активистам. Сентябрь 2010 года — отказ выставлять работы из серии «Радикальный абстракционизм» Тер-Оганьяна в Лувре. В сентябре 2010 года работы художника Авдея Тер-Оганьяна были исключены из программы выставки «Русский контрапункт» в Лувре за «призыв к насильственному изменению конституционного строя РФ, а также призыв, направленный на разжигание межрелигиозной ненависти и вражды», в связи с чем ряд художников, включая Андрея Монастырского, Юрия Альберта, Виталия Комара и других, отказались участвовать в данной экспозиции. 19 августа 2011 года. В августе 2011 года в городе Тарусе Калужской области работа Александра Савко из серии «Путешествия Микки-Мауса по истории искусства» была признана районным судом экстремистской. Дело было возбуждено после обращения жительницы Тарусы, просматривающей в интернете работы с выставки «Запретное искусство – 2006» и подавшей исковое заявление в местную прокуратуру. Сентябрь 2011 выставка «Невозможное общество» в ММСИ. За три дня до открытия выставки на фасаде здания ММСИ появился баннер словенского объединения IRWIN с надписью «Пришло время для нового государства! Говорят, там возможно счастье». Спустя пару часов после монтажа администрация музея сняла баннер, потому что исполнительному директору ММСИ Василию Церетели «позвонили с просьбой демонтировать плакат, дабы не смущать москвичей в День города». Январь 2011 года. Поджог полицейского автомобиля «Урал» участниками группы «Война». Поджог автомобиля за полчаса до Нового года 31 января 2011 года во дворе 71-го отдела полиции Петроградского УМВД стал седьмым по счету поджогом полицейских машин, совершенным «Войной». По факту возгорания автомобиля «Урал» было возбуждено уголовное дело по статье «Хулиганство». Ответственность за поджог взяла на себя арт-группа «Война». |
Комментарии
Подписаться