Берлинская сцена: Художники и дизайнеры
Look At Me рассказывает о молодых художниках и дизайнерах, которые сейчас активно работают в Берлине и меняют местную сцену
Еще лет десять назад Берлин можно было назвать арт-столицей Европы с определенной натяжкой: тогда он уступал модному Лондону, богемным Парижу и Милану, благополучным Базелю, Вене и Цюриху. Берлин же никогда не был городом «про деньги» (главные финансовые области — Мюнхен, Франкфурт и Дюссельдорф — находятся в другой части Германии) и легко взял на себя роль культурного и туристического центра страны, где осталось очень много напоминаний о гэдээровском прошлом, теплое отношение к иностранцам и промышленные площади практически в центре города за символическую плату, которые моментально подвергли джентрификации. И хотя за последнее время рента в модных Митте, Кройцберге и Фридрихсхайне сильно выросла, Берлин все еще достаточно недорогой и доступный город с бурной ночной жизнью, огромным количеством людей неопределенных занятий и ощутимой безработицей, которая создает повсеместную живость и при этом странным образом не производит впечатление гуманитарной катастрофы.
Здесь весной каждые два года проходит Берлинская биеннале, одна за другой открываются выставки в нескольких центрах современного искусства, весной и осенью десятки местных галерей участвуют в главных сезонных событиях Gallery Weekend и Art Berlin Contemporary, а дизайн-студии из Лондона и Нью-Йорка решают сделать представительства в Берлине уже без всяких колебаний. В то же время традиции ключевых местных художников прошлого — Йозефа Бойса, Ребекки Хорн, Герхарда Рихтера и Зигмара Польке — сформировали собственную жизнеспособную сцену с местными традициями и сильными авторами в нескольких поколениях. Так что Берлин не утопает в коммерческом искусстве, а продолжает считаться платформой достаточно независимой и менее буржуазной, чем сцены Лондона, Парижа или Цюриха.
Look At Me показывает, о каких художниках говорят в Берлине последние несколько лет и как они меняют местную сцену.
Ронни Ярисаль и Катя Кублиц
Датско-швейцарский дуэт делает простые и ироничные инсталляции, постоянно акцентируя внимание на парадоксах действительности: кактус, металлические иголки которого пристали к намагниченному стеклу; американский флаг, с которого упали полоски и звезды; ковер, с которого слетает орнамент. Ронни и Катя оставляют работы слегка недоделанными, сочиняя им забавные названия: «Если бы Бог остановился, он закурил бы Gitanes», «Лимонный инцест» или «Ты знал, но все проебал».
http://www.yarisalkublitz.com
Роберт Бартолот
Немецкий фотограф Роберт Бартолот снимает для арт-агентства Meire&Meire, журналов Œ, NOVUM и Surface. Вдохновляясь сюрреалистами и арт-радикалами первой половины XX века, он снимает обезличенные фигуры, похожие на манекены, пользуется яркими контрастными цветами и очень тщательно подходит к выбору стилистов и аксессуаров. Его фирменный знак — ядовитый фон, замотанное лицо и простая кукольная поза.
http://bartholot.net/
Катарина Гроссе
Одна из самых востребованных современных художников на берлинской сцене, Катарина совсем недавно стала профессором в знаменитой Дюссельдорфской академии искусств. Чаще всего Катарина работает в белом комбинезоне, раскрашивая огромные неровные поверхности в галерейных пространствах: покрытые краской из баллончиков, огромные каменные глыбы, шары с гладкой поверхностью, полы, стены и белые потолки похожи на фрагменты стрит-арта или инопланетные ландшафты. Ее работы легко узнать и по яркой палитре флюоресцентных оттенков.
http://www.katharinagrosse.com
Оливер Ларик
Молодой австрийский художник Оливер Ларик обласкан галереями и международными арт-ярмарками: его эксперимент с расписными античными головами закончился большим успехом. Оливер часто занимается анализом сакрального, делает не вполне серьезные инсталляции с фиш-спа, буддистскими сотовыми телефонами и постерами со Шварценеггером, создает голограммы с античными орнаментами и впечатляет умением создать законченную и остроумную работу практически из ничего.
Мелани Бонайо
Художница из Голландии Мелани Бонайо экспериментировала с фотографией, ассамбляжами, зинмейкерством и инсталляциями и в итоге очутилась в одной из самых живых и располагающих к экспериментам площадок — в Берлине. Одна из самых известных серий Мелани — серия снимков голых девушек, обвешанных предметами быта — от ведер до стремянки, которые стоят в неуклюжих позах. Этот «мебельный бандаж», по утверждению Мелани, — попытка войти в состояние мира с самим собой и окружить себя любимыми вещами как можно теснее.
Яго Хортал
Испанский живописец Яго Хортал, закончив учебу в Барселоне, сразу же отправился в Берлин: его яркие абстрактные акриловые холсты с бодрыми мазками очень отличаются от того, что принято делать в технике живописи в немецкой столице. Серия работ Яго публиковалась в одном из лучших журналов об иллюстрации и графдизайне ROJO.
Томас Деманд
Немецкий концептуалист Томас Деманд работает между Берлином и Лос-Анджелесом: его работы последние десять лет пользуются огромной популярностью в Америке. Он делает фотографии больших 3D-моделей, которые напоминают реально существующие бюрократические здания: чиновничьи коридоры, темные пролеты и молчаливые кабинеты. Получив образование скульптора, он делает все интерьеры в натуральную величину из гладкого картона, а после того, как фотографирует их, — моментально уничтожает.
Дизайн-студия HORT
Одна из самых смелых и экспериментальных берлинских студий занимается коммуникативным дизайном: занимается наружной рекламой крупнейших брендов, делает плакаты для дизайн-событий и придумывает иллюстрации для топовых изданий. При почетном возрасте в восемнадцать лет студия до сих пор выглядит свежо, как предприятие, которое придумали буквально только что. HORT не скрывает влияния на себя со стороны баухауса, активно использует их приемы и заимствует главные достижения этой школы в функционализме, простоте и способности произвести моментальное впечатление.
Рэйчел де Йооде
Голландский художник Рэйчел де Йооде начинала с инсталляций и скульптур, а позже стала заниматься перформансом и фотографией. Ее простые грубоватые работы находятся в поле современных европейских экспериментов с неживой природой: пейзажем, натюрмортами, архитектурой, символами среднего класса и атрибутами обыденности. Искусственное ухо может оказаться в одной композиции с упаковкой нарезанного хлеба, а кокос, камень и пластиковая колонна будут завернуты в рулон бумаги небесного цвета.
Юдит Сенг
Юдит Сенг работает декоратором и придумывает интерьеры для берлинских недорогих кафе, но параллельно придумывает инсталляции из простых материалов с цветовыми акцентами (например, из дерева и стекла) или делает концептуальные серии с предметами декора и посудой. Ее долгосрочный проект Acting Things, который она сняла на видео, рассказывает о том, как предметы интерьера, в данном случае столы и стулья, помогают реализовать сценические идеи.
Алисья Кваде
Самую большую известность молодой художнице родом из Польши Алисье Кваде принесла серия изогнутых скульптур в форме самых привычных вещей — палок, досок, зеркал и плоскостей, прислоненных к белой галерейной стене. В другой своей известной работе она сгибает не только стекла и двери, но и садовые ограды, располагая их в виде концентрических кругов. Алисья взяла на вооружение идеи реди-мейда и практику Марселя Дюшана и работает с самыми прозаическими объектами, имеющими связь с природой или привычным образом жизни, придает отдельную значимость простым лампам, найденным камням или садовому мху и активно пользуется сюрреалистическими способами репрезентации — например, системой отражений и зеркал.
Берта Фишер
Художница Берта Фишер родом из Дюссельдорфа — еще один пример развитости женского искусства и вообще женской сцены в арт-Берлине. Среди берлинских художников она выделяется привязанностью к ярким цветам и произвольным формам, хотя и держит себя в рамках. Ее хаотичные полупрозрачные однотонные скульптуры из акрилового стекла можно увидеть чаще всего в самых неожиданных сочетаниях в залах берлинских галерей.
Элин Хансдоттир
Исландская художница Элин Хансдоттир предпочитает сложные решения: многофигурные композиции, отражения, лабиринты, абсурдные инсталляции: все ее перформансы или ассамбляжи с участием людей требуют длительной подготовки, ее работы часто театральны и всегда разыгрываются перед публикой по заранее приготовленному сценарию. Когда Элин работает с предметами, то предпочитает масштаб, грубые материалы (в одном произведении даже фигурировали кирпичи из грязи) и предельно чистые цвета.
Кася Фудаковски
Вдохновляясь модернистами и ранними сюрреалистами, Кася Фудаковски придумывает простые инсталляции с затейливыми формами и нестандартными фигурами: если это линия, то ломаная или кривая, если нечто округлое, то никогда не точный круг, а форма со странными диспропорциями. Псевдомемориал, истыканный пседомечами, гигантские инсталляции с продолговатыми предметами, напоминающими баклажаны, и прихотливые линии, напоминающие изгибы в работах Миро или Матисса, делают ее работы стопроцентно узнаваемыми.
Издательство Gestalten
Сравнительно небольшое трендсеттерское издательство из Берлина в последние годы публикует одни из самых любопытных и толковых нишевых проектов: их книги по современному коллажу и искусству акционистов, каталоги о столкновении моды и искусства и исторические исследования, монографии набирающих популярность художников и обзоры инфографики — едва ли не самое интересное, что происходит в независимом книгоиздательстве в одном из главных европейских городов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Комментарии
Подписаться