12 альбомов фотографий непривычной Африки
Новый альбом арт-фотографий Parasomnia от многообещающего фотографа Вивиан Сассен и еще 11 альбомов об Африке и ее жителях
К выходу новой книги замечательного голландского фотографа Вивиан Сассен с моделями-африканцами Look At Me вспоминает лучшие альбомы о непривычной Африке.
На протяжении всего XX века поехать в Африку влекло каждого второго выпускника фотошколы, журналиста-самоучку, писателя, режиссера или художника. Сняты сотни фильмов о голоде и геноциде, и до сих пор мечта каждого маленького документального фотографа — поехать туда и рассказать все правду о том, что там происходит. И африканцы, наученные десятками лет журналистского интереса, выносят заезжим белым, словно туристам, самого худого ребенка в деревне, одевая его в лохмотья и делая грустные глаза. Но какая Африка на самом деле, когда на нее смотрят сами жители континента? Или когда иностранный фотограф попадает туда и годами не может уехать, очарованный раз и навсегда прекрасным светом и лицами?
В подборке вдохновляющих альбомов об африканцах — непривычная Африка не из сводок военных репортажей или романтичных разворотов National Geographic, Африка без клише, увидеть которую удалось немногим.
|
|
Parasomnia: A short Story by Moses Isegawa
Автор:
|
То, что делает Вивиан Сассен, заслуживает если не поклонения молодых фотографов, то хотя бы внимания. И заслуживает она это не просто потому, что у нее удивительное чувство света и цвета, но и потому, что она как Хельмут Ньютон этого десятилетия — сидит на двух стульях, популярна в двух мирах: мире фэшн-фотографии и мире арт-фотографии. Ее снимки пользуются популярностью на страницах Dazed & Confused и висят на стенах МоМа в Нью-Йорке. Эта редкая черта характера, благодаря которой, сохраняя свою индивидуальность, Сассен оказывается своеобразным хамелеоном. Отчасти это кроется в том, что, когда она была совсем ребенком, ее отец работал в госпитале в Кении, и вся семья жила там. И эти несколько лет, как говорит сама Сассен, изменили ее навсегда, она никогда не чувствовала себя стопроцентной голландкой и понимала, что никогда не станет своей в Африке. В одном из интервью на вопрос о том, какой была самая приятная похвала ее фотографиям, она ответила так:
|
Я встретила одна европейскую даму, которая сказала, что мои фотографии показывают Африку невероятно интригующе и совершенно по-новому. Она почувствовала, что этим я совершила своего рода правосудие. Мне показалось это очень особенным, потому что это дама была из Африки. Не говоря уже о том, что талантливый писатель Мозес Ишегава полюбил мою серию так сильно, что предложил написать для моей будущей книги. И это был серьезный комплимент. |
|
Все эти снимки, кроме того, что показывают Африку с другой стороны, обладают еще одной особенностью: из-за того, что глубокие тени очень часто не дают разглядеть лица, Вивиан Сассен создает целый новый мир, мистичный и глубокий. И в своей последней книге фотограф продолжает развивать эту мысль, но настроение этой работы становится совсем иным, можно сказать более нервным и запутанным, чем и привлекает такое острое внимание.
Еще 11 альбомов об Африке и африканцах
|
|
|
Zwelethu Mthethwa
Автор: Звелетху Мтхетхва
|
Первая монография южноафриканского фотографа Звелетху Мтхетхвы включает в себя очень своеобразные цветные портреты, урабанистические и деревенские пейзажи чернокожей части населения ЮАР. Один из критиков, назвал его работы афропессимизмом, и действительно, это не выставленная напоказ боль, это тоска в глубине каждого из взглядов. Но тоска немыслима без маленькой и хрупкой надежды, желания что-то изменить, ожидания, что что-то вот изменится. Но эта надежда не только в лицах рабочих в поле — эта надежда в том, как фотограф смотрит на скромные интерьеры комнат, почти лачуг, пейзажи. В их скромности он видит буйство цвета, странную гармонию, красоту гордости за принадлежность к этносу, стране и времени. Фотографии Звелетху Мхетхвы стали известны широкой публике только лишь после отмены цензуры, связанной с падением апартеида в 1994-м, он, несомненно, является одной из ключевых фигур современной африканской фотографии. |
|
|
|
A Million Shillings. Escape from Somalia
Автор: Аликсандра Фаззина
|
Миллион шиллингов — это всего лишь около пятидесяти долларов. Миллион шиллингов — цена, которую платят отчаявшиеся сомалийские беженцы, чтобы пересечь Аденский залив на том, что с трудом можно назвать лодками, имея один шанс к двадцати добраться до противоположного берега. Но до того как совершить это совершенно неадекватное путешествие, им необходимо пережить грабителей и насильников, работорговцев, дикие бытовые условия и только потом, уже только в самом конце есть шанс добраться до берегов Йемена. Это книга невероятно честная, экстремально близкая со стороны фотографа документация происходящих событий. Автор в течение двух лет шаг за шагом следовала за сомалийцами у которых не осталось никаких причин, чтобы не рискнуть своими жизнями. Эти фотографии с трудом можно назвать красивыми, потому что в первую очередь они пугают зрителя. Но та красота, которая в них есть, сродни красоте средневековых легенд, в которых герои сражаются с немыслимыми ужасами морских глубин, штормами и огнем. Эта история манит смотрящего и вчитывающегося в нее своей откровенностью, она — страшное пророчество, длящееся для жителей Сомали годами. |
|
|
|
Maske
Автор: Филлис Галембо
|
Книга «Maske», созданная Филлис Галембо, — плод длительной работы и включает в себя фотографии маскарадов в таких странах как Нигерия, Бенин, Гана, Сьерра-Леоне, Буркина Фасо, Замбия и Гаити. Фотографии в этой книге — странный микс этнографического исследования, портретной фотографии и фэшн-съемок. Самодельные маски и костюмы сфотографированы так, как будто они арт-объекты, почти что скульптуры, которые носят их создатели. Они не только приносят эстетическое удовольствие, но и являются своеобразными справочником образов, которыми полна мифология стран Африки. Это духи, обманщики, колдуны из первоначальной мифологии Африки и... костюмы колонизировавших их когда-то завоевателей. |
|
|
|
Permanent Error
Автор: Питер Хьюго
|
Питер Хьюго принадлежит к молодому поколению южноафриканских фотографов, молодому и одновременно очень известному. И, кроме того, что он выиграл множество наград, он обладает редким талантом отличного портретиста, чувством цвета и раз за разом рассказывает важные вещи о современной Африке. «Permanent Error» — это книга о свалке компьютерной техники в Гане, отдельном микрообществе; людях, живущих в облаке ядовитого пара, на выжженной земле, выплавляющих ценные металлы из обломков техники стран первого эшелона, которые отправляются туда — в теории — для того, чтобы уменьшить разрыв в технологической оснащенности. Эта книга интересна не столько тем, что заставляет нас задуматься о ядовитых отбросах, которые мы никак не утилизируем, но тем, что поражают люди, сохраняющие человеческие качества, редкие моменты нежности и покоя, доступные им в повседневной жизни в подобных условиях. |
|
|
|
Kitintale
Автор: Янн Гросс
|
Представьте, что вам снова пятнадцать. Только с условием, что нет никаких приставок, компьютеров, кинотеатров, парков развлечений и даже не очень веселых спорткомплексов. Есть телевизор, а там, ну, может быть, молодежный канал, и то иногда, если повезет. Как-то не очень весело, правда? Тинейджерам Уганды, живущим на окраине Кампалы, тоже было несладко. И они своими руками, без помощи гуманитарных организаций, видев только по телевизору, как выглядят скейт-парки, построили свой собственный. Автор книги, документируя такой важный феномен, как на данный момент первый и единственный скейт-парк в Восточной Африке, говорит, что скейтбординг спасает молодежь от вредных привычек и что те самые первые подростки, затеявшие это, не только учат младших, как делать трюки на рампе, но и обсуждают с ними вопросы, касающиеся многих семей в Уганде, такие как ВИЧ и малярия, пытаются привить уважение друг другу и взаимопомощь. |
|
|
|
Interior Relations
Автор: Ян ван Коллер
|
Ян ван Коллер, автор этой книги, вырос в семидесятые, и дом его семьи в Йоханнесбурге был полон чернокожих нянь и горничных. К ним относились почти как к членам семьи, но только почти. Они никогда не присутствовали на семейных фото и в путешествиях на отдыхе. Несмотря на то, что апартеид является уже прошедшей частью истории, по сей день чернокожие обслуживают белых в домах высшего класса в ЮАР. Делая фотографии для этого альбома, Ян ван Коллер просил женщин, по-прежнему обслуживающих дома белых, надеть свою лучшую одежду и позировать в доме, в котором они работают. Но это не запоздавшее извинение — это доказательство того, что несмотря на свободу в выборе работы, классовость и разделенность общества все еще существуют в ЮАР. В книгу «Interior relations» также включено эссе, написанное одним из самых известных писателей ЮАР Синдиве Магона, которая в молодости тоже работала в доме у белых и прошла через многие испытания, прежде чем ее уверенность и сила воли позволили ей вопреки всему стать писателем. Этот альбом — коллекция прекрасных и грустных портретов женщин, для которых демократический режим все еще является видимостью. |
|
|
|
Long Story Bit by Bit.
|
Тим Хетерингтон был документальным фотографом, чье творчество любили если не все, то очень многие. Около десяти лет он снимал во многих странах африканского континента, таких как Либерия, Сьерра-Лионе, Нигерия, Ливия. Книга «Long Story Bit by Bit. Liberia 2003–2007» начинается с фотографий тропических лесов, где автор фотографировал повстанцев, и содержит в себе все важнейшие события, произошедшие в Либерии за годы войн. Уничтожение тропических лесов, суд над Чарльзом Тейлором (либерийским диктатором) как военным преступником и многие другие. Его фотографии настолько запоминающиеся, настолько удивительные в своей чистоте и гуманизме, что, даже снимай он пасторальные пейзажи, в них была бы предельно высокая концентрация веры в перемены и доброту человека, даже если тот с гранатой в руке. |
|
|
|
Beaufort West
Автор: Михаэль Суботски
|
Михаэль Суботски — один из ключевых фотографов новой южноафриканской волны. И книга «Beaufort West» — первая опубликованная им книга, приурочена к первой выставка в Северной Америке, в МоМа, Нью-Йорк. Эта книга своей темой очень близка и понятна жителям России, потому что Бьюфорт-Уэст — это такой уездный город Н, находящийся на магистрали, ведущей от Кейптауна к Йоханнесбургу, в котором путешественник может найти все, что ему нужно, — бензозаправки, дешевые придорожные кафе, грязные мотели и получасовой секс. Этот город выбран не случайно, он о периферии развивающейся страны, то есть обо всей стране, за исключением двух крупнейших городов. Персонажи этой книги — люди, борющиеся за свое выживание, находящиеся в непрерывной сделке с моралью и совестью, которые обладают своеобразной красотой. Эти фотографии безусловно посвящены одной из важнейших болевых точек, когда разговор заходит о современной Африке, о ее отчаивающихся, любящих, живущих и дышащих людях. |
|
|
|
Avenue Patrice Lumumba
Автор: Гай Тиллим
|
Фотограф Гай Тиллим документирует Африку, истерзанную войной, ее жителей, выросших и сформировавшихся в годы лишений. В основе книги лежат фотографии зданий, городских пейзажи, в которых построенные не так давно здания, цветные, как будто бы комфортабельные для мирной и счастливой жизни в большом городе, разрушены и заброшены. Это грустная книга, которая передает позицию автора, что целый континент оказался оставленным странами первого мира, когда-то его колонизировавшими для собственной выгоды, и стал разрушаться. В то же время эта пессимистичная книга, не лишенная тонких и эстетически выверенных ходов, похожа на фотографии руин древних цивилизаций, где стати героев свергнуты, а храмы разрушены. |
|
|
|
David Goldblatt Photographs
Автор: Дэвид Голдблатт
|
Когда вы говорите вашему другу-фотографу «ЮАР», можете быть уверены, что он думает «Дэвид Голдблатт». Или просто представляет себе страну, населенную героями фотографий Голдблатта. Конечно, герои этих изображений — обычные люди, день за днем находящиеся под давлением. Вот момент — и мы не думаем о нищете, а любуемся пейзажем, а вот непонятное с первого взгляда изображение: белый врач проверяет зрение у коренного африканца. Казалось бы, ничего особенного, но только не для тех, кто жил в ЮАР, когда не только здравоохранение, но и даже общественный транспорт был разделен: отдельно европейцы и неевропейцы. Эта монография включает в себя в том числе и период, когда фотограф стал использовать цветную, а не только черно-белую пленку. И все вместе эта книга — смесь прекрасных фотографий, в которых есть и чистая, непредвзятая радость моменту, и скромная роль наблюдателя, и документация моментов истории ЮАР, наложивших свой отпечаток на каждый день, каждый жест и каждое лицо в стране. |
|
|
|
Chemises
Автор: Малик Сидибе
|
Эйфория, молодежь и свобода. Эти три слова интригуют и привлекают, а когда они складываются в идеальных пропорциях и становятся не просто словами, а самым настоящим историческим документом, в котором свобода — самая настоящая независимость Мали от Франции. Когда молодежь с жадностью поглощает новую музыкальную западную культуру, создает безумные миксы из традиционной и западной одежды, когда все пропитано радостью и сам фотограф проводит ночи во всех клубах города или снимает с такой же страстью футбольные матчи, свадьбы или празднование рождества. Фотографии Сидабе были впервые показаны в конце девяностых, а до этого, в течение тридцати лет, он не переставал снимать, потому что был влюблен в свое дело и людей, которыми был окружен. Это теперь и позволяет нам видеть, каким было его ателье Studio Malick, и красивых и счастливых людей Мали. |
Комментарии
Подписаться